Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Демлеш - поединок






 

Айтхан да этген кибик, Керилген да ургъан кибик.

Тиймегеннге тийме, Тийгенни сау ийме.

Жангылгъан бла сёлеш, Жаныгъан бла демлеш.

— Сен сен эсенг, мен — менме.

(Демлешеме деген алай айтып

билдиреди.)

— Алай эсе, атышмы, тутушму?

(Жаууну жууабы.)

— Тутушхан къатынла да

этедиле, Эрле атышыргъа керекдиле.

— Кимни аллы, кимни а рты.

(Андан сора атышып тебире-гендиле.)

Ёречини (душманы бла) огъу тенг.

Демлешгенде — ёречи, Жоюлгъанда — тёречи.

 

Сказать — все равно, что сделать, Замахнуться — все равно, что ударить.

Неоскорбившего тебя — не трогай, Оскорбившего — не отпускай невредимым.

С тем, кто ошибся, — говори, С тем, кто угрожает, — бейся.

— Если ты — это ты, то я — это я.

(Означает вызов на поединок.)

— Если так, стрельба или борьба?

(Принятие вызова.)

— Бороться могут и бабы,

А мужчины должны стреляться.

— За кем-то — начало, за кем-то —

конец.

(Выбрав место, начинали перестрелку.)

У соперников стрел (пуль) поровну.

В схватке — противник, После (своей) гибели — судья.

 

Поединок долгое время был способом разрешения непримиримого конфликта не только между двумя враждующими людьми, но часто и при случайной встрече двух батыров, желавших выяснить, кто сильнее (в этом случае бой не обязательно заканчивался гибелью одного из них). Поводов для вызова на поединок, конечно, возникало множество. Если человек оскорбил или задел нечаянно, по ошибке, но потом извинился, вызывать его, в запале, было нельзя. Выше уже говорилось, что кровная месть (т. е. признание виновным не только самого убийцы, но и его рода) у карачаево-балкарцев, судя по фольклорным данным, была изжита, виновным считался только сам преступник. Но убивать его из-за угла считалось делом позорным, - мститель был обязан вызвать его на поединок, убить в честном бою.

Единоборство подчинялось строгим правилам. Сидя с врагом не разговаривали - только стоя или на коне. Вступление было недолгим, это всего лишь краткий диалог. Интересно, что в фольклоре, на вопрос о форме поединка, бойцы почти всегда отвечают: «Стрельба». Затем противники разъезжались на определенное расстояние и начинали обстреливать друг друга. Если у одного из противников запас стрел (или, позже, пуль) кончался, его соперник был обязан поделиться с ним, и перестрелка начиналась снова. Если же она заканчивалась безрезультатно, брались за мечи или кинжалы. Поединок, разумеется, должен был вестись честно (см. нартские сказания). Кроме того, истинный витязь-батыр не должен был ронять свое достоинство, уродуя тело поверженного или бросая его под открытым небом, - наоборот, он был обязан предать его тело земле, о чем и говорит последнее изречение.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.