Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проективные техники.






В их основу положено пред­ставление о том, что в творчестве, высказываниях, предпочте­ниях человека, интерпретации им событий проявляются скрытые неосознаваемые побуждения, конфликты, переживания, харак­теризующие личность. Обследование с помощью этих методик предполагает создание ситуации неопределенности. Инструкция определяет либо общие направления, либо начальный момент обследования. Стимульный материал, предъявляемый для обсле­дования, может толковаться разными способами — важны от­ношение, субъективный смысл, ассоциации, вызываемые этим материалом.

В клинической практике широко используются Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга, Тематический апперцеп­тивный тест (ТАТ), Тест Роршаха, Тест цветовых предпочтений Люшера.

На основании ряда формальных показателей этих методик вы­деляются следующие признаки:

- относительная свобода в выборе ответа и тактики поведения испытуемого;

- отсутствие каких-либо внешних показателей оценочного от­ношения к испытуемому со стороны экспериментатора;

- общая оценка взаимоотношения личности с ее социальным окружением, обобщенная оценка ряда личностных свойств (а не измерение какой-либо отдельной психической функции).

Тест Розенцвейга На исследование личности. В качестве стимульного материала используются 24 рисунка, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной си­туации.

Персонаж, изображенный слева, произносит слова, которыми описывается фрустрация — собственная или другого индивида (они написаны рядом с персонажем). Над персонажем, изображенным справа, имеется пустой квадрат, в который обследуемый должен вписать первые пришедшие на ум ответы. Ситуации, изображен­ные на рисунках, могут быть разделены на две группы: - ситуации препятствия; - ситуации общения.

По определенной программе выделяются скрытые мотивы по­ведения.

Существует детский вариант этого теста — тест детской аппер­цепции, в котором персонажами являются дети или дети во взаи­модействии со взрослыми, в некоторых модификациях — живот­ные. В этом случае ответы могут даваться устно.

Тест Роршаха состоит из 10 стандартных таб­лиц с черно-белыми цветными симметричными слабоструктурированными изображениями (так называемые «пятна» Роршаха). Обследуемому предлагается ответить на вопрос: «Что изображено на рисунке, на что это похоже?». Производится дословная запись всех высказываний испытуемого с учетом контекста (предъявляе­мого рисунка, сопутствующего элемента поведения и т.п.).

Помимо диагностики общей направленности личности («тип переживания») тест позволяет получить данные о степени реали­стичности восприятия действительности, эмоциональном отно­шении к окружающему миру, тенденции к беспокойству, тре­вожности.

«Тест тематической апперцепции» (ТАТ) Материал теста — таблицы с картинами, изображающими не­определенные ситуации, допускающие их различное понимание и толкование. Вместе с тем каждый рисунок предполагает актуали­зацию переживаний определенного типа и отношений к опреде­ленным ситуациям. Испытуемым по каждой предъявляемой кар­тине предлагается составить рассказ, в котором описыва­лись бы события, приведшие к изображенной на ней ситуации, происходящие в настоящее время — мысли, чувства, отношения персонажей, — и завершение истории.

В итоге создается представление об особенностях потребностной сферы обследуемого, его внутр и внешних конфликтах, способах защиты и др.

Тест цветовых выборов Люшера представлен в двух основных фор­мах: полный (73 цветовые таблицы) и краткий (восемь цветов). Полный вариант применяется, когда требуется углубленное обследование, а другие методы недостаточно аде­кватны. Краткий вариант: материал включает в себя четыре основных цвета и четыре дополни­тельных.

Испытуемому предлагается выбрать из предложенных восьми цветов тот, который ему больше всех нравится, при этом стараться не ассоциировать этот цвет с какими-либо пред­метами). После первого выбора предлагается повторить процеду­ру — выбрать наиболее предпочитаемый из оставшихся семи цветов, шести, пяти и т.д. Через 1—2 мин процедуру следует повторить, предварительно изменив в случайном порядке рас­положение цветов.

По результатам тестирования можно установить основной способ действия, цель, к которой стремится испытуемый, незадействованные особенности его личности, подавленные потребности, актуальные проблемы и ряд других показателей, характеризующих его личность.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.