Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Описание диагностических процедур






В контексте нашей научной работы была выдвинута гипотеза-что физическое воспитание организованное в дошкольной образовательной организации играет важную роль в формировании личности ребёнка дошкольного возраста. Исходя из гипотезы, нами были сформулированы следующие задачи исследовательской работы [17, c.332].

Для исследования физического развития детей и подростков используются следующие методы: 1) соматометрия (измерение длины и массы тела, окружности грудной клетки и т.д.); 2) соматоскопия (состояние кожны покровов и видимых слизистых оболочек, степень развития подкожно-жирового слоя, состояние опорно-двигательного аппарата, степень полового развития); 3) физиометрия (исследование дыхательной, сердечно-сосудистой систем, мышечной силы и т.д.). Необходимо рассмотреть критерии биологического развития: уровень оссификации скелета, сроки прорезывания и смены зубов, появление вторичных половых признаков, морфологические показатели физического развития (длина тела и ее погодовые прибавки). В разные возрастные периоды одни показатели биологического развития являются ведущими, а другие играют второстепенную роль. Так, в младшем школьном возрасте ведущими показателями являются рост, годовая прибавка длины тела и число постоянных зубов [17, c.334].

К методам оценки физического развития детей и подростков относятся: 1) метод индексов; 2) метод сигмальных отклонений; 3) регрессионный метод (оценка по шкалам регрессии); 4) центильный метод. Сущность метода сигмальных отклонений заключается в том, что показатели физического развития индивидуума (рост, масса тела, окружность грудной клетки) сравнивают со средними арифметическими взвешенными этих признаков для соответствующей возрастно-половой группы, взятыми из таблицы стандартов. Данные обследуемого в той или иной мере отличаются от средних показателей в сторону либо увеличения, либо уменьшения признака. Для суждения о степени их отличия эту разницу с соответствующим знаком (+ или -) делят на среднеквадратичное отклонение, получая так называемое сигмальное отклонение [18, c.28].

Таким образом, устанавливают, на какую долю сигмы или на сколько сигм показатель индивидуума отличается от взвешенной средней арифметической этого признака данной возрастной группы. Последовательно определяют сигмальное отклонение для роста, массы тела и окружности груди. Далее строится профиль физического развития – это графическое изображение сигмальных отклонений от средних для данного возраста и пола величин роста, веса, окружности грудной клетки. По сигмальным отклонениям показателей устанавливается степень гармоничности развития (гармоничное, дисгармоничное и резкодисгармоничное). Недостатком данного метода является то, что не учитывается взаимообусловленная связь между ростом, весом и окружностью груди, то есть оценка проводиться изолированно по каждому признаку, только с учетом его сигмы и вне корреляционной связи с другими показателями. Это может привести к ошибочной характеристике физического развития [18, c.30].

Основной формой обучения детей физическими упражнениями, являются физкультурные занятия. Главной задачей этих занятий является обучение детей всех возрастных группправильным двигательным навыкам и воспитанию физических качеств.

Значение занятий заключается в систематическом осуществлении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, укрепление здоровья ребёнка, приобретение им правильных навыков, воспитание положительных отношений к физкультуре и спорту, всестороннее развитие его личности [18, c.34].

В соответствии с поставленными задачами нами проведены следующие методики:

Методика 1. Физкультурные занятия направлены на то, чтобы научить детей ориентироваться в пространстве, действовать сообща, особенно в играх, проявлять индивидуальные двигательные способности. Однако самое главное – это постепенное овладение жизненно важными видами движений - ходьбой, бегом, прыжками, метанием, лазанием и равновесием, которые имеют прикладное значение. Методически правильно организованные физкультурные занятия, игры и развлечения на свежем воздухе всей группой, небольшими группами, индивидуально под руководством воспитателя создают основу не только для удовлетворения естественной потребности детей в движении, но и способствуют своевременному овладению двигательными навыками и умениями, готовят ребят к более сложным заданиям на последующих этапах в средней и старшей группах. Физкультурные занятия во второй младшей группе построены по общепринятой структуре и состоят из вводной, основной и заключительной частей. Для каждой части характерны свои задачи. Вот одно из таких занятий которое я посещала в данной группе.

Цель занятия: Упражнять детей в равновесии при ходьбе по ограниченной площади опоры, в приземлении на полусогнутые ноги в прыжках [Приложение 2].

Методика 2. Организм ребёнкапосле дневного сна требует постепенного «пробуждения» и подготовке к активной деятельности. Этому может помочь комплекс гимнастики, который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и ее продолжительность (в среднем от 7 до 15 мин.). Желательно в течение года использовать разные варианты гимнастики после дневного сна. Предлагаем их рассмотреть. Гимнастика с закаливающими мероприятиями после дневного сна в средней группе «Глазки просыпаются».

Целью является способствовать постепенному переходу от сна к бодрствованию. Продолжать учить правильно, дышать при выполнении упражнений – вдох носом выдох ртом продолжительный. Упражнять в ходьбе на носках, высоким подниманием бедра, сохраняя правильную осанку. Укреплять мышцы спины, брюшного пресса. Закрепить умение выполнять прямой галоп. Проводить профилактику ухудшения зрения. Закаливать организм ребёнка, укреплять своды стопы и её связок [Приложение3].

В результате наблюдения за детьми я пришла к выводу:

Физкультурные занятия и гимнастики в детском саду должны быть интересными и вызывать у детей положительные эмоции, бодрое жизнерадостное настроение, а также развивать чувство радости и удовлетворения.

 

Заключение

Система физического воспитания в дошкольных образовательных организациях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, которая помимо указанных компонентов включает так же учреждения и организации, осуществляющие и контрoлирующие физическое воспитание. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам[2, c.149].

Основная цель физического воспитания - формирование у детей основ здорового образа жизни. Для решения данной цели в процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. На современном этапе развития образования существует несколько концепций физического развития детей дошкольного возраста, направленных на сохранение их здоровья. В основе философии той или иной методики лежит определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следoвательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности, оберегают его самобытность и раскрывают творческий потенциал каждого воспитанника [2, с.149].

В процессе смены поколений через физическое воспитание осуществляется передача накапливаемого человечеством рационального опыта использования двигательных возможностей, какими потенциально обладает человек, и обеспечивается в той или иной мере направленное физическое развитие людей. Общим результатом физического воспитания, если рассматривать его отнасительно трудовой и других видов практической деятельности людей, является физическая подготовленность, воплощенная в повышенной работоспособности, двигательных умениях и навыках [2, с.150].

Сохранение здоровья детей дошкольного возраста можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в сoстоянии должным образом усваивать пoлученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Комплексная система оздоровления детей предполагает распределение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих способов в комплексы оздоровительных сессий. Разработанный комплекс не нарушает общего режима дня, а наоборот, способствует рациональной организации всего оздоровительного процесса детей с ослабленным здоровьем. Данный комплекс включает в себя принцип систематичности оздоровительных упражнений, в который входят взаимосвязь знаний, умений и навыков детей, регулярность, планомерность, в общем режиме дня. Комплексы разработаны таким образом, что включенные в них оздоровительные мероприятия дополняют друг друга, имеют общую направленность и адекватны текущим природно - климатическим и санитарно - эпидемиологическим условиям [2, c.152].

Эти комплексы объединяют как традиционные, уже используемые в детском саду средства здоровьесбережения (мытье рук прохладной водой, ходьба по дорожкам «здоровья», подвижные игры), так и вновь вводимые: элементы виброгимнастики, «веселые пробежки», профилактические упражнения между непосредственно образовательной деятельностью, гимнастику для горла, полоскание горласоленой водой, комплексы упражнений для сохранения зрения, фитонцидотерапию. Виброгимнастика относится к профилактическим мерам физкультуры. Встряхивание организма, стимулирующее более энергичное пульсирование крови в венах, устраняет скопление шлаков и тонизирует организм. Виброгимнастика может использоваться и как физкультурная минутка во время или после напряженной умственной деятельности. Упражнения виброгимнастики разработаны академиком А.А.Микулиным. Время для проведения виброгимнастики определено перерывом между занятиями. Длительность гимнастики 2-3 минуты. Обучив детей этому виду гимнастики, мы обеспечим им достаточный арсенал усвоенных упражнений для самостоятельных занятий. «Веселые пробежки» направлены на восполнение двигательной активности детей в актированные дни. Их выполнение предусматривается в первую половину дня между учебной и самостоятельной игровой деятельностью детей. Пробежки предполагают спуск и подъем по лестнице (1 этаж) шагом и легкий бег по коридору (25 метров) в среднем темпе. Длительность процедуры - 15 минут. Организуют и проводят ее воспитатели групп. Облегченная одежда обеспечит эффект закаливания [2, с.150].

В нашем детском саду большое внимание уделяется профилактике и коррекции опорно - двигательного аппарата. В непосредственно образовательной деятельности по физической культуре применяются упражнения увеличивающие мышечную силу, так как у детей инфицированных микобактериями туберкулеза наблюдается снижение выносливости мышц живота, спины, ног. Придать непосредственно образовательной деятельности по физической культуре тренировочный эффект можно, используя дополнительное оборудование. Мы выбрали степ-платформы, фитболы и различные утяжелители. Их использование не только обеспечивает необходимое физическое воздействие на нужные группы мышц и разумную нагрузку, но и значительно повышает интерес детей к физическим упражнениям. Критерием эффективности профилактически - оздоровительной работы в ДОУ служит улучшение состояния здоровья детей. Анализ заболеваемости по дошкольному учреждению убедил нас в эффективности и значимости проводимых оздоровительных мероприятий [2, c.151].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.