Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новый Президент – новые задачи






 

Несмотря на принятие на втором этапе VІІІ съезда «Плана Путина» в качестве предвыборной программы партии на президентских выборах, структуры «Единой России» на президентских выборах задействованы не были. Лишь на базе Общественной приёмной партии в Москве работала Центральная общественная приёмная кандидата в Президенты РФ Д. Медведева. В течение февраля граждане могли обратиться в этот орган с вопросами и предложениями, получить совет профессионалов, как действовать в той или иной проблемной ситуации. Подобные приёмные работали в 84 регионах России. По официальным данным туда обратились около 100 тысяч человек.

В начале января Б. Грызлов говорил о создании силами партии благоприятного политического фона для кандидата в Президенты Д. Медведева. Ради этого предполагалось провести серию тематических конференций в разных федеральных округах, которые должны были идти до 2 марта. 12 января состоялось закрытое заседание Центра социально-консервативной политики (ЦСКП). В нём приняли участие представители всех трёх платформ «Единой России», которые решили с 18 января (в Москве) до 26 февраля (в Томске), поспорить по следующим темам: «Практические задачи социального государства», «Инновации и конкурентоспособность страны – лидерство», «Территориальная политика единой России», «Эффективное государство в глобальном мире». Ударным аккордом внутрипартийной дискуссии решили объявить тему «Духовные основы развития страны». Мероприятие охватило все семь федеральных округов и 17 городов от Санкт-Петербурга до города Петропавловск-Камчатский. Результаты не освещались в общедоступных средствах массовой информации, а рядовые члены партии в дискуссиях не приняли никакого участия.

Таким образом, в лице ЦСКП, который начал свою работу ещё в январе 2005 г. как антикризисный центр для выработки позиции партии парламентского большинства по ключевым вопросам социально-экономического развития страны, складывался «мозговой центр» «Единой России».

В свою очередь у Д. Медведева складывался свой «мозговой центр» на базе Центра развития информационного общества. Центр исполнял роль экспертного совета по вопросам осуществления национальных проектов, когда их курировал Д. Медведев. Уже 15 января СМИ сообщили, что Д. Медведев подготовит, а затем и обнародует свою предвыборную программу, не прибегая к услугам «единороссов». По данным социологических служб уровень его электоральной поддержки был весьма значительным. ВЦИОМ свидетельствовал, что за него готовы проголосовать не только сторонники «Единой России» (61%), но и «Справедливой России» (46%), КПРФ (18%) и ЛДПР (14%). Уровень его электоральной поддержки был равен 66%, а Г. Зюганова и В. Жириновского всего 5%.

Фактически свою предвыборную кампанию Д. Медведев начал до начал до её официального открытия 2 февраля. Все его выступления демонстрировались на федеральных каналах и широко освещались в СМИ. Медведев ни разу не сослался на предвыборную программу «Единой России», а постепенно вырабатывал самостоятельное видение проблем.

Вместе с тем, если сравнивать выступление Путина на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» 8 февраля и выступление Медведева на V Красноярском экономическом форуме 15 февраля, то принципиальных различий нет. Если не считать, что тем или иным секторам экономики или общественно-политической жизни они уделяли большее или меньшее значение. Д. Медведев во время предвыборной кампании позиционировал себя преемником сложившегося социально-экономического и политического курса.

И Путин, и Медведев в своих программных выступлениях затрагивали вопрос грядущей модернизации. Однако если Путин говорил о модернизации экономики страны и всей инфраструктуры, то Медведев только модернизации газовой генерации, транспортной и энергетической инфраструктуры. Оба лидера не говорили о дальнейшей приватизации государственной собственности, переименовании милиции в полицию, вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО), децентрализации власти, законодательном введении Единого государственного экзамена (ЕГЭ), последствиях для высшего образования страны от вступления в «Болонскую систему». Помимо прочего только Путин говорил о необходимости укрепления обороноспособности страны. Но о реформах в армии не было сказано ничего.

Несмотря на схожесть тезисов, было заметно, что оба доклада писали две группы помощников. Путин говорил о необходимости сосредоточения усилий «на решении трёх ключевых проблем»: создание равных возможностей для людей; формирование мотивации к инновационному поведению; радикальное повышение эффективности экономики на основе роста производительности труда.

Медведев же говорил о концентрации усилий в ближайшие четыре года на основных направлениях, на своеобразных четырёх «И»: институтах, инфраструктуре, инновациях, инвестициях. В этих сферах он предлагал решить семь задач:

– преодоление правового нигилизма;

– радикальное снижение административных барьеров;

– снижение налогового бремени в целях стимулирования инноваций и частных инвестиций в человеческий капитал;

– построение мощной и самостоятельной финансовой системы;

– модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры;

– формирование основ национальной инновационной системы;

– реализация программы социального развития в нашей стране.

Позже, после выборов Президента, в основу деятельности «Единой России» Б. Грызлов предложил положить идеи, изложенные не Медведевым, а Путиным. На встрече с журналистами 6 марта он заявил о необходимости создания партийного «Клуба 2020», для подготовки плана «в развитие идей, высказанных Владимиром Владимировичем Путиным на заседании Госсовета, связанных с теми ориентирами, которых должна достичь наша страна к 2020 году, то есть стратегией социально-экономического развития России».

Оценивая положение страны, высшее политическое руководство пребывало в уверенности, что страна вышла из кризиса, и наступил период стабильности. Путин сказал, что: «…мы добились – стабильности, которая позволяет строить планы, спокойно работать и создавать семьи». Медведев 22 января на пленарном заседании II Гражданского форума заявил, что: «…главное для развития нашей страны – это продолжение спокойного и стабильного развития». Эту позицию разделял и министр финансов А. Кудрин, который назвав экономику России «тихой гаванью» для иностранных инвесторов, сказал: «Интерес к России как к острову стабильности будет возрастать, так как экономика США на грани рецессии, а рост мировой экономики замедляется».

Как и Путин, Д. Медведев говорил об отсутствии принципиальных отличий между Россией и Европой. По его мнению, Россия и Европа двигались по одному историческому пути, а поскольку главной ценностью там является материальное богатство, то одно из условий его достижения – это конкурентоспособность страны на мировой арене, что возносилось им до уровня национальной идеи России. Спорить и обсуждать, что-либо он не считал возможным: «Мне неоднократно приходилось отвечать на вопросы о национальной идее. Дискуссию на эту тему я считаю малоэффективной».

Во время предвыборной кампании в Красноярске Д. Медведев выдвинут лозунг, или как он сказал «принцип»: «Свобода лучше, чем несвобода». «Эти слова, – отметил Медведев, – квинтэссенция человеческого опыта. Речь идет о свободе во всех её проявлениях: о личной свободе, об экономической свободе, наконец, о свободе самовыражения».

На встрече с канцлером ФРГ Меркель 8 марта 2008 г. В. Путин отметив «либеральные взгляды» избранного Президента», выделил и иные аспекты его мировоззрения: «…он в хорошем смысле такой же русский националист, как и я». Комментируя это высказывание Путина, Медведев говорил не о русском национализме, а мыслил другими категориями: «Современный руководитель государства должен проводить абсолютно объективную, сбалансированную, по возможности эффективную экономическую политику, основанную на приоритете рыночных ценностей и права частной собственности».

Выборы Президента РФ состоялись 2 марта 2008 года. В голосовании приняли участие 74 746 649 избирателей. Явка составила более 69 %. Д. Медведев получил 52 530 712 голосов избирателей, что составило 70, 28 %. Второе место на выборах занял Г. Зюганов (КПРФ) – 17, 72 %. Третье место занял В. Жириновский (ЛДПР) – 9, 35 % голосов, четвёртое – А. Богданов (Демократическая партия России), – 1, 3 % голосов избирателей. Параллельно с выборами Президента состоялись выборы в законодательные органы власти 11 субъектов Федерации. На этих выборах партия, хотя и меньшую, чем Медведев, также получила убедительную поддержку. Таким образом, «Единая Россия», численность которой в феврале 2008 г. достигла 1 млн. 830 тыс., подтвердила своё лидирующее положение на политическом поле России.

Б. Грызлов, отвечая 4 марта на вопросы журналистов, заявил, что «Единая Россия» останется «партией Путина». «Владимир Владимирович Путин – национальный лидер. Мы своей идеологией считаем " План Путина". Мы достаточно подробно обсуждаем все пошаговые действия этого плана», – сказал Грызлов журналистам.

То, что выступлению Путина на февральском заседании Госсовета будет отдано приоритетное значение, подтверждала встреча действующего Президента и избранного Президента 11 марта с руководством Госдумы, членами партии «Единая Россия» – Грызловым, Морозовым, Володиным, Слиской и др. Путин обратил внимание «единороссов» на то, что «основной акцент должен быть сделан на законодательном обеспечении долгосрочного плана экономического развития страны до 2020 года». Медведев отвёл себе более скромную роль: «Я намерен в новой должности вести постоянный, конструктивный диалог со всеми здоровыми политическими силами общества, ведущими институтами гражданского общества».

Спустя неделю на базе Центра развития информационного общества учреждается Институт современного развития (ИНСОР). Д. Медведев возглавил его попечительский совет. В совет вошли начальник экспертного управления Президента А. Дворкович, министры Правительства РФ Э. Набиуллина и Л. Рейман. Председателем правления ИНСОР стал И. Юргенс. Кроме него в правление вошли известные экономисты и политологи Е. Гонтмахер, А. Ослон,. А. Аузан, В. Мау, Р. Гринберг, А. Будберг (муж пресс-секретаря Д. Медведева Н. Тимаковой), Л. Якобсон.

22 апреля на радио «Эхо Москвы» Юргенс поведал, что возглавляемая им «фабрика мысли работает в три смены» и он попробует «поставить на конвейер умные мысли». Руководитель ИНСОР сообщил, что избранному Президенту необходимо провести земельную, бюджетную реформы. Пересмотреть налоговое законодательство. Кроме этого должны пройти реформы в образовании, здравоохранении, «реформа земли». Эта экономическая политика будет рассчитана «на долгие годы», – сказал Юргенс, – «с очень тяжёлыми последствиями». Однако инвестиции под реформирование он не обещал: «Сначала реформа, создание институтов, а потом уже деньги».

Услуги Центра социально-консервативной политики, «мозгового центра» «единороссов», для избранного Президента оказались невостребованными.

Своё первое интервью после избрания Д. Медведев дал британской газете «Файнэншл таймс» 21 марта. Избранный Президент подтвердил, основная задача для него это «конвертировать… экономические успехи в социальные программы, показать, что развитие экономики улучшает жизнь каждого российского гражданина и в области образования, и в области здравоохранения». В этих сферах он предполагал приступить к «полноценной модернизации». По его мнению, Россия нормально подготовилась «к различного рода проблемам, действительно возникшим на мировом финансовом рынке, в Соединенных Штатах Америки и в ряде других стран». Финансовый рынок и фондовый рынок России «являются островком стабильности в океане финансовых страстей», – подытожил он. Говоря о своей совместной работе с В. Путиным, который должен был уйти на пост Председателя Правительства, Медведев сказал, что «такого рода тандем покажет свою абсолютную эффективность». Главными первоочередными мерами, по его мнению, должны стать мероприятия по борьбе с коррупцией. Он пообещал подготовить план по борьбе с этим явлением, включающим «в себя как минимум три раздела»: законодательные изменения в области уголовного права; создать антикоррупционные стимулы; изменить правосознание и мышление людей. Медведев вновь засвидетельствовал «европейский выбор» страны: «Россия – европейская страна и Россия абсолютно способна развиваться вместе с другими государствами, которые выбрали для себя демократический путь развития». «Европейский выбор» у Медведева выражался в его приоритете над точкой зрения высказанной доморощенными специалистами. Так, например, 24 апреля на встрече с попечительскими советами Сибирского и Южного университетов он заявил: «Главными результатами будут не доклады о том, какие удалось создать аудиторные возможности, даже не сообщения о появлении хороших студентов и преподавателей, приглашенных из заграницы, а сообщения о том, что часть программ этих университетов получила международную аккредитацию».

«План Путина» Медведев и Юргенс в своих интервью или публичных выступлениях не упоминали.

В середине марта Президиум Генсовета «Единой России принял решение о созыве IX съезда партии 14-15 апреля 2008 г. в Москве. Анонсируя программу предстоящей работы, Б. Грызлов отметил, что «на суд партийцев будет представлен доклад о роли " Единой России" в формировании и реализации стратегии социально-экономического развития России, а также формулировка дальнейших приоритетов», а «вынесенные решения, лягут в основу работы не только партии, но и будущего Правительства страны». Главной темой для обсуждения «единороссов», по его словам, должна была стать «реализация стратегии развития России до 2020 года» изложенная В. Путиным. В начале апреля Грызлов заявил о том, что желал бы видеть в партийных рядах и В. Путина, и Д. Медведева. Однако официального ответа от них не последовало.

К этому времени региональные отделения партии действовали во всех субъектах РФ. Было создано 2597 местных и 53740 первичных отделений.
Из 1, 83 млн. её членов, женщин было 60, 3%. По социальному составу в рядах партии более всего было служащих – 59%; рабочих – 17, 6%; временно не работающих – 7, 8%; пенсионеров – 6, 3%; студентов и учащейся молодёжи – 5, 5%; предпринимателей – 3, 8%

Первый день работы форума принёс сенсацию: съезд единогласно проголосовал за внесение изменений и дополнений в Устав партии, которые фактически устанавливали в организации единоличную власть В. Путина. Предполагалось, что на следующий день работы съезда он будет избран Председателем партии. Кроме представительских функций, за Путиным закреплялись реальные рычаги власти. Он получал право обращаться за поддержкой с законодательными инициативами, приостанавливать действие решений руководящих и центральных органов партии и её структурных подразделений, предлагать кандидатуры для избрания на должности в руководящие и центральные органы, приостанавливать полномочия руководящих членов в случае, если их действия будут наносить ущерб политическим интересам партии. Упразднить должность Председателя партии мог только съезд голосами не менее двух третей делегатов. Вдобавок ко всему Председатель партии мог и не быть её членом. Путин воспользовался этим правом и в «Единую Россию«не вступил. Позже КПРФ направила запрос в Федеральную регистрационную службу по этому пункту Устава, но жалоба коммунистов осталась без удовлетворения.

У Б. Грызлова оставались общие права: политическое руководство партией, распределение полномочий между сопредседателем Высшего Совета и членами бюро Высшего Совета, представление «Единой России» в заграничных командировках, созыв внеочередных заседаний Генсовета, Президиума и Центральной Ревизионной Комиссии.

На следующий день Путин дал согласие на избрание на пост Председателя партии «Единая Россия», оговорив при этом три условия:

– решение съезда должно вступить в силу после того, как избранный Д. Медведев вступит в должность;

– за Б. Грызловым должно быть сохранена координация текущей деятельности партии;

– партия должна реформироваться, стать более открытой для дискуссий с учётом мнения избирателей, иными словами, как добавил Путин: «…должна быть разбюрократизирована полностью, очищена от случайных людей, преследующих исключительно личные интересы, личные выгоды».

На IX съезде партии 15 апреля 2008 года Грызлов дважды употребил по отношению к Путину идеологему «национальный лидер», но избранный Президент РФ Д. Медведев назвал Путина только «неформальным лидером партии».

Съезд принял решение об активизации внутрипартийной дискуссии. Форум одобрил, подписанную ещё 9 апреля, Хартию трёх формально легализованных политических клубов – Центра социально-консервативной политики, либерально-консервативного клуба политического действия «4 ноября», государственно-патриотического клуба. Формально каждый из клубов отстаивал собственные приоритеты. Для социально-консервативного клуба ими стали уровень потребительских цен, заработная плата, социальная сфера, развитие села, промышленная политика, безопасность человека, новые технологии. Для либерально-консервативного клуба – конкуренция, производительность труда, антимонопольная политика, судебная система, роль СМИ в развитии демократии, страхование. Государственно-патриотический клуб избрал в качестве своих главных тем гарантии национального суверенитета, совершенствование государственного управления и наращивание кадрового резерва, поддержку национальной культуры, обеспечение национальной безопасности. Взаимодействие этих клубов, ставшее базой внутрипартийных дискуссий, отражало изменения в деятельности и задачах «Единой России».

В апреле партия обладала устойчиво хорошей репутацией среди граждан РФ. В ходе опроса 60% респондентов заявили о своем положительном к ней отношении, 15% – отрицательном; 26% затруднились ответить на вопрос.

С восхищением об изменениях в высшем эшелоне говорил политолог А. Дугин: «Медведев вообще молодец, что, встречаясь с Путиным, сидит на том же месте, на котором сидел и раньше. Вообще Дмитрий Анатольевич всё больше вызывает осторожный восторг у евразийцев». Высоко оценивал он и деятельность В. Суркова: «Он внёс огромный вклад в формирование концепции суверенной демократии. В значительной степени незавидная судьба современных либералов в идеологическом и информационном пространстве – это его персональная заслуга. Он фундаментально расчистил поле от либерально-демократической западной сволочи и подготовил великолепные стартовые условия для патриотического возрождения и институционализации русского консерватизма и идеологического курса, которым следует Россия, поднимающаяся с колен при Путине-Медведеве».

Вскоре после съезда отдельные руководители партии стали достаточно вольно интерпретировать условия выдвинутые Путиным при вступлении на пост Председателя. Замсекретаря Президиума Генсовета и первый зампред Госдумы О. Морозов в конце апреля сказал, что не нужно «буквально толковать слова Путина» о чистке партии. «Поэтому Путин и говорит: давайте уточним наши идеологические позиции», – вывернул всё в иную плоскость партийный функционер. Что же касается формирования внятной идеологической позиции, то Морозов заявил: «Это абсолютно новаторский и долгий процесс». Устами Морозова высшее руководство партии отказалось от формирования «партийного Правительства»: «В этом нет нужды. Если мы имеем двух людей, которые являются нашими политическими единомышленниками – Медведева и Путина, то по Конституции все полномочия по формированию Правительства принадлежат им».

7 мая 2008 г. прошла инаугурации Д. Медведева, а 8 мая Госдума РФ утвердила кандидатуру В. Путина на посту премьер-министра страны.

Весной 2008 г. потребители ощущали негативные последствия от роста цен на бензин и продовольствие, однако «Единая Россия» по этому вопросу так и не сумела выработать консолидированную позицию. Руководство партии в лице Б. Грызлова более всего было озабочено придания государственного статуса партийному проекту «Чистая вода». Председатель Высшего Совета 18 мая 2008 г. настаивал: «Необходимо, чтобы в каждом субъекте федерации по линии партии была принята программа " Чистая вода"».

В январе 2009 г. Грызлов говорил, что до 2020 г. на реализацию проекта «Чистая вода» партийное руководство планировало взять из государственного бюджета 15 трлн. руб., но спустя полгода он умерил эти аппетиты до 150 млрд. рублей.

В начале июня 2008 г. В. Путин встретился с видными функционерами партии, а в конце месяца с партийной фракцией в Госдуме. На встречах обсуждались общие вопросы развития связей между обществом и партией, с Председателем партии, социально-экономические проблемы страны. Итогом этих встреч стало открытие «Общественных приёмных Путина» во всех регионах страны. Первая приёмная начала принимать первых посетителей 23 июля в Нижнем Новгороде.

3 июля Б. Грызлов торжественно объявил, что «Единую Россию» приняли в Центристский демократический интернационал. ЦДИ был создан в середине 90-х годов прошлого века по инициативе тогдашнего премьер-министра Испании и лидера Народной партии Хосе Мария Оснара. Участие в этой организации свидетельствовало о международном признании партии.

Летом по инициативе исполкома, в соответствии с решениями последнего съезда, началась чистка рядов. Были выявлены лица утратившие связь с партией, принятые в её ряды с нарушениями Устава. Всего можно было говорить о сокращении членской базы на 4%, или о 80 313 членах. Однако последовавшие события внесли серьёзные коррективы в эти планы. Речь здесь не только о вторжении грузинских войск в Южную Осетию 8 августа 2008 г., но и о разразившемся финансовом кризисе в сентябре 2008 г., а также и то, что Д. Медведев заявил о себе как о самостоятельной политической фигуре формирующей собственную повестку дня.

19 мая Медведев провёл совещание по проблемам противодействия коррупции. «Надо что-то делать, хватит ждать! Коррупция превратилась в системную проблему. Этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ», – заявил Президент РФ. 2 июня 2008 г. Медведев встретился с Генеральным прокурором Ю. Чайкой. Из содержания этой встречи стало известно, что началась работа по подготовке «большого национального плана противодействия коррупции».

Проблема коррупции находила своё отражение в программных документах «Единой России». Так, например, в декабре 2006 г. на VІІ съезде в Программном заявлении этой теме уделялось одно из центральных мест. Отмечалось, что борьба с коррупцией ведётся «не в должной мере». Было обращено внимание на то, что это явление одна «из реальных угроз российской демократии, инвестиционной привлекательности страны, соблюдению прав и свобод граждан», а «создание правовых и социально-экономических условий для борьбы с коррупцией, вытеснение ее из жизни гражданина и общества – вопрос чести для нашей партии». В документе утверждалось, что будто бы «" Единой Россией" разработана комплексная программа действий по преодолению коррупции». Однако, спустя 10 месяцев в политическом докладе Б. Грызлова на VIII съезде партии и в предвыборной программе «План Путина – достойное будущее великой страны», относительно этой социальной проблемы говорилось только то, что «ратифицированы международные конвенции " О противодействии коррупции"» и «приняты меры по обеспечению прозрачности при проведении государственных закупок».

Возможно, недостаточное внимание этому вопросу заставило Путина во вступительном слове на VIII съезде заявить: «Хочу остановиться ещё на одной острой теме – коррупции. Она стала одной из главных социальных и политических проблем… Несмотря на предпринимаемые в этом направлении меры – кадровые замены, тысячи уголовных дел – нам пока не удалось кардинально изменить ситуацию. Люди справедливо говорят, что часто без взятки невозможно решить любой мало-мальски значимый вопрос».

Эти слова Путина тогда стимулировали Б. Грызлова сказать в своём заключительном слове, что «искоренению коррупции» партия уделит «самое пристальное внимание». «Наша партия уже доказала, что не боится браться за решение самых сложных и болезненных проблем», – утверждал спикер Госдумы. И далее, забыв, что на VІІ съезде он уже говорил о наличии разработанной «комплексной программы действий по преодолению коррупции», заявил: «Выработка комплексной и эффективной программы противодействия коррупции станет ещё одним показателем зрелости " Единой России"».

12 июля Д. Медведев встретился с руководителями фракции в Госдуме, где определил главную, по его мнению, стоящую перед законодателями – принятие национального плана по противодействию коррупции. «Это должен быть целый блок законопроектов, – сказал Президент, – который посвящён и экономическим проблемам, и статусным проблемам, и вопросам государственной службы. Надеюсь, что мы всё это с вами сможем сделать до конца текущего года, и тогда мы могли бы уже войти в новый год с современным, качественным законодательством о противодействии коррупции».

По окончании встречи, видные «единороссы» В. Володин, М. Гришанков, А. Макаров говорили о поддержке этого плана и действий Президента, возглавившего Совет по противодействию коррупции, о личной нацеленности на решительную, интенсивную, последовательную, бескомпромиссную и системную борьбу с этим явлением. «Партия " Единая Россия" поддерживает предложенный Президентом страны Д. А. Медведевым национальный план по борьбе с коррупцией, – заверял руководство страны В. Володин, – и сделает всё, для его реализации».

В конце июля Б. Грызлов выступил в газете «Известия» с программной статьёй, в которой обозначил приоритеты в деятельности партии до 2020 года. Спикер Госдумы выделил семь приоритетных задач: обеспечение к 2020 году процветания России, укрепление обороноспособности и обеспечение стабильности, утверждение ведущей роли России в мире; консолидация гражданского общества; создание стимулов и условий для радикального повышения эффективности экономики России; раскрытие кадрового потенциала граждан России; реализация партийных проектов; обеспечение эффективного развития регионов; обеспечение эффективности местного самоуправления.

Борьбу с коррупцией в качестве приоритетной задачи Грызлов не выделил. Таким образом, уже в начале президентского срока можно было заметить слабую координацию различных частей политической элиты в выборе тактических шагов по достижению формально общих целей.

Национальный план борьбы с коррупцией представлял собой меры по совершенствованию государственного управления и повышению профессиональной подготовки юридических кадров. Спустя два года Д. Медведев на заседании Совета законодателей 14 июля 2010 г., выразил неудовлетворение результатами инициированной им борьбы с коррупцией в России и признал, что: «…никаких значимых успехов в этом направлении я отметить не могу». Говоря об основной причине, не позволившей успешно одолеть коррупцию, Д. Медведев отметил: «…это проблема ментальная, проблема бытовых привычек, проблема правомерного поведения всех граждан страны».

Эта черта Медведева, как политика либерального направления – ссылка на никудышный менталитет граждан, стала заметна в начале его публичной политической деятельности. Ещё кандидатом в Президенты 22 января 2008 г., на II Гражданском форуме он заявил: «…сегодня этот дух пренебрежения к праву присутствует везде». Эту же мысль Медведев развивал 15 февраля 2008 г., на Красноярском экономическом форуме: «Я неоднократно высказывался об истоках правового нигилизма в нашей стране, который продолжает оставаться характерной чертой нашего общества. Мы должны исключить нарушение закона из числа наших национальных привычек, которым наши граждане следуют в своей повседневной деятельности»

О плохих привычках доставшегося ему в управлении народа он говорил и в интервью британской газете «Файнэншл таймс» 25 марта 2008 г.: «К сожалению, я об этом говорил неоднократно: Россия – страна, где не очень любят соблюдать законы. Как принято говорить, страна значительного правового нигилизма». Но на «плохой народ» Медведев жаловался не только англичанам. На встрече с представителями российских и французских деловых кругов 2 марта 2010 г. он сказал: «…основная наша проблема заключается в том, что мы хронически не уважаем закон. И для того чтобы выйти из этой ситуации, мы должны поменять отношение к закону в глазах и в головах огромного количества людей. Это и представители бизнеса, представители общественных организаций и просто обычные люди, и, наконец, политики, представители правоохранительных органов и даже судьи». Позже и Б. Грызлов 30 октября 2009 г. подхватил эстафету латентной русофобии, заявив собеседникам в социально-политической сети «Единой России» о «присущем русскому менталитету коррупции и правовом нигилизме».

Однако на народ мешал Медведеву и Грызлову бороться с коррупцией. К «медведевскому» пакету законов «единороссами» в Госдуме была принята 31 поправка, выхолостившие всё содержание национального плана борьбы с коррупцией. По проблеме борьбы с коррупцией публично не высказался В. Путин, наблюдавший со стороны за усилиями Медведева по преодолению сопротивления депутатов Госдумы. В конце концов, рассмотрение всего пакета законов отложили на год.

Взаимодействие Президента и «Единой России» могло развиваться по линии подготовки управленческих кадров. 23 июля Медведев собрал совещание полномочных представителей Президента, перед которыми была поставлена задача пересмотра «подходов к кадровой политике». Медведев обратил внимание на то, что «решения о назначении на ведущие должности принимаются по знакомству, по принципу личной преданности, к сожалению, бывает и такое, и – это наиболее отвратительная ситуация – просто за деньги, то есть должности продаются».

28 июля 2008 г. бюро Высшего Совета партии рассмотрело вопрос о развитии проекта «Кадровый резерв – профессиональная команда страны». До этого формированию управленческого резерва было посвящено два проекта: «Кадровый резерв» и «Профессиональная команда страны». Второй проект получал одобрение от Путина. Теперь их решили объединить в один. До конца года «единороссы» обязались передать базу данных претендентов на замещение государственных должностей в распоряжение Д. Медведева.

В феврале 2009 г. на официальном сайте Президента была опубликована «первая сотня» президентского кадрового резерва. В список вошли кандидаты от федеральных органов – 36 человек, региональных – 23, бизнеса – 31, науки, образования и общественных организаций – 10 человек. К формированию этого списка «Единая Россия» не привлекалась. Состав экспертного сообщества, предлагающего кандидатов в президентский кадровый резерв не публиковался, чтобы избежать давления на этих экспертов при возможном лоббировании кандидатов. Эксперты, предлагающие кандидатуры резервистов, представляли органы госвласти, парламентские партии, религиозные конфессии и общественные организации.

В конце декабря 2009 г. был обнародован список из первых 500 лиц, пополнивших резерв управленцев, находящийся под патронажем Президента РФ. За период с декабря 2009 г. по август 2011 г. 189 человек из кадрового резерва получили повышение по службе или были назначены на должности с большим объемом полномочий.

Однако у Медведева был и свой, неофициальный кадровый резерв. Так, например, в сентябре 2008 г. он подписал Указ о назначении А. Чубайса гендиректором госкорпорации «Роснано». Ещё в 2007 г. на нужды этой структуры Правительство РФ выделило 130 млрд. рублей. Стало ясно, что Чубайс уведёт эти деньги уйдут на фондовые рынки, далее против него будут выдвинуты обвинения, но развития нанотехнологий не будет. Так оно в действительности и произошло. 5 июня 2009 г., в рамках работы Петербургского экономического форума, ММВБ и «Роснано» подписали соглашение о сотрудничестве по созданию рынка инноваций и инвестиций. Постепенно более 110 млрд. руб. ушли на депозиты банков, на фондовые рынки, операции с ценными бумагами. «В корпорации, куда было вложено 130 млрд. руб., – возмущался депутат Госдумы И. Грачев, – значительную часть государственных денег используют в игре на бирже, а в собственно нанотехнологии вкладывается не более 1% выделенных средств. Причем я сам лично просмотрел на те разработки, в которые Роснано вкладывает деньги. Этим технологиям уже 50 лет!». В ноябре 2009 г. Генпрокурор России Ю. Чайка пришёл с жалобой к Д. Медведеву, что по результатам проверки госкорпорации «Роснано» выявлены факты нарушений целевого расходования финансовых ресурсов и нецелевого использования имущества. Однако в июне 2010 г. «за большой вклад в реализацию государственной политики в сфере нанотехнологий и многолетнюю добросовестную работу» Указом Президента РФ Чубайс был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

В конце 2008 г. Д. Медведева в очередной раз подтвердил, что наиболее привлекательными в идеологическом отношении являются кадры, исповедующие либеральную идеологию. 8 декабря он внёс кандидатуру бывшего председателя «Союза правых сил» Н. Белых на рассмотрение регионального парламента Кировской области для наделения полномочиями губернатора. 18 декабря Белых эти полномочия получил. Вскоре в команду этого губернатора прибыли М. Гайдар (дочь Е. Гайдара), А. Навальный, далее отправившийся 2010 г. на полугодовое обучение в Йельский университет США.

В сентябре 2008 г. руководители партии «Единая Россия» и Аграрной партии России приняли решение об объединении двух организаций. Поглощение этого, сравнительно небольшого политического объединения, свидетельствовало не только о полном доминировании «единороссов» на политическом поле, но и о том, что небольшие партии в условиях существующей системы будущего не имели. До решения съездов партий, «аграрии» последний раз получали право участия в региональных выборах 12 октября.

В этот день в пяти российских регионах – Чечне, Сахалинской, Кемеровской и Иркутской областях, а также в Забайкальском крае – прошли выборы в местные парламенты. Преимущество «Единой России» было подавляющим. Партия, набрав 76, 58 % голосов избирателей, заняла 157 депутатских кресел. КПРФ – 13 депутатских мест (6, 34 %), «Справедливая Россия» – 12 (5, 85 %), ЛДПР – 9 (4, 39 %), Аграрная партия России – 4 (1, 95 %). Десять кандидатов-самовыдвиженцев, ставшие депутатами, в общей сложности получили 4, 87 % голосов.

Радость от успехов в регионах пытались омрачить правоохранительные органы Испании, которые, в рамках расследования деятельности одной из преступных группировок из России, провели обыск на вилле на острове Мальорка у члена Президиума Генсовета «Единой России», депутата Госдумы В. Резника. Соратники В. Резники расценили действия испанской полиции как акцию носящую «политический характер» направленную на дискредитацию партии и Госдумы. Позже, в январе 2012 г. В. Резник стал первым заместителем председателя комитета Думы по финансовому рынку. Одновременно с этим делом и Верховный суд РФ дал следствию заключение о наличии признаков преступления в действиях бывшего председателя Государственного таможенного комитета, члена Генсовета партии В. Драганова. Вскоре внимание общественности к этим делам ослабло и далеко идущих последствий они не имели.

Отсутствие координации планов между окружением Д. Медведева и руководством «Единой России» проявилось после обнародования президентского Послания Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года. В Послании Медведев заявил о масштабной коррекции политической системы России.

Предложения для «единороссов» стали сюрпризом. На приближающемся X съезде партии планировалось обсудить проект новой программы партии. О выполнении предвыборной программы «План Путина» ещё летом объявил Б. Грызлов. Основой новой редакции должна была стать «Стратегия-2020», провозглашенная Путиным как программа развития страны. Проект был согласован в Администрации Президента, его планировали доработать с руководством партии, но всё срочно пришлось переделывать. Из-за нагрянувшего мирового кризиса этот план реформ потерял актуальность, т. к. Правительство РФ сконцентрировалось на антикризисных мерах. Доработка текста «Стратегии-2020» завершилась только в середине марта 2012 года.

Ноября В. Путин срочно встретился с Б. Грызловым, В. Володиным и А. Воробьёвым и на встрече отметил, что в Послании Президента содержится целый блок новаций, «направленных на развитие политической системы государственных и общественных институтов». В. Путин подчеркнул, что достижение поставленных целей «требует согласованных действий исполнительной и законодательной власти, причем на всех уровнях».

Вся политическая реформа провозглашённая Медведевым принималась в Госдуме до апреля 2009 года и носила в целом косметический характер. Главным в ней было то, что с рокполномочий Президента увеличивался до 6 лет, депутатов Госдумы – до 5 лет. Помимо этого Правительство обязано ежегодно отчитываться перед Госдумой в период весенней сессии; кандидатуры на пост главы региона Президенту должна была предлагать партия, победившая на выборах в региональный парламент; Совет Федерации должен был формироваться из депутатов местных парламентов; право отправлять мэра в отставку получили местный парламент или глава региона; партии, набравшие на выборах менее 7%, но более 5% голосов, могли получить 1 или 2 мандата; провозглашалось поэтапное снижение минимальной численности партий с 50 тысяч до 45 тыс. чел., а еще через два года – до 40 и т.п.

X съезд партии состоялся 20 ноября 2008 года. Выступая на форуме, В. Путин заявил о поддержке предложений Д. Медведева по совершенствованию политической системы страны, борьбе с коррупцией, созданию кадрового резерва, развитию социальной сферы. В своем выступлении лидер партии коснулся темы финансового кризиса. «Сегодняшний мировой кризис с учетом его масштабов подобен стихии. Его, как и стихийное бедствие, предотвратить было невозможно», – говорил он, добавив, что российские власти гарантируют защиту 98, 5% вкладов в банках страны. Медведев в своей речи качестве главной задачи выделил борьбу с финансовым кризисом и призвал партию «активной поддержке Правительства». Делегаты единогласно одобрили объединение с Аграрной партией России. Съезд на 30% обновил состав Генерального Совета партии. Были внесены поправки к Уставу, позволяющие сосредоточить больше полномочий в Президиуме Генсовета. В органе сохранил своё место и В. Резник, замешанный в скандале с обыском его испанской виллы. В Президиум вошёл и глава «профсоюза олигархов» – Российского союза промышленников и предпринимателей – А Шохин. Съезд изменил название партии: из её полного «титула» были убраны слова «Всероссийская политическая партия».

В конце года ИНСОР, своеобразный «мозговой центр» Д. Медведева, подготовил «Демократия: развитие российской модели». Суть этого многостраничного проекта заключалась в том, что России необходимы дальнейшие либеральные реформы при политической воле сильной президентской власти. Только при этих условиях возможна, по мнению авторов доклада, «модернизация российского общества», которая должна стать главной повесткой власти в ближайшие годы. В ходе этой «модернизации» должна будет измениться «система ценностей и институтов в обществе». По оценке авторов доклада «Единая Россия» «…не вполне способна исполнять роль " доминантной партии"». Поэтому на период «либерализации сверху» за этой партией, интеллектуалы из окружения Д. Медведева, предлагали сохранить «роль самой крупной партии при обязательной её эволюции и внутренней демократизации с одновременным устранением барьеров для развития, доступа к СМИ и другим ресурсам, полноценного участия в выборах других жизнеспособных политических партий». Со временем «Единую Россию», «при доброжелательном посредничестве президентской власти», можно убрать из политической жизни страны через заключение с другими политическими силами неформального «пакта о национальном консенсусе».

Таким образом, в 2008 г. новоизбранный Президент РФ заявил о себе как о политике либерального направления. В этот момент это политическое направление в его исполнении ещё не выглядело ясным, ибо оно прикрывалось близким эхом грузино-югоосетинского конфликта. Однако демонстративная поддержка деятельности политиков либерального направления, опора на ИНСОР, заявка на политические реформы как определяющем условии социально-экономического развития, свидетельствовали о начале формирования новой политической линии, где «Единая Россия», при выполнении ею декоративную роли на псевдодемократическом фасаде олигархической власти, рисковала стать пятым колесом в телеге российской государственности.

 

2009 год: конфликт «окружений» и курс на «модернизацию»

Год начался с уточнения приоритетов стоящих перед «партией власти». В. Сурков, выступая 17 января на семинаре-совещании с секретарями региональных политсоветов и главами представительных органов РФ, выделил четыре основных направления стоящие в целом перед государством и перед «партией власти».

Во-первых, обеспечивать рост благосостояния граждан и сохранение среднего класса, возникшего, по его словам, «в эпоху Путина», как социальной основы общества. Для этого надо удержать на должном уровне занятость и потребление.

Во-вторых, необходимо и дальше, рационально используя сокращающиеся ресурсы, продолжить развитие инфраструктуры и техническое перевооружение промышленности.

В-третьих, заложить основы инновационной экономики.

В-четвёртых, укреплять суверенное демократическое государство, с тем, чтобы оно было в состоянии добиться изменения мировой политической системы и сделать ее более справедливой, выгодной для российского народа.

Стратегические цели, по словам Суркова, были изложены «в программных заявлениях Президента Дмитрия Медведева и в Стратегии-2020».

Единый день голосования 1 марта 2009 г. вновь подтвердил лидирующее положение партии на политическом поле. В этот день прошло 3168 выборных кампаний различного уровня, включая выборы глав 879 муниципальных образований и законодательных собраний 9 субъектов федерации и 1568 муниципальных образований. В Кабардино-Балкарской республики «Единая Россия» получила 72, 29 % голосов избирателей; в Карачаево-Черкесии – 69, 61 %; в республике Татарстан – 79, 31 %; в Хакасии – 57, 33 %; в Архангельской области – 51, 85 %; в Брянской – 51, 85 %; во Владимирской– 51, 27 %; в Волгоградской – 49, 44 %; в Ненецком автономном округе – 42, 46 %.

В условиях кризиса повысилось значение «Форума " Стратегия-2020"» как средство развития дискуссии в партии. В рамках этого «Форума» рассматривалась концепция социально-экономического развития России, озвученная Путиным 8 февраля 2008 г. На этой своеобразной дискуссионной площадке разнообразные политологи вырабатывали сценарии развития до 2020 года. В течение года заседания «Форума» проходили в различных регионах страны. 2 марта в Москве на «Форуме» выступил В. Сурков. Его речь была посвящена защите сложившейся политической системе и «наших ценностей». К ценностям, сославшись на Медведева, Сурков отнёс понятия «свободы», «справедливости», «патриотизма» и «любви к семье». Условием для «свободы», как основы демократии, он считал материальное благополучие. В свидетели он призвал высказывание бывшего президента США Ф. Рузвельта: «Бедный человек не свободен». В качестве учителей «демократии» он косвенно указал на англосаксов: «Я считаю, что наша политическая система работает. It’s working[*], как говорят наши друзья, которые учат нас демократии». В доминировании одной партии на политической арене, по словам Суркова, «гораздо больше плюсов», в противном случае «ущерб, который бы понесло государство и общество, был бы гораздо выше». Таким образом, в своём выступлении Сурков косвенно признал наличие угроз для существующей власти, но выразил уверенность, что в условиях финансового кризиса политическая система выдержит испытания.

Тезис Суркова о доминировании одной партии, получил существенное дополнение на встрече руководства «Единой России» с Д. Медведевым 8 апреля 2009 г. Президент РФ предложил им готовиться к новой процедуре наделения полномочиями глав субъектов федерации и подчеркнул: «Безусловно, что финальное решение по этим вопросам будет принимать не партия, а Президент. И здесь не должно быть никаких иллюзий». Таким образом, руководству партии было указано его подчинённое место в системе государственной иерархии. В ответном слове Б. Грызлов покорно согласился с отведённой ролью, заверив, что поддержка предложений Президента «для нас приоритет». Медведев поблагодарил «единороссов» за поддержку его законодательных инициатив, призвав их активнее осваивать Интернет. Сам Медведев к этому времени зарегистрировался в нескольких социальных сетях, периодически выступал в Интернете с обращениями, впрочем, не имеющими широкого общественного резонанса.

Финансовый кризис больно ударил по экономике страны. «Единая Россия приняла участие в выработке антикризисных мер. 19 марта 2009 г. Правительство РФ определило семь приоритетов антикризисной программы: социальная защита граждан, сохранение промышленного и технологического потенциала экономики, активизация внутреннего спроса, соответствие антикризисных мер долгосрочным приоритетам развития страны, снижение административных барьеров для бизнеса, поддержка национальной финансовой системы и сдерживание инфляции. В партии выявились две точки зрения на этот документ.

Сокоординатор политического клуба «Единой России» «4 ноября» В. Фадеев считал, что «Стратегия-2020» должна быть скорректирована: «Год назад, когда был избран Президент Дмитрий Медведев, казалось, что ситуация определена и необходимо заниматься вполне понятными вещами: сохранением инновационной экономики, укреплением правовой системы, борьбой с коррупцией. Однако, с того момента произошли события, которые полностью изменили ситуацию: война в Южной Осетии и мировой кризис». Либеральное течение партии полагало, что более всего нужно уделять внимание поддержке предпринимателей, но им оппонировали социал-консерваторы во главе с А. Исаевым, считавшие, что приоритетным должна быть социальная защита населения. Со слов Б. Грызлова, 1 апреля на встрече с Путиным, премьер-министру было передано свыше 400 предложений к антикризисным мерам Правительства.

В 2009 г. из партийных документов «Единой России» почти полностью исчезли идеологемы «партия власти», «партия реальных дел», «партия Путина», «План Путина», «национальный лидер» и т.п.

Идеологический вакуум заполняют новые установки, исходящие от Д.Медведева и его окружения. Год спустя после избрания стало очевидно, что в целом его действия направлены на формирование собственной команды во власти и равнение на либеральные принципы во внутренней политике.

Партийный проект «единороссов» «Кадровый резерв – профессиональная команда страны» Медведевым игнорировался. За первый год президентства им было назначено 15 глав субъектов Федерации, из них 12 – новых, ранее не занимавших этот пост.

Постепенно в 2009 г. осложнялись отношения между группировками, объединившимися вокруг Президента РФ и Председателя Правительства. Подобное положение дел предсказал ещё в марте 2008 г. американский политолог Томас Грэм. По его мнению, осложнение отношений между Медведевым и Путиным, может стать не личный конфликт, а столкновение между двумя командами, их окружением. Т. Грэм предположил, что подобный конфликт может произойти, «когда кто-то обратится к Медведеву за принятием важного решения, которое будет противоречить взглядам Путина».

Сложившаяся система, когда рычаги принятия решений находились в руках у двух людей, располагала к противостоянию двух аппаратов. Споры между командами стали выходить на публику. Примером конфликтных отношений стал правительственный закон о торговле. В первом чтении этот закон приняли по личной просьбе В. Путина, но второе чтение, под давлением помощника Президента А. Дворковича, переносили трижды.

В отдельных случаях победу праздновало окружение Д. Медведева. Так, например, Совет Федерации РФ по требованию Администрации Президента отклонил и вернул на доработку закон о повышении с 2010 года базовой ставки транспортного налога вдвое.

Противоречия проявлялись и в кадровых вопросах. Сенатор Л. Нарусова, пользовавшаяся особым вниманием и поддержкой со стороны В. Путина, представлявшая в Совете Федераций Туву, в мае не получила поддержки от местных «единороссов» на мандат для продления своих сенаторских полномочий. За этим решением явно прослеживалась рука из окружения Д. Медведева. Для положительного решения вопроса в Туву вынужден был лично прибыть С. Шойгу.

Однако в 2009 г. не между чиновниками, а у Медведева и Путина проявлялась разница позиций по отдельным вопросам.

В июне 2009 г. В. Путин сделал заявление о присоединении к ВТО Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации «как единой таможенной территории». Месяцем спустя Д. Медведев ему возразил, что: «Можно, согласовав некие общие стандарты и позиции внутри тройки Таможенного союза, вступать раздельно…».

Становилось заметной их разница в мировоззренческом аспекте. 30 октября в День памяти жертв политических репрессий Д. Медведев разместил в своем видеоблоге обращение к россиянам, где заявил: «Правда и то, что преступления Сталина не могут умалить подвиги народа, который одержал победу в Великой Отечественной войне. Сделал нашу страну могучей индустриальной державой. Поднял на мировой уровень нашу промышленность, науку, культуру». Однако, 3 декабря 2009 г. В. Путин выступил в защиту И. Сталина как исторической фигуры: «Мы выиграли Великую Отечественную войну. Кто бы и что бы ни говорил, победа была достигнута. Даже если мы будем возвращаться к потерям, вы знаете, никто не может сейчас бросить камень в тех, кто организовывал и стоял во главе этой победы». Позже, Д. Медведев в интервью газете «Известия» 6 мая 2010 г., подтвердил свою позицию: «Великую Отечественную войну выиграл наш народ. Не Сталин и даже не военачальники – при всей важности того, чем они занимались».

Однако в целом их позиции в стратегическом отношении были едины консолидированы. Оба говорили о приверженности либеральным ценностям, говорили о необходимости продолжения приватизации, не спорили в кадровых вопросах и т.д.

Между тем к осени 2009 г. стали проявляться кризисные явления не только в экономике, но и в самой «партии власти». К установкам, данным В. Путиным на IX съезде о «разбюрократизации» партии, «единороссы» отнеслись формально. В июне в интервью «Московскому комсомольцу» один из отцов-основателей партии президент Башкортостана М. Рахимов с раздражением говорил: «Партией пытаются рулить люди, которые и тремя курицами не командовали. Разве так может быть?». Призвав к реформе политической системе, он подтвердил закрытый характер формирования депутатского корпуса: «Ведь сейчас у нас, по сути, однопартийная система. При этом избиратели не знают, кого они избирают. А депутатам руководители фракций говорят: " Если ты нам не понравишься, мы тебя отчислим! "».

Недоволен работой «Единой России» был и В. Путин. 8 июня он встретился с Б. Грызловым, В. Володиным и А. Воробьевым. Лидера партии раздражало, что на фоне кризисных явлений высокопоставленные члены партии больше заботились о собственном имидже, не вникали в проблемы простых граждан. Премьер потребовал от партии «более энергичной и оперативной реакции на кризисные ситуации». И настоятельно посоветовал: «О людях надо заботиться».

Показателем растущего недовольства «партией власти» стали досрочные главы Калачёвского муниципального района Волгоградской области, где в конце июня кандидат от «Единой России» проиграл выдвиженцу «Справедливой России».

Застарелой бедой партии оставалось отсутствие твёрдых и понятных идеологически принципов.

Этот вакуум могла заполнить статья Д. Медведева «Россия, вперёд!», обнародованная 10 сентября 2009 г. Глава государства предложил обществу собственное видение проблем стоящих перед страной и пути выхода из сложившихся трудностей.

Уже в начале своего произведения глава государства охарактеризовал российскую экономику как «примитивную» и «сырьевую», а население России охарактеризовал как бездельников полагающихся не на себя, а «на государство, на заграницу, на какое-нибудь " всесильное учение"».

Корни трудностей в экономике, по мнению Д. Медведева, лежали в советской модели развития, передавшей по наследству «новой России» все свои пороки. Помимо неэффективной экономики, неидеальными были демократические институты, слабо гражданское общество, «полусоветская социальная сфера», негативные демографические тенденции, нестабильный Кавказ, невысокий уровень самоорганизации и самоуправления.

Главными национальными недугами Д. Медведев назвал «вековую экономическую отсталость», «вековую коррупцию» и иждивенческие настроения населения.

Президент провозгласил идею новой модернизации, в результате которой Россия «в течение ближайших десятилетий» должна «…стать страной, благополучие которой обеспечивается… интеллектуальными ресурсами: " умной" экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности». В целом модернизация подчинялось одной цели: «…повышение качества жизни в России».

В качестве основных стратегических векторов модернизации нашей страны Медведев определил пять направлений:

– добиться лидерства по эффективности производства, транспортировки и использования энергии. Вывести на рынки новые виды топлива;

– поднять на новый качественный уровень ядерные технологии;

– продолжить совершенствование информационных технологий;

– обзавестись собственной наземной и космической инфраструктурой передачи всех видов информации;

– занять передовые позиции в отдельных отраслях медицины.

Для того чтобы решить эти задачи, достойные уровня второразрядной державы, Медведев обещал пригласить на работу в нашу страну «лучших учёных и инженеров из разных стран мира», а иностранным компаниям и научным организациям предоставить «самые благоприятные условия для строительства в России исследовательских и конструкторских центров».

Достижение поставленных высот, Медведев увязал с реформой политической системы: «…научно-технический прогресс неразрывно связан с прогрессом политических систем». В будущей политической системе страны, «Единой России», как формальной «партии власти», места не находилось. По мысли Медведева парламентские партии должны периодически сменять друг друга у власти. При этом «партии и их коалиции будут формировать федеральные и региональные органы исполнительной власти (а не наоборот)…».

Политические реформы должны быть постепенными и длительными по времени. Торопливость могла поставить Россию «на грань распада». Затрагивая проблему инвестиций в российскую экономику, Медведев указал место, откуда они должны придти в российскую экономику: «Нам нужны деньги и технологии стран Европы, Америки, Азии».

Помимо общих рассуждений бросалось в глаза противоречивость в рассуждениях Медведева о состоянии возглавляемой им страны. В начале статьи он говорил о «вековой отсталости» России, но в её конце заявил, что «представления» о «вечно недоразвитой России неприемлемы».

Обнародование статьи Медведева свидетельствовало не только о попытке организации процесса модернизации страны, но и о противоречиях во властной элите. Руководство и аналитики «Единой России» в подготовке этого идеологического документа участия не принимали.

В авральном порядке в Госдуме 17 сентября были устроены парламентские слушания по статье Медведева. В мероприятии приняли участие представители не только четырёх парламентских партий, но и непарламентской оппозиции: С. Умалатова, С. Митрохин, Г. Бовт и др. От «Единой России» в слушаниях принял участие первый вице-спикер Госдумы О. Морозов, который высоко оценив статью, ограничился тем, что назвал её «программной» и дружеским жестом пригласил присутствующих к дискуссии «о выборе пути развития». Подобные слушания, но в виде «круглых столов», были устроены практически во всех субъектах Федерации.

25 сентября, как ответ на либеральную идеологическую составляющую статьи Медведева, первый замсекретаря Президиума Генсовета «Единой России», глава комитета Госдумы по труду и социальной политике А. Исаев заявил, что организация наконец-то может «заявить о себе как о консервативной партии». А. Исаев особо оговорил, что «наш консерватизм не является противоположностью модернизации», более того, он сослался и на Д. Медведева, который выдвигал тезис постепенности преобразований.

Таким образом, идеологические разногласия элитных групп было зафиксировано в сентябре 2009 г., где выявились два идеологических направления: либеральное и государственническое. Первое олицетворялось с именем Д. Медведева, а второе выражалось в осторожном ему оппонировании отдельных «единороссов».

11 октября в единый день голосования прошло 6410 выборных кампаний различного уровня, включая выборы в законодательные собрания 3 субъектов Федерации: Москве, Тульской области, республике Марий Эл. Борьба за 135 мандатов привела к тому, что «Единая Россия» получила 107 мандатов. Представители других политических партий говорили о многочисленных фальсификациях и нарушениях в ходе голосования. Так, например, Первый заместитель Председателя ЦК КПРФ И. Мельников указал на странные итоги, полученные в Москве, когда все опросы общественного мнения говорили о поддержке КПРФ 20-22% избирателей, но в итоге оказалось 13, 27% голосов. Протестуя против грязных, с этической точки зрения, политтехнологий, депутаты всех трёх оппозиционных партий на ближайшем заседании Госдумы покинули зал заседания. Находившийся с визитом в Китае В. Путин посоветовал протестующим подобные проблемы решать в судебном порядке.

15 октября перед региональным активом «Единой России» выступил В. Сурков. Он призвал курируемую им партию не оправдываться перед оппозицией и верить в свою победу, но при этом не злоупотреблять административным ресурсом. Реакция единороссов на требования протестующих должна быть жесткой: после подведения итогов, на компромиссы не идти, а все разбирательства перенести в суд. Однако в центре его выступления было требование отказа «единороссами» от опоры на административный ресурс. «Задача " Единой России" в том и состоит, чтобы аккуратно сойти с административных стапелей в открытое плавание, – подчеркнул первый замглавы Администрации Президента. – Думаю, в два-три ближайших года они эту задачу решат».

В октябре-ноябре продолжилась осторожная полемика между «государственниками» и «либералами». 16 октября Б. Грызлов прокомментировал работу по подготовке обновлённой партийной программы, которую планировалось утвердить на XI съезде партии 21 ноября в Санкт-Петербурге. Вместо обсуждения в региональных отделениях статьи Медведева, Грызлов сказал, что туда высланы тезисы проекта партийной программы. В документе, – по его словам, – «будет чётко обозначена идеология партии – российский консерватизм». По мнению руководителя Высшего Совета именно такие идеологические принципы позволяют консолидировать общество. Кроме прочего, основная задача программного документа – закрепить задачи и методы работы партии в рамках «Стратегии-2020», то есть той программы, место которой в статье Медведева не нашлось. Грызлов подчеркнул, что основой нового программного документа, вернувшись к этому полузабытому словосочетанию, станет «План Путина», а статью Медведева он назвал «инициативами». В проекте подчёркивалась и актуальность задачи возврата к традиционным ценностям, сохранения исторической памяти и противодействия фальсификации истории.

В проблематике сохранения исторической памяти между «либералами» и «государственниками» пролегла незримая черта.

Ещё в феврале 2009 г. сопредседатель Высшего совета партии С. Шойгу предложил ввести уголовную ответственность за отрицание победы СССР в Великой Отечественной войне. По его мнению, принятие такого закона давала «возможность защитить нашу историю, подвиг наших отцов и дедов». Его предложение поддержал и Генеральный прокурор России Ю. Чайка. В мае 2009 г. Президент РФ Д Медведев подписал Указ о создании Комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Эти мероприятия отражали неуверенность политической элиты накануне приближающейся даты 70-летия подписания договора о ненападении между Германией и Советским Союзом, также известного как пакт Молотова-Риббентропа. Российские «верхи», обогатившиеся на обломках Советского Союза, по сути, сделали за Адольфа Гитлера то, что он не сумел сделать в 1941 году. Для морального оправдания от содеянного, они остро нуждались в историческом оправдании краха СССР. 3 июля 2009 г. парламентская ассамблея Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), приняла резолюцию «О воссоединении разделённой Европы: Поощрение прав человека и гражданских свобод в регионе ОБСЕ в XXI веке». В этом официальном документе, где в равной степени осуждались преступления сталинского и нацистского режимов, предлагалось сделать 23 августа день подписания пакта, днём памяти жертв нацизма и сталинизма. По свидетельству председателя ассамблеи К. Бергмана представители России даже не покинули зал заседания, спокойно продолжая участвовать в заседании.

В конце концов, предложение Шойгу принято не было, а созданная Медведевым комиссия собралась на одно заседание, так и не приступив к полноценной работе.

В свою очередь, вслед за резолюцией ОБСЕ, Д. Медведев характеризовал деятельность И. В. Сталина как преступную, а его окружение он не раз называл «приспешниками». Но деятельность М. С. Горбачёва в интервью немецкому журналу «Шпигель» 7 ноября 2009 г. Д. Медведев оценил высоко.

О том, в каком направлении должно пойти изменение исторических оценок показали резолюция польского сейма от 23 сентября 2009 г. и т.н. «дело Подрабинека».

Польский сейм, впервые в истории на официальном уровне объявил Советский Союз агрессором, развязавшим совместно с фашистской Германией Вторую мировую войну. Поляки наплевали на мнение современников тех событий, которые так не считали, а Д. Медведев не стал протестовать против этого решения польских властей. Лишь Госдума РФ опротестовала эту резолюцию. От лица «партии власти», замсекретаря Президиума Генсовета «Единой России» О. Морозов, сказал, что резолюция сейма Польши по 1939 году «основана на вранье».

Одновременно с польской инициативой, скандальный «диссидент» А. Подрабинек опубликовал «открытое письмо», в котором допустил оскорбления в адрес советских ветеранов. Бандитов воевавших на стороне гитлеровской Германии (бандеровцев и «лесных братьев»), он назвал «подлинными героями нашей страны». Представители движения «Наши», созданного по инициативе В. Суркова ещё в 2005 г., организовали пикетирование дома, где проживал этот субъект. В защиту «диссидента», а, следовательно, против участников Великой Отечественной войны, высказались В. Рыжков, Б. Немцов, Г. Каспаров. Подрабинека поддержал Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека во главе с Э. Памфиловой. Некоторые члены Совета (А. Пушков, С. Говорухин и др.) заявили о своём несогласии с позицией, высказанной от имени Совета Э. Памфиловой. Депутат Госдумы Р. Шлегель внёс на рассмотрение парламента предложение по её смещению с занимаемого поста. Очень скоро к Подрабинеку и Памфиловой подоспела солидная помощь в лице пресс-секретарь Президента РФ Н. Тимаковой. Она назвала ситуацию вокруг «нормальной дискуссией», напомнив, что Д. Медведев неоднократно говорил о необходимости создания в России гражданского общества, важным элементом которого является открытая дискуссия и решение возникающих проблем цивилизованным путем, в том числе через суд.

Президентское Послание Федеральному Собранию РФ оглашённое им 12 ноября 2009 г., по сути, представляло собой расширенную версию его сентябрьской статьи. Начиналось Послание с напоминания о ней, где, по словам Медведева, были обнародованы «принципы новой политической стратегии». Помимо расширенно толкования пять направлений основных стратегических векторов модернизации страны, Медведев определил четыре системных шага, которые должны сопровождать этот процесс.

Во-первых, нужно было заняться модернизацией государственного сектора. Медведев сразу же отметил, что доля государства в экономике «не опускается ниже 40 процентов», а в период кризиса роль государства даже возросла, но «с точки зрения долгосрочных перспектив ничего хорошего в этом нет». Естественно стало ясно, что в самом ближайшем будущем начнутся процессы приватизации, ибо кроме раздела собственности либеральная экономическая мысль к этому време






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.