Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. (методические рекомендации)






ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 


на правах рукописи

ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

(методические рекомендации)

МОСКВА 2010

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Материалы подготовлены к печати в соответствии с Постановлением Правительства города Москвы от 12.05. 2009 №402 – ПП «О совершенствовании системы физического воспитания и массового спорта среди детей и учащейся молодежи города Москвы» п.6.3.1. Издание материалов продиктовано настоятельной необходимостью дальнейшего значительного повышения эффективности оздоровительно-реабилитационной и воспитательной работы в коррекционных школах всех типов и других учреждениях на основе использования современных методик и средств адаптивной физической культуры.

Сборник методических рекомендаций посвящен проблеме охраны, укрепления здоровья и социальной адаптации детей-инвалидов г. Москвы. При этом авторский коллектив стремился к созданию издания, доступного для восприятия специалистами разного профиля, способного донести важные методико-практические положения и рекомендации по организации работы с детьми-инвалидами разных нозологических групп. При подготовке рекомендаций авторы акцентировали внимание на обстоятельном анализе и обобщении многолетних прогрессивных научно-теоретических и методических материалов, фундаментально разработанных специалистами Академии физической культуры Санкт-Петербурга под руководством доктора педагогических наук, профессора С.П. Евсеева. Этот обширный научно – практический материал может служить ориентиром для продуктивной деятельности специалистов, работающих во всех однопрофильных учреждениях страны. Естественно, что при этом необходим всесторонний учет региональных условий, традиций и возможностей.

В рекомендациях обращается пристальное внимание на такие важные вопросы как методика обучения плаванию, применение коррекционно- развивающих игр, использование тренажеров на занятиях с инвалидами и др. При этом авторы отчётливо понимают невозможность дать исчерпывающие ответы на все вопросы, связанные с проблемой совершенствования системы адаптивного физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Тем не менее, авторы надеются, что предлагаемые рекомендации помогут в практической деятельности многим специалистам, а также родителям детей-инвалидов. Авторы с благодарностью воспримут любые замечания и конструктивные предложения заинтересованных лиц, которые будут учтены при подготовке последующих изданий.

Введение

Частные методики адаптивной физической культуры — самостоятельная дисциплина государственного образовательного стандарта. Она представляет собой важнейший раздел профессионально-педагогической подготовки студентов по специальности 022500 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)». Цель курса — ознакомить студентов с организацией, структурой, содержанием, современными технологиями и передовой практикой воспитательной, физкультурно-оздоровительной работы инвалидов разных нозологических групп, сформировать необходимые знания, умения, интерес к педагогической профессии как гуманистической миссии, психологическую готовность к работе с данной категорией населения.

Сложность преподавания частных методик адаптивной физической культуры состоит в том, что эта дисциплина многопрофильная. Она изучает нозологические группы инвалидов с нарушением зрения, слуха, интеллекта, поражением опорно-двигательного аппарата: с последствиями детского церебрального паралича, ампутацией конечностей, поражением функций спинного мозга. В связи с многообразием нозологических групп, их широкого возрастного диапазона (дошкольный, школьный, молодежный, зрелый, пожилой), недостаточностью научных сведений обо всех категориях инвалидов в возрастном аспекте, начальным этапом изучения частных методик адаптивной физической культуры выбраны дошкольный и школьный возраст. Это наиболее пластичный и наиболее организованный период жизни, связанный с образованием, становлением личности, формированием осознанного отношения к своему здоровью и приобщением к здоровому образу жизни.

Естественнонаучные и гуманитарные знания о человеке, в первую очередь теория и организация адаптивной физической культуры как интегративная дисциплина, связаны с частными методиками, определяют ее методологию и формируют профессиональное мировоззрение будущих специалистов. Студенты, ориентированные на работу с инвалидами и лицами с отклонениями в состоянии здоровья, стремятся быстрее познакомиться с объектом педагогической деятельности. Они осваивают базовые медико-биологические, психологические, теоретико-методические знания, с нею связанные, выбирают место педагогической практики, определяют интересы и возможности проведения научных исследований. Предварительная, хотя и краткая информация о частных методиках, опережающая преподавание базовых дисциплин, не только не мешает, а, наоборот, помогает осознанному и глубокому освоению этих знаний в последующем. Учитывая эти обстоятельства, разработана единая для всех групп нозологий структура преподавания частных методик адаптивной физической культуры, включающая три раздела:

1) медицинская, физиологическая и психологическая характеристика нозологической группы;

2) теоретические аспекты методики адаптивной физической культуры;

3) практические аспекты методики адаптивной физической культуры.

Особенностью преподавания частных методик является связь с практикой. Так, первый раздел в форме лекци­онного курса читает врач или дефектолог. Второй и третий — в форме семинарских и практических занятий, деловых игр, просмотра уроков физической культуры, ритмики, ЛФК, рекреативных и спортивных занятий проводят ведущие специалисты на базах учебно-ознакомительной практики. Приобретая начальный опыт, студенты на практике видят, как реализуются функции, принципы, междисциплинарные связи, как диагностируется и контролируется состояние занимающихся, подбираются адекватные средства, формы, методы и методические приемы обучения, воспитания, физического и психического развития детей.

При изучении частных методик АФК студенты во внеучебное время привлекаются к проведению спортивных праздников, спартакиад, фестивалей, соревнований и других мероприятий, проводимых для детей-инвалидов, в качестве волонтеров, помощников, организаторов, судей. Такой подход к изучению частных методик АФК, основанный на интеграции теоретических знаний и учебно-ознакомительной практики, использования активных форм обучения и включенности студентов в конкретные виды педагогической деятельности, формирует необходимый уровень готовности к практике по профилю будущей профессии в любой группе. Накопленные знания и начальный опыт в полной мере реализуется позднее, при профессиональной деятельности.

Соотношение форм и видов физкультурных занятий в разных нозологических группах неодинаковое. Так, в образовательных (коррекционных) учреждениях доминирует адаптивное физическое воспитание, в медицинских учреждениях — лечебная физическая культура, в реабилитационно - оздоровительных центрах — рекреативные и лечебно- восстановительные занятия, в спортивных клубах и секциях — тренировочная, игровая и соревновательная деятельность.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.