Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шанкхпракшалану следует проводить не чаще одного раза в шесть месяцев.






Противопоказаниями к практике являются: язва желудка или двенадцатиперстной кишки. При гипертонии процедуру проводят только под руководством опытного специалиста.

Рассмотрим уникальность шанкхпракшаланы. Её действие сравнимо с длительным голоданием, которое основательно очищает тонкий и толстый кишечник. Как было описано выше, эта методика очищает от полости рта до ануса. Она удаляет токсичные отходы и другие загрязнения, накопленные в организме, помогает очистить кровеносную систему. Эта процедура может быть полезной при диабете, повышенной кислотности, запорах, дизентерии, заболеваний, связанных с нечистой кровью (угри, фурункулёз). Кроме того, шанкхпракшалана очищает свадхистана чакру, убирая симптом «хочу – не могу». В жизни многих из нас присутствуют различные «хотелки», данная практика поможет преодолеть эти желания.

Выполняя практику один раз в полгода, вы улучшите своё здоровье, почувствуете лёгкость не только в теле, но и в мыслях. Это позволит вам больше радоваться жизни и чувствовать себя веселее. Для занимающихся йогой – это ценнейшая практика, с помощью которой можно достичь более высокого сознания.

Переходим к другой практике МУЛА (основание, корень) ШОДХАНА (очищение), направленной на массаж и очищение прямой кишки. Для большинства цивилизованных людей этот метод йоги покажется брезгливым и отвратительным. Я не призываю каждого испытывать её на себе, лишь вкратце постараюсь описать действие и значение мула шодханы.

Выполнение мула шодханы заключается во вращении средним или указательным пальцем руки, смазанным маслом (вазелиновым, касторовым, растительным, ги и прочими маслами) в заднем проходе. Эта техника способна преобразить жизнь людей, страдающих от геморроя или запоров не прибегая к лекарственным препаратам.

Пожилые люди говорили мне, что раньше подобную методику (у неё не было названия) проводили малышам, которые страдали от проблем со стулом. Для этого скручивали из ваты небольшой тампон размером в диаметре с обычную ватную палочку, затем смачивали этот тампон в вазелиновом или другом масле и аккуратно вводили ребёнку в задний проход. Это помогало нормализовать стул ребёнка, избавляло от запоров.

Таким образом, мула шодхана доступна для многих. Противопоказания отсутствуют, но есть предостережения: перед выполнением практики ногти на пальцах должны быть коротко острижены, руки тщательно вымыты – до и после практики. Людям, страдающим геморроем, следует с осторожностью вводить палец в анус.

ВАСТРА (ткань) ДХОУТИ (мыть) направлена на очищение глотки, пищевода и желудка с помощью ткани. Это высший «пилотаж» в йоге, достаточно сложный, но эффективный метод очищения. Он под силу лишь упорно практикующим вастра дхоути. Внимание! Данную методику лучше осваивать под руководством опытного практика!

«Вастра дхоути лечит опухоль, горячку, расстройство селезенки, кашель, катар и расстройство желчного пузыря. Оно сохраняет тело здоровым и сильным. Оно помогает развитию тела». Гхеранд Самхита (шлока 1: 42).

Если вы решите самостоятельно осваивать данную методику, обратитесь к авторитетным источникам, таким как «Древние тантрические техники йоги и крийи» Свами Сатьянанда Сарасвати либо другим источникам, где имеется подробное описание.

Вастра дхоути заключается в заглатывании ткани, смоченной водой. На начальном уровне ширина ткани не более двух с половиной сантиметра и длина до трёх метров. По мере освоения ширину и длину постепенно увеличивают. Также добавляют наули, агнисар крийю. Завершают практику кунджал крийей и джала нети. Выполняют вастра дхоути один раз в неделю для общеоздоровительных целей и очищения пищеварительного тракта.

Ткань основательно очищает стенки желудка, стимулируя выделение пищеварительных соков и перистальтику. Такая процедура эффективна в лечении повышенной кислотности, несварения желудка, бронхита, астмы, рекомендуется людям, страдающим проказой.

БАХИСКРИТА ДХОУТИ – мытьё прямой кишики руками. Это сверх сложная практика доступная лишь супер продвинутым йогам. «Гхеранд Самхита» указывает: «Это недоступно с лёгкостью даже для богов».

3. НАУЛИ - это массаж живота, осуществляемый перекатыванием и сокращением брюшных мышц. Обеспечивает наиболее глубокий массаж внутренних органов. С первой попытки наули может не получится. Регулярная практика принесёт нужный результат. Освоив наули в совершенстве, вы сможете управлять мышцами живота и волнообразными движениями перекатывать их в одну и в другую сторону. Во время выполнения наблюдайте за мышцами живота, так управлять ими будет легче. Заниматься наули следует утром, перед приёмом пищи либо на пустой желудок через 5-6 часов после еды.

Для того чтобы разобраться, как выполнять эту технику, вам необходимо научиться делать агнисар крийю, описанную выше в группе дхоути, а также вам понадобится освоение уддияна бандхи (брюшного замка). Это подготовка к наули. Рассмотрим основную часть практики.

Мадхьяма наули (центральное сокращение). Встаньте в позу рыбака, как описано выше, в агнисар крийе. Сделайте полный выдох, сокращая мышцы живота, выполняя уддияна бандху, выпячивайте прямые мышцы брюшной полости. Удерживайте сокращение столько времени, сколько это возможно, без перенапряжения. Не задерживайте дыхание надолго. Как и в предыдущих практиках, здесь также важно руководствоваться здравым смыслом. После задержки дыхания плавно ослабьте мышечное сокращение, возвращаясь в уддияна бандху. Медленно вдохните, позволяя животу расшириться. Это один цикл. Сделайте несколько вдохов и выдохов в обычном режиме вашего дыхания – это позволит восстановить сердцебиение. Повторите выполнение махадьяма наули. Рекомендуется полностью освоить ее прежде, чем переходить к следующей стадии.

Вама наули (выделение сокращения левой стороны). Стоя, в позе рыбака, выполните мадхьяма наули. Затем попытайтесь расслабить мышцы правой стороны живота (прямую брюшную мышцу), выпячивая левую сторону живота. Возможно, вам будет легче, если вы прямой левой рукой будете давить на бедро, при этом ослабляя нажим правой руки на другое бедро. Подайте корпус немного вперёд и влево. Не перенапрягайтесь, сокращая мышцы левой стороны. Вернитесь в махадьяма наули, расслабьте мышцы и выполните уддияна бандху. Медленно вдохните, позволяя животу расшириться. Это один цикл. Сделайте несколько вдохов и выдохов в обычном режиме вашего дыхания.

Переходим к освоению дакши наули (выделение сокращения правой стороны). Сделайте махадьяма наули, затем попытайтесь расслабить мышцы левой стороны живота (прямую брюшную мышцу), выпячивая левую сторону живота. Попробуйте наклониться вперёд и направо, надавите на бедро прямой правой рукой при этом ослабьте нажим левой руки на левое бедро. Таким способом выполнение дакши наули будет легче. Далее, задержав дыхание, удерживайте сильное сокращение, без перенапряжения. Вернитесь к махдьяма наули, расслабьте мышцы и выполните уддияна бандху. Сделайте несколько вдохов и выдохов в обычном режиме вашего дыхания.

Если во время занятия наули возникнут болезненные ощущения в животе, прекратите практику и вернитесь к ней на следующий день. Если боль не прекращается, следует отложить данную практику и обратиться за советом к преподавателю йоги.

Когда вы научитесь выполнять махдьяма, вама и дакши наули, переходите к следующей стадии. Встаньте в позу рыбака, сделайте полный выдох, сокращая мышцы живота в уддияна бандху. Задержите дыхание. Выполните мадхьяма наули (центральное сокращение), затем вама наули (сокращение левой стороны), далее уддияна бандху, потом дакшина наули (сокращение правой стороны), завершите мадхьяма наули. Вы сделали одно полное вращение брюшных мышц. Старайтесь все движения выполнять плавно и ритмично. Проделайте ещё несколько таких полных вращений в течение задержки дыхания. После прекращения вращательных движений расслабьте мышцы живота, сделайте медленный вдох. Несколько спокойных глубоких вдохов и выдохов восстановят сердцебиение. Это один цикл.

Перейдите к вращению мышц живота в противоположном направлении – выдох, уддияна бандха, мадхьяма, дакшина, уддияна, вама и снова мадхьяма. Сделайте несколько таких вращений в быстром темпе, задерживая дыхание в разумных пределах. После этого расслабьте мышцы и медленно вдохните. Так завершается второй цикл. Выполняйте вращения мышцами живота, создавая волну, сначала против часовой стрелки, а затем по часовой стрелке. Начинающим следует остановиться на двух или четырёх циклах наули. По мере её освоения число циклов можно увеличивать до десяти.

Ознакомьтесь с противопоказаниями к практике: гипертония, язва желудка или двенадцатиперстной кишки, грыжа, желчнокаменная болезнь, беременность, период менструации у женщин.

Рассмотрим достоинства наули: улучшает пищеварение, избавляет от запоров, стимулирует работу надпочечников, приводит в гармонию функции солнечного сплетения. Благодаря повышению эффективности работы поджелудочной железы, помогает лечению диабета. Стимулирует кровообращение, устраняет застой крови, очищая ее. Укрепляет мышцы живота, обеспечивает поддержку органов брюшной полости. Предотвращает появление грыжи. Если вы уже страдаете грыжей, то выполнять наули нельзя. Повышает жизнеспособность всего тела, прорабатывает Манипура чакру, устраняет закупорку энергетических потоков и распределяет энергию по всему организму. Способствует большей ясности и силе ума.

4. БАСТИ - одна из шаткарм, направленная на очищение нижней части живота, особенно толстой кишки. Эту методику ещё называют «йогической клизмой». Но в отличие от обычной клизмы, где вода поступает в прямую кишку под давлением, в басти создаётся естественный вакуум с помощью наули крийи. Эта техника описана выше и перед практикой её необходимо освоить.

Басти стимулирует нервы толстой кишки, а также нервы, связывающие другие части органов пищеварительной системы. Очищает кровь и стимулирует кровообращение. Избавляет от таких недугов, как запор и геморрой. Для общего оздоровления можно выполнять басти 1-2 раз в три недели. Перед практикой голодания рекомендуется провести басти. Это обеспечит лучшее очищение тела и кишечника.

Противопоказаниями к практике являются: гипертония, грыжа, серьёзные заболевания органов пищеварения, период менструации у женщин.

Выполняется данная техника сидя в тазу с водой, в позе кагасаны. Делая мадхьяма наули, будет создаваться вакуум в кишках, таким образом, вода втянется в нижнюю часть толстой кишки. Чтобы удерживать мышцы ануса в открытом состоянии в задний проход вставляется специальная бамбуковая трубочка для басти либо другая небольшая трубочка из пластика, длиной около десяти сантиметров. Когда вода будет втянута внутрь, трубка извлекается и выполняется наули (взбалтывающие движения животом). Затем нужно вывести воду с другими отработанными веществами в туалет. В конце рекомендуется выполнение маюрасаны или хамсасаны. Эти асаны способствуют полному опорожнению кишки за счёт оказываемого давления на неё. Басти можно повторить ещё один раз, особенно если выходящая вода загрязнена.

Авторитетные тексты йоги описывают басти, как эффективную при недугах и благотворную практику. На примере «Йога Прадипика» рассмотрим краткое описание полезных свойств: «Басти карма устраняет все недуги, связанные с капхой, питтой и ваттой (три все более тонких начала человеческого существа, используемые в аюрведе)». (шлока 2: 27). «Практика джала басти делает здоровыми кости, мышцы, семя, чувства (восприятия и действия) и антах карану, (буквально, «внутренний инструмент», т.е ум). Тело светится жизненной силой. Устраняются физические дефекты». (Шлока 2: 28).

5. ТРАТАКА (немигающий взгляд). Направлена на концентрацию и непрерывное вглядывание во что-либо (свеча, Божество, янтра, мандала, символ Ом, концентрация на чакре и т.д.). Это промежуточная практика между внешним очищением и энергетическим воздействием, между хатха йогой и раджа йогой. Данная техника ведёт к медитации. Существует три формы этой методики: бахир тратака (внешний взгляд), сочетание внешней и внутренней тратаки, и антар тратака (внутренний взгляд).

Для начинающих хорошим объектом для тратаки служит свеча. Она приковывает взгляд, удерживает внимание, может оказать гипнотическое воздействие не только на глаза, но и на осознание человека. Пламя свечи оставляет яркий послеобраз, т.е., когда вы закроете глаза, после длительной концентрации на свечу, вы увидите чёткую картинку пламени. Это отлично подойдёт для внутренней тратаки.

Прежде чем начать практику, обратите внимание на предостережения! Если вы заметите, что после практики появилось нервное расстройство, прекратите занятие или сократите время выполнения. Тратака является превосходным методом для осознания своих проблем, но эти проблемы могут проявиться слишком быстро, вызывая нервное расстройство.

Внешняя тратака выполняется в любой асане, подходящей для медитации, спина прямая. Зажгите свечу, расположите её либо другой объект для концентрации, на расстоянии вытянутой руки, на уровне ваших глаз. Поставьте свечу так, чтобы она не двоилась и не расплывалась по краям. Данную практику следует выполнять без очков.

Необходимо настроиться и подготовить себя к тратаке. Для этого закройте глаза и расслабьте всё тело. Дайте себе установку, что вы не будете шевелиться в течение всего занятия. Если вы будете шевелиться, то ваше сознание отвлечётся от практики. Отпустите все мысли, не привязывайтесь к ним, просто наблюдайте их, как бы со стороны. Когда вы будете готовы, открывайте глаза.

Пристально смотрите на пламя, особенно на кончик фитиля. Постарайтесь не моргать и не перемещать взгляд. Возможно, обильное выделение слёз, в данном случае это нормально. Не перенапрягайте глаза, расслабьте их. Напряжение глаз вызывает моргание. Если возникнет желание моргнуть - моргните. Продолжайте такую концентрацию около 2-3 минут. В дальнейшем вы заметите, что способны смотреть на объект, не мигая, в течение длительного времени. По мере освоения этой техники можно увеличить время до 5 и 10минут за один раз.

Вы можете соединить внешнюю и внутреннюю тратаку. Для этого закройте глаза и постарайтесь увидеть послеобраз пламени свечи. Этот образ будет смещаться то вверх, то вниз. Стремитесь зафиксировать его до тех пор, пока он остаётся чётким. Когда образ начнёт исчезать, откройте глаза и продолжайте смотреть на плаямя свечи и фитиль в течение 2-3 минут, желательно, не моргая. Затем снова переходите к внутреннему рассмотрению образа (внутренняя тратака). После этого вернитесь к внешней тратаке. Повторяйте поочерёдное выполнение до тех пор, пока позволяет время. Перед завершением закройте глаза и рассматривайте тёмное пространство перед закрытыми глазами. Продолжите наблюдение в течение нескольких минут. Откройте глаза и задуйте свечу.

У тратаки есть различные усложнения, которые вы можете найти в «Древних тантрических техниках йоги и крийи» (Том 1). Свами Сатьянанда Сарасвати или в других классических текстах по йоге.

Данную практику полезно применять в повседневной жизни, так как она развивает способность к сосредоточению и спокойствию ума, улучшает память. Рекомендуется выполнять людям, страдающим от бессонницы, а также тем, у кого плохое зрение и слабые глазные мышцы.

6.КАПАЛАБХАТИ (сверкающий, сияющий череп)– это мотод пранаямы, но относится он к шаткарме, так как очищает переднюю часть мозга, стимулирует течение праны в этой области и пробуждает ум. Кроме того, массирует органы брюшной полости, улучшает дыхание, очищает лёгкие, повышает их эластичность, обеспечивает эффективный обмен кислорода и углекислого газа. Данная практика насыщает энергией, избавляет от сонливости. Эту методику рекомендуют применять людям, страдающим бронхитом, туберкулёзом и прочими респираторными заболеваниями. Людям, страдающим астмой и эмфиземой, эта процедура, в промежутках между приступами, может принести пользу - укрепит дыхательные мышцы и улучшит общий тонус лёгких. В данном случае выполнять практику необходимо под руководством опытного преподавателя йоги либо, руководствуясь здравым смыслом, при самостоятельных занятиях. Капалабхати рекомендуют применять перед выполнением медитаций. Я применяю её во время медитации Апанасати Хинаяны. Когда ум начинает отвлекать от практики, я делаю 108 дыханий капалабхати и продолжаю медитировать, спустя некоторе время, если есть необходимость, я снова делаю 108 дыханий. Это позволяет освободить ум от мыслей и эмоциональных чувств, а также даёт возможность находиться длительное время в медитативном состоянии. Считается, что после десяти циклов этой практики невозможно уснуть, поэтому не следует выполнять её перед сном. Заниматься можно в любое время дня, но после приёма пищи необходимо воздержаться от практики примерно 4 часа.

Осваивая капалабхати, ещё раз напомню - руководствуйтесь здравым смыслом. Не допускайте перенапряжения, боли, головокружения, обморочного состояния. Начинающим осваивать эту технику необходимо быть бдительными к своим ощущениям. Не выполняйте более двух или трёх циклов – 20 быстрых вдохов за один цикл. Количество увеличивайте на 5 или 10 вдохов в неделю, постепенно доводя до 100-108 вдохов. В течение всей практики дышите только носом! Следует выполнять капалабхати не более 10-20 минут. Обратите внимание на противопоказания: высокое давление, нестабильное состояние психики, сердечные заболевания, высокое кровяное давления, головокружение, эпилепсия, паралич, грыжи или желудочная язвы. Выполнение не рекомендуется во время беременности.

В полной практике капалабхати применяют три бандхи («замки») - джаландхара (горловой замок), уддияна (брюшной замок) и мула (напряжённые и втянутые внутрь мышцы промежности и ануса). Если вы не знакомы с бандхами, освойте их и включите в практику. Перейдём к технике выполнения. Сядьте в удобную медитативную асану. Спина максимально прямая, глаза прикрыты, тело расслаблено. Начинаем первый цикл. Делайте выдох энергично сокращая мышцы живота, воздух силой изгоняя из лёгких. Вдох происходит пассивно, естественно. Весь процесс этого цикла осуществляется животом, при минимальном движении грудной клетки. Старайтесь не двигать плечами во время дыхания. Делайте столько быстрых вдохов, сколько можно сделать на сегодняшний день, не перенапрягайтесь, будьте внимательны к своему телу.

Сделайте один глубокий, медленный вдох, затем полный выдох, опустошая лёгкие. После этого выполним махабандху: вдохните, сделайте 3 «замка», описанных выше и задержите дыхание (время задержки регулируйте в пределах разумного), начните с нескольких секунд, постепенно увеличивая их количество. Закончив махабандху, поднимите голову и медленно вдохните. Это завершение первого цикла. Восстановите дыхание, если это необходимо.

Вы можете добавить визуализацию: когда ваши глаза прикрыты, зафиксируйте внимание на тёмном пространстве, которое вы будете наблюдать за закрытыми глазами. Представьте, как очищается вся область переднего мозга. Постарайтесь ощутить пранические течения, вызываемые продувкой лёгких.

Начинаем второй цикл. Когда вы сделаете быстрые вдохи и выдохи в вашем режиме, далее один глубокий вдох, выдох и теперь на вдохе, наполнив лёгкие воздухом, сделайте задержку дыхания со всеми бандхами, описанными выше. Задерживайте дыхание в разумных пределах. На вдохе задержка дыхания выполняется легче, чем на выдохе.

Мы рассмотрели самые известные на сегодняшний день шаткармы. Целью данной работы является не просто познакомить вас с очищающими техниками, а пробудить в вас вдохновение внести эти различные методики в вашу повседневную жизнь. Я не призываю всех и каждого выполнять все процедуры, я лишь хочу донести до вас бесценные практики, которые долгое время были засекречены и передавались строго от учителя ученику с индивидуальными наставлениями. Изначально эти техники не разрабатывались для лечения. Главной задачей шаткарм являлось создание гармонии в теле и в уме, подготовка к дальнейшим практикам. Известно, что шаткарма увеличивает жизненные способности практикующих, устраняет конкретные недуги в организме. Когда тело очищено, энергия может свободно течь по телу, создавая потоки праны в нём. Это необходимо во время практики пранаям и асан. Йоги, знающие реальную степень человеческих способностей и, достигшие совершенства, очень высоко оценивают шаткарму. Сегодня у нас есть уникальная возможность применить на себе благотворное действие данных практик.

Совершенствуйтесь сами и меняйте мир вокруг! Ом!

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.