Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






От реорганизации Правительства к дефолту 3 страница






На первых порах «Голос России» считали «партией Примакова». Возникновение организации не понравилось руководству НДР и «Отечества». Черномырдин был недоволен предательством своего первого заместителя, а Лужков тем, что «Голос России» стал претендентом на титул «партии власти», который он считал уже своим.

Однако век «Голоса России» оказался недолгим. 21 апреля 1999 г. состоялась его учредительная конференция, на которой К. Титов объявил о пропрезидентской позиции организации. Короткое время в печати эту организацию называли «новой партией власти». К глубокому огорчению Титова, проведение конференции совпало со встречей 19 губернаторов с Ельциным. В мероприятии смогли принять участие всего лишь четыре губернатора. Дополнительным ударом для самарского губернатора стало известие об отрицательном отношении к его работе со стороны Администрации Президента, где не забыли, что два месяца назад он «присягнул» в верности не Ельцину, а Примакову. Чтобы сгладить неловкость, вновь получить поддержку Кремля, Титов поспешил заявить, что движение поддерживает Президента, его реформы, не приемлет Примакова за его отступление от демократических идеалов, в частности идею отмены губернаторских выборов. Титов выразил надежду на сотрудничество с М. Шаймиевым, который планировал провести 22 апреля расширенное заседание оргкомитета по созданию предвыборного блока губернаторов «Вся Россия». Однако добило «Голос России», «исчезновение» двух губернаторов из числа участников конференции, а оставшийся тюменский губернатор Л. Родецкий заявил, что выходить из НДР не собирается. Таким образом, «Голос России», как пропрезидентская партия свою роль сыграть не смог.

Для НДР политический 1999 год начался неудачно. Её бывший «второй номер» на выборах в Госдуму II созыва кинорежиссёр Н. Михалков ответил решительным отказом на предложение стать «первым номером» на грядущих выборах. Однако если Михалков имел право выбора, то члены НДР, как писал главный редактор «Коммерсанта» В. Бородулин: «… лихорадочно раздумывают о том, не поздно ли покинуть тонущий НДР, другие – не рано ли вступать в лужковское " Отечество" …».

После отставки Шохина, Черномырдин пожелал видеть руководителем фракции в Госдуме молодого первого вице-спикера В. Рыжкова.

Практически сразу же Рыжков приступил к выстраиванию своих первоочередных планов. Первым шагом, по его мнению, должна стать самоидентификация НДР как политической силы. Во-вторых, необходимо поднять привлекательность НДР в глазах избирателей. В-третьих, договориться с другими «центристами» о совместной тактике на выборах по одномандатным округам. В-четвёртых, «сформировать партийный список, штаб избирательной кампании и организовать всю необходимую работу». Первым вице-спикером от НДР стал Б. Кузнецов, бывший губернатор Пермской области.

Формально к апрелю 1999 г. ВОПД «Наш дом – Россия» выглядело внушительно. В структуру НДР входили региональные отделения в 88 субъектах РФ, территориальные отделения существовали в 541 городе, где состояло на учёте около 110 тыс. индивидуальных членов. Однако организация в политическом отношении была слабой и не пользующейся авторитетом.

Трудности появились и в политической карьере Лужкова. О влиянии московского мэра говорили итоги голосования 27 января в Совете Федерации по ратификации договора о дружбе, взаимопомощи и партнерстве с Украиной. Подавляющим большинством голосов Совет федерации, под давлением Лужкова, отложил обсуждение вопроса. Московский мэр дал понять, что именно от него зависит принятие ключевых решений в России. Однако 17 февраля, при повторном голосовании по этому вопросу, его ждало жестокое унижение. В Совет Федерации пришёл Е. Примаков, который сумел убедить сенаторов изменить свою позицию. Помимо этого своим активным поведением он отпугивал часть губернаторов от вступления в «Отечество».

Охлаждение отношений губернаторов к Лужкову было вызвано усилением позиций Е. Примакова, а когда К. Титов приступил к формированию блока «Голос России», как «партии премьер-министра», то осторожное начальство стало присутствовать в нескольких организациях, посылая своих ставленников в ту или иную организацию.

Все комбинации политических объединений в начале года происходили на фоне разворачивающихся конфликтов вокруг фигур Председателя Правительства Е. Примакова и Генерального прокурора РФ Ю. Скуратова.

Ещё 20 октября 1998 г., выехав из больницы в Кремль, Ельцин потребовал от Примакова дать обещание отказа от своего участия в будущих президентских выборах. Это торжественное обещание премьер-министр вынужден был произнести, глядя в телевизионные камеры. Когда 22 января Примаков направил в Думу, Совет Федерации и Кремль проект заявления о политическом перемирии, то это действие ранее было согласовано с Ельциным.

Однако окружению Ельцина в феврале 1998 г. удалось сорвать соглашение о перемирии между ветвями власти. В СМИ Примакова подвергали критике за «шовинизм», «великодержавный национализм», предрекали близкую отставку. В начале 1999 г. Ельцин, в отличие от Примакова, относился к когорте самых непопулярных политиков. Всего 1% граждан России назвали его фамилию, когда 17 марта отвечали на вопрос социологической службы Фонда «Общественное мнение»: «Как вы считаете, кто из политиков с наибольшим успехом смог бы сегодня объединить вокруг себя разные политические силы России». В свою очередь 28 % населения таким человеком считали Примакова, 15% – Зюганова, 13% – Лужкова. Уровень негативного отношения к «гаранту», в тактичной форме, выразил Г. Зюганов: «…мы считаем, что должен быть подготовлен документ, который бы ограничил самовластье одного беспомощного, безвольного, спившегося лица, который сидит в Кремле».

9 апреля на встрече с главами республик, входящих в состав Российской Федерации, Ельцин позволил в адрес Примакова откровенное хамство: «Не верьте, слухам о том, что я хочу Примакова снять, Правительство распустить и так далее. Всё это домыслы и слухи... Я считаю, что на сегодняшней стадии, на таком этапе Примаков полезен, а дальше будет видно». Премьер тут же с телеэкрана ему парировал: «Я не держусь зубами за своё место. Тем более, когда устанавливаются временные рамки: сегодня я нужен, а завтра – посмотрим».

Другим делом, которым занималась власть в начале 1999 года, было т.н. дело «человека похожего на Генерального прокурора». На встрече с депутатами Госдумы 8 декабря 1998 г., Ю. Скуратов заявил о коррупции «в высших эшелонах власти». 18 января 1999 г. Генпрокуратура РФ возбудила уголовное дело о злоупотреблениях в бывшем руководстве компании «Аэрофлот». По данным следствия, с 1996 г. через две швейцарские фирмы «Andava» и «Forus Holding» прошло более 900 млн. долларов компании. Обвинение в «незаконном предпринимательстве и отмывании незаконно нажитых средств» были предъявлены Б. Березовскому и двум заместителям гендиректора «Аэрофлота» Н. Глушкову и А. Красненкеру.

Спустя четыре дня в Лугано (Швейцария) в компании «Mabetex», в соответствии с поручением, подписанным Ю. Скуратовым, произошёл обыск.. По сведениям газеты«Le Monde», президент компании косовский албанец Беджет Паколли «был посредником при приобретении для российского Президента двух яхт (за государственный счет) за 500 тысяч долларов». Для Т. Дьяченко, компания на своё имя зарегистрировала дворец, который она попросила построить папу под Москвой на Николиной горе.

На Генерального прокурора были обнародованы компрометирующие видеоматериалы. Видеозапись представляла собой сюжет, где голый человек, «похожий на Генерального прокурора», проводил свободное время с двумя голыми женщинами. 17 марта видеосюжет показали в программе «Вести» Российского телеканала. Скуратов подал в отставку, но затем стал её отзывать, намекая на свою непричастность к человеку, показанному на телеэкране. Совет Федерации, обязанный утверждать кадровые перемещения, связанные с фигурой Генпрокурора, отказался утверждать Указ Президента об его отставке. 17 марта в Совете Федерации состоялось голосование по президентскому представлению об отставке Ю. Скуратова. Только 6 сенаторов поддержали Б. Ельцина, 144 проголосовали «против». Итог голосования свидетельствовал о беспрецедентно резком ослаблении связей политического центра с регионами.

19 марта вместо Бордюжи, руководителем Администрации Президента России РФ был назначен А. Волошин. На него сразу же пала тяжёлая работа по восстановлению общепринятых норм морали и нравственности, определению меры ответственности аморальных проступков Скуратова.

Вскоре одна проститутка сообщила, что она ранее встречалась с Ю. Скуратовым в интимной обстановке. Основываясь на показаниях её показаниях, Б. Ельцин издал новый Указ об освобождении Скуратова. 21 апреля в Совете Федерации состоялось повторное голосование по делу Скуратова. Большинством голосов его отставка вновь не была принята

«Дело прокурора» обсуждалось и в Госдуме. По словам Г. Зюганова, Генпрокурор незадолго до видеосъёмки представил Б. Ельцину список, содержащий около 20 фамилий лиц, на счетах которых в швейцарских банках находится около 40 млрд. долл. США. По утверждению Зюганова, в списке были лица из «ближайшего окружения Ельцина». Но Скуратов в кресло Генерального прокурора больше не вернулся, а эта грязная история тянулась до его окончательной отставки в мае 2000 г.

Разрешение конфликтов с Примаковым и Скуратовым для окружения Ельцина, под собой имели одну цель – обеспечение безопасности «семьи». Более всего заботящиеся о личном обогащении и личной безопасности, эти люди вновь и вновь наносили жестокие удар по репутации страны. Но не одни «низы», рядовые граждане России, относились с чувством брезгливости к «верхам». «По нашим данным, не только Государственная Дума, оппозиция, большая часть Совета Федерации, – писала Н. Константинова в «Независимой газете», – но и отдельные представители Верховного и Конституционного суда исчерпали резервы своего доверия Президенту».

В условиях острого кризиса политического доверия к Кремлю в двадцатых числах апреля начинается новый этап розыгрыша «региональной карты» в борьбе за власть. 20 апреля в президентской резиденции с загадочным названием «АБЦ», на окраине Москвы, состоялась встреча Б. Ельцина с 19 губернаторами. На встрече Президент выступил за то, чтобы регионам была предоставлена большая самостоятельность, чем это допускалось действующими договорами о разграничении полномочий между регионами и федеральным центром. «Настаивал, и буду настаивать, чтобы вы стояли на первом месте, а потом уже министры и все остальные», – говорил им Ельцин. Однако его позиция противоречила установкам об укреплении «властной вертикали», озвученным ранее О. Сысуевым. Ельцин подыгрывал настроениям губернаторов, ибо курс на укрепление «вертикали власти» отстаивал ещё и Е. Примаков. Таким образом, в стране, где нормой стало игнорирование российского законодательства на местах, Президент, по сути, поощрял сепаратистские тенденции. Эта встреча стала лишним доказательством, что у него сиюминутные соображения, явно превалировали над стратегическими государственными интересами.

В третьей декаде апреля стало известно о грядущем создании ещё одного предвыборного блока. Инициатором его рождения стал президент Татарстана М. Шаймиев. К его организации, где он объективно мог занять лидирующие позиции, президент Татарстана подходил осторожно. Во-первых, это объяснялось его желанием избежать преждевременной конфронтации с другими конкурентами в лице блоков «Отечество» и «Голос России». Во-вторых, он не желал приобретения будущей политической организации репутации «шаймиевского» движения, что могло бы поставить возглавляемую им республику под удар.

22 апреля 1999 г., на следующий день, после того как Совет Федерации вторично отказал Б. Ельцину в его просьбе об отставке Скуратова, состоялось заседание Оргкомитета предвыборного блока «Вся Россия». Почётным гостем на заседании был Ю. Лужков. На первых порах в блок вошли президенты шести национальных автономий – Татарстана, Башкортостана, Ингушетии, Адыгеи, Чувашии, Северной Осетии. Кроме этого в оргкомитет блока вступили главы администраций и губернаторы ещё семи регионов, среди которых был губернатор Санкт-Петербурга В. Яковлев. Всего в президиум оргкомитета было избрано 18 человек, и все были признаны сопредседателями. В своём выступлении неформальный лидер М. Шаймиев, обозначил цель организации на предстоящих выборах: «Мы хотим стать щитом, который обеспечил бы большинство в Госдуме, способное затем сформировать Правительство». В качестве первоочередной тактической задачи была поставлена цель формирования мощного единого предвыборного объединения в союзе с «Отечеством» и «Голосом России».

Дело в том, что накануне заседания Оргкомитета, 21 апреля в 22.00 Лужков, в срочном порядке собрал членов политсовета «Отечества» и растолковал им, с кем они должно объединяться. Одновременно Лужков встретился с Примаковым, что сразу же обрисовало контуры будущего мощного альянса. НДР из этой схемы выпал сразу. Вскоре из этой же схемы выпал и К. Титов со своим «Голосом России», которого на альянс со «Всей Россией благословил лично Б. Ельцин.

Лужков 25 апреля в программе «Итоги» объявил о грядущем создании предвыборного блока «Отечество – Вся Россия», хотя у Шаймиева оставался формальный выбор – Лужков с Примаковым или Титов с Ельциным.

За день до этого заявления в Ярославле прошёл первый этап ІІ съезда ОПОО «Отечество». На заседании Лужков был мрачнее тучи. Наблюдатели, гадая над его озабоченным видом, пришли к выводу: передача лидерства Е. Примакову могла похоронить его надежды на пост Президента в 2000 году.

На съезде в Ярославле приняло участие более 707 делегатов, представлявших 88 регионов, и 113 делегатов от организаций - коллективных членов движения. С докладом «О политической и социально-экономической ситуации в стране и задачах организации» выступил Ю. Лужков. Была принята программа ОПОО «Отечество», но политсовет получил наказ съезда доработать её с учётом замечаний и дополнений делегатов. Второй этап съезда было решено провести в августе-сентябре – после обнародования президентского Указа о назначении выборов в Госдуму. Программа «Отечества» предполагала восстановление вертикали исполнительной власти путём разумного сочетания принципов выборности и назначения, конституционного закрепления «принципа федерального вмешательства»; реформирование системы центрального управления «путём сокращения аппарата федеральных ведомств в субъектах федерации и их объединения по кустовому принципу». Экономическая часть программы говорила о восстановлении на правовой основе государственного контроля над предприятиями, приватизация которых была проведена с нарушением закона, а также сохранение госконтроля за стратегическими отраслями экономики и естественными монополиями. Для населения должна быть сохранена полная свобода обращения своих сбережений в любую валюту. Предполагался 10-12-процентный рост промышленного производства, за счёт ввода простаивающих производственных мощностей. Декларировалось освобождение от налогов прибыль, направленную на инвестиции в основной капитал предприятия.

К этому времени руководством «Отечества» было создано 84 региональных организации. Местные отделения движения появились в более чем 2000 административных образований из 2608.

Одновременно со съездом «Отечества» в Москве прошёл VІ съезд НДР. За день до начала его работы В. Рыжков пообещал журналистам: «Завтра вы увидите новое НДР». Он сообщил, что на открывающемся съезде «будет представлен новый НДР – с новой символикой, новой программой и новыми людьми». Текст новой программы, Рыжков назвал «консервативным манифестом». «Главным достижением последних лет мы считаем свободу и хотим её консервировать», — сказал Рыжков. По его словам, создание новых блоков не повлияло и на состав участников съезда: в нём примут участие 20 губернаторов. В целом, подчеркнул Рыжков, НДР открыт для переговоров о сотрудничестве, особенно с «Голосом России».

В работе форума приняли участие более 800 делегатов и гостей. С докладом «О новых подходах в работе Движения и Концепции НДР по преодолению социально-экономического кризиса» выступил председатель организации В. Черномырдин. В докладе он дал оценку деятельности НДР за прошедший период, при этом отметил, что прошедший год был «самым тяжёлым и вместе с тем самым продуктивным для движения», что НДР удалось преодолеть «синдром партии власти» и стать «действительно политическим движением». Далее он подробно остановился на экономической концепции движения по выходу России из социально-экономического кризиса. В частности, он заявил о необходимости принятия бездефицитных бюджетов, о завершении работы над новым налоговым кодексом, о повышении доверия к банковской системе. По мнению Черномырдина, Россия обязана проводить активную промышленную политику, в частности, необходима государственная поддержка наукоемких отраслей. В политической области, Черномырдин выступил за «проведение честных выборов», как «важное условие выхода страны из политического кризиса». По его словам, «кризисы сами по себе не проходят, для этого нужны условия – в первую очередь, дееспособность власти». НДР категорически против вывода ситуации из конституционного поля. В области внешней политики, по мнению В. Черномырдина, одним из вызовов времени является агрессия НАТО против Югославии. Втягивание России в войну недопустимо, считает он, назначенный специальным представителем Президента РФ по урегулированию ситуации в Югославии.

С докладом «О проекте новой редакции программы Движения» выступил В. Рыжков. Лидер фракции НДР отметил, что «программа Движения является программой консервативной революции», предлагающей избирателям «ясный и конкретный образ будущего». Её выполнение предусматривает реформирование всей системы государственной власти в сторону повышения ответственности регионов». Съезд подтвердил выход Титова, а также Шохина, из рядов НДР.

Заявленная НДР позиция, о себе как об организации правоцентристской, исключало возможность её объединения с «Отечеством». Особенно это стало заметным во время празднования Первомая, которое показало схожесть лозунгов столичного градоначальника и лидера Компартии. Этот праздник все демократические и либеральные партии и движения, проигнорировали. Но столичный мэр лишний раз продемонстрировал своё «единство с трудовым народом». Интересно, что высказывания Лужкова и Зюганова по основным проблемам, стоящим перед страной, в этот день практически полностью совпали. Наблюдатели отмечали, что если Лужков с такой же лихостью и дальше будет отбирать у КПРФ её идеи и лозунги, то Зюганову не с чем будет идти на выборы.

Май в России ознаменовался тремя событиями, которые в значительной степени перепахали политическое поле России. Во-первых, 12 мая случилось то, о чём с февраля не говорил только ленивый – кабинет министров во главе с Примаковым был отправлен в отставку. Во-вторых, обострение политической ситуации совпало с проведением импичмента Президента РФ. Однако Государственной Думе не удалось набрать необходимых 300 голосов ни по одному из пяти пунктов обвинения против Б. Ельцина. В-третьих, 19 мая Госдума утвердила Председателем Правительства РФ С. В. Степашина.

Интересно, что, узнав об отставке Правительства Примакова, Чубайс, под видом участия в двухдневном форуме деловой элиты на восемь дней улетел в США. За ним увязалась компания в лице Гусинского, Ходорковского, Авена и Фридмана. Вернулся этот тип только после утверждения Госдумой С. Степашина премьер-министром.

22 мая в Санкт-Петербурге состоялся учредительный съезд движения «Вся Россия». На съезд прибыли 568 делегатов от 82 регионов. Первые лица из 14 регионов, а не 22, как организаторы форума обещали накануне. На пресс-конференции в Москве, член политсовета «Всей России», президент Ингушетии Р. Аушев заявил, что, возможно, кандидатом от «Всей России» на президентских выборах может стать Евгений Примаков. Учредителями блока выступили общественно-политические движения «Регионы России» и «За равноправие и справедливость». Съезд прошёл в Таврическом дворце, который считается колыбелью российского парламентаризма, поскольку именно здесь проходили заседания российской Думы в начале XX века. Приветствия форуму направили Б. Ельцин, С. Степашин, Ю. Лужков, Патриарх Русской Православной церкви Алексий II. По телефону участников съезда приветствовал Е. Примаков.

С докладом выступил губернатор Санкт-Петербурга В. Яковлев. Он напомнил тезис из Заявления, принятого организаторами месяц назад: «Попытка реформировать Россию сверху не удалась. Значит, её надо реформировать снизу, из регионов. Регионы, их представители в федеральных органах власти должны отвечать не только за то, что происходит в каждом субъекте федерации, но взять на себя ответственность за Россию в целом». В докладе была изложена политика нового федерализма, основанная на принципах неделимости социально-экономического, политического, правового пространства России; правоспособности любого субъекта федерации на основе свободного волеизъявления граждан самостоятельно строить свои отношения с федеральным центром; признании правового характера и взаимной ответственности центра и территорий друг перед другом; расширении прав и полномочий регионов в осуществлении связей с внешним миром; повышение политической роли и усиление власти Федерального Собрания.

С заключительным словом выступил М. Шаймиев, неформальный лидер объединения. Глава автономии особо подчеркнул необходимость исключения основ для конфликтов между различными ветвями власти, призвал политиков преодолевать свои амбиции и действовать в общих интересах. К этому же Президент Татарстана призвал и делегатов съезда: «…не рассчитывайте, что все станете депутатами Госдумы, там столько мест нет. Но есть необходимость взять на себя ответственность и стараться помочь России возродиться. Давайте говорить с народом на понятном, доступном языке. Люди должны почувствовать, что власть о них заботится».

Съезд утвердил программные тезисы блока «Вся Россия» и поручил президиуму политсовета организовать подготовку политической программы.
Были избраны руководящие органы блока – Политсовет, Президиум и Исполнительный комитет, но единоличного лидера решили не избирать.

К лету 1999 г. стали возникать контуры нового претендента на титул «партии власти». Длительные переговоры Е. Гайдара, Б. Немцова, И. Хакамады и Б. Фёдорова в конечном итоге привели к созыву І (и последнего) съезда коалиции «Правое дело», который состоялся 29 мая 1999 г. в Москве. В работе форума приняли участие 473 делегата из 68 регионов. Съезд утвердил первую тройку кандидатов на выборах в Госдуму в лице Немцова, Фёдорова и Хакамады. Руководителем предвыборного штаба назначили А.Чубайса. Однако выбрать единого лидера «правым» снова не удалось, хотя за день до съезда пресса утверждала, что им станет Немцов. Главным итогом мероприятия стало то, что создать единую праволиберальную партию не удалось. Отсутствие единства, наличие непопулярных лидеров, особенно Чубайса, привели к тому, что без Кириенко, который не принял участия в работе съезда, рейтинг «правых» не превышал 1, 5%.

Кириенко в эти дни начал переговоры с К. Титовым. К этому времени организацию самарского губернатора покинули все региональные руководители. Объединиться со «Всей Россией» ему не удалось. Также неудачей завершились его переговоры с бывшим вице-премьером.

Таким образом, к лету 1999 г. на политическом поле действовали три политических объединения представлявших интересы региональных лидеров – ОПОО «Отечество», политический блок «Вся Россия» и ВОПД НДР. Хорошие шансы на выборах в Государственную Думу, по общему мнению, имели только две организации – «Отечество» и «Вся Россия».

Впрочем, региональные лидеры предпочитали не торопиться с окончательными выводами и на всякий случай входили в разные объединения. Осторожное отношение губернаторов было продиктовано также и тем, что Администрация Президента не сказала своего последнего слова. Это не свидетельство некоей беспринципности руководителей регионов, а показатель того, что власть в регионах перешла к прагматикам, людям, стремящимся сохранить баланс различных интересов. Не их вина, а их беда заключалась в том, несмотря на разговоры о «партии власти», действительной партии, как инструмента долгосрочной политики и политического объединения элиты, создано не было.

Политическая элита в Москве, во главе со старым, больным алкоголиком, не сумела сформировать государственную идею, идеологию «общего дела», необходимую для существования и развития России, как государства. Слабеющий режим пока не был в состоянии ответить на исходивший запрос от общества о сильной власти.

Предстоящие выборы в Государственную Думу ІІІ созыва, при помощи демократических инструментов, должны были призваны консолидировать «верхи» во избежание худшего сценария развития событий, продемонстрировать потенциальные возможности новых политиков, которые могли придти во власть.

ОВР и «Единство»: новые «партии власти»

 

В июне-июле 1999 г. политические объединения России готовились к выборам в Государственную Думу. По сравнению с выборами в Думу ІІ созыва в федеральное законодательство были внесены некоторые изменения. Важным этапом в правовом обеспечении деятельности политических общественных объединений стал Федеральный закон от 19 июля 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях». Он ввёл ограничительные признаки политического общественного объединения, при наличии одного из которых, объединение не могло быть признано политическим. К таковым не могли быть отнесены профсоюзы, религиозные и благотворительные организации, в которых допускается членство иностранных граждан или объединения преследующие цели извлечения прибыли посредством предпринимательской деятельности. Эти ограничения привели к сокращению политических организаций имеющих возможность участия в выборах до 139.

В исследовании «Выборы-99» В. Юртаева и А. Попова, обращено внимание на не случайность общего сокращения количества претендентов на избирательные мандаты. Формированием Правительства во главе со Степашиным, Администрация Президента замкнула исполнительную власть «на себя». В результате этого действия пропрезидентские кланы установили контроль над финансовыми потоками, силовыми структурами и центральными СМИ. Представители пропрезидентских кланов Березовского и Чубайса примерно поровну поделили государственные финансовые потоки: 55, 8% и 44, 2%. Так же были разделены и министерские портфели – 14 и 11. Одновременно принимались меры по ослаблению своих политических противников. Так, например, были отозваны лицензии у банков работавшие с Лужковым и КПРФ – «Менатеп», «ОНЭКСИМ», Промстройбанк, Мосбизнесбанк, Межкомбанк. Одновременно усилились такие «пропрезидентские компании как РАО «ЕЭС», АО Транснефть, РАО «Газпром», АО «Сибнефть» и т.д.

Передел власти и собственности привёл к парадоксальным результатам – «либерал-реформаторы» взяли в свои руках рычаги управления, но были вытеснены с политического поля. Если в ситуации выборов 1995-1996 гг. они могли манипулировать общественными настроениями по оси «демократы-коммунисты», то с появлением «Отечества» и «Всей России» подобная возможность отпала. Политическое поле деятельности Чубайса и Березовского сузилось до уровня интриг в окружении Президента. В этот момент на первый план для Ельцина и его окружения на первый план вышел вопрос физического выживания клана.

Надежды кремлёвской администрации на коалицию «Правое дело» рухнули. Поэтому для подготовки к выборам в июне был создан штаб во главе с В. Сурковым, С. Зверевым и Д. Поллыевой. Будущую политическую партию решили назвать «Россия». Предполагалось, что в конструкцию должно войти несколько партий правоцентристской ориентации, а её руководство поручалось С. Степашину. Перед новоявленными «кризис-менеджерами» стояла задача не допустить получения большинства голосов кандидатами от КПРФ и «Отечества». Для этого в первую очередь необходимо было объединить более или менее шесть лояльных Кремлю организаций – «Вся Россия», «Голос России», НДР, «Новая сила», «Правое дело» и даже движение А. Подберёзкина «Духовное наследие». Однако сразу же возникли сложности идеологического характера. М. Шаймиев, по сообщению печати, пришёл в ужас, узнав о планах Кремля «слить его с Кириенко». В свою очередь В. Рыжков, Б. Немцов, А. Подберёзкин и С. Кириенко единодушно назвали эту инициативу Администрации Президента малоперспективной и трудноосуществимой. Даже для С. Степашина этот сценарий тоже стал полной неожиданностью, объяснившего, что «ещё не готов» и, что прежде надо «укрепить собственное положение».

В начале июля, в австрийском Зальцбурге в лице К. Титова («Голос России»), В. Рыжкова (НДР), С. Кириенко («Новая сила») и А. Чубайса («Правое дело») «правые» подписали соглашение об объединении. Однако в Москве В. Черномырдин назвал достигнутую договорённость всего лишь декларацией о намерениях.

Таким образом, надежды Кремля на формирование новой «партии власти» на основе правоцентристской коалиции с участием НДР были похоронены. Только 23 июля Кириенко, Титов и Чубайс подписали соглашение о проведении объединительного съезда трёх «правых» организаций.

29 августа 1999 г. был создан блок «Союз правых сил» для участия в выборах в Госдуму III созыва. В блок вошли различные карликовые организации – сторонники либеральной модели развития. Организаторами предвыборной кампании блока СПС стали А. Чубайс, И. Хакамада, К. Титов, Ю. Рыбаков, А. Яковлев, К. Боровой и др. Руководителем избирательного штаба стал Чубайс. В первую тройку списка кандидатов вошли С. Кириенко, Б. Немцов, И. Хакамада.

На всех парусах к своему поражению на выборах летел НДР. Лето 1999 г. показало, что организация, вопреки заклинаниям, данным на VІ съезде «показать новое НДР», потеряла время впустую. Лидер. КПРФ Г. Зюганов, в интервью данным газете «Завтра» съязвил в адрес движения: «Попытка обновить НДР выглядит крайне смехотворно. НДР больше не является партией власти. Это – партия политических остатков, и время подберёт их с помощью осеннего дождя и ветра». 3 августа уговорить Черномырдина на «доброе дело» объединения с «правыми» взялся Ельцин. Однако в личной беседе экс-премьер как мог корректно отнекивался от этой президентской затеи, намекнув, что и так растерял «половину своих губернаторов», а сомнительное, по его мнению, объединение с «правыми» вообще уничтожит НДР.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.