Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конфликты и способы поведения в конфликтых ситуациях






Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Анг­лийский словарь синонимов дает такие сходные понятия для термина «конф­ликт»: борьба, столкновение, несогласие, враждебность, оппозиция и др,

Конфликт в психологии рассматривается как столкновение противопо­ложно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппо­нентов или субъектов взаимодействия.

Признаки конфликта; а) наличие противоположных позиций; б) инци­дент, когда одна из сторон начинает ущемлять другую.

Если противоположная сторона начинает действовать, то конфликт из потенциального превращается в актуальный. Сигналами возникновения конфликта служат: кризис отношений, напряжение при общении, недора­зумения, инциденты и общий дискомфорт.

Признавая конфликт нормой общественной жизни, специалисты говорят о необходимости создания механизмов психологического регу­лирования и разрешения конфликтных ситуаций. Важно владеть навы­ками конструктивного решения возникающих проблем. Прежде всего разговор о конфликтах должен содержать информация о его функциях - как негативных, так и позитивных.

Как правило, о негативных последствиях конфликтов говорят много: ухудшение состояния здоровья, снижение работоспособности, большие эмоциональные затраты и др. Однако конфликт может выполнять и пози­тивные функции: он служит разрядке напряженности, получению новой информации, стимулирует развитие и позитивные изменения, преодоле­вает застой жизнедеятельности, вскрывает «хроническую болезнь», про­тиворечие, помогает прояснить отношения и т. д,

Таким образом, конфликт - это противодействие субъектов по по­воду возникшего противоречия, действительного или воображаемого. Причиной конфликта может стать различие в целях, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сто­рон, низкая культура поведения и др.

Специалисты выделяют 4 стадии прохождения конфликта:

4. Возникновение конфликта (появление противоречия);

5. Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон;

6. Конфликтное поведение;

7. Исход конфликта (конструктивный, деструктивный, заморажива­ние конфликта).

Прежде чем говорить о конфликте, желательно очертить семантическое поле конфликта, поскольку разные люди склонны называть конфликтом совершенно разные ситуации. Так, для одних это выяснение отношений, для других - «косой взгляд» партнера, а для третьего - драка и т. д. Поэ­тому и понятие «конфликтная ситуация» носит неустойчивый характер, зависящий от многих факторов.

Для описания способов разрешения конфликтов К. Томас использует двухмерную модель, включающую показатели внимания к интересам пар­тнера и своим собственным.

 

 

Внимание ксвоим интересам Конкуренция (соревнование)   Сотрудничество
    Компромисс  
  Избегание   Приспособление





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.