Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Динамика работоспособности человека в труде. Виды функциональных состояний






Одним из первых закономерные периоды динамики работоспособности, объясняющие «кривую работы», выделил Эмиль Крепелин (1902). Кривая работы представляла собой изменение


продуктивности испытуемого, выполнявшего тестовое задание (число выполненных операций по сложению двузначных чисел за единицу времени, например, за 1 минуту). Изменение продуктив-ности работы испытуемого гипотетически объяснялось Крепели- ном таким образом, что в каждый момент опыта суммировались разнонаправленные влияния, увеличивающие продуктивное (привыкание, упражнение, напряжение воли) и снижающие про- дуктивность (утомление, снижение интереса и желания работать) Типичная динамика изменения продуктивности, динамика эмоционально-волевых усилий и проявлений утомления в разные периоды работы были выявлены в исследованиях Е.А. Деревянко В.И.Медведев (1971) выделил практически те же период (фазы) динамики работоспособности человека (или его функциональных состояний) в процессе рабочей смены, | добавив фазу предстартового состояния:

1) предстартовое состояние — период, характеризующий co-
стояние субъекта деятельности до начала работы. Оно может быть
трех видов: а) состояние боевой готовности (отличается ориента-
цией субъекта на высокие показатели, уверенностью в своих си
лах, высокой деловой мотивацией); б) состояние стартовой лихо
радки
(выражена тревога, неуверенность при высокой мотивации
достижения результата, проявляется суетливость, чрезмерное воз-
буждение, нетерпение); в) состояние стартовой апатии (для
субъекта деятельность лишена смысла, типичны — вялость, сон-
ливость);

2) врабатывание — начальный период работы, характеризую-
щийся обычно постепенным нарастанием продуктивности. Здесь
может быть выделена: фаза первичной (ориентировочной) реакции,
когда трудовая активность замедленна в условиях ориентации
субъекта в новой обстановке. Если условия труда остались преж-
ними, трудовой процесс начинается с адаптационной фазы
(гиперкомпенсации). Этот период может занимать от нескольких ми
нут до получаса, все зависит от сложности выполняемых задач.
Если задачи, повторяются в течение рабочего дня и осуществля-
ются с помощью стереотипных действий, необходимые функцио-
нальные
системы быстро настраиваются и человек начинает про
дуктивно работать. Если требуемые навыки сложные, «врабатыва-
ние» затягивается. Волевые усилия требуются в начале работы, по
мере формирования программ действий, актуализации автомати-
зированных механизмов их выполнения, все меньше нужны эмо-
ционально-волевые воздействия;

3) фаза компенсации, или период оптимальной работоспособно-
сти,
отличается высокой и устойчивой продуктивностью, стаби-
лизацией на минимальном уровне эмоционально-волевого напря-
жения. Субъективно в этот период работник чаще всего испыты-
вает функциональный комфорт;


4) фаза субкомпенсации (или неполной компенсации) обычно
сменяет предшествующий период к началу третьего часа работы,
при этом появляются начальные признаки утомления (субъектив
но—в форме ощущений дискомфорта, местных болевых ощуще-
ний; объективно — в учащении пульса сердечных сокращений,
частоты дыхания, в снижении показателей психических функций).
Но начальные проявления утомления успешно компенсируются
эмоционально-волевыми действиями и не сказываются на про-
дуктивности и качестве работы;

5) фаза декомпенсации является периодом истощения ресурсов
организма, ведущего к такому снижению работоспособности,
которое обнаруживается в колебаниях продуктивности, росте
ошибок в работе и вероятности травм. В этот период обнаружива
ются резкие колебания эмоциональной напряженности, волевых
усилий субъекта труда; субъективные и объективные проявления
утомления ярко выражены;

6) фаза срыва, или период прогрессивного снижения продуктивно-
сти,
отличается тем, что функциональные возможности человека
значительно нарушены. Если в таком состоянии трудовая деятель-
ность продолжается, она завершается полным отказом, ибо при
ближается к потенциально возможной величине работоспособно
сти. В реальных условиях труда рабочая смена завершается на 4—
5-й фазе и в том случае, когда труд оплачивается сдельно, может
быть выделена фаза особого состояния — конечный порыв;

7) конечный порыв проявляется на поведенческом уровне в ро-
сте продуктивности, но этот рост происходит в условиях волевой
мобилизации и продолжающегося нарастания утомления. Рабо-
тоспособность в этот период продолжает снижаться. В условиях-
сдельной оплаты труда к концу смены работник подводит итоги и
пытается нагнать упущенное в течение рабочего дня. Конечный
порыв в этой связи может и отсутствовать, если труд оплачивает-
ся повременно.

Кривая работы (или график динамики продуктивности работника во времени) имеет характерные особенности: при монотонных работах период устойчивой высокой продуктивности может отсутствовать, чаще встречается «забор», отражающий постоянно повторяющееся волевое самостимулирование. В условиях особенно сложных видов труда период устойчивой продуктивности может быть очень коротким по причине быстрого развития состояния острого утомления. Примером может служить деятельность переводчика-синхрониста, работающего в условиях высокой ответственности (на дипломатических переговорах). По существующим нормативам синхронный перевод с участием одного работника не должен длиться больше 30 минут.

Итак, с точки зрения результативности труда и качества переживаний работника выделяются благоприятные, желательные функ-


циональные состояния (оптимальной работоспособности, вовлечен- ности, «потока» — см. гл. 3) и неблагоприятные функциональные состояния, которые могут негативно отразиться на развитии личности и здоровье работника, а также на результатах его труда (oof трое утомление и переутомление, монотония, сенсорная депри-вация, стресс, профессиональное «выгорание»).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.