Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Субъективная диалектика выступает как логика и гносеология.






 

Таким образом, диалектика наука «о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления». Диалектика есть всеобщая теория бытия и метод его познания, основанный на принципах развития и взаимосвязи.

Исторически сложились два альтернативных способа философского понимания связей и развития: диалектика и метафизика.

 

Метафизика – философское учение о началах бытия, которые представляются как неподвижные идеи или неизменные субстанции. Такому методу мышления Гегель противопоставил диалектику как «постижение противоположностей в их единстве» и определил метафизику как антидиалектику.

Метафизика как философский метод противоположна диалектике. Особенностью метафизического способа мышления является односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого.

 

Диалектика и метафизика по-разному отвечают на основные мировоззренческие вопросы, связанные с проблемой развития:

· вопрос об источнике (причине) развития;

· вопрос о характере и механизме развития;

· вопрос об общей форме (структуре) и направленности развития.

 

Согласно диалектической концепции:

· источник (причина) развития – внутренняя противоречивость системы;

· развитие есть единство непрерывных количественных и прерывных качественных изменений системы;

· развитие совершается в форме спирали, преобладающее направление в развитии – прогрессивное.

 

Согласно метафизической концепции:

· источник (причина) развития – механический толчок извне или Бог;

· развитие есть постоянный, непрерывный количественный рост системы без качественных скачков («дурная бесконечность»);

· развитие – это движение системы по кругу, возврат к старому.

 

Для классической метафизики (XVII-XIX вв.) характерно:

· отрицание всеобщей связи и развития;

· отсутствие целостного (системного) взгляда на мир;

· убеждение в завершенности всех мировых связей;

· мышление по принципу “или-или”, “да-нет”.

“Новая” метафизика (со второй половины XIX в.) признает связи и развитие в связи с достижениями науки и общественной практики. Однако в своих различных вариантах истолковывает развитие как:

· количественные изменения («плоский эволюционизм»);

· качественные изменения, цепь скачков («катастрофизм»);

· монотонное повторение со строго линейной направленностью;

· движение по кругу, без возникновения нового;

· движение, из которого изымается его сущность – противоречие;

· сплошной прогресс без сопровождающих его «попятных» движений;

· постоянный регресс.

 

Разновидности метафизики:

· догматизм (отрицает принцип развития и зависимость истины от условий, места и времени);

· релятивизм (от лат. relativus – относительный, абсолютизирует момент изменчивости);

· эклектика (формальное сочетание различных признаков предмета без выяснения их подлинной взаимосвязи и выделения среди этих признаков главного, определяющего, это соединение различных противоположных взглядов, идей, принципов и теорий);

· софистика (от греч. – умение хитроумно вести словесные состязания, сознательное использование для доказательства тех или иных положений доводов, которые по форме выглядят как правильные, а по существу являются заведомо ложными; основным приемом софистики является использование софизмов).

 

Диалектика – такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в изменении и развитии.

Объективная диалектика – это диалектика самого развивающегося мира (неживой и живой природы, общества).

Субъективная диалектика – это диалектика мышления. Субъективная диалектика субъективна по форме, по содержанию она тождественна объективной диалектике и является ее отражением.

 

Диалектика – это и теория, и всеобщая методология, и метод мышления, в котором реализуется эта методология. Можно говорить о совпадении диалектики, логики и теории познания.

Диалектика структурно подразделяется на принципы, законы и категории.

Принципы отражают:

· фундаментальные основания бытия и познания;

· имеют статус философских аксиом;

· задают начальные условия познанию;

· обусловливают его характер;

· лежат в основе законов и категорий диалектики;

· придают знанию системность и целостность;

· в познании и практике выполняют нормативную функцию.

Принципы диалектики:

· принцип связи;

· принцип развития.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.