Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хадис Второй.






Столпы ислама.

 

Абдаллах бин Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, пе­редал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Ислам основывается на пяти столпах: свидетельстве о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - Его раб и Его посланник, совершении молитвы, выплате закята, совершении хаджжа и соблюдении поста в рамадане».

Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

Передатчик этого хадиса.

Им является Абу Абд ар-Рахман Абдуллах бин Умар бин аль-Хаттаб аль-Кураши аль-Адави, брат матери правоверных Хафсы, да будет доволен Аллах ими обоими. Он родился вскоре после начала осуществления Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, его пророческой миссии (ба’са) и переселился из Мек­ки в Медину в возрасте десяти лет. Абдаллах бин Умар выделялся среди сподвижников своими познаниями, умом и рвением в делах поклонения Аллаху, а также тем, что он в большей степе­ни, чем многие другие, следовал примеру пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Что же касается количества переданных с его слов хадисов, то в этом отношении его пре­восходит один лишь Абу Хурайра. Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, умер в 73 году хиджры. Он принимал участие во всех военных походах пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Вопросы, затронутые в этом хадисе.

ВОПРОС ПЕРВЫЙ: смысл слова “ислам”.

Ислам есть предание себя Аллаху, что выражается в при­знании Его Единственным Богом, подчинение Ему, что


выражается в исполнении религиозных обязанностей, непричастность к многобожию и поклонение Аллаху только так, как это было узако­нено Им.

Ислам подразумевает собой веру точно также, как вера под­разумевает собой ислам, и эти понятия относятся к числу тех, которые совмещаясь, разделяются, а разделяясь, совмещаются. Если упоминается одно из них, то это касается и другого, а если они объединяются, то каждое из этих понятий приобретает свой смысл, поскольку ислам в первую очередь имеет отношение к внеш­ним действиям, в то время как вера прежде всего связана с дела­ми сокровенными и с убеждениями. Именно поэтому в данном хадисе о столпах ислама говорится как о внешних действиях, связан­ных с использованием различных частей тела, и точно также го­ворится об этом в известном хадисе, где сообщается о том, как Джибрил задавал вопросы посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в то время как вера и в этом, и во многих других хадисах толкуется как нечто, имеющее отношение к деятельности сердца.

ВОПРОС ВТОРОЙ: что подразумевается под столпами?

Столпом называется то, что служит опорой для чего-то другого, или же, скорее, наиболее крепкая часть той или иной вещи. Вот почему Лут, благословение и мир ему, как упоминает об этом Всевышний в Коране, сказал:

ل َ و ْ أ َ ن ّ َ ل ِ ي ب ِ ك ُ م ْ ق ُ و ّ َ ة ً أ َ و ْ آ و ِ ي إ ِ ل َ ى ر ُ ك ْ ن ٍ ش َ د ِ ي د ٍ

О, если бы у меня была сила против вас или была бы у меня мощная опора! (“Худ”, 80.)

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, называл молитву столпом ислама. Так, например, когда, к нему явился один бедуин из Неджда, который стал спрашивать его об исламе, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил ему, что ислам основывается на молитве, соблюдении поста во время рамадана и выплате закята, поскольку хаджж к тому времени ещё не был вменён в обязанность мусульманам. И каждый раз, когда он упоминал об одном из этих столпов, бедуин спра­шивал: ” А должен ли я делать что-нибудь еще? ”-, пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, отвечал ему: ” Нет, если только сам ты не пожелаешь этого ”. А после этого бедуин ушёл, повторяя: ” Клянусь Аллахом,


ничего я не убавлю и не до­бавлю к этому! ”-, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Он преуспеет, если говорит искренне!» (Или же: «Он войдёт в рай, если говорит искренне!»)

Этот хадис и аль-Бухари, и Муслим передают со слов Тальхи, да будет доволен им Аллах, и из его содержания следует, что вышеупомянутые действия подобны стенам, и если они будут под­няты, то в целом будет возведено и здание ислама, после чего к нему останется добавить лишь некоторые украшения и допол­нения.

ВОПРОС ТРЕТИЙ: связь ислама с внешними действиями.

Из содержания этих хадисов со всей определённостью следует, что вышеупомянутые действия относятся к числу тех, ко­торые доступны взорам других людей, то есть к действиям, совершаемым посредством различных частей тела человека. Наиболее ясно вы­ражено это в хадисе, где сообщается о том, как Джибрил зада­вал пророку, да благословит его Аллах и приветствует, во­просы об исламе, вере, чистосердечии и признаках приближения дня воскресения. В этом хадисе говорится о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отнёс ис­лам к числу внешних действий, а веру — к деятельности сердца, иначе говоря, к делам сокровенным. Именно поэтому совершение дел, имеющих отношение к исламу, то есть тех дел, свидетелями которых могут стать другие люди, стало гарантией защиты жизни, имущества и чести мусульманина, ведь только по этим делам лю­ди и могут судить о человеке.

В обоих “Сахихах”, а также и иных сборниках хадисов, при­водится хадис, передаваемый со слов Ибн Умара, Абу Хурайры, Джабира и некоторых других сподвижников, да будет доволен ими Аллах, в котором сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 


«Мне было велено сражаться с этими людьми 1 до тех пор, пока они не засвиде­тельствуют, что нет бога, кроме Аллаха, и что я - посланник Аллаха, и не станут совершать молитвы и выплачивать закят, если же они будут делать это, то защитят от меня свою жизнь и своё имущество, которые окажутся доступными для других лишь по праву ислама 2, а отчет с них после этого вправе будет по­требовать один лишь Аллах Всевышний».

А в “Сахихе” Муслима приводится хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

«Для каждого мусульманина неприкосновенными должны быть жизнь, имущество и честь других мусульман».

ВОПРОС четвёртый: другие дела, имеющие отношение к исла­му.

Дела, имеющие отношение к исламу, не ограничиваются одни­ми лишь пятью вышеупомянутыми действиями, являющимися не чем иным как столпами этой религии. Наряду с этим существует и множество других дел, совершение которых относится к числу признаков того, что человек исповедует ислам, и в “Сахихе” аль-Бухари также, как и в других сборниках, приводится много хадисов, подтверждающих эту мысль. Так, например в одном из та­ких хадисов сообщается, что в ответ на вопрос о том, кто ис­поведует ислам наилучшим образом, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: ” Тот, кто не причиняет дру­гим мусульманам вреда своим языком и своими руками ”. В другом же хадисе говорится о том, что когда пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, спросили: ” Какое из проявлений ислама является наилучшим? ”-, он ответил: ” Лучшее проявление ислама состоит в том, чтобы угощать других людей и приветст­вовать тех, кого ты знаешь и кого не знаешь ”.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.