Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подростковая среда и субкультура




Наряду с организованным педагогическим воздействием семьи и школы на детей и подростков большую роль в их формировании играет Свободное общение, формы стихийно складывающейся жизни молодежи в социаль­ной среде. На бытовом языке обыденного сознания можно сказать, что воспитывает школа, семья и улица. «Улица» — это товарищи во дворе, районе, это неформальные движения, группы и объединения по увлечени­ям, интересам, это также события разного масштаба, социальная обстанов­ка в селе, городе, это частично и детские, подростковые организации. К этому институту социализации личности примыкают в какой-то степени и учреждения дополнительного образования — различные клубы, центры внешкольных занятий для детей и молодежи. Итак, свободное общение, жизнь подростка среди сверстников являются сильными, необходимыми и вместе с тем проблематичными факторами формирования личности.

Молодежь примерно от 10 до 20 лет составляет особую возрастную группу населения страны, трудную для учителей и общества в педагогиче­ском и социально-психологическом плане и требующую особого внимания и работы. Подростки активно осваивают мир вне семьи и школы. Главным становится свободное общение и деятельность со сверстниками и более старшими людьми вне привычных семейных, школьных ограничений и правил. И это, с одной стороны, хорошо: является мощным фактором раз-


13'



вития, адаптации к широкой социальной действительности. С другой сто­роны, эта свободная жизнь и общение несут ряд опасностей: подростка как человека несформировавшегося легко увести на «плохую» дорогу, особенно если у него плохой тыл: семья и слабая поддержка со стороны учителя. Не случайно родители и школа боятся влияния улицы, «плохих» друзей.

Подростка отличает от взрослого неразвитое чувство ответственности за свое поведение, соблюдение норм, закона, работу, отношения с людьми. Ученые считают, что подростковый период кончается тогда, когда человек получил образование и работу, создал семью. Теперь он должен быть взрослым и нести ответственность за свое поведение в разных социальных ситуациях. Теперь он, как и все взрослые, свободен (от родителей прежде всего, чего не было раньше) в выборе действий, но и отвечает за них. Ко­нечно, и взрослые часто поступают безответственно, но они за это распла­чиваются. За подростка же больше отвечают взрослые, чем он сам.

Проблему социализации молодежи можно понимать как проблему по­колений. Вопрос в том, что новое поколение должно, с одной стороны, усвоить традиции, нормы, ценности отцов, с другой стороны, молодежь должна быть свободна и готова идти дальше, отвечая на вопросы своего времени. Более того, по мнению М. Мид, исследовательницы проблем дет­ства, социализации поколений в разных обществах, в настоящее время в мире преобладает префигуративная культура: опыт старших мало годится для молодых, поскольку очень быстро развиваются техника, культура. Ина­че говоря, человек рождается в одних условиях, а умирает, когда за окном совсем другая жизнь, что и делает особо острой проблему поколений.



Подростки во все времена составляли отличительную социальную груп­пу, но в наше время сложилась особая подростковая культура, которая на­ряду с другими социальными факторами играет большую роль в развитии школьника. Молодежная субкультура система ценностей и норм поведе­ния, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризую­щая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет. Субкультура мо­лодежи получила особенное развитие в середине XX в. в силу ряда причин: продление сроков обучения, вынужденная незанятость трудом, акселера­ция — и является одним из институтов, факторов социализации школьни­ков. Субкультура молодежи представляет сложное, противоречивое соци­альное явление и оказывает столь же неоднозначное влияние на подрост­ков. С одной стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от всеобщей, «большой» культуры, с другой — способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей, облегчает подросткам вхождение в жизнь.

Проблема в том, что ценности и интересы молодежи ограничены в ос­новном сферой досуга: модой, музыкой, развлекательными мероприятия­ми, часто малосодержательным общением. Молодежная субкультура носит в основном развлекательно-рекреативный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий. Она ориентируется на западные ценности: американский образ жизни в его облегченном вариан­те, массовую культуру, а не на ценности «высокой» мировой и националь­ной культуры. Эстетические вкусы и предпочтения школьников часто довольно примитивны и формируются главным образом средствами ТВ, музыкой диско и другими ее «легкими» жанрами. Эти вкусы и «безнрав-




ственные» ценности поддерживаются периодической печатью, современ­ным массовым искусством, оказывающим деморализирующее и дегумани-зирующее воздействие. Культуру молодежи отличает также наличие моло­дежного языка, который тоже играет неоднозначную роль в воспитании подростков, он помогает молодежи осваивать мир, выражать себя и одно­временно создает барьер между ними и взрослыми. Субкультура молодежи часто имеет много общего с контркультурой и культурой авангардизма. Об­ществом эти культуры оцениваются обычно отрицательно, поскольку от­вергают привычное и угрожают стабильности, спокойствию, вместе с тем молодежная среда и контркультура несут в себе тенденции обновления, ди­намику развития.

Неформальные объединения молодежи это одно из проявлений субкуль­туры, форма общения и жизни подростков; общества, группы сверстников, объединенных занятиями, интересами, ценностями, симпатиями. Неформаль­ные отношения есть в формальных группах — классных, студенческих кол­лективах; наряду с официальной структурой класса есть группы на базе межличностных отношений. Неформальные группы возникают обычно не в классе, не в деловых отношениях, а наряду с ними и вне школы. Они иг­рают важную роль в жизни подростков, удовлетворяют их информацион­ные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, о чем нельзя поговорить со взрослыми, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей. Замечено, что чем меньше школьник вовлечен в официальные структуры, тем больше он стремится в «свою компанию», что говорит о потребности в развивающих контактах, признании ценности своей личности. Как правило, эти сообщества сверст­ников представляют собой контактные группы в 5—15 человек, собираются в определенном месте.

Группы характеризуются по разным признакам: возрасту, социальной принадлежности, форме организации, по направленности. Согласно по­следней группы бывают просоциальными (социально одобряемое направ­ление, например экология, охрана памятников, исторический клуб), асо­циальными (в стороне от общественных проблем — рэперы), антисоциаль­ными (криминальные, агрессивно-националистические). В печати можно читать о многих молодежных группах, течениях, увлечениях. Например, байкеры ездят компаниями на мотоциклах, могут быть агрессивны. Скин­хеды («бритоголовые нацисты») очень агрессивны, имеют форму, марши­руют под «фашистскую» музыку, обычно идут кого-нибудь бить, выпив водки. Есть также металлисты, панки, роллеры и др. Увлеченность каким-либо течением подвержена законам моды, имеет часто характер психиче­ской эпидемии. Представителей всех течений отличают особенности одеж­ды, нормы, правила поведения, род занятий, ритуалы, места сбора и пр.

Одно из самых старых течений — хиппи, или «Система», — по суще­ству, стало историей. Когда-то это было наиболее интеллектуальное и творческое движение (философские и религиозные поиски, протест против ценностей «отцов» в обществе потребления и пр.). В какой-то степени не­которые функции и традиции «Системы» наследует движение толкиени-стов, которое постепенно, однако, приобретает черты формальной органи­зации, образует исторические клубы.


Толкиенисты — это неформальное движение, которое получило в Мос­кве статус Клуба любителей фэнтэзи (1997 г.). Оно объединяет около деся­ти тысяч человек, большая часть которых неформально участвует в движе­нии, время от времени появляясь преимущественно в своих группах по симпатиям и интересам в определенных местах сбора: в Нескучном саду, Царицыно и др.

Движение возникло в конце 80-х — начале 90-х гг. XX в. и получило свое название по имени любимого писателя Толкиена, произведения кото­рого обсуждали и разыгрывали участники движения. Круг их занятий по­степенно расширился: конкурсы «менестрелей» и «ролевиков» (тех, кто разрабатывал и представлял публике какой-либо образ книжного или ска­зочно-мифологического героя); издание газет, журналов, сборников прозы и стихов и многое другое.

Движение превратилось в устойчивую саморазвивающуюся систему, ко­торая оказывала в целом положительное социализирующее воздействие на его участников. Они приходят в движение в основном по таким причинам: проблемы в семье, непризнание в школе или студенческой среде, стремле­ние к творческой деятельности, к саморазвитию и общению. В движении, в Клубе, сложились разнообразные виды деятельности, с педагогической точки зрения весьма целесообразные. Это изучение какой-либо области знаний путем обмена информацией и мнениями; единоборства, театрали­зованное фехтование, изготовление доспехов, исторические игры, инсце­нировки; занятия музыкой, литературой, изобразительным и прикладным искусством. Многие приходят сюда, чтобы учить и учиться. Получается что-то вроде системы взаимного обучения в неформальной обстановке в свободном общении, похоже на систему дополнительного образования. Движение довольно благотворно влияет на его участников, хотя порой оно может слишком уводить человека от действительности в мир игры и фанта­зии и тем самым затруднять его адаптацию к реальной окружающей среде1.

В настоящее время сколько-нибудь мощных движений, кроме назван­ных, незаметно, мода на увлечения быстро меняется. Подростки, особенно московские, ориентированы на потребление массовой культуры, на «бур­жуазный» стиль жизни. Обычно школьники, увлекшиеся своей группой, выпадают из сферы влияния школы и родителей, их социализация и вос­питание становятся проблематичными. Такая излишняя погруженность в подростковую культуру, отрезающая человека от мира, часто приводит к одной из форм девиантного поведения.

Девиантное, или отклоняющееся, поведение система поступков челове­ка, противоречащих официально установленным или фактически сложившим­ся культурным, нравственным, правовым и психологическим нормам. Различа­ют две категории девиантного поведения: отклонение от нормы психиче­ского здоровья и отклонение от социальных, нравственных, правовых норм. Последнее проявляется чаще всего в виде алкоголизма, наркомании, агрессии, вандализма, сексуальной распущенности, сверхувлечения суб­культурой или чем-либо еще. В сверхувлечениях, правда, следует выделять

Сделано по материалам курсовой работы студентки МПУ Е. А. Черничкиной.


позитивные, творческие увлечения: творчество ведь всегда нарушение нор­мы, поиск нового.

Также довольно трудно выделить норму и патологию в психике челове­ка, в его поведении. Дети школьного возраста только еще усваивают нор­мы, поэтому они, особенно подростки, составляют группу риска. Для юно­шества характерны психические нарушения в виде акцентуаций характера и личностных расстройств, связанных с формированием Я-концепции, са­мосознания1. К последним относят специфические реакции подростков на окружающую среду, на близких, самого себя, свой внутренний мир и свое тело.

Например, синдром отчуждения — дистанцирование от реальности, утеря связей с другими, отстранение от привычного. Мир воспринимается подростком как чужой, странный и непривычный. Деперсонализация — отчуждение, направленное на собственное Я, когда школьник сам в себе видит непривычное, непонятное и странное, отчего испытывает апатию, эмоциональную подавленность. Дисморфомания — бред физического не­достатка, повышенная озабоченность собственной внешностью и страх пе­ред изменениями своего тела, особенно у девочек. Синдром философской интоксикации — погруженность в глобальные проблемы, склонность к по­иску вечных истин и универсальных законов, смысла жизни, сопровож­дающиеся созерцательностью, мечтательностью, уходом от реальности.

Эти и другие расстройства сопровождаются депрессией, неврозами, ко­торые выражаются в тревоге, плохом настроении, подавленности и пр. Причиной школьных неврозов являются ситуации в школе: плохая успевае­мость, конфликт с учителем, отношения с товарищами. Учитель может видеть и акцентуации характеров, не зная при этом психологической тер­минологии. Например, гипертимный подросток отличается повышенной активностью, частой сменой увлечений, сверхобщительностью; астенонев-ротический тип характеризуется повышенной утомляемостью, раздражи­тельностью, ипохондрией и т. д. Учителю следует замечать особенности по­ведения детей и, если не действуют педагогические методы, обращаться к помощи специалиста.

Одним из видов девиантного поведения является противоправное, кри­минальное поведение, преступность молодежи, которая растет в настоящее время по причинам социальным и педагогическим. Ученые находят связь между воспитательным потенциалом семьи и преступным поведением: как правило, воспитательно слабые, «неблагополучные» семьи порождают пре­ступность.

С точки зрения педагогики одним из проявлений девиантного поведе­ния следует считать педагогическую запущенность поведение и уровень со­циально-нравственного развития, не соответствующие требованиям об­щества, школы к учению и поведению школьника. Этому тоже есть причины в обществе, семье и школе. От педагога зависит, как не допустить педагоги­ческих ошибок, ведущих к педагогической запущенности, работать без ди-дактогений. Под этим словом понимают последствия неправильных дей-

1 Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.


ствий учителя, ведущих к утрате контактов учащегося со школьным окру­жением, систематической неуспеваемости и часто к правонарушениям. Иначе говоря, это методические и особенно психологические ошибки учи­теля: грубые замечания, агрессия по отношению к ребенку, бестактность — действия, при которых учитель, не зная состояния ученика, событий в его жизни (например, смерть близких, болезнь, развод), наносит ему обиду, психологическую травму.

К факторам, причинам девиантного поведения школьников относят, помимо сказанного, следующие:

• дегуманизация современной цивилизации в целом как общества по­требления, в котором наблюдается упадок духовных ценностей, падение авторитета церкви;

• глобальный кризис в России, социально-политический, экономи­ческий, культурно-идеологический;

• кризис образовательной системы и семьи.

Следует осознавать последствия отклоняющегося поведения молодежи и его влияние на личность. Незначительные проявления девиантного поведе­ния, как было отмечено, свойственны многим подросткам: они только усваи­вают нормы, со временем «странные» поступки уходят. Опасна и разруши­тельна для личности глубокая, фанатичная, от всего отрезающая, чрезмерная вовлеченность в субкультуру, в жизнь замкнутой группы. Постоянное пре­бывание на грани нормы ведет к закреплению нежелательных стереотипов поведения во взрослой жизни. В этом случае требуются коррекционно-педа-гогические меры, которые должны принять психологи, врачи, педагоги.

Наличие подростковой культуры требует адекватной педагогической позиции. Учитель должен знать ее, знать привычки, нормы, ценности уче­ников — их мир и, как это ни трудно, не относиться к нему агрессивно, до­пускать, что подростки имеют право иметь свои взгляды, культуру. Вместе с тем учитель должен делать так, чтобы школьники от молодежной культу­ры, во многом маргинальной, шли к культуре общечеловеческой и таким образом усваивали бы ценности, нормы общества, в котором живут. Это тем более так, потому что, взрослея, подростки все же в массе усваивают и наследуют общечеловеческие, базовые ценности и проходят свой жизнен­ный путь, как и их отцы.

Иначе говоря, педагог, работая с подростками, должен придерживаться следующих принципов-правил.

• Принцип знания, согласно которому учителя должны знать социо­культурную ситуацию в молодежной среде, знать характер культуры, проб­лемы, тенденции развития, увлечения и многое другое.

• Принцип терпимости, толерантности, что требует уважительного отношения к их праву делать свою жизнь по-своему, требует неагрессивно­го, сдержанного восприятия всего того, что происходит с подростками.

• Принцип деятельного контакта, по которому учитель должен сохра­нять психологический и педагогический контакт с «незнакомым племенем» и вовлекать подростков в развивающую деятельность в разных формах.

Главным в работе воспитателя является формирование установки уче­ников на самостоятельность, способности каждого делать свою жизнь, от­вечать за себя, быть личностью, а не членом довольно примитивной груп-


пы людей, современно одетых и умеющих говорить только о футболе и рок-группах.

Вообще же педагогическую и социально-психологическую помощь трудным подросткам оказывают различные социальные службы, работники ив том числе социальные педагоги. Социальный педагог ведет свою работу непосредственно в среде детей группы риска, педагогически запущенных, социально неблагополучных подростков.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал