Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обобщение экспертных заключений и подготовка рекомендаций по иссле- дуемой проблеме







 

 

Согласование оценок экспертов

 

Рис. 4.2. Последовательность этапов метода Дельфи

 

Разработка осуществляется в следующей последовательности:

членам группы предлагается ответить на детально сформулирован- ный перечень вопросов по рассматриваемой проблеме;

каждый участник отвечает на вопросы независимо и анонимно; результаты ответов собираются в центре, и на их основании состав- ляется интегральный документ, содержащий все предлагаемые ва- рианты решений;

каждый член группы получает копию этого материала; ознакомление с предложениями других участников может изменить мнение по поводу возможных вариантов решения;

предыдущие два шага повторяются столько раз, сколько необходи- мо для достижения согласованного решения.

Этот метод применим, когда нет ограничений по времени выработки ре- шения и согласованные решения принимаются самими экспертами.

 

Метод номинальной групповой техники построен на принципе ограниче- ний межличностных коммуникаций, поэтому все члены группы, собравшиеся для принятия решения, на начальном этапе излагают в письменном виде свои предложения самостоятельно и независимо от других. Затем каждый участник


 

 

докладывает суть своего проекта. Представленные варианты рассматриваются членами группы (без обсуждения и критики) и после этого каждый член группы в письменном виде представляет ранговые оценки рассмотренных идей. Про- ект, получивший наивысшую оценку, принимается за основу решения. Досто- инством данной техники является, то, что несмотря на совместную работу чле- нов группы, она не ограничивает индивидуального мышления и предоставляет каждому участнику возможность обосновать свой вариант решения.

 

Эвристические методы. Эвристика – наука, изучающая продуктивное творческое мышление (эвристическая деятельность). Эвристические методы – специальные методы, используемые в процессе открытия нового. Эвристики – это основанные па опыте: правила, стратегии, удачные приемы, упрощения или иные средства, существенно ограничивающие пространство поиска решения в сложных задачах. Эвристические методы основаны на эффектах «озарения» и синергии, типичные условия применения данных методов состоят в следую- щем: дефицит времени на обоснование проблемной ситуации, перегруженность информацией, затрудняющей процесс ее обработки.

Особенности обработки информации человеком являющиеся основой процессов мышления, заключаются в способности к обучению, пластичности или гибкости, как стремление к упрощению, противоречия, ошибки и др. Ин- формационная модель памяти Р. Актинсона и Р. Шифрина включает сенсорную память, кратковременную и долговременную. Сенсорная память или сенсорные регистры, т.е. органы человека – зрительный, слуховой, тактильный и др. Дол- говременную память можно представить как неограниченное по объему храни- лище, в котором информация может храниться неограниченно долго. По мне- нию большинства психологов, именно в кратковременной памяти осуществля- ются процессы принятия решений. в кратковременную память поступают не только их внешнего мира (через сенсорную память), но и из долговременной памяти. Содержание кратковременной памяти иногда отождествляется с со- держанием сознания, так как именно здесь человек контролирует операции над информацией.

Наиболее известные эвристики – эвристика доступности, эвристика ре- презентативности, эвристика привязки и согласования.

Эвристика доступности: события, которые в текущий момент легче запро- сить из памяти, люди оценивают как более вероятные, чем ту информацию, с которой это сделать сложнее. Легче извлекаемым из памяти считается то, что человек может живо, образно вспомнить, и произошло совсем недавно.

Под эвристикой репрезентативности понимают степень соответствия или подобия между выборкой и генеральной совокупностью, элементом и клас- сом или категорией, действием и действующим человеком, следствием и причиной или, говоря в общем, соответствие между результатом и моделью. Люди считают события более вероятными, если они соответствуют распро- страненному прототипу, то есть типичному представителю понятия, и при этом в своих оценках часто игнорируют значимые признаки генеральной со-


 

 

вокупности. Они пренебрегают исходными данными, величиной группы и вероятностью наступления.

Наконец, люди выносят свои оценки с помощью эвристики привязки и со- гласования. Ориентируясь на (не значимую) исходную величину, они выно- сят неверные оценки или, при наличии и учете новой информации, недоста- точно «согласовывают» оценки с существующим положением вещей.

 

Методы соединения альтернатив включают: морфологический анализ; методы сценариев; метод анализа иерархий; дерево решений.

Метод морфологического анализа. Термин «морфология» (учение о фор- ме, гр. morphe – форма и logos – учение) ввел в 1796 г. Гете – основоположник морфологии организмов, учения о форме и строении растений и животных. В дальнейшем появилась морфология человека, почв и т.д. Метод основан на комбинировании выделенных элементов или их признаков в процессе поиска решения проблем. В рамках этого метода определяются все возможные элемен- ты, от которых может зависеть решение проблемы, перечисляются возможные значения этих элементов, а затем наступает процесс генерирования альтернатив путем перебора всех возможных сочетаний этих значений. Впервые морфоло- гический анализ был использован для решения технических задач в 1942 г., ко- гда швейцарский астроном Ф. Цвикки начал разрабатывать ракетные двигатели в фирме «Аэроджемн инжиниринг корпорейшн».

Построение морфологических матриц позволяет быстрее и точнее ориен- тироваться в многообразии понятий и факторов. Классифицирование – один из важнейших элементов творческой деятельности.

При использовании данного метода исследования объект необходимо разбить на функциональные части (функционально-морфологические призна- ки), такие, без которых объект не будет выполнять свои функции. Затем следу- ет выписать отдельно морфологические признаки и записать информацию о них (варианты осуществления) без связи с объектом (изделием), т.е. применить морфологические признаки к другим аналогичным изделиям. Анализ получен- ных вариантов выявляет такие их комбинации, которые при обычном переборе могут быть упущены.

 

Креативность как основа выработки нестандартных (уникальных) ре- шений. Креативность, или творческое мышление, – одно из главных условий успеха в создании инновационных продуктов и услуг. Без мощного и непре- рывного притока свежих идей организации просто прекратили бы свое сущест- вование. Поэтому главный вопрос, ответ на который должны найти руководи- тели компаний, – как извлечь реальную пользу из творческого потенциала сво- их сотрудников и, развив этот потенциал, трансформировать его в инновацион- ные решения, способные обеспечить организации преимущество перед конку- рентами.

Креативность (от англ. create – создавать) – творческие способности ин- дивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых


 

 

идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и вхо- дящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а так же спо- собность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Определе- ние этого термина зависит от контекста его употребления. Так, например, дан- ное понятие в искусстве и литературе, производстве и бизнесе имеет разное значение. Креативность ассоциируется одновременно и с вдохновением как своего рода даром, и с использованием определенных методов и технологий.

Существует множество различных определений понятия «креативность», используемых для описания творческого процесса принятия инновационных решений.

Самое распространенное определение сущности креативности – порож- дение оригинальных и уместных идей без особого учета их полезности, т.е. со- вершение того, чего еще никто не делал, включает: замысел, изобретение, при- менение. Иначе говоря, идея как проявление творческих способностей должна поддаваться трансформации в успешные действия – инновации. Для достиже- ния этого на практике организации, скорее всего, потребуется несколько чело- век, наделенных широкой компетенцией и владеющих разнообразными навы- ками. Другими словами, креативность выступает как своего рода «творческий рычаг», действие которого и дает компании конкурентное преимущество.

В большинстве организаций инновации включают процесс постепенного совершенствования или перегруппировки уже существующих продуктов или услуг. Таким образом, креативность в организациях носит преимущественно адаптивный, а не радикальный характер. Индивидуальные особенности творче- ского мышления и осознание того, что является допустимым в рамках данной организации, также влияют на уровень творческой деятельности в компании.

По определению Алберта Сент Дьорди творческое мышление состоит в том, чтобы посмотреть на то, что видят все, и подумать о том, о чем не по- думал никто.

Данное определение креативности иллюстрирует способность творческой личности рассматривать ситуацию через другой «набор линз» и видеть благо- приятные возможности там, где другие видят лишь проблемы.

Определение креативности Альберта Сент Дьорди основано на концеп- ции переоценки, сущность которой заключается в изменении точки зрения на ситуацию, попытке взглянуть на нее в другой системе координат.

В рамках некоторых иных подходов креативность представляется в виде процесса, состоящего из нескольких последовательных, ведущих к успеху эта- пов, хотя зачастую и разделенных значительными промежутками времени. Уоллес (Wallas, 1926) выделяет в креативном процессе следующие стадии:

понимание – поиск и формулирование проблемы или возможности; подготовка – закладываются основы решения проблемы; вынашивание – часто на этом этапе главную роль играют подсозна- тельные мыслительные процессы;

озарение – часто принимает форму внезапного «Эврика!»; подтверждение – на этом этапе идею принимают другие люди, под- тверждая ее жизнеспособность.


 

 

Следует отметить, что необходимо уделять должное внимание самому первому этапу – поиску и формулированию проблемы (см. процесс принятия решений – диагностика проблем), так как недостаточное внимание к данной стадии приводит к тому, что на стадии озарения решается совершенно иная за- дача, а не та, которая действительно требует внимания. Именно поэтому самые передовые творческие методы решения проблем концентрируют внимание на первоначальной стадии выявления проблемы или возможности, которая во многом и обеспечивает их успешность.

Выделяют пять слагаемых креативности:

1) обработка информации;

2) созревание идей;

3) озарение;

4) объединение идей в системное решение;

5) сопровождение решения комментариями.

Важным компонентом является развитая креативность. Она включает в себя стремление к достижению познавательной цели, к открытиям, к продол- жению начатого творческого дела, преодоление трудностей в познавательной и творческой деятельности, планомерность и последовательность умственных действий, поиск вариантов, приемов достижения познавательной цели; стени- ческие эмоции (чувство радости от предстоящей познавательной и творческой деятельности, готовность к преодолению трудностей в процессе изобретений, гордость при достижении познавательной или творческой цели, восторг от воз- можностей что-либо придумать, оптимизм в начале творческой деятельности, предвосхищение ее положительного исхода, спокойствие в случае неудачи и т.п.); внутренний локус контроля; стремление проявить свои возможности и способности; быть самостоятельным и независимым в творческих начинаниях; отстоять себя, свое дело, потребность расширить кругозор, стремление разви- вать у себя творческие способности и т.д.

Специалисты в области человеческого интеллекта считают, что для обес- печения творческого процесса необходимо сочетание конвергентного (логиче- ского, последовательного, линейного) и дивергентного (целостного, интуитив- ного, релятивного) мышления. Результат такого сочетания характеристик мыш- ления проявляется в беглости и гибкости ума, а также в оригинальности, соче- тающейся с точностью суждений (рис. 4.3).

Источники креативности. Существует множество источников креатив- ности, но ни один из них по отдельности не в состоянии полностью раскрыть сущность творческого процесса. Для объяснения происхождения творческих способностей человека было выдвинуто множество теорий, самыми распро- страненными из которых являются следующие:

1. Креативность как божественное откровение;

2. Креативность как счастливый случай;

3. Креативность как «запланированное везение»;

4. Креативность как настойчивость;

5. Креативность как «метод».


 

Творческое мышление

 

 


Конвергентное мышление:

логическое последовательное линейное


Дивергентное мышление:

целостное интуитивное релятивное


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.