Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обработка результатов. Шкала социальной компетентности






Шкала социальной компетентности

 

Шкала разработана А. М. Прихожан по типу шкалы социальной компетентности Е. Долла и направлена на выявление уровня социаль­ной компетентности подростков.

Шкала предназначена для подростков 11-16 лет и позволяет вы- i явить как общий уровень социальной компетенции подростка в соот­ветствии с возрастом, так и компетентность в отдельных областях

Порядок проведения

Методика проводится индивидуально, устно, в виде беседы. Пись­менное заполнение шкалы недопустимо.

Беседа может проводиться с самим подростком, а также с людьми, хорошо его знающими (родителями, другими взрослыми родственни­ками, лицами, заменяющими родителей, педагогами, а также самим психологом).

Психолог зачитывает последовательно каждый пункт и оценивает от­вет, занося его в соответствующую графу бланка. В том случае если бесе­да проводится с самим подростком, пункты читаются во втором лице.

Для оценки используется трехбалльная шкала:

♦ 1 б. — школьник полностью владеет указанным навыком, уме­нием, ему свойственна указанная форма поведения;

♦ 2 б. — владеет ими отчасти, проявляет время от времени, непос­тоянно;

♦ 3 б. — не владеет.

В графе «Примечания» психолог может записать ответ, указать дру­гие необходимые ему сведения (латентное время, эмоциональную ре­акцию респондента и т. п.).

Заполнение шкалы длится от 20 до 40 мин.

Обработка результатов

Путем суммирования баллов по всем пунктам подсчитывается об­щий балл социальной компетентности. Полученный результат сопо­ставляется с показателями социального возраста (СВ) в соответствии с полом подростка (табл. 3.25).

Таблица 3.25 Показатели социального возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа Количество баллов Социальный возраст
Девочки 102-108  
96-101  
89-95  
82-88  
75-81  
70-76  
63-69  
56-62  
49-36  
Мальчики 95-108  
88-94  
81-87  
74-80  
67-73  
62-66  
57-61  
50-56  
43-36  

 

1. Вычисляется коэффициент социальной компетентности (СК) по

формуле:

СК-(СВ-ХВ)хО, 1,

где СК — коэффициент социальной компетентности; СВ — соци­альный возраст (определяется по табл. 3.25); ХВ — хронологический возраст.

2. В соответствии с ключом (табл. 3.26) вычисляется балл по каж­дой субшкале.

Таблица 3.26 Ключ

 

№ пп Субшкала Шифр субшкалы Пункты
1. Самостоятельность С 2, 8, 16, 20, 31, 36
2. Уверенность в себе У 1, 13, 19, 22, 27, 33
3. Отношение к своим обязанностям Об 6, 10, 24, 26, 28, 35
4. Развитие общения О 4, 12, 15, 23, 30, 34
5. Организованность, разви­тие произвольности П 3, 9, 14, 17, 29, 32
6. Интерес к социальной жизни, наличие увлече­ний, владение современ­ными технологиями И 5, 7, 11, 18, 21, 25

 

Полученные данные сопоставляются с показателями социального воз­раста по каждой шкале в соответствии с полом школьника (табл. 3.27). В том случае, если данные по возрастам совпадают, для вычисления берется возраст, ближайший к хронологическому возрасту подростка.

2. Вычисляется коэффициент социальной компетентности (СК) по каждой субшкале по формуле:

СК = (СВ-ХВ)х0, 1,

где СК — коэффициент социальной компетентности в соответству­ющей сфере; СВ — социальный возраст (определяется по табл. 3.27); ХВ — хронологический возраст.

Интерпретация результатов

Если беседа проводится с самим подростком, то данные оценивают­ся с точки зрения самооценки социальной компетентности, если с хо­рошо знающими подростка людьми — как экспертная оценка социаль­ной компетентности.

Таблица 3.27 Показатели социального возраста по субшкалам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Субшкала Девочки Мальчики
  Баллы Социальный возраст Баллы Социальный возраст
Самостоятельность   15-18 9-11 17-18 9-10
13-14 12-13 15-16 11-12
10-12   12-14 13-14
7-9 15-16 9-11  
    6-8 16-17
Уверенность в себе 16-18 9-11 15-18 9-10
12-15   12-14 И
    10-11  
8-10 14-15 7-9 13-14
6-7 16-17   15-17
Отношение к своим обя­занностям 10-18 9-12 15—18 9-11 -
8-9 13-15 12-14 12-14
6-7 16-17 8-11 15-16
_ - 6-7  
Развитие общения 17-18   13-18 9-10
15-16 10-11 10-12 11-12
12-14 12-13 7-9 13-15
9-11 14-16   16-17
6-8   - -
Организованность, развитие произволь­ности   9-11 - 9-10
10-12 12-13 - 11-12
7-9 14-15 - 13-14
  16-17 - 15-17
Интерес к социальной жизни 17-18 9-10 14-18 9-11
15-16   9-13 12-14
10-14 12-13 6-8 15-17
8-9 14-15 - -
6-7 16-17 -

 

Коэффициент социальной компетентности (и но шкале в целом, и по отдельным субшкалам) может находиться в интервале от -1 до +1 и интерпретируется следующим образом:

♦ 0-0, 5 — социальная компетентность подростка в целом соответствует его возрасту (социально-психологический норматив);

♦ 0, 6—0, 75 — подросток по уровню социальной компетентности несколько опережает своих сверстников;

♦ 0, 76-1 — подросток существенно опережает своих сверстников по уровню социальной компетентности, что может свидетельствовать о чрезмерно быстром взрослении как неблагоприятной тенденции развития;

♦ 0-(-0, 5) — социальная компетентность подростка в целом соответствует его возрасту (социально-психологический норматив);

♦ (-0, 6)-(-0, 75) — отставание в развитии социальной компетентности;

♦ (—0, 76)—(—1) — существенное отставание в развитии социальной компетентности.

Данные по отдельным субшкалам позволяют качественно проана­лизировать сферы «опережения» и «отставания» в социальной компе­тентности и составить соответствующую психолого-педагогическую программу.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.