Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II четверть. Что я знаю о профессиях






Классификации профессий. Признаки профессии.

Формула профессии. Профессия, специальность, должность.

Определение типа будущей профессии.

Интересы и склонности в выборе профессии.

Определение профессионального типа личности.

Профессионально важные качества.

Профессия и здоровье.

Обобщающий урок по теме «Что я знаю о профессиях».

III четверть. Способности и профессиональная пригодность

Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.

Способности к интеллектуальным видам деятельности.

Способности к профессиям социального типа.

Способности к офисным видам деятельности.

Способность к предпринимательской деятельности.

Эстетические способности.

Уровни профессиональной пригодности.

Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность».

IV четверть. Планирование профессиональной карьеры

Мотивы и потребности.

Ошибки в выборе профессии.

Современный рынок труда.

Пути получения профессии.

Навыки самопрезентации.

Стратегия выбора профессии.

Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры».

Заключительный урок-конференция «Моя будущая профессия».

Литература:

1. *Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. – М: Генезис, 2005. – с.5-23.

2. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. - М., 1999.

3. https://metodkabi.net.ru/- Сайт Методический кабинет профориентации (Г.В. Резапкина).

4. Материал лекций.

Тема 4.3. Психологические трудности учащихся профильной школы. Коррекционно-развивающая работа психолога в профильной школе. – 4 ч.

Вопросы и задания:

1. Назовите наиболее типичные трудности учащихся профильной школы.

2. Расскажите об основных принципах организации психолого-педагогической работы психолога в профильной школе.

3. Каким образом должна быть организована работа психолога на этапе выбора профиля обучения (7-9 кл.)?

Следует обратить внимание:

Выделяют три этапа предпрофильной подготовки.

На первом этапе (пропедевтическом – по А.А. Пинскому) необходимо выявить образовательные запросы восьмиклассников. Проведение предварительной диагностики образовательного запроса школьников с учётом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей (с целью дифференциации учащихся в соответствии с различными вариантами предпрофильной подготовки).

Второй этап (учащиеся 9-х классов) целесообразно посвятить обучению алгоритмам и способам построения индивидуальной образовательной траектории (индивидуального образовательного маршрута). Также на данном этапе следует организовать психолого-педагогическую диагностику и самодиагностику (с целью выявления профессиональных склонностей и предпочтений учащихся). На данном этапе важно выявить различные трудности и проблемы учащихся, связанные с предварительным профессиональным самоопределением.

Третий этап (завершающий; окончание 9 кл.) – принятие решения о выборе профиля обучения.

Важно понимать, что в профильных 10-11 кл. психологическое сопровождение продолжается. Основные направления работы на данном этапе – психологическое сопровождение профессионального и личностного самоопределения старшеклассников и психологическая помощь при подготовке к экзаменам.

Ключевые положения:

Одним из наиболее важных факторов, помогающих сделать подросткам правильный выбор, является осознание своих мотивационных установок.

Мотивы выбора профиля обучения. Ориентация на свои интересы и способности, а также потребности рынка труда. Прагматическая и престижная мотивация. Ориентация на мнение другого: родителей (родственников и др. значимых взрослых); ориентация на мнение друзей и одноклассников.

Основные трудности и противоречия подростков профильной школы:

1. Недостаточное осознание своих интересов, профессиональных склонностей и предпочтений.

2. Несовпадение сферы интересов и способностей учащихся.

3. Во многом, трудности формирования индивидуальной образовательной и профессиональной траектории связаны с мотивационной сферой подростков. Нередко, принимая решение о выборе профиля обучения (профильного класса) подростки ориентируются на внешние мотивировки: мнение одноклассников, престижные соображения и т.п.

Литература:

1. * Регуш Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). – СПб.: Речь, 2006 – 320 с.

2. Логинова Г.П. Психологические аспекты профильного обучения //Психологическая наука и образование, 2003, № 3. – С. 43-47.

3. Обухова Л.Ф., Кузнецова О.В. Анализ личностного и профессионального самоопределения школьников в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения/ Всероссийский психологический форум «Обучение. Воспитание. Развитие - 2009». – Сочи, 2009.

4. Кузнецова О.В. На пороге выбора профиля // Первое сентября № 18 /26.09.09. М., 2009.

Тема 4.4. Консультирование учащихся, родителей, учителей и школьной администрации по проблемам профильной школы. Взаимодействие психолога профильной школы со специалистами смежных профессий. – 4 ч.

Вопросы и задания:

1. Расскажите об основных принципах консультирования учащихся, родителей, учителей и школьной администрации по проблемам профильной школы.

2. Опишите направления взаимодействия психолога профильной школы со специалистами смежных профессий.

3. Разработайте макет психологической странички сайта для учащихся профильной школы и их родителей.

4. Подготовьте текст выступления на родительском собрании по проблемам профильной школы (примечание: определите возраст и класс учащихся; чётко сформулируйте тему родительского собрания; придумайте три вопроса, которые, с Вашей точки зрения, могли бы возникнуть у родителей после Вашего выступления).

5. Выполните практическое задание (1 по выбору студента) – темы представлены на стр. 33-34 данного методического пособия.

Следует обратить внимание:

Работа по психолого-педагогическому сопровождению профильного обучения и предпрофильной подготовки должна проводиться не только с учащимися, но и с их родителями и учителями.

Необходимо взаимодействие психолога с классными руководителями профильных классов и с учителями профильной школы. Важен учёт медицинских противопоказаний при выборе старшеклассниками той или иной профессии.

Выбор варианта учебного плана конкретного образовательного учреждения определяется различными внешними и внутренними факторами.

Внешние факторы: отношение родителей к той или иной форме профильного обучения и предпрофильной подготовки; степень реальной автономности образовательного учреждения образовательного учреждения и его возможность самостоятельно провести предпрофильную подготовку и т.д. Внутренние факторы: состав учащихся; уровень квалификации учителей; принятая миссия и выбор профиля школы; наличие ресурсного обеспечения (по И.В. Гладкой).

Ключевые положения:

Цель психологического сопровождения в 8 кл.: организация системы педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся, содействующей повышению готовности к самоопределению.

Задачи психологического сопровождения в 8 кл.: 1) расширить знания учащихся о мире современных профессий, а также о рынке труда и рынке образовательных услуг; 2) сформировать представление своих психофизиологических качествах (при помощи диагностики и самодиагностики); 3) развить умение адекватно оценивать свои профессиональные намерения и возможности и соотносить их с требованиями, предъявляемыми той или иной профессией.

Цель психологического сопровождения в 9 кл.: помощь старшеклассникам в проектировании индивидуального образовательного маршрута.

Задачи психологического сопровождения в 9 кл.: 1) определение уровня готовности к профессиональному самоопределению / выбору профиля обучения; 2) психологическое просвещение родителей и педагогов по вопросам выбора профиля обучения.

Цель психологического сопровождения в 10 кл.: помощь учащимся на этапе адаптации к новым условиям обучения в профильной школе.

Задачи психологического сопровождения в 10 кл.: 1) работа по адаптации к новым условиям обучения/новому коллективу (совместно с классными руководителями профильных классов); 2) своевременное выявление симптомов дезадаптации; 3) психологическое просвещение родителей и учителей.

Цель психологического сопровождения в 11 кл.: помощь в профессиональном и личностном самоопределении учащихся.

Задачи психологического сопровождения в 11 кл.: 1) психологическая помощь в возможной корректировке профессиональных планов учащихся; 2) помощь в подготовке к экзаменам; 3) психологическое просвещение родителям по возможным проблемам выпускников.

Литература:

1. Регуш Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). – СПб.: Речь, 2006 – 320 с.

2. www.self - determination.org (Сайт национальной программы по самоопределению - США).

3. https://metodkabi.net.ru/- Сайт Методический кабинет профориентации (Г.В. Резапкина).

Примерная тематика групповых курсовых проектов (выполняется в малых группах):

1. Модели профильной школы.

2. Отечественный опыт профильного образования.

3. Профильное обучение в зарубежных странах.

4. Направления работы психолога профильной школы.

5. Психологические трудности учащихся профильной школы.

6. Портфолио старшеклассника.

7. Диагностический арсенал психолога профильной школы.

8. Методы групповой работы с учащимися профильной школы.

9. Методы индивидуальной работы с учащимися профильной школы.

10. Профориентационный тренинг для старшеклассников.

Обратите внимание: защита проектных работ – на семинарских занятиях после лекций 4 раздела.

Вопросы к экзамену:

1. Цели и задачи профильного обучения учащихся.

2. Профильное обучение: основные проблемы и перспективы развития.

3. Предпрофильная подготовка учащихся.

4. Концепция профильного обучения – основной документ профильной школы. Основные положения Концепция профильного обучения.

5. Модели профильного обучения.

6. Отечественный опыт профильного образования.

7. Профильное обучение в зарубежных странах.

8. Личностное и профессиональное самоопределение подростков в условиях профильной школы.

9. Самоопределение как жизненная задача личности. Проектирование жизненного пути во временной перспективе.

10. Интересы и способности подростков как факторы первого профессионального выбора. Формирование профессиональной направленности в подростковом возрасте.

11. Формирование профессиональной идентичности старшеклассников. Статусы профессиональной идентичности.

12. Построение индивидуальной образовательной и профессиональной траектории старшеклассников.

13. Направления работы психолога профильной школы.

14. Психологические трудности учащихся профильной школы.

15. Мотивация выбора профиля обучения.

16. Коррекционно-развивающая работа психолога в профильной школе.

17. Групповые и индивидуальные методы работы с учащимися профильной школы.

18. Портфолио старшеклассника.

19. Диагностический арсенал психолога профильной школы.

20. Г.В. Резапкина - программа предпрофильной подготовки для 9-х кл. «Психология и выбор профессии»

21. Г.В. Резапкина - программа «Уроки самоопределения» (система классных часов для учащихся 5-9 классов).

22. Программа С.Н. Чистяковой. Курс «Твоя профессиональная карьера».

23. Задачи психологического сопровождения учащихся 8-9-х классов.

24. Задачи психологического сопровождения учащихся 10-11-х классов.

25. Консультирование учащихся, родителей, учителей и школьной администрации по проблемам профильной школы. Взаимодействие психолога профильной школы со специалистами смежных профессий.

Каждый билет содержит: 1 – теоретический вопрос; 2 – практическое задание.

Практическое задание: каждый студент должен представить описание индивидуального психологического случая (тема «Психологическое сопровождение профильного обучения и предпрофильной подготовки учащихся»).

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений / Под ред. Д.Б. Эльконина. Т.4. Педология подростка. – М.: Педагогика, 1984. – С.5-242.

2. Гинзбург М. Р. Психология личностного самоопределения/Автореферат диссертации на соискание уч. степени доктора психол. наук. - М.: ПИ РАО, 1996. – 60 с.

3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.- М., 2002.

4. Регуш Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). – СПб.: Речь, 2006 – 320 с. (с.158-232).

5. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. – М: Генезис, 2005. – с.5-23.

б) дополнительная литература

1. Азбель А.А. Особенности формирования статусов профессиональной идентичности старшеклассников/Автореферат диссертации на соискание уч. степени канд. психол. наук. – СПб, 2004.

2. Гуружапов В.А. Доклад на IV Национальной научно-практической конференции
«Психология образования: подготовка кадров и психологическое образование». - Москва, декабрь 2007 г.

3. Из истории профильного образования в России. По материалам МИОО. https://www.mioo.ru/

4. Кузнецов А.А. Профильное обучение: цели, формы, структуры учебного плана// www. omczo.org.

5. Кузнецова О.В. На пороге выбора профиля // Первое сентября № 18 /26.09.09. М., 2009.

6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов выс­ших учебных заведений. —

М.: ТЦ Сфера, при учас­тии «Юрайт», 2003.- С. 280-327.

7. Лернер П.С. Инновационный потенциал, ресурсы и риски профильного образования учащихся старших классов // Интернет-журнал " Эйдос". - 2003.

8. Логинова Г.П. Психологические аспекты профильного обучения //Психологическая наука и образование, 2003, № 3. – С. 43-47.

9. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. - М., 1999.

10. Обухова Л.Ф., Кузнецова О.В. Анализ личностного и профессионального самоопределения школьников в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения/ Всероссийский психологический форум «Обучение. Воспитание. Развитие - 2009». - Сочи, 2009.

11. Организация профильного обучения в системе общего среднего образования в зарубежных странах (аналитический обзор )/по материалам Института стратегических исследований в образовании Российской академии образованияМатериалы Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования// www. isiorao.ru

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2007. - С.499-502. С. 525 - 531.

13. Толстых Н.Н. Развитие временной перспективы личности: культурно-исторический подход/Автореферат диссертации на соискание уч. степени доктора психол. наук. - М., 2010.

14. Филатова Л.О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования//
Дополнительное образование.-2005.-№7.-С.9-11.

15. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления./Автореферат диссертации на соискание уч. степени доктора психол. наук. - М.: 2001.

______________________________

· Перечень нормативных документов по профильному обучению.

· Нормативно-правовая база профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов.

в) программное обеспечени е: DVD, видео, фильмы.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1.Сайт Департамента образования г. Москвы www.еducom.ru(на сайте представлены законодательные и нормативные документы системы образования; дана информация о различных образовательных учреждениях г. Москвы, а также о мероприятиях в сфере образования – конференциях, семинарах, выставках).

2.Сайт Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования www.isiorao.ru (информация о законодательных и нормативных документах системы образования, о новых ФГОС, мероприятиях, проводящихся ИСИО РАО, проектных площадках Института; на сайте регулярно публикуются актуальные статьи и различные материалы, касающиеся модернизации образования, новых образовательных стандартов, компетентностного подхода в образовании).

3. Сайт журнала «Профильная школа» www.russmag.ru (основной контент данного сайта – профильное обучение и предпрофильная подготовка учащихся; на сайте представлена документация, регламентирующая введение в школе профильного обучения и предпрофильной подготовки; публикуются статьи, в которых описан опыт внедрения профильного обучения, а также психолого-педагогического сопровождения профильной школы в регионах России и т.п.).

4. www.self - determination.org (Сайт национальной программы по самоопределению - США).

5. https://metodkabi.net.ru/- Сайт Методический кабинет профориентации (Г.В. Резапкина); (на сайте представлены материалы по профориентации, психологическому сопровождению профильного обучения и предпрофильной подготовки, профориентационные программы и тренинги).

 

Таблица. Оценка компетенций

Код компетенции Формулировка компетенции Оценочные средства Примечание
  ПКПП-2 -Готовность применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи -Способность грамотно применять диагностические и коррекционно-развивающие методики с учётом возрастных особенностей учащихся и специфики среды образовательного учреждения Практические задания № 1, 2. Эссе № 5. Вопросы к экзамену № 1-5. Тест – вопросы № 2 - 4, 8, 9, 11.    
  ПКПП-3 -Способность осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики -Способность к анализу и интерпретации данных, полученных в ходе диагностики и наблюдения; готовность осуществить помощь при построении индивидуальной образовательной траектории учащихся Практическое задание № 3. Эссе № 3. Вопросы к экзамену № 8-19, 23, 24. Практическое задание «Описание индивидуального психологического случая». Тест – вопросы № 1, 5 - 7, 10, 18-20.      
  ПКПП-4 -Способность к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий -Умение оценить результаты собственной работы; проанализировать и спланировать линии профессионального взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса Эссе - № 1, 2.     Вопросы к экзамену № 23, 24.      
  ПКПП-5 - Способность осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей -Умение грамотно разработать психологические рекомендации учащимся, их родителям и педагогам; составить текст выступления на родительском собрании, педсовете по вопросам профильного обучения и предпрофильной подготовки учащихся Практическое задание № 4, 5. Эссе № 4. Вопросы к экзамену № 25. Тест – вопрос № 18.    

 

 

Темы эссе / самостоятельных письменных заданий:

1. Эссе «Как я выбирал(а) профессию» (анализ личных трудностей выбора профессии ).

2. Эссе «Ошибки и трудности первого профессионального выбора» (анализ типичных проблем учащихся профильной школы»).

3. Эссе «Мотивационные установки подростков профильной школы».

4. Эссе «Пожелания классному руководителю профильного класса».

5. Эссе «Проблемы и перспективы развития профильной школы».

Практические задания:

1. Подобрать диагностический инструментарий для изучения профессиональных интересов и склонностей учащихся, а также их способностей. Дать обоснование применения тех или иных методик.

2. Провести диагностику учащегося, находящегося на этапе выбора профиля обучения. Выявить профессиональные предпочтения, возможные трудности и противоречия первого профессионального выбора. Разработать психологические рекомендации для учащегося, его родителей и учителей.*

3. Провести консультацию по профориентации учащегося профильной школы. Выявить профессиональные предпочтения, возможные трудности и противоречия профессионального выбора. Осуществить помощь в определении дальнейшей образовательной (профессиональной) траектории.*

4. Представить текст выступления психолога на родительском собрании (тема «Профильное обучение и предпрофильная подготовка учащихся»).

5. Представить текст выступления психолога на родительском собрании (тема «Профильное обучение и предпрофильная подготовка учащихся»).

* задания 2 и 3 выполняются под руководством психолога образовательного учреждения.

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Междисциплинарные модули: Психологическая подготовка к предпрофильному обучению.

Дисциплина включает в себя два блока: 1 – разделы 1 и 2; 2- разделы 3 и 4.

После изучения первого блока планируется проведение письменного опроса.

Рубежный контроль - после изучения второго блока (тестирование).

После разделов 3 и 4 студенты представляют групповые проекты (презентация) – темы см. п.7.

! ВНИМАНИЕ – практические задания для студентов заочного отделения представлены в отдельном файле (эссе и диагностика 1 уч-ся, а также задание к семинару).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.