Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные гипотезы происхождения жизни И человека






 

1. Естественнонаучные гипотезы происхождения жизни.

2. Современные гипотезы происхождения человека.

3. Генетика и эволюция биосферы.

4. Человек: физиология, эмоции, здоровье, творчество, работоспособность, воспитание.

 

6.1. Естественнонаучные гипотезы происхождения

жизни

Вопросы о происхождении природы и сущности жизни издавна стали предметом интереса человека в его стремлении разобраться в окружающем мире, понять самого себя и определить свое место в природе.

Многовековые исследования и попытки решения этих вопросов породили разные концепции возникновения жизни.

Основные гипотезы происхождения жизни.

1. Концепция самопроизвольного зарождения из неживого вещества (Опарина).

2. Концепция стационарного состояния, в соответствии с которой жизнь существовала всегда.

3. Концепция внеземного происхождения (теория панспермии)..

4. Креационизм – сотворение жизни Богом

Концепция креационизма, по существу, научной не является, поскольку она возникла в рамках религиозного мировоззрения. Остальные концепции появляются позже, но вплоть до XIX века ни одна из них не смогла сформировать единую биологическую картину мира и тем самым дать приемлемое объяснение происхождению жизни.

Отвергая идею сотворения богом мира и жизни, ученые вплоть до середины XIX века придерживались идеи самопроизвольного зарождения жизни из различных материальных образований, в том числе из гниющей земли, отбросов и иных объектов. Этой точки зрения придерживались такие крупные ученые и выдающиеся мыслители, как Аристотель, врач Парацельс, эмбриолог Гарвей, Коперник, Галилей, Декарт, Гете, Шеллинг и др. Их авторитет во многом определил длительный срок существования идеи самозарождения и ее широкое распространение.

Достаточно сказать, что ни опыты Ф. Реди (XVII в.), который доказал невозможность самозарождения червей из гниющего мяса при отсутствии мух и провозгласил знаменитый принцип «все живое – от живого», ни даже опыты с мельчайшими существами Спалланцани (XVIII в.), показавшие, что в прокипяченных органических настоях не могут самопроизвольно зарождаться микроорганизмы, не оказали сильного влияния на господствующую в науке концепцию спонтанного самозарождения.

В 60-е годы XIX века в развернувшейся между Ф.А. Пуше и Л. Пастером дискуссии, потребовавшей экспериментальных исследований, удалось строго научно обосновать несостоятельность этой концепции. Опыты Пастера продемонстрировали, что микроорганизмы появляются в органических растворах в силу того, что туда были ранее занесены их зародыши.

Если же сосуд с питательной средой оградить от занесения в него микробов, то не произойдет никакого самозарождения. Опыты Пастера подтвердили принцип Реди и показали научную несостоятельность концепции спонтанного самозарождения организмов. Но и они не давали ответа на вопрос, откуда взялась жизнь.

Примерно в этот же период времени (1865 г.) на стыке космогонии и физики немецким ученым Г. Рихтером разрабатывается гипотеза занесения живых существ на Землю из космоса, так называемая концепция панспермии. Согласно этой идее, зародыши простых организмов могли попасть в земные условия вместе с метеоритами и космической пылью и положить начало эволюции живого, которая в свою очередь породила все многообразие земной жизни. Тем не менее, пока и эта гипотеза полного научного обоснования не получила. Хотя спектр возможных условий для существования живых организмов достаточно широк, все же считается, что они должны погибнуть в космосе под действием ультрафиолетовых и космических лучей. К тому же эта гипотеза не решает проблемы происхождения жизни, а лишь выносит ее за пределы Земли.

Наряду с гипотезой панспермии в современной научной литературе сохраняется также гипотеза о случайном характере возникновения на Земле первичной живой молекулы (коацерватная теория), которая появилась лишь раз за все время существования нашей планеты. В силу этого обстоятельства экспериментальную проверку данной гипотезы произвести невозможно.

Предпосылки возникновения жизни на земле.

Большинство современных специалистов убеждены, что возникновение жизни в условиях первичной Земли есть естественный результат эволюции материи. Это убеждение основано на доказанном единстве химической основы жизни, построенной из нескольких простых и самых распространенных во Вселенной атомов.

Основные химические элементы, из которых построена жизнь – это углерод, водород, кислород, азот, сера и фосфор. Очевидно, организмы используют для своего строения простейшие и наиболее распространенные во Вселенной элементы, что обусловлено самой природой этих элементов. Например, атомы водорода, углерода, кислорода и азота имеют небольшие размеры и способны образовывать устойчивые соединения с двух- и трехкратными связями, что повышает их реакционную способность. Это дает возможность образования сложных полимеров, без которых возникновение и развитие жизни вообще невозможны.

Другие два биогенных элемента – сера и фосфор – присутствуют в относительно малых количествах, но их роль для жизни особенно важна. Химические свойства этих элементов также дают возможность образования кратных химических связей. Сера входит в состав белков, а фосфор – составная часть нуклеиновых кислот.

Факт наличия одинаковых химических элементов в живых системах особенно показателен в двух отношениях:

1) как доказательство единства происхождения жизни;

2) в том, что сама жизнь, являющаяся результатом самоорганизации материи, включила в эволюцию биологических макромолекул не только все самые распространенные элементы, но и все атомы, которые особенно пригодны для осуществления жизненных функций (например, фосфор, железо, йод и др.).

Это, однако, не означает, что жизнь может быть сведена просто к химическим закономерностям.

Жизнь одно из сложнейших, если не самое сложное явление природы. Для нее особенно характерны обмен веществ и воспроизведение, а особенности более высоких уровней ее организации обусловлены строением более низких уровней.

Современная теория происхождения жизни основана на идее о том, что биологические молекулы могли возникнуть в далеком геологическом прошлом неорганическим путем. Сложную химическую эволюцию обычно выражают следующей обобщенной схемой:

атомы ® простые соединения ® простые биоорганические соединения ® макромолекулы ® организованные системы.

Начало этой эволюции положено нуклеосинтезом в Солнечной системе, когда образовались основные элементы, в том числе и биогенные. Начальное состояние – нуклеосинтез – быстро переходит в процесс образования химических соединении. Этот процесс протекает в условиях первичной Земли со все нарастающей сложностью, обусловленной общекосмическими и конкретными планетарными предпосылками.

Первое необходимое условие имеет общекосмический характер. Оно связано с единой химической основой Вселенной. Жизнь развивается на этой единой основе, отражающей как количественные, так и качественные особенности отдельных химических элементов. Это допущение приводит к заключению, что на любой планете во Вселенной, которая похожа на нашу по массе и расположению относительно центральной звезды, может возникнуть жизнь. Из планетах солнечной системы кроме Земли подходящую массу имеют Венера и Марс, но там отсутствуют другие условия. По мнению советского астрофизика В.Г. Фесенкова, во Вселенной многие планеты имеют подходящую массу. Обязательным условием возникновения жизни является наличие воды.

Парадоксально, что хотя вода – чуть ли не самая распространенная молекула во Вселенной, поразительно мало планет имеют гидросферу: в нашей Солнечной системе только Земля имеет гидросферу, а на Марсе имеется лишь незначительное количество воды.

Значение воды для жизни исключительно. Это обусловлено ее специфическими термическими особенностями: огромной теплоемкостью, расширением при замерзании, хорошими свойствами как растворителя и др. Эти особенности обусловливают круговорот воды в природе, который играет исключительную роль в геологической истории Земли.

Из сказанного выше можно сделать следующий вывод: возникновение жизни на Земле есть часть общей эволюции материи во Вселенной, а не некий сверхъестественный акт.

Все вышесказанное нашло отражения в гипотезах происхождения жизни, которые находят экспериментальное подтверждение. Эти две гипотезы появились отдельно друг от друга, но по современным представлениям дополняют друг друга при рассмотрении процесса зарождения жизни как единого целого.

Коацервативная гипотеза. В 1924 г. А. И. Опарин впервые сформулировал основные положения концепции предбиологической эволюции, в основу которой положил коацерватную гипотезу происхождения жизни. Основу гипотезы составляет утверждение, что начальные этапы формирования жизни были связаны с формированием белковых структур.

Первые белковые структуры появились в период, когда молекулы белков отграничивались от окружающей среды мембраной. Эти структуры могли возникнуть из первичного «бульона» благодаря коацервации – самопроизвольному разделению водного раствора полимеров на фазы с различной их концентрацией. Процесс коацервации приводил к образованию микроскопических капелек с высокой концентрацией полимеров. Часть этих капелек поглощали из среды низкомолекулярные соединения: аминокислоты, глюкозу, примитивные катализаторы. Взаимодействие молекулярного субстрата и катализаторов уже означало возникновение простейшего метаболизма внутри коацерватов.

Обладавшие метаболизмом капельки включали в себя из окружающей среды новые соединения и увеличивались в объеме. Когда коацерваты достигали размера, максимально допустимого в данных физических условиях, они распадались на более мелкие капельки, например, под действием волн, как это происходит при встряхивании сосуда с эмульсией масла в воде. Мелкие капельки вновь продолжали расти и затем образовывать новые поколения коацерватов.

Постепенное усложнение протобионтов осуществлялось отбором таких коацерватных капель, которые обладали преимуществом в лучшем использовании вещества и энергии среды. Отбор как основная причина совершенствования коацерватов до первичных живых существ – центральное положение в гипотезе Опарина.

Генетическая гипотеза. Согласно этой гипотезе, вначале возникли нуклеиновые кислоты как матричная основа синтеза белков. Впервые ее выдвинул в 1929 г. Г. Миллер.

Позднее, экспериментально Миллером было доказано, что несложные нуклеиновые кислоты могут получены и без ферментов. Ему удалось моделируя процессы происходившие на Земле в бескислородной атмосфере получить простые сахара и нуклеиновые кислоты. Впоследствии, были получены и некоторые аминокислоты.

Способность нуклеиновых кислот служить матрицами при образовании комплиментарных цепей (например, синтез РНК на ДНК) – наиболее убедительный аргумент в пользу представлений о ведущем значении в процессе развития живого наследственного аппарата и, следовательно, в пользу генетической гипотезы происхождения жизни.

Процесс зарождения жизни включал три основных этапа:

1. Возникновение органических веществ. Исходными для синтеза были газообразные продукты докислородной атмосферы и гидросферы (CH4, СО2, Н20, Н2, NH3, NO2). Именно эти продукты используются и в искусственном синтезе органических соединений, составляющих биохимическую основу жизни. Экспериментальный синтез белковых компонентов – аминокислот в попытках создать живое «в пробирке» начался с работ С. Миллера (1951–1957). С. Миллер провел серию опытов по воздействию искровыми электрическими разрядами на смесь газов CH4, NH3, H2 и паров воды. В результате чего обнаружил аминокислоты. Полученные Миллером данные подтвердили и другие ученые.

2. Появление сложных полимеров (нуклеиновых кислот, белков, полисахаридов).

С. Акабюри впервые синтезировал полимеры протобелков со случайным расположением аминокислотных остатков. Затем на куске вулканической лавы при нагревании смеси аминокислот до 100°С С. Фоке получил полимер с молекулярной массой до 10000, содержащий все включенные в опыт типичные для белков аминокислоты. Этот полимер Фоке назвал протеиноидом.

Искусственно созданным протеиноидам были характерны свойства, присущие белкам современных организмов: повторяющаяся последовательность аминокислотных остатков в первичной структуре и заметная ферментативная активность.

В начальных процессах биогенеза большое значение имеет химический отбор, который является фактором синтеза простых и сложных соединений. Одной из предпосылок химического синтеза выступает способность атомов и молекул к избирательности при их взаимодействиях в реакциях. Например, галоген хлор или неорганические кислоты предпочитают соединяться с легкими металлами. Свойство избирательности определяет способность молекул к самосборке. Способность макромолекул к самосборке А. И. Опарин рассматривал в качестве доказательства выдвинутого им положения, что белковые молекулы коацерватов могли синтезироваться и без матричного кода.

3. Образование первичных живых организмов.

Переход от химической эволюции к биологической характеризовался появлением новых качеств, отсутствующих на химическом уровне развития материи. Главными из них были внутренняя организация протобиотов, приспособленная к окружающей среде благодаря устойчивому обмену веществ и энергии, наследование этой организации на основе репликации генетического аппарата (матричного кода).

То, что коацерваты обладают устойчивым обменом веществ с окружающей средой показал Опарин с сотрудниками. При определенных условиях концентрированные водные растворы полипептидов, полисахаридов и РНК образуют коацерватные капельки объемом от 10-7 до 10-6 см3, которые имеют границу раздела с водной средой. Эти капельки обладают способностью ассимилировать из окружающей среды вещества и синтезировать из них новые соединения.

Клетки – основная элементарная единица жизни, способная к размножению, в ней протекают все главные обменные процессы (биосинтез, энергетический обмен и др.). Поэтому, возникновение клеточной организации означало появление подлинной жизни и начало биогенетической эволюции.

 

6.2. Современные гипотезы происхождения человека

Одним из первых представлений было представление о божественном творении человека: «И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему, по подобию нашему…И сотворил Бог человека пор образу своему».

В связи с ажиотажем вокруг НЛО в настоящее время стала достаточно распространенной точка зрения относительно внеземного происхождения человека (теория панспермии).

Однако, еще в первобытных племенах были распространены представления, что предки людей произошли от животных и даже растений; такие верования можно встретить у отсталых народов до сих пор. В античности (Анаксимандр) говорили же о естественном происхождении человека из ила. Тогда же заговорили и о сходстве и возможном родстве человека и обезьяны.

Согласно современным материалистическим представлениям, человек – естественный продукт длительного и последовательного естественного отбора протекающего в изменчивой природе. Это результат развития живой материи от простого к сложному. Человек кровно связан с животными, имеет с ними общие черты строения, развития, физиологии.

С появлением человека на Земле началась новая, более высокая форма существования – социальная. Органы труда человека – руки, его мозг – продукт не только биологического развития, но и социальной формы существования живой материи. Производственные отношения – фактор социальный – лежат в основе всех других форм взаимоотношений между людьми. Материалистическое учение о происхождении человека – антропогенез – основывается на данных как социальных, так и биологических наук.

Доказательство того, что человек имеет животное происхождение, основывается на том, что у человека много общих с животными особенностей строения. Тело человека весьма схоже с телом животных, принадлежащих к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих. Подтверждают связь животные – человек и работы в области генной инженерии.

Как и у хордовых, в эмбрионе человека внутренний скелет представлен хордой, имеются жаберные щели, нервная система имеет трубчатое строение, тело – двухстороннюю симметрию.

Как у позвоночных, по мере развития зародыша хорда заменяется позвоночным столбом, в переднем его отделе развивается череп и челюстной аппарат, появляется скелет свободных конечностей.

Как и у млекопитающих, позвоночный столб разделен на пять отделов, кожа содержит сальные и потовые железы и покрыта волосами. Потовые железы преобразованы в две молочные железы, выделяющие секрет для вскармливания детенышей. Человек имеет грудобрюшную преграду, имеются малый и большой круги кровообращения. Головной мозг состоит из пяти отделов. Высший отдел мозга – кора больших полушарий.

Человек относится к классу плацентарных, так как имеет специализированные детородные органы – матку с детским местом (плацента), через которое обеспечивается контакт между сосудами матери и плода.

По строению, расположению органов и многим физиологическим процессам человек ближе всего к представителям отряда приматов, куда относятся человекообразные обезьяны – шимпанзе, гориллы и орангутанги.

Сходные признаки человека и обезьян: одинаковое строение передних конечностей с большим пальцем, противостоящим другим; пальцы защищены ногтями; рука хватательного типа; сходная структура лицевого и мозгового отдела черепа; хорошо развитая зрительная зона коры головного мозга; расположение глаз в одной плоскости, что обеспечивает преимущество объемного зрения; слабо развитое обоняние.

И у человека и у обезьян внутриутробное развитие составляет 9 месяцев (орангутанг); период вскармливания детеныша молоком примерно один год; существует забота о потомстве и его воспитание; сходная мимическая мускулатура, используемая для выражения различных чувств; способность новорожденного к хватательному рефлексу; сходные паразиты и болезни.

Рефлексы обезьян сходны с человеческими, им также свойственна высокоразвитая высшая нервная деятельность.

Есть и такие свидетельства о родстве человека с животными как рудименты – остатки неупотребляемых или мало употребляемых у человека, но в полную силу действующих у животных органов: червеобразный отросток слепой кишки, шейные и поясничные ребра, расположение волос на голове, а также атавистические признаки, проявляющиеся иногда у человека и имеющие и имеющие место у его животных предков: хвост, сильно развитый волосяной покров, сильно развитые клыки, большое количество сосков. В то же время целый ряд признаков, возникших в результате эволюции отличают человека от его предков: прямохождение, изгибы позвоночного столба, уменьшающие силу толчков при ходьбе; отсутствие хвостового отдела позвоночника; большие размеры нижних конечностей по сравнению с верхними; сильное развитие ягодичных мышц, обеспечивающих вертикальное положение тела; сводчатая форма стопы; большой палец на нижних конечностях приблизился к остальным пальцам и принял на себя роль опоры.

Человек имеет широкий таз и плоскую грудную клетку. На лицевой части черепа отсутствуют надбровные дуги, нет подбородочного выступа; более слабая чем у обезьян нижняя челюсть, более высокий лоб. Человек имеет больший объем головного мозга – 1350-1500 см3 вместо 460 см3 у обезьян) и большее количество извилин (площадь коры головного мозга 1250 см2 вместо 395 см2 у шимпанзе), обеспечивая общение и характерное в связи с этим строение гортани. Усовершенствована рукаорган труда, большая ее подвижность в сравнении с рукой обезьяны, более широкая ладонь как опора для пальцев, более глубокая дифференциация мышц пальцев, обеспечивающая более тонкие и точные движения, большая длина большого пальца. Все это результат длительного исторического развития человека.

Чтобы закончить рассмотрение проблемы места человека в системе животного мира, надо отметить, что он относится к подотряду узконосых обезьян, семейству людей, роду – человек, виду – разумный. Человек разумный – Homo sapiens.

И так, все вышесказанное указывает на то, что наиболее обоснованным является происхождение человека вследствие эволюционных процессов протекающих в природе. Интересно проследить родословную человека.

Основная линия родословной человека.

Упорная работа ученых в области палеонтологии и сравнительной анатомии, сумевших рассмотреть и сравнить тысячи ископаемых костных останков с костями современных животных, дала возможность выделить основную линию родословной человека.

Древнейшими млекопитающими прародителями человека были ископаемые рептилии – котилозавры. От них – ветвь – зверозубые ящеры, отличавшиеся мощными дифференцированными зубами. От зверозубых ящеров – ветвь насекомоядных – тупайи. Это древнейшие планцетарные, обладающие удлиненными фалангами пальцев. От тупайи пошла ветвь к полуобезьянам лемурам и долгопятам. Эволюция последних и привела к появлению ветви древнейших человекообразных обезьян – парапитеков. От парапитеков к проплиопитекам (родоначальники гиббонов), и дриопитекам. Они обитали на деревьях, питались растительной пищей, передвигались, хватаясь руками за ветви, и поддерживали тело, опираясь задними конечностями на ветви деревьев.

Потомки дриопитеков развивались в трех направлениях:

1. Современные человекообразные шимпанзе (оставшиеся на ветвях дриопитеки);

2. Гориллы (потомки дриопитеков, слезшие с деревьев на землю);

3. Крупные высокоразвитые человекообразные обезьяны (эволюциони-ровали в силу определенных обстоятельств).

Вымершей их ветвью были австралопитеки. Ветвью, сходной с австралопитеками и наиболее близкой к человеку были обезьяны – плезиотропы.

Если представить ближайший к homo sapiens ряд в общей цепи антропогенеза, то, с точки зрения Тейяра де Шардена, он будет иметь следующий вид: австралопитекпи­текантроп — синантроп — homo sapiens.

А вся цепочка предшественников современного человека, с точки зрения сегодняшнего естествознания, будет выглядеть так: самый древний известный науке предок человека и выс­ших обезьян — рамапитек — жил на территории от Индии до Африки около 14 млн. лет назад. Примерно 10 млн. лет назад от него отделился предок орангутангасивапитек, который ос­тался в Азии. Общий же предок гориллы, шимпанзе и челове­ка, по-видимому, обосновался в Африке, поскольку именно там обнаружены древнейшие орудия труда (примерно 2, 5 млн. лет назад) и остатки жилищ (1, 75 млн. лет). В Африке найдены останки человека умелого — зинджантроп а, жившего 2 млн. лет назад. Он обладал уже такими чисто человеческими признака­ми, как прямохождение и заметная развитость кисти руки. При этом название " умелый" ему дано за умение изготовлять и применять первобытные каменные орудия труда. От человека умелого прослеживается связь с древнейшим человекообразным существом — австралопитеком, жившем от 4 до 2 млн. лет назад. Далее развитие современного человека прослеживается более определенно: питекантроп (обитавший во временных рамках 1, 9—0, 65 млн. лет назад); синантроп (400 тыс. лет назад) и неан­дерталец (ранняя форма homo sapiens), появившийся, по раз­ным данным, от 30 до 40 тыс. лет назад.

Необходимо отметить, что антропогенез не следует пред­ставлять в виде линейного процесса. В органической жизни (как, впрочем, ив социальной), видимо, вообще маловероятен строго линейный процесс развития и монофакторной детерми­нации эволюции. По мнению Р. Левонтина, концепция которого к тому же хорошо согласуется с теорией самоорганизации. " Все попытки дока­зать, — пишет он, — что тот или иной ископаемый является нашим прямым прародителем, отражают устаревшее пред­ставление об эволюции как о строго линейном процессе и о том, что все ископаемые формы должны составлять некую единую последовательность, соединяющую прошлое с на­стоящим".

Предполагается, что в конце третичного, начале четвертичного периода в Африке и Южной Азии сформировалось несколько видов высокоразвитых антропоидов, которые обладали крупными размерами и передвигались на двух ногах. Они охотились на мелких животных с помощью палки и камней и уже обрабатывали гальку (так называемая галечная культура). В подтверждение этому ископаемые находки в Восточной Африке.

Каковы же условия эволюции обезьян в человека?

Ч. Дарвин сумел привести множество доказательств происхождения человека от обезьяны, но он не смог показать этот процесс в динамике, не сумел назвать его главный движущий фактор.

Научное обоснование этому вопросу дал Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Это был процесс приспособления человека к новым условиям существования:

Добыча еды, охота на мелких животных, а позднее, на более крупных;

Огонь как средство обогрева, защиты, изменения функций питания;

– Самый главный фактор – труд.

Итак, освободившиеся руки стали применять орудия. Это привело к изменению самой кисти. То есть рука не только орудие труда, но и продукт труда. Вследствие взаимосвязи органов (по законам корреляции), изменение руки влияло и на весь организм. Развитие орудий труда требовало и умственных усилий.

Далее, при возникновении социальных отношений между людьми развилась вторая сигнальная система – членораздельная речь.

 

6. 3. Генетика и эволюция

Центральным понятием генетики является «ген». Это элементарная единица наследственности, характеризующаяся рядом признаков. По своему уровню ген – внутриклеточная молекулярная структура. По химическому составу – это нуклеиновые кислоты, в составе которых основную роль играют азот и фосфор. Гены располагаются, как правило, в ядрах клеток. Они имеются в каждой клетке, и поэтому их общее количество в крупных организмах может достигать многих миллиардов. По своей роли в организме гены представляют собой своего рода «мозговой центр» клеток.

Генетика изучает два фундаментальных свойства живых систем наследственность и изменчивость, то есть способность живых организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение, а такжеприобретать новыекачества.

Наследственност ь создает непрерывную преемственность признаков, свойств и особенностей развития в ряду поколений. Изменчивость обеспечивает материал для естественного отбора, создавая как новые варианты признаков, так и бесчисленное множество комбинаций прежде существовавших и новых признаков живых организмов.

Признаки и свойства организма, передающиеся по наследству, фиксируютсяв генах – участках молекулы ДНК (или хромосомы), определяющих возможностьразвития одного элементарного признака или синтез одной белковой молекулы. Совокупность всех признаков организма называется фенотипом. Совокупность всех генов одного организма называется генотипом. Фенотип представляет собой результат взаимодействия генотипа и окружающей среды.

В основу генетики были положены закономерности наследственности, обнаруженные австрийским ученым Грегори Менделем при проведении им серии опытов по скрещиванию различных сортов гороха.

Заслуга Менделя в области генетики заключается, прежде всего, в четком изложении и описании законов генетики, которые в честь своего первооткрывателя были названы законами Менделя.

Первый закон Менделя.

При скрещивании двух организмов, относящихся к разным чистым линиям (двух гомозиготных организмов – в их генотипах есть два одинаковых аллельных гена, то есть два абсолютно идентичных по последовательности нуклеотидов гена), отличающихся друг от друга одной парой альтернативных признаков, все первое поколение гибридов окажется единообразным и будет нести признак одного из родителей. Выбор этого признака зависит от того, какой из генов является доминантным, а какой рецессивным.

Второй закон Менделя.

При скрещивании двух потомков первого поколения между собой (двух гетерозиготных особей – признак в таком случае записывается как Аа) во втором поколении наблюдается расщепление в определенном числовом отношении: по фенотипу 3: 1, по генотипу 1: 2: 1 (Аа+Аа=АА+2Аа+аа).

Третий закон Менделя.

При скрещивании двух гомозиготных особей, отличающихся друг от друга по двум и более парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях.

Важным этапом в становлении генетики было создание хромосомной теории наследственности, связанной с именем Г.Моргана. Он выявил закономерности наследования признаков, гены которых находятся в одной хромосоме они наследуются совместно. Это называется сцеплением генов(закон Моргана). Это открытие было связано с тем, что третий закон Менделя действовал не во всех случаях. Морган логично заключил, что у любого организма признаков много, а число хромосом невелико. Следовательно, в каждой хромосоме должно находиться много генов. Закономерность наследования таких генов он и открыл.

Ответила генетика и на вопрос о происхождении половых различий. Так, у человека из 23 пар хромосом 22 пары одинаковы у мужского и женского организма, а одна пара – различна. Именно благодаря этой паре различаются два пола, ее называют половыми хромосомами (в отличие от аутосом – одинаковых хромосом). Половые хромосомы у женщин одинаковы, их называют Х-хромосомами. У мужчин также имеется X-хромосома и еще одна У-хромосома. Для каждого человека решающую роль в определении пола играет У-хромосома. Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим X-хромосому, развивается женский организм, если же в яйцеклетку проникает сперматозоид, содержащий У-хромосому, развивается мужской организм.

Следующим важным этапом в развитии генетики стало открытие роли ДНК в передаче наследственной информации в 30-х годах XX века. Началось раскрытие генетических закономерностей на молекулярном уровне, зародилась новая дисциплина – молекулярная генетика. В ходе исследований было установлено, что основная функция генов – кодирование синтеза белков. За эти исследования в 1952 году Дж. Бидл, Э. Тэйтум и Дж. Ледерберг были удостоены Нобелевской премии.

Затем была установлена тонкая структура генов (1950 год, С. Бензер), молекулярный механизм функционирования генетического кода, был понят язык, на котором записана генетическая информация (азотистые основания: аденин (А), тимин (Т), цитозин (Ц), гуанин (Г), пятиатомный сахар и остаток фосфорной кислоты. При этом А всегда соединяется с Т другой цепи ДНК, которая представляет собой две нити, скрученные в спираль, а Г – с Ц, расшифрован механизм репликации (передачи наследственной информации) ДНК. Известно, что последовательность оснований в одной нити в точности предопределяет последовательность оснований в другой (принцип комплиментарности), выполняя функцию своеобразной матрицы. При размножении две спирали старой молекулы ДНК расходятся, и каждая становится матрицей для воспроизводства новых цепей ДНК. Каждая из двух дочерних молекул обязательно включает в себя одну старую полинуклеотидную цепь и одну новую. Удвоение молекул ДНК происходит с удивительной точностью, чему способствует двухцепочное строение молекулы – новая молекула абсолютно идентична старой. В этом заключается глубокий смысл, потому что нарушение структуры ДНК, приводящее к искажению генетического кода, сделало бы невозможным сохранение и передачу генетической информации, обеспечивающей развитие присущих организму признаков. Спусковым механизмом репликации является наличие особого фермента – ДНК-полимеразы.

Рассмотрев генетические механизмы наследственности, необходимо перейти к генетическим закономерностям изменчивости, являющейся основой для естественного отбора и эволюции организмов.

Открытие способности генов к перестройке, изменению является крупнейшим открытием современной генетики. Эта способность к наследственной изменчивости получила в генетике название мутации. Она возникает вследствие изменения структуры гена или хромосом и служит единственным источником генетического разнообразия внутри вида. Причиной мутаций служат всевозможные физические (космические лучи, радиоактивность и т.д.) и химические (разнообразные токсичные соединения) причины – мутагены. Благодаря постоянному мутационному процессу возникают различные варианты генов, составляющие резерв наследственной изменчивости. Большая часть мутаций по характеру рецессивна. Обладатели вредных доминантных мутаций, сразу же проявляющихся в гомо- и гетерозиготном организмах, часто оказываются нежизнеспособными и погибают на самых ранних этапах жизни.

Но при изменении условий внешней среды, в новой обстановке, некоторые ранее вредные рецессивные мутации, составляющие резерв наследственной изменчивости, могут оказаться полезными, и носители таких мутаций получают преимущество в процессе естественного отбора.

Одним из наиболее опасных видов мутагенов являются вирусы (от лат. – яд). Вирусы это мельчайшие из живых существ. Они не имеют клеточного строения, не способны сами синтезировать белок, поэтому получают необходимые для жизнедеятельности вещества, проникая в живую клетку и используя чужие органические вещества и энергию. У человека вирусы вызывают множество заболеваний.

Мутации – главные поставщики эволюционного материала, они относятся к изменениям случайным, подчиняющимся вероятностным, или статистическим, законам.

Синтетическая теория эволюции (СТЭ).

Генетика привела к новым представлениям об эволюции, получившим название неодарвинизма, который можно определить как теорию органической эволюции путем естественного отбора признаков, детерминированных генетически. Другое общепринятое название неодарвинизма – синтетическая, или общая, теория эволюции. В ней элементарной единицей эволюции служит популяция, поскольку именно в ее рамках происходят наследственные изменения генофонда. Кроме того, механизм эволюции стал рассматриваться как состоящий из двух частей: случайные мутации на генетическом уровне и наследование наиболее удачных с точки зрения приспособления к окружающей среде мутаций, так как их носители выживают и оставляют потомство.

Структурно СТЭ состоит из теорий микро- и макроэволюции.

Теория микроэволюции изучает необратимые преобразования генетико-экологической структуры популяции, которые могут привести к формированию нового вида. Реально вид существует в виде популяций. Именно популяция является элементарной единицей эволюции.

Теория макроэволюции изучает происхождение надвидовых таксонов (семейств, отрядов, классов и т.д.), основные направления и закономерности развития жизни на Земле в целом, включая возникновение жизни и происхождение человека как биологического вида.

Изменения, которые изучаются в рамках микроэволюции, доступны непосредственному наблюдению, тогда как макроэволюция происходит на протяжении длительного исторического периода времени и поэтому ее процесс может быть только реконструирован задним числом. Но макро- и микроэволюция происходят в конечном итоге под воздействием изменений в окружающей среде.

Основные положения СТЭ:

1. Главный движущий фактор эволюции – естественный отбор как следствие конкурентных отношений борьбы за существование, особенно острой внутри вида или популяции. Факторами видообразования являются также мутационный процесс (мутации разных типов), дрейф генов (генетико-автоматические процессы) и различные формы изоляции.

2. Эволюция протекает дивергентно, постепенно, через отбор мелких случайных мутаций. Новые формы могут образовываться через крупные наследственные изменения (сальтации). Их жизненность также определяется отбором.

3. Эволюционные изменения случайны и ненаправленны. Исходным материалом для эволюции являются мутации разного типа. Сложившаяся исходная организация популяции и последовательные изменения условий среды ограничивают и канализируют наследственные изменения в направлении неограниченного прогресса.

4. Макроэволюция, ведущая к образованию надвидовых групп, осуществляется через процессы микроэволюции и каких-либо особых механизмов возникновения новых форм жизни не имеет.

6.4. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность, воспитание

Можно сказать, что телесность выступает как поток жизни, как жизнедеятельность человека в целом. Очевидно, что проблемы телесности, функционирования человеческого тела являются важной частью картины мира, а также предметом медицины – науки, изучающей причины возникновения болезней человека, закономерности их развития, методы их распознавания и лечения, а также формы оптимальной организации медицинской помощи населению.

Естественно, медицина не всегда была наукой, но всегда существовала как часть человеческой культуры, занимающаяся проблемами здоровья человека. Являясь частью культуры определенного народа и определенной эпохи, медицина по-разному в разное время объясняла причины болезней и рекомендовала разные способы их лечения.

Мистико-религиозные модели трактовали болезнь как проявление персонифицированных сил, властвующих над человеком.

Натурфилософские – выводили болезни из аналогии природы человека (микрокосма) и природы мира (макрокосма). Эти концепции связаны с религиозным мировоззрением. Принципом истинности для этих концепций являлось не согласие с фактами, а логическая связь и правдоподобие в пределах определенной системы идей.

XX век принес в дискуссии о сущности болезней новые черты: приобретает значение идея целостности организма, устанавливается понимание недостаточности сугубо натуралистического объяснения болезни, узости односторонне соматического (телесного) ее содержания. Поэтому возникают психосоматические, антропологические и социокультурные модели болезни. Среди этих моделей особое место занимает концепция 3. Фрейда, пробившая брешь в традиционных натуралистических воззрениях. По Фрейду болезнь есть своеобразное телесное выражение душевных расстройств или следствие неподвластных человеку переживаний и конфликтов и их вытеснение в подсознание.

Наша отечественная медицина после довольно долгих дискуссий стала определять здоровье человека как нормальное психосоматическое состояние и способность человека оптимально удовлетворять систему материальных и духовных потребностей. Болезнь – нарушение оптимального психосоматического состояния и способности удовлетворять свои потребности. Это понятие тесно связано с понятиями нормы, которая понимается как функциональный оптимум биологической системы, и патологии – как нарушения этой нормы.

Причинами болезней, как принято сегодня считать, являются не внешние и внутренние факторы (патогенные воздействия среды и нарушения функций организма), а их взаимодействие. При этом роль различных факторов, вызывающих болезни, меняется в зависимости от времени, эпохи, уровня социально-экономического развития общества.

Так, если в прошлом характер патологии детерминировался в основном патогенными природными воздействиями, то в настоящее время он обусловливается прежде всего воздействиями, идущими от преобразованной самим же человеком природы. На протяжении многовековой эволюции человек испытывал воздействие таких факторов, как гипердинамия, то есть максимальная мускульная активность: общее (калорийная недостаточность) и специфическое (недостаток микроэлементов, витаминов) недоедание. Главную роль во многих заболеваниях сегодня, соответственно, играют гиподинамия, то есть недостаточная физическая активность, информационное изобилие и психоэмоциональный стресс. Определенное сочетание психоэмоциональных стрессов с малоподвижным образом жизни и избыточным питанием ведет к суммированию этих воздействий, способствует росту некоторых заболеваний, особенно сердечно-сосудистых.

На разных ступенях социально-экономической зрелости общества требования, предъявляемые к уровню нервно-психических и мышечных, физических затрат, неодинаковы. В условиях научно-технической революции все более возрастают требования к нервно-психическим механизмам человека.

И так, что же такое работоспособность человека – характеристика наличных или потенциальных возможностей индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Работоспособность зависит от индивидуальных психофизиологических ресурсов, степени их тренированности или истощенности, а также внешних условий деятельности. По отношению к решаемой задаче выделяют максимальную, оптимальную и сниженную работоспособност и. Оценка степени работоспособности проводится на основе сопоставления текущих показателей исполнения деятельности и психофизиологических функций с фоновыми показателями, полученными, например, в состоянии оперативного покоя. В процессе деятельности происходит изменение уровня работоспособности, описываемое с помощью кривой работоспособности. Впервые проанализировав кривую работы, Э. Крепелин (1898) выделил следующие основные стадии работоспособности по показателям результативности деятельности: врабатывание, оптимальная работоспособность и утомление. Определяя период оптимальной работоспособности для каждого работника можно добиться оптимальной отдачи от работника при его наименьшей утомляемости.

Современный этап общественного развития характеризуется ускорением темпов жизни во всех сферах, то скорости психофизиологических и соматических реакций организма нередко оказываются слишком замедленными, отстают от ритмов социальной и производственной жизни, возникает социально-биологическая аритмия как общая предпосылка возникновения многих заболеваний.

Поэтому закономерно, что здоровье населения страны с каждым годом ухудшается. В последние годы, например, 70 процентов современных женщин имеют отклонения в состоянии здоровья. До 20 процентов возросла доля новорожденных с физическими и неврологическими нарушениями. Важнейшим индикатором здоровья народа и социального благополучия общества является уровень младенческой смертности. В России этот показатель за последние 5 лет увеличился на 15 процентов.

Не менее удручающими являются показатели влияния некоторых компонентов окружающей среды на здоровье человека. Так, достоверно известно, что загрязненность воздуха вызывает заболевания органов дыхания, кровообращения, пищеварения и т.д. Кроме того, она является важнейшей из причин накопления мутаций организма, влияющих на генотип человека.

Примерно 85 процентов заболеваний вызываются и переносятся водой. К болезням приводит прежде всего низкое качество воды, содержащей различные токсичные соединения тяжелых металлов, вредные органические примеси и бактерии. Чем больше насыщенность воды солями, тем выше риск заболеть атеросклерозом, инсультом, инфарктом и т.д. В огромной степени нам портит здоровье хлор. Хотя хлорирование воды спасает от инфекций, однако его производные медленно и уверенно подрывают здоровье, так как обладают канцерогенным мутагенным эффектом. Они могут влиять на наследственность, многие из них являются сильнейшими печеночными ядами и т.д.

Из всего вышесказанного следует, что необходимо искать компромисс в отношениях между природой и человеком, между людьми в обществе. Понимание этого привело ученых к необходимости введения нового понятия – ноосфера, которое включает в себя как биосферу, так и человеческий фактор, при этом подразумевается, что человек должен жить в гармонии с природой или хотя бы причинять ей наименьший ущерб, сохраняя тем самым себя как вид.

Таким образом, в §6 рассмотрены естественнонаучные гипотезы происхождения жизни. Показаны возможные пути ее развития и выделены предпосылки возникновения. Представленный материал позволяет считать Землю особым объектом солнечной системы, где было возможно появление живых существ. На основе современных материалистических представлений, прежде всего в результате естественного отбора, сформулированы гипотезы происхождения человека. Выделены группы черт связывающих его с животным миром, и представлены характерные отличия.

На основе палеонтологической информации составлена линия родословной человека. Главными факторами, сделавшими человека социальным существом, являются совместная добыча еды, наличие огня, труд, членораздельная речь.

Соответственно с принципом глобального эволюционизма показано, что развитие живых организмов и их групп подчиняется законам генетики. Ее базовыми положениями являются представления о мутации, наследственности, популяции. Выделены основные положения синтетической теории эволюции. Даны краткие представления о здоровье, работоспособности и эмоциях человека и факторах их определяющих.

 

Контрольные вопросы:

1. Основные гипотезы происхождения жизни.

2. Коацерватная теория и ее суть.

3. Опишите последовательность самопроизвольного зарождения жизни.

*4. Суть опытов Пастера.

5. В чем слабость гипотезы «панспермии»?

6. Перечислите предпосылки возникновения жизни на Земле.

7. Дайте определение «жизни» и раскройте ее суть.

8. Что подтверждает единая химическая основа вселенной?

*9. Какие свойства воды делают ее необходимой для возникновения жизни. При

ведите примеры проявления этих свойств.

*10. Суть генетической гипотезы Миллера.

*11. Каковы основные этапы зарождения жизни по теории Миллера?

12. Как называется материалистическое учение о происхождении человека и в

чем его суть?

13. Перечислите доказательства общности человека и животных, их сходные признаки.

14. Каковы отличия человека от его «предков»?

15. Опишите основную линию родословной человека.

16. Кто такие «парапитеки», «австралопитеки», «плезиотропы»?

17. Каковы условия эволюции обезьян в человека?

18. Что такое генетика и что она изучает?

19. Основные факторы обеспечиваемые «наследственностью» и «изменчивостью».

20. Дайте определение и раскройте смысл понятий «генотип» и «фенотип».

21. Законы Менделя.

22. Закон Моргана.

23. Чем генетически различаются мужской и женский организмы?

24. Свяжите основные положения КСЕ и представления о ДНК и РНК.

25. Как называются и происходят флуктуации в генетике (мутации)?

26. Охарактеризуйте элементарную единицу эволюции – популяцию.

*27. Суть теории микро- и макроэволюции.

*28. Основные положения синтетической теории эволюции (СТЭ).

*29. Четыре основных этапа эволюции биосферы.

30. Представления о здоровье и болезни (мистико-религиозные, натурфило-

софские, фрейдовские).

31. Природные и социальные воздействия на здоровье человека.

*32. Виды работоспособности, ее стадии, характерные параметры.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.