Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процессы и виды памяти






Нормальное функционирование личности невозможно без памяти, так как память лежит в основе любого психического явления. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеческого опыта составляет сущность памяти. К процессам памяти относятся также забывание материала.

Запоминание можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового опыта путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств. Быстрее и более прочно запоминается то, что является интересным, важным для человека.

Сохранение – более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте. Человеческая память – не сундук, в котором хранятся образы внешнего мира. Сохранение – это динамический процесс, оно включает освоение и овладение материалом, его переработку и отбор, обобщение и конкретизацию, систематизацию и детализацию и т.д. Процесс сохранения имеет свою динамику, которая выражается не только в быстром или медленном забывании, но в изменении содержания самих воспоминаний.

Воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение в узком смысле слова означает целенаправленное и легкое воссоздание запомненного материала, не требующее значительных волевых усилий. Также воспроизведение может протекать на уровне узнавания или припоминания. Узнавание – это воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия. Припоминание – это воспроизведение, требующее значительных волевых усилий для того, чтобы воссоздать необходимый материал.

Забывание – процесс, заключающийся в невозможности воспроизвести ранее закрепленное в памяти. Забывание полезно и органически связано с формированием опыта личности. Забывается, прежде всего, то, что перестает быть существенным, важным, необходимым. Забывание протекает неравномерно во времени. Наибольшая потеря информации происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее.

 

В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия. Это обнаруживается:

· в различной скорости запоминания;

· в прочности сохранения;

· в легкости воспроизведения.

Индивидуальные различия в памяти обусловлены врожденными особенностями высшей нервной деятельности и воспитанием.

 

Существует несколько оснований для классификации памяти.

По времени сохранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.

Информация из внешнего мира поступает в мгновенную память. Длительность хранения информации в ней составляет от 0, 1 до 0, 5 сек. Это минимальное по времени удержание информации органами чувств без ее переработки. Мгновенная память представляет собой полное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов («непосредственный отпечаток»).

Из мгновенной памяти информация переходит в кратковременную, где длительность удержания информации составляет приблизительно 20 сек. Сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого. Кратковременная память работает без предварительной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение. В кратковременную память попадает только та информация, которая осознается, соотносится и с интересами и потребностями человека. Количество запоминаемого материала ограничивается показателями 7±2 единиц информации.

Из кратковременной памяти информация поступает в оперативную память, рассчитанную на ее сохранение в течение непродолжительного срока в зависимости от задачи. Время хранения в оперативной памяти составляет от нескольких секунд до нескольких недель. Срок хранения рассчитан на решение данной задачи. После воспроизведения информации, попавшей в оперативную память, она может забываться.

Долговременная память хранит информацию в течение неограниченного срока. Информация может воспроизводиться многократно без утраты. Повторение и использование информации только упрочивает ее следы. Главная трудность – поиск информации. Количество информации, содержащееся в памяти, очень велико, и поэтому извлечение из нее требуемых сведений сопряжено с трудностями.

Генетическая память заключается в передаче наследственной информации в виде генов из поколения в поколение. На этот вид памяти невозможно влиять посредством обучения и воспитания.

По характеру участия воли в процессах запоминания выделяют непроизвольную и произвольную память.

Непроизвольная память основывается на автоматическом запоминании и воспроизведении информации, происходящим без усилий со стороны человека и установок на запоминание. Непроизвольное запоминание в просторечье называется «зубрежкой».

Произвольная память предполагает запоминание со специальной установкой «запомнить» и требует определенных волевых усилий.

Вопрос о соотношении произвольного и непроизвольного запоминания является центральным в изучении процесса запоминания. Не всегда произвольное запоминание является эффективнее непроизвольного. Непроизвольное запоминание может быть более эффективным, чем произвольное, в тех случаях, когда оно осуществляется в процессе интенсивной мыслительной деятельности.

 

Запоминание может протекать с различной степенью осмысленности, с различной глубиной понимания. Соответственно выделяют механическую и смысловую память.

Механическая память основана на повторении материала без его осмысления. При таком запоминании слова, предметы, события, движения запоминаются точно в таком же порядке, в каком они воспринимались.

Смысловая память предполагает осмысливание запоминаемого материала, которое основано на понимании внутренних логических связей между его частями. Осмысленное запоминание более эффективно, поскольку требует от человека меньше усилий и времени.

 

Классификация видов памяти по характеру психической активности была предложена П.П. Блонским (1964). Основные четыре вида памяти – двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая, в соответствии с его гипотезой, представляют собой генетически различные уровни памяти. Они появляются в процессе индивидуального развития личности последовательно: сначала появляется двигательная память, затем – эмоциональная, несколько позже – образная и гораздо позднее – словесно-логическая. Хотя все четыре выделенные им вида памяти находятся в тесном взаимодействии, П.П. Блонскому удалось определить различия между ними.

Двигательная (или моторная) память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Почти всю свою сознательную жизнь мы осваиваем те или иные движения: учимся ходить, писать, кататься на коньках, на велосипеде, играть в футбол, что-то мастерить, забивать гвозди, шить, вязать и многому другому.

Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков. Доминирование у человека двигательной памяти встречается чрезвычайно редко.

Эмоциональная память – это память на чувства. Наше отношение ко всему происходящему выражается эмоционально, через гамму разнообразных чувств. Мы способны заново пережить наше прошлое, вспомнить не только события, которые происходили с нами много лет назад, но и чувства, эмоции, с ними связанные: страх, радость, жалость, ненависть, грусть, веселье и т.д. Эмоциональная память – самый прочный вид памяти.

Образная память – это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Благодаря образной памяти человек запоминает различные образы: предметов, людей, животных, явлений природы, например грозы. Мы знаем, что такое горькое, сладкое, горячее, холодное, твердое и т.д. Эти образы формировались у нас на основе предшествующего опыта в процессе различных ощущений (зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, тактильных).

Характеризуя образную память, необходимо отметить, что образы памяти могут расходиться с оригиналом, причем со временем эти различия увеличиваются.

Следует отметить, что многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений. Зрительная и слуховая память обычно хорошо развита у всех людей. Объем слуховой памяти, как и зрительной, тоже велик. Остальные типы памяти редко встречаются в чистом виде, и скорее можно говорить о преобладании у человека того или иного типа памяти. Обонятельную, осязательную и вкусовую память можно назвать «профессиональными» типами памяти.

Иногда встречается особый тип образной памяти – эйдетическая память (от греческого слова «эйдос» – образ). Эйдетический образ отличается особой четкостью, яркостью и правильностью; эйдетику достаточно одну секунду посмотреть на предмет и он запомнит его так, как будто «сфотографировал».

Считается, что эйдетизм свойственен детям. С годами он ослабевает. Известный ученый А.Р. Лурия на протяжении многих лет наблюдал за С.В.Шерешевским – человеком с феноменальной эйдетической памятью. Каждое слово вызывало у него наглядный образ. Слова-образы он расставлял в определенном порядке, чтобы легче было их потом отыскать. Он никогда ничего не забывал! Память этого человека и по объему, и по прочности не имела предела. Он смог спустя 15 лет воспроизвести слова и цифры, которые предлагали ему для запоминания. О феноменальной памяти этого удивительного человека А.Р. Лурия написал книгу «Маленькая книжка о большой памяти».

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической.

Словесно-логическая память – специфически человеческая память, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от уровня ее развития в значительной степени зависит развитие всех других видов памяти.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.