Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тугоподвижности в суставах и контрактур






Приразработке сгибательных контрактур локтевого сустава плечо укладывается на высокий столик горизонтально. Под локтевой сустав может быть положена мягкая прокладка. Левой рукой методист фиксирует плечо, правой выполняет редрессирующие сгибательно-разгибательные движения, постепенно увеличивая амплитуду. При этом плечо не должно подниматься. При редрессирующих движениях кости предплечья должны располагаться параллельно, если нет пронационно-супинационных контрактур. При пронационной контрактуре методист, правой рукой разгибая локтевой сустав, одновременно супинирует предплечье. В процессе выполнения редрессирующих движений необходимо, чтобы ребенок осуществлял произвольное напряжение соответствующих мышц, с целью увеличения эффективности упражнений.

Увеличение подвижности в плечевом суставе проводят в положении сидя. Одна рука методиста находится на надплечье, фиксируя его, другая захватывает культю плеча и выполняет редрессирующее движение в сторону ограничения движений, при этом надплечье не должно подниматься.

Упражнения для развития силы мышц культи и мышц, окружающих локтевой и плечевой суставы. Движения правой и левой конечностью должны быть согласованными по усилию, амплитуде и напряжению.

Независимо от длины культи необходимо ее участие в различных движениях. Для развития силы мышц используются сгибание и разгибание в локтевом суставе, пронация и супинация, сочетанные движения, выполнение движений с сопротивлением, с дополнительным отягощением и т.д. Движения в плечевом суставе сочетаются с движениями в локтевом суставе.

Период обучения пользованию протезами верхних конечностей. Основной задачей этого периода является выработка нового динамического стереотипа. Формирование навыков пользования протезами, как и вообще двигательных навыков, проходит три стадии. При обучении пользованию протезами верхних конечностей наибольшего внимания требует первая стадия, так как именно в этот период наблюдаются компенсаторные движения, которые в дальнейшем исправляются с большим трудом.

В методике обучения пользованию протезами верхних конечностей в первую очередь осваиваются движения в проксимальных соединениях протеза, например в локтевом протеза плеча, затем в дистальных шарнирах, в частности открытие и закрытие кисти. После ампутации обеих верхних конечностей на уровне одного и того же сегмента (на уровне плеч, предплечий) ведущим, т.е. выполняющим наиболее специализированные и точные действия, является правый протез (у правшей). После ампутации различных сегментов ведущим считается протез конечности, усеченной на более дистальном уровне. Процесс обучения начинается с освоения навыков надевания протезов. При дефектах обеих верхних конечностей протезы можно надевать поочередно, при этом сначала надевается протез на болеедлинную культю, затем на более короткую. Можно надевать оба протеза одновременно.

В послеоперационном периоде после ампутации нижних конечностей занятия физическими упражнениями начинаются на следующий день после операции. Выполняются дыхательные упражнения с удлиненным выдохом, элементарные движения в суставах сохраненных конечностей и позвоночника. Послеоперационная гимнастика способствует профилактике легочных осложнений (бронхитов, пневмоний), нарушений деятельности желудочно-кишечного тракта. При отсутствии противопоказаний разрешается переход в положение сидя на кровати на 2—3 мин с помощью медицинского персонала, повороты на бок и др. С 3—4-го дня повышается интенсивность занятий и обеспечивается подготовка к вставанию. Пребывание в положении сидя разрешается 3—5 раз в течение дня по 10—15 мин. После односторонних ампутаций нижних конечностей разрешается вставание с опорой на костыли, перемещение с кровати на кресло-коляску, передвижение на ней в пределах палаты. При подборе гимнастических упражнений в послеоперационном периоде должны учитываться общее состояние, уровень и способ ампутации, причина ампутации, наличие осложнений и т.д. Активные движения в сохранившихся суставах усеченной конечности и упражнения в статическом режиме применяются со 2—3-го дня. Эти упражнения способствуют уменьшению послеоперационного отека и увеличению подвижности в суставах.

Выполнение упражнений для развития способности к равновесию и профилактики нарушений осанки начинаются после перехода в положение стоя на здоровой ноге. Первые 2—3 дня занятия продолжительностью 7—10 мин проводятся по 2—3 раза в день. В последующие дни время занятий увеличивается до 15—20 мин.

На 5—6-й день после операции двигательная активность расширяется с целью подготовки к ходьбе.

При подборе костылей, кроме их длины, большое значение имеет высота расположения рукоятки, которая измеряется от большого вертела до пола, или от кисти (основания пятого пальца) до пола при согнутом локтевом суставе под углом 130—140°. Длина костылей определяется на ровной поверхности, измерением расстояния от подмышечной впадины до пола (если лежа — до подошвы).

Пользуясь костылями, необходимо сохранять правильную осанку. После подбора костылей начинается обучение ходьбе, которая, как правило, осваивается быстро.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.