Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3.2. Проблема построения временной перспективы на этапе профильного обучения. - 6 ч.






Вопросы и задания:

1. Раскройте смысл конструкта временная перспектива.

2. Кратко опишите современные теории временной перспективы.

3. Подумайте, какие сложности при построении жизненного плана могут возникнуть у подростков на этапе предпрофильной подготовки и профильного обучения?

Следует обратить внимание:

Многие исследователи отмечают значение временной компетентности, умения выстраивать временную перспективу для становления личности. Человек, обладающий временной компетентностью может предвидеть трудности на пути достижения цели, предусмотреть все последствия своего выбора.

Нередко оказывается, что, даже получив информацию (по результатам диагностики) о своих профессиональных интересах, склонностях и предпочтениях, структуре интеллекта, особенностях мотивационной сферы, подросткам нелегко объединить, интегрировать новые знания о себе и выстроить профессиональную перспективу.

Важно, чтобы у старшеклассников возник образ будущего, но не абстрактный и нереалистичный, а непосредственно связанный с настоящим.

Ключевые положения:

Теория временной перспективы Ж. Нюттена. Ж. Нюттен разграничивал временную перспективу, временную ориентацию и временной аттитюд или отношение ко времени. По мнению Нюттена, временная перспектива - это последовательность событий с определёнными интервалами между ними, представленных в сознании человека. Временная перспектива включает в себя такие аспекты как протяжённость, насыщенность, структура и реалистичность; временная ориентация характеризует преобладающую направленность внешней и внутренней активности субъекта на прошлое, настоящее и будущее.

По Ж. Нюттену, перспектива будущего связана с мотивацией, кроме того, именно будущее представляет собой «пространство мотивации». Он рассматривал будущее как особое «психологическое пространство», в котором выстраивается поведение и происходит развитие человека.

Э. Эриксон пришёл к выводу о том, что многие проблемы подросткового возраста связаны с трудностями построения временной перспективы.

С точки зрения Ж. Пиаже, на стадии пропозициональных или формальных операций (от 11-12 до 14-15 лет) у подростка формируется способность мыслить гипотезами, что создаёт возможность построения жизненного плана.

Л. С. Выготский называл подростковый возраст возрастом открытия своего Я, оформления личности, а также возрастом оформления мировоззрения. Он отмечал, что внешним коррелятом этого события является возникновение жизненного плана, который впервые осознаётся подростком в этом возрасте.

Л. И. Божович связывала возникновение жизненного плана с развитием самосознания как способности направлять сознание на свои собственные психические процессы.

Литература:

1. Толстых Н.Н. Развитие временной перспективы личности: культурно-исторический подход/Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. - М., 2010.

2. Материал лекций.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.