Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творческое мышление (2)






 

Мы не раз спрашивали людей, как и когда у них возникали свежие идеи. Ответом чаще всего было: на прогулке, за рулем автомобиля, в ванной, во время отдыха и прослушивания музыки. Но мы ни разу не слышали, чтобы новые идеи рождались во время работы на компьютере…

Б. Клег, П. Бич

 

 

На этом занятии продолжается тренировка основных качеств творческого мышления. Акцент при обсуждении упражнений следует сделать на том, в каких именно жизненных ситуациях и для чего нужны соответствующие качества, дать участникам возможность провести как можно больше параллелей между тренингом и обычной жизнью.

 

Упражнение «Причины и следствия»

Описание упражнения. Участникам дается изображение или краткое словесное описание какой‑ либо ситуации, допускающей множество вариантов трактовки, которая возникает вследствие разнообразных причин и приводит к различным последствиям (см. рисунок). Участники, объединенные в подгруппы по 3–4 человека, получают задание предположить больше:

1. Причин, которые могли привести к возникновению этой ситуации.

2. Следствий, которые могут возникнуть после нее.

Желательно, чтобы все подгруппы работали над одной и той же ситуацией. На выдвижение идей отводится 10–12 минут. Потом происходит их представление: участники каждой из подгрупп поочередно получают слово, для того чтобы озвучить одну из своих идей, потом слово передается следующей подгруппе, которая озвучивает еще одну идею и т. п. Повторяться нельзя. Группа, которой больше нечего сказать, выбывает из игры, и слово передается следующей. Побеждает и награждается аплодисментами та подгруппа, которая останется в игре последней. Сначала обсуждаются причины, потом следствия.

 

Психологический смысл упражнения. Придумывание возможных причин и следствий ситуаций, допускающих неоднозначную трактовку, – один из наиболее эффективных способов отработки умения генерировать идеи, совершенствования беглости и гибкости творческого мышления.

Обсуждение. Как распределились роли участников при выдвижении идей: кто занял активную позицию, а кто предпочел оставаться пассивным? С чем это связано, и насколько характерны для участников такие же позиции в других жизненных ситуациях? Насколько проявилась гибкость мышления при выдвижении идей, относятся ли они к качественно разным смысловым категориям, или выдвинутые причины и следствия – принципиально одного плана? Каким жизненным ситуациям можно уподобить эту игру? Какие умения развиваются в ней и где они востребованы?

Упражнение «Мерчандайзер»

Описание упражнения. «Есть такая работа – мерчандайзер, слово происходит от английского merchandise – «товары». Эти работники отвечают за размещение товаров в торговом пространстве. Студенты так часто подрабатывают. Иногда они работают в крупных супермаркетах, но чаще им приходится обслуживать сразу несколько мелких торговых точках и смотреть, как там размещены товары производителя, на которого они работают. Представьте себе, что вы мерчандайзеры. Вам нужно за один день успеть посетить 15 торговых точек, расположенных в разных местах. Транспорта между ними нет, придется ходить пешком. Попробуйте спланировать свой маршрут таким образом, чтобы, посетив все 15 точек, в общей сложности пройти как можно меньшее расстояние и, как следствие, быстрее справиться с работой.

 

Схема расположения торговых точек представлена на рисунке справа. Чтобы упростить задание, будем считать, что между любыми двумя из них можно пройти по кратчайшему пути, напрямую».

Упражнение выполняется в небольших подгруппах (2–3 человека), время работы 8‑ 10 минут. Потом каждая подгруппа рисует выбранную траекторию и с помощью линейки измеряет ее длину. Побеждают те, чей путь оказался короче.

Психологический смысл упражнения. Задачи на нахождение кратчайшего пути, связывающего несколько точек, имеют строгое математическое решение, но при 15 точках найти его за отведенное время участникам не удастся, для этого понадобился бы мощный компьютер с соответствующей программой. Поэтому задача превращается для них в ситуацию с высокой степенью неопределенности, вынуждает действовать методом «прикидки». Упражнение дает возможность потренироваться находить решения в таких условиях, а также обсудить, чем обычно руководствуются люди при их поиске.

Обсуждение. Удалось ли выработать какую‑ то осмысленную стратегию решения этой задачи, или путь прокладывался просто «на глазок»? Наверняка вы и в жизни сталкивались с похожими ситуациями: нужно попасть за один день сразу в несколько мест, выбрав путь движения, который позволит сделать это быстрее… Как вы решали такие проблемы, чем при этом руководствовались, какой способ считаете самым эффективным? Какие еще жизненные ситуации похожи на описанную, решаются сходным образом?

Упражнение «Пары слов»

Описание упражнения. Каждый участник придумывает два слова, не имеющих прямой логической связи между собой, и озвучивает их. Сосед, сидящий справа, формулирует логически верное предложение, увязывающее их. Допустим, названы слова «кружка» и «лопата». Предложение может выглядеть, например, так: «Кладоискатель взял лопату и начал раскапывать курган, но нашел там только разбитую кружку».

Психологический смысл упражнения. «Интеллектуальная разминка», тренировка умения объединять внешне малосвязанные вещи, искать неожиданные аналогии.

Обсуждение. Какие варианты запомнились, показались наиболее интересными?

Упражнение «Ассоциации»

Описание упражнения

♦ Участникам демонстрируют два предмета и просят выстроить ассоциативную цепочку между ними – подобрать такие слова, которые были бы попарно логически связаны между собой, а все вместе связывали бы эти предметы (см. пример).

♦ Участникам приводятся два понятия и демонстрируется какой‑ либо предмет. Сначала их просят построить ассоциативные цепочки, связывающие каждое из этих понятий с продемонстрированным предметом, а потом еще одну, связывающую эти понятия между собой напрямую. Таким образом, выстраивается своего рода ассоциативный треугольник, в котором все связано со всем. Упражнение обычно выполняется в подгруппах по 3–4 человека, хотя возможна и индивидуальная работа. Время работы – 4–5 минут на каждое задание. Потом участники озвучивают получившиеся у них ассоциативные цепочки.

Психологический смысл упражнения. Тренировка ассоциативного мышления, поиск неожиданных взаимосвязей предметов, явлений, понятий.

Обсуждение. Какие из выдвинутых ассоциаций запомнились, показались наиболее яркими, необычными, интересными? Были ли сложности при выполнении упражнения; если да, то с чем они связаны? В каких жизненных ситуациях важно уметь находить ассоциации между различными словами, предметами, явлениями? Как еще можно развивать это умение, кроме построения ассоциативных цепочек?

 

 

...

Пример

Допустим, продемонстрированы калькулятор и спичечный коробок. Ассоциативная цепочка может выглядеть, например, так: «калькулятор – электричество – замыкание – пожар – спички», или так: «калькулятор – микроэлектроника – полупроводник – физика – химия – окисление – горение – спички».

Допустим, названы имеющие непосредственное отношение к содержанию тренинга понятия «творчество» и «общение», а в качестве предмета продемонстрирована банка из‑ под пепси. Ассоциативные цепочки могут выглядеть, например, так: «творчество – активность – кофеин – тонизирующий напиток – пепси»; «общение – досуг – застолье – пепси»; «творчество – театр – труппа – коллектив – общение».

 

Упражнение «Мнемотехника»

Описание упражнения. Участникам предлагается попрактиковаться в освоении одного из мнемотехнических приемов (способов облегчения запоминания информации) – так называемого метода мест. Его суть состоит в следующем: когда человеку нужно запомнить набор слов, он представляет себе, что движется по какой‑ либо хорошо знакомой дороге. Каждое слово он представляет в виде образа, который размещает в той части пути, на которой в данный момент мысленно находится (см. пример). Чем более яркие и необычные образы представляются, тем эффективнее работает этот прием. Потом, когда нужно вспомнить слова, человек вновь мысленно проходит по этому пути и «собирает» размещенные на нем образы.

Упражнение выполняется индивидуально. Сначала ведущий разъясняет суть метода мест и демонстрирует, как им пользоваться: просит участников называть любые приходящие им в голову слова и сам запоминает их с помощью данного приема, проговаривая вслух, по какому пути он мысленно движется (тот должен быть знакомым всем участникам: например, от ближайшей остановки транспорта до места прохождения тренинга) и какие ассоциации у него возникают. Потом участникам предлагается выбрать, движение по какой хорошо знакомой для себя дороге они будут представлять. Ведущий медленно зачитывает 12–15 слов, делая между ними паузы по 5 секунд, а участники практикуются в их запоминании с помощью метода мест. Затем несколько участников рассказывают, по желанию, о своем мысленном пути и о том, как им удалось разместить на нем образы, связанные с этими словами.

Психологический смысл упражнения. Мнемотехнический прием направлен, главным образом, не на улучшение запоминания (он слишком сложный и «интеллектуально емкий», для того чтобы широко использовать его в таком качестве, да и записная книжка в качестве «протеза памяти» все равно эффективнее), а на развитие воображения и совершенствование умения находить ассоциации между новым и уже известным.

Обсуждение. Для чего, с точки зрения участников, предназначен такой прием, где и когда его целесообразно использовать?

Пример Допустим, для запоминания названы такие слова:

Подушка

Медвежонок

Кошелек

Кристалл

Извержение

Вилка

Ботинок

Вентилятор

Крокодил

Зеркало

Розетка

Организм

Вот как может выглядеть их запоминание с помощью метода мест: «Я представляю себе, как выхожу из метро со станции «Гостиный двор» на Невский и иду налево, в сторону Казанского собора. Вижу, что у главного входа в Гостиный выступают бродячие артисты: на подушке танцует медвежонок, вокруг бегает цыганский мальчик с кошельком в руках, собирая деньги со зрителей. Рядом сидит цыганка, задумчиво глядящая в магический кристалл и предлагающая погадать. Иду дальше и вижу, что на углу Невского и Думской улицы прорвало трубу, вода хлещет из‑ под тротуара как настоящее извержение и стекает в подземный переход, откуда выбегают испуганные барышни… Смотрю на башню Городской думы – на ней сверху какая‑ то конструкция, как будто в башню воткнули вилку. Вспоминаю, что это мачта, которая в XIX веке использовалась как оптический телеграф… Прохожу мимо башни, смотрю направо – поперек Невского висит реклама‑ «растяжка», на которой нарисован огромный ботинок. Слева вход в ювелирный магазин. Заглядываю туда – внутри работает вентилятор. Глянул наверх – на козырьке над входом сидит золотая сова… и вдруг к ней откуда‑ то сзади подкрадывается крокодил\ Присмотрелся внимательнее – там укреплено выпуклое зеркало, в котором всего‑ навсего отразилась с увеличением электрическая розетка, которую я и принял за крокодилий нос. Иду дальше… Вижу Казанский собор, а справа от него, за красивой чугунной решеткой, начинается территория Педагогического университета. Он прижился в центре Питера, как гигантский организм, занявший всю территорию от Казанской улицы до реки Мойки». Упражнение «Классификации»

Описание упражнения. Участникам, объединенным в подгруппы по 3–4 человека, дается перечень из 6–8 предметов и предлагается придумать как можно больше различных оснований, по которым возможно классифицировать эти предметы. Задача не в том, чтобы найти наиболее обоснованный критерий их классификации (как в заданиях, входящих в тесты интеллекта), а в том, чтобы предложить как можно более разнообразные и необычные, но логически непротиворечивые критерии для этого.

Перечни предметов могут быть, например, такими:

 

Психологический смысл упражнения. Тренировка умения выделять оригинальные, неочевидные критерии, которые позволяют найти сходство между различными на первый взгляд предметами. Это важно для решения проблем по аналогиям – одного из распространенных способов порождения креативных идей.

Обсуждение. Какие из предложенных критериев для классификации представляются самыми оригинальными, необычными? В каких жизненных ситуациях важно умение находить неочевидные признаки сходства между различными предметами и явлениями?

Упражнение «Необычный звук»

Описание упражнения. Ведущий или участники, выразившие желание взять на себя такую функцию, издают какие‑ либо необычные звуки, не показывая окружающим, каким способом они это делают. Производить звуки можно, например, путем трения различных предметов друг о друга. Задача других участников – выдвинуть как можно больше идей о том, в каких реальных жизненных ситуациях могут возникать подобные звуки, о чем они свидетельствуют, а также предположить, каким способом они издаются в данный момент.

Психологический смысл упражнения. Выдвижение идей о различных вариантах трактовки неоднозначного, мало структурированного материала.

Обсуждение. Достаточно короткого обмена впечатлениями.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.