Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кийим - одежда






 

Агъач — жерни чырайы, Кийим — эрни чырайы.

Кийимни бир кюн аясанг, Минг кюнюнге жарар.

Кийим тукъум сор дуру р.

Таныгъан жерде — сюек, Танымагъан жерде — кийим.

Чабырымы чыгы юзюлгенден эсе, Боюн жигим юзюлсюн.

Юч адам алгъыш этмеселе, Кийиминги теш да ат.

Кийиннгеним — кесим ючюн, Жасаниганым — злим ючюн.

 

Землю красит лес, Мужчину — одежда.

Если поберечь одежду один день, Она сгодится еще на тысячу дней.

Одежда заставит спросить фамилию.

Среди знакомых судят по роду, Среди незнакомых — по одежде.

Пусть вывихнется у меня шейный позвонок, Чем оборвется строка чувяка.

Если три человека не поздравят с обновой, Сними ее и выбрось.

Одеваюсь ради себя, Наряжаюсь — ради людей.

 

В человеке и для человека важно все, пусть и не в одинаковой мере, - такова одна из установок Кодекса. Конечно, то, каков сам человек, важнее того, как и во что он одет. Но это не означает, что можно пренебрегать одеждой. Она может многое рассказать о владельце. Собранный, аккуратный, уважающий себя человек никогда не будет носить неопрятную одежду. В том, как одет человек, проявляется и уважение к другим, стремление не портить им настроение - на опрятного, со вкусом одетого человека приятно смотреть.

Разумеется, безвкусная, оборванная или грязная одежда не вызывали уважения к ее владельцу, заставляя видеть в нем несобранного, не умеющего вести себя человека. Одежда взрослых мужчин была неброской -белая, синяя или черная рубаха со стоячим воротником, черкески (чел-кен) серого, темно-синего или черного цвета (белую носили князья). Женская была ярче, но без пестроты (о чем говорит и поговорка: Телиге къолан ариу - «Для дурака красиво пестрое»). Яркую, нарядную одежду - синие, желтые, красные платья носили девочки-подростки. Разумеется, особенно тщательно старались одеваться неженатые парни и девушки на выданье.

 

6. БЁРК - ПАПАХА

 

Биреуню бёркюне тийсенг, Кеси бёркюнге сакъ бол.

Бёркюнгю тешсенг, Тийишли жерге сал.

Биреуню атын чайнама, Бёркю бла ойнама.

Бёркюн тас этген да бир, Бетин тас этген да бир.

Бёркю аманны — бети аман.

Бёрк бла намыс бирдиле — Экисинден бийик жокъ.

 

Тронешь чужую папаху — Береги свою.

Сняв папаху,

Клади ее на должное место.

Не склоняй чужое имя, Не играй чужой папахой.

Потерять папаху и потерять

честь — Одно и то же.

У кого папаха плоха, тому и

чести мало.

Честь и папаха — одно и то же, Выше их нет ничего.

 

Важной частью традиционного костюма была папаха, символ мужской чести и достоинства. Как честь превыше всего, так и папаха является самой верхней частью одежды. Поэтому прикоснуться к чужой папахе считалось оскорблением, и класть ее где и как попало было нельзя. Головных уборов (женских и мужских) имелось у каждого по нескольку видов. Мужчины, например, в торжественных случаях надевали папахи из каракуля (папах, мухар бёрк), в холодные дни - шапки из овчины (чырпа бёрк), в ясную, теплую погоду - войлочные шапочки-подшлемники (бокка) или войлочные широкополые шляпы с цилиндрической тульей (къалпакъ). Женщины носили шали и платки (жаулукъ)у девушки - расшитые галуном шапочки (окъа бёрк) и т. п.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.