Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Магъана - суть (смысл)






 

Магъанагъа талпынмагъан Багъанагъа байланыр.

Юйню кючю - багъана, Ойну кючю — магъана.

Магъанасын билмей, иш

башлама.

Мыстысыз иш - ауана.

Тишлесенг — жашар ючюн, Ишлесенг — бошар ючюн, Тюшлесенг — солур ючюн, Кючлесенг — болур ючюн.

Нек дей билген жол табар, Билмеген эринин къабар.

Эшек сюйген — чыгъана, Адам сюйген — магъана.

 

Кто не стремится к смыслу, Придет к позорному столбу.

Дом крепок опорным столбом, Дума — смыслом.

Не начинай труда, не зная его смысла.

Бессмысленный труд - только

тень (труда).

Есть — чтобы жить, Работать — чтобы завершить (ее), Спать — чтобы отдохнуть, Побеждать — чтобы быть.

Кто вопрошает: «Зачем?», тот

найдет путь,

Кто не вопрошает — раскается.

Осел любит колючки, Человек любит суть.

 

Давно было замечено, что в древних символах, в деталях орнаментов на изделиях мастеров так или иначе выражен (отображен) образ мышления народа. И, конечно, любой знак заключает в себе много смыслов. Одна из любимых деталей в тюркских орнаментах - круг с точкой посередине (о чем уже говорилось выше). Я не могу судить, насколько справедливо считать его символом образа мышления всех тюрков и есть ли таковой вообще, но в отношении карачаево-балкарцев это утверждение кажется мне правильным. Много лет приглядываясь, вчитываясь, вслушиваясь в речь, рассуждения по разным поводам, споры карачаево-балкарцев, я пришел к выводу, что, начиная думать о чем-либо, они всегда стараются с ходу, сразу, нащупать самое главное, сердцевину, ядро, суть, и, если это удается, считают, что они уразумели, поняли, и лишь потом говорят о деталях. Если же нет, то оставляют вопрос открытым - пока не понимаем, может быть, поймем потом. И как бы кто красиво ни говорил, если в речи нет стремления дойти до сути проблемы или она не вскрыта, все это остается для типичного карачаево-балкарца сотря-санием воздуха, не более. Уловить самую суть или движение мысли к этой сути - вот что для него самое главное. Если кто-то скажет, что таково же стремление и представителей других народов, спорить не стану. Я говорю лишь о том, что карачаево-балкарец стремится найти суть не постепенно, не путем приближения, а сразу. И, может быть, это и есть одна из своеобразных черт его мышления и характера (об этом см. в нашей работе «Душа Балкарии»).

Показательно, что доминанта этического присутствует и здесь. По мнению творцов Кодекса, человек, не стремящийся постигнуть суть, смысл, закончит позором. Почему? Вероятно, логика такова: кто не стремится постигать суть жизни, учиться у нее, кто следует своим прихотям, тот непременно придет к позорному столбу. Смысл образует стержень, на котором держится вся дума, рассуждение, как старинный дом имел опорой центральный столб («столб» - багъана, «смысл» - магъана; отличие - одна буква, да и та в тюркских языках взаимозаменяема, М-Б). Путаницу и абсурд мышление карачаево-балкарца не переносит, не терпит. Ни в каком виде. Как и беседу ни о чем и обо всем (так называемую «светскую»), это для. пето ъущее тй& к& агдгае. Тйстгъ проблема или вопрос, или рассуждение. Надо найти их сердцевину, поставить границы и пределы, найти центр, ядро, идею {ёзек - букв, «самость»). Точку в круге.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.