Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Командное творчество






 

Занятие направлено на выработку навыков творческой работы в команде. Люди, занятые творческим трудом, зачастую привыкают выполнять его в одиночестве, и испытывают дискомфорт, если это приходится делать публично. Между тем выполнение креативных заданий в сфере производства и бизнеса (например, осуществление проекта, результатом которого должен стать некий творческий продукт, будь то новое промышленное изделие, рекламный ролик или проект развития организации) в большинстве случаев подразумевает именно командную работу Предлагаемые упражнения позволяют выработать необходимые для нее навыки, а также проследить, кто какую роль склонен занимать при работе в команде.

Упражнение «Шарики»

Описание упражнения. Участники, объединившиеся в тройки, получают задание: сначала как можно быстрее надуть 3 воздушных шарика, а потом сделать так, чтобы они лопнули, зажав между своими телами. При этом нельзя наступать на них, использовать какие‑ либо острые предметы, ногти, детали одежды.

Психологический смысл упражнения. Разминка, сплочение, разрушение пространственных барьеров между участниками.

Обсуждение. Достаточно короткого обмена впечатлениями.

Упражнение «Необычные названия»

Описание упражнения. Упражнение предполагает придумывание наибольшего числа необычных, но понятных названий чего‑ либо.

 

В качестве предметов для называния могут выступать, допустим, сложные геометрические фигуры (см. примеры рисунков), движения человеческого тела, кулинарные блюда, предприятия по производству какой‑ либо продукции, рабочие инструменты и т. д. Упражнение лучше проводится в подгруппах по 3–4 человека. Время на обсуждение необычных названий одного предмета – 4–6 минут, после этого участники озвучивают предложенные варианты.

Психологический смысл упражнения. Обучение командной генерации идей, связанных с поиском альтернатив, отказом от наиболее типичных вариантов трактовки предметов и явлений. Демонстрация одного из ключевых принципов творческого мышления: любая точка зрения на что‑ либо – лишь одна из возможных.

Обсуждение. Насколько велико оказалось разнообразие предложенных названий, какие ассоциации, свойства или функциональные возможности предметов или действий легли в основу этих наименований? В каких жизненных ситуациях полезно отказаться от наиболее привычных способов трактовки известных вещей и озадачиться поиском альтернативных, необычных вариантов их восприятия?

Упражнение «Мина‑ растяжка»

Описание упражнения. Ведущий растягивает веревку приблизительно на уровне груди участников и закрепляет ее [29]. Участники стоят по одну сторону от веревки. Им дается инструкция: «Представьте себе, что вы – команда разведчиков. Вы шли по горной тропинке, и вдруг заметили, что поперек нее, на высоте вашей груди, натянута веревочка, ведущая к мине‑ растяжке. Вы не можете ни обойти ее, ни обезвредить, ни проползти снизу (на земле под ней, похоже, установлено еще несколько обычных мин). Единственный способ преодолеть препятствие – всем переправиться сверху над растяжкой, не задев ее. Выполняйте!» Если участников много (больше 15–16 человек), имеет смысл разделить их на 2–3 команды и организовать соревнование между ними.

Эту технику, как и предыдущую, не рекомендуется проводить в недостаточно «разогретых» или трудно управляемых группах.

Психологический смысл упражнения. Наряду с моделированием задачи, для решения которой следует проявить креативность и слаженную командную работу, техника способствует сплочению, формированию взаимного доверия участников.

Обсуждение. Сначала участников просят поделиться своими эмоциями и чувствами, возникшими в процессе выполнения упражнения, потом обсуждается, каким способом удалось преодолеть «растяжку», какие психологические качества участников оказались наиболее важны, чтобы придумать этот способ и воплотить его. И где еще важны такие психологические качества?

 

Упражнение «Преодоление пространства»

Описание упражнения. Участники располагаются около одной из стен аудитории и получают задание – всем добраться до другой стены таким образом, чтобы не касаться пола ступнями ног (например, двигаясь ползком или перемещаясь по стульям), но чтобы каждый способ перемещения использовался лишь один раз. Однако те, кто один раз уже преодолел это пространство, могут возвращаться назад и помогать переправиться оставшимся участникам. Сами они имеют право перемещаться нормальным образом, но те участники, которым они помогают, по‑ прежнему не должны касаться ступнями пола (их можно, например, перенести различными способами или «перевезти» на руках, держа на весу их ноги). Способы перемещения не должны повторяться.

При количестве участников менее 13–14 человек упражнение выполняется сразу всей группой, при большем же целесообразно разделить участников на 2–3 подгруппы и организовать между ними соревнование на скорость (оптимальный размер команды – 8‑ 10 человек; по возможности, юноши и девушки должны быть равномерно распределены между командами).

 

Психологический смысл упражнения. Создание условий для выдвижения и воплощения идей о способах действия в нестандартной ситуации, сплочение группы, физическая разминка.

Обсуждение. Сначала участники обмениваются эмоциями и чувствами, потом озвучивают все способы, которыми осуществляли перемещения (ведущий кратко записывает их на доске или на листе ватмана). Дальше участников просят поделиться соображениями, какие из этих способов можно оценить как более, а какие – как менее творческие, и пояснить, на основании чего они пришли к таким выводам.

Упражнение «Покорители воздуха»

Описание упражнения. Участникам предлагается, объединившись в подгруппы по 3–4 человека, разработать модель, которая будет очень медленно опускаться на пол под действием силы тяжести, когда ее отпустят с высоты. Для этого каждой подгруппе выдаются по 2 листа бумаги, 4 скрепки, скотч, ножницы. Время на разработку и изготовление модели – 10 минут. Потом проводится соревнование: каждая из моделей поочередно отпускается с заданной высоты (обычно в пределах 2–3 м) и фиксируется время ее нахождения в воздухе. Правилами запрещается подкидывать модель вверх или «запускать» в сторону крепить ее к чему‑ либо, поддерживать на лету с помощью восходящего воздушного потока или прибегать к каким‑ либо еще подобным уловкам; изделие должно держаться в воздухе исключительно за счет особенностей своей конструкции. Побеждает та команда, чья модель планирует дольше всего.

Психологический смысл упражнения. Помимо тренировки генерировать идеи и воплощать их, работая в команде, упражнение в большинстве случаев позволяет продемонстрировать важность использования аналогий при решении необычных проблем. Кроме того, оно показывает, что творческий процесс при использовании предварительных знаний (в данном случае – из физики) результативнее, чем придумывание идей с «чистого листа».

Обсуждение. Выстраивается вокруг двух вопросов:

♦ Какие особенности моделей обеспечили возможность их длительного планирования?

♦ Как удалось за время работы над моделью определить, в чем должны состоять эти особенности? Была ли это опора на предварительные знания участников (например, из курса физики), аналогия с какими‑ то изделиями (парашютом, планером, игрушечной «летающей тарелкой» и т. п.), изобретение чего‑ либо принципиально нового?

Упражнение «Авиаторы»

Описание упражнения. Участникам, объединенным в команды по 3–4 человека, предлагается в течение 15 минут:

1. Обменяться известными им идеями о том, какие бывают конструкции бумажных самолетиков, а также выдвинуть несколько собственных, оригинальных идей их конструкций.

2. Из предложенных идей выбрать три, которые позволят соорудить самолетики, обладающие наибольшей способностью к полету по точно заданной траектории. Идеи должны быть простыми в воплощении, исполнимыми в течение отведенного времени, и не требовать других материалов, помимо предоставленных участникам (бумага, ножницы, скотч, скрепки).

3. Изготовить три самолетика в соответствие с выбранными идеями их конструкций.

После этого проводятся соревнования между подгруппами:

4. На точность попадания самолетиками в мишень (расстояние до мишени приблизительно 5 метров, размер 0, 5 х 0, 5 м).

5. На точность посадки. В качестве «аэродрома» используется парта или расстеленная на полу газета, расстояние до нее от точки запуска самолетиков около 5 м.

Психологический смысл упражнения

♦ Демонстрация этапов творческой работы в команде (обмен известной информацией, генерирование новых идей, их критическая оценка и выбор наиболее приемлемых, реализация).

♦ Эмоциональная «разрядка».

Обсуждение. В чем участникам видятся основные сложности работы на каждом из этапов? Какие идеи оказались более удачными: известные заранее, или выдвинутые вновь? Чем в конечном итоге здесь оказалась предопределена победа? Самими идеями, тем, насколько качественно они воплощены, удачно ли они представлены на соревновании, или чем‑ то еще?

Упражнение «Волшебный ключ»

Описание упражнения. Участникам, сидящим в кругу, дается замочный ключ, к которому привязана длинная веревка (длина определяется из расчета один участник = 1, 5 м), и предлагается пропустить эту веревку под одеждой каждого таким образом, чтобы она входила под нее сверху, на уровне воротника, а выходила снизу – на уровне пояса. Таким образом, оказывается связанной вся группа. Потом можно предложить участникам коллективно выполнить несколько несложных физических упражнений (встать, наклониться вперед, присесть и т. п.).

Когда упражнение завершено, целесообразно оставить ключ в зоне видимости участников в качестве своего рода символа группы: «С помощью этого ключа мы оказались связаны одной нитью. Пусть он висит на видном месте и напоминает о том, что теперь мы одна команда».

Психологический смысл упражнения. Сплочение группы, происходящее в значительной мере на символическом уровне («теперь мы связаны одной нитью»), обучение координации совместных действий при решении креативных задач.

Обсуждение. Обмен эмоциями, возникшими при выполнении упражнения, а также соображениями по поводу того, в каких жизненных ситуациях участники оказываются «связанными одной нитью».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.