Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гражданство детей и родителей






Гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей. Гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при наличии их согласия. Если родители лишены родительских прав, гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей. На изменение гражданства детей не требуется согласие родителей, лишенных родительских прав.

Если оба родителя или единственный родитель приобретают или прекращают гражданство РФ, то соот­ветственно изменяется и гражданство детей.

Если оба родителя или один из них проживающего на территории РФ ребенка, над которым установлена опека или попечительство гражданина РФ, выходят из гражданства РФ и при этом не участвуют в воспитании ребенка, то ребенок по заявлению родителей, опекуна или попечителя сохраняет гражданство РФ.

Если один из родителей, не имеющих гражданства РФ, приобретает его, то ребенку предоставляется граж­данство РФ по ходатайству этого родителя и при нали­чии письменного согласия другого родителя.

Если один родитель прекращает гражданство РФ, а другой остается гражданином РФ, ребенок сохраняет гражданство РФ. С письменного согласия родителя, остающегося гражданином РФ, у ребенка прекращается гражданство РФ, если ему будет пГражданство детей при усыновления

Ребенок, являющийся гражданином РФ, при усы­новлении его лицами, не имеющими гражданства РФ, сохраняет гражданство РФ. По ходатайству усыновите­лей гражданство РФ у ребенка может быть прекращено, если ему будет предоставлено иное гражданство.

Не имеющий гражданства РФ ребенок, усыновляе­мый гражданином РФ, становится гражданином РФ.

В случае усыновления ребенка родителями, один из которых является гражданином РФ, а другой - лицом без гражданства, ребенок становится гражданином РФ. В этом же случае, если один из супругов состоит в ином гражданстве, ребенок становится гражданином РФ по соглашению родителей. При отсутствий такого соглаше­ния ребенок становится гражданином РФ, если он про­живает на территории РФ, или в ином случае останется лицом без гражданства.

Гражданство недееспособных и опекунов

Гражданство недееспособного лица всегда следует гражданству опекуна. Гражданство ограниченно дееспо­собного лица изменяется при наличии его согласия.

Все споры между родителями, опекуном или попе­чителем о гражданстве детей, недееспособных и ограни­ченно недееспособных лиц рассматриваются в судебном порядке, исходя из интересов ребенка, недееспособного или ограниченно дееспособного лица.

Закон РФ " О гражданстве" 1991 г. подробно регу­лирует также систему и полномочия государственных органов, ведающих делами о гражданстве РФ; порядок производства по делам о гражданстве; исполнение реше­ний по делам о гражданстве; обжалование решений по вопросам гражданства РФ.

§ 3. Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в Российской Федерации

Кроме граждан РФ на ее территории временно или постоянно проживают иностранные граждане и лица без гражданства. В нормах конституционного права содер­жатся положения, устанавливающие основы взаимоот­ношений государства с этими лицами.

Иностранными гражданами в РФ признаются лица, не являющиеся гражданами России и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) иностранного государства.

Лица без гражданства - это лица, проживающие на территории РФ, не являющиеся ее гражданами и не имеющие доказательств своей принадлежности к граж­данству иностранного государства.

Основы взаимоотношений этих лиц с Российским государством установлены в Конституции РФ 1993 года, Законе РФ " О гражданстве" 1991 г. До настоящего вре­мени на территории России в части, не-противоречащей действующей Конституции РФ, действует Закон Союза ССР " О правовом положении иностранных граждан в СССР" от 24 июня 1981 г., вступивший в силу 1 января 1982 г.

Кроме этих актов правовое положение иностранцев и лиц/без гражданства регулируется гражданским и гражданско-процессуальным, уголовным, таможенным законодательством. Законом о государственной границе, Воздушным кодексом, Положением о въезде и выезде из РФ, Кодексом торгового мореплавания и др.

Главным принципиальным положением, определяю­щим правовой статус этих лиц в РФ, является статья 62 Конституции РФ 1993 года, в которой установлено:

" Иностранные граждане и лица без гражданства поль­зуются в Российской Федерации правами и несут обя­занности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, 'установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации".

В действующей Конституции РФ закреплен также институт политического убежища. Согласно ст.63 Кон­ституции, " 1. Российская Федерация предоставляет по­литическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. 2. В Российской Феде­рации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не ^признаваемые в Россий­ской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняе­мых в совершении преступления, а также передача


осужденных для отбывания наказания в других го­сударствах осуществляются на основе федерального за­кона или международного договора Российской Федера­ции".

Следует подчеркнуть, что в основе правового стату­са иностранцев и лиц без гражданства лежат те же принципы, которые определяют статус гражданина Рос­сии. В законодательстве отсутствуют какие бы то ни было дискриминационные положения, в нем учтены нормы таких международно-правовых актов, как Де­кларация о всеобщих правах человека. Международный пакт о гражданских и политических правах. Междуна­родный пакт об экономических, социальных и культур­ных правах и др.

Иностранные граждане и лица без гражданства равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, язы­ка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств.

Принципиальный характер носит положение Зако­на о том, что использование иностранными гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам Российского государства, правам и законным интересам его граждан и других лиц.

Закон " О правовом положении иностранных граж­дан" закрепляет их основные права, свободы и обязан­ности и относит к ним: право на трудовую деятельность;

на отдых; на охрану здоровья; на социальное обеспече­ние; на жилище; имущественные и личные неимуще­ственные права; на получение образования; на пользова­ние достижениями культуры; на участие в обществен­ных организациях (если это не противоречит уставам этих организаций); свободу совести; право заключать и расторгать браки с гражданами РФ и другими лицами;

неприкосновенность личности и жилища; передвижение по территории РФ и выбор места жительства; уплату установленных налогов и сборов; обращение в су^ и дру­гие государственные органы для защиты своих прав.

Содержание этих прав и свобод в значительной степени дополнено Конституцией РФ 1993 года.

В Законе " О правовом положении иностранных граждан" четко урегулированы вопросы ответственности за правонарушения, за нарушения правил пребывания в РФ и транзитного проезда; установлен порядок и осно­вания сокращения срока пребывания в РФ, а также вы­дворения из пределов РФ. Основаниями для выдворения являются совершение действий, противоречащих инте­ресам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка; необходимость -охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц; грубое нарушение законодательства о правовом положении иностранных граждан, таможенного, валютного или иного законодательства РФ.

Законодательство устанавливает определенные огра­ничения в правах, свободах и обязанностях для ино­странных граждан и лиц без гражданства. Эти ограни­чения установлены в статьях Конституции РФ. Закреп­ляя права и свободы, Конституция пользуется разными категориями их субъектов. В одних случаях употреб­ляется термин " каждый", в других же случаях - " граж­дане Российской Федерации", что означает распростра­нение этих прав и свобод только на граждан.

Так, иностранные граждане не пользуются избира­тельными правами, не могут работать в государствен­ном аппарате, не исполняют обязанности воинской службы и т.д.

В силу сложных геополитических изменений в на­ционально-государственном устройстве, появления меж­национальных конфликтов возникла серьезная пробле­ма установления правового статуса беженцев и вынуж­денных переселенцев. Этот статус определен законами Российской Федерации о беженцах и вынужденных пе­реселенцах от 19 февраля 1993 года, принятыми в соот­ветствии с международной Конвенцией о статусе бежен­цев 1951 года. Беженцами признаются лица, не имею­щие российского гражданства, прибывшие или же­лающие прибыть на территорию Российского госу­дарства. Признание лица беженцем осуществляется Фе­деральной миграционной службой России, после чего лицо получает вид на жительство. Вынужденными пере-


селенцами признаются граждане России, которые вы­нуждены или имеют намерение покинуть место посто­янного жительства на территории другого государства или России. Их статус во многом совпадает со статусом беженцев.

Проблемные вопросы темы:

Актуальными для науки конституционного права являются вопросы соотношения понятий " основы право­вого положения" и " правовой статус"; содержание и классификация гарантий осуществления прав, свобод и обязанностей; соотношение юридического и фактическо­го равенства; статус лиц без гражданства; теоретическая разработка предложений по совершенствованию законо­дательства о гражданстве, правовом положении ино­странных граждан и лиц без гражданства, правовые ас­пекты определения статуса беженцев и вынужденных переселенцев и др.

Контрольные вопросы:

1. Определите юридические понятия " правовой статус 'личности", " субъективное право", " юридическая обя­занность".

2. Перечислите виды гарантий реализации прав, свобод и обязанностей.

3. Чем отличаются права человека от прав гражданина?

4. Приведите конституционные нормы, которыми мож­но подтвердить принцип равноправия граждан.

5. Определите понятие гражданства.

6. Какими путями можно приобрести российское граж­данство?

7. Как изменяется гражданство детей с изменением гражданства родителей?

8. Охарактеризуйте правовой статус иностранного граж­данина и лица без гражданства.

9. Определите правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев.

Глава 7 Права и свободы человека и гражданина

§ 1. Понятие, свойства и классификация основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина

Человек живет, _участвует. во всех сферахобп^ ственнои_; и_государственной жизни, реализуя своипра-ва, свободы и обязанностй7'~згйсрёплённь1е~в~~законода-тельдых'актах.В предыдущей главе учебника мы опре­делили понятия субъективных прав и свобод, юридиче­ских обязанностей. Предметом конституционного права являются не все права, свободы и обязанности, а основ­ные из них.

Конституция РФ 1993 года ввела новый для рос-

^< _————»_А^__^..———••'—'-'———" -" " -—---ь™—- •- -; --..*,........, -. •...„. •, „- -у. -^ VAV^, - -.-•J.~4-,.^.--> *.«.^-...^f»mva»ff4»i

сииского конституционализма термин: права и свободы человека и гражданина. В чем суть этой формулы и чем отличаются права и свободы человека от прав и свобод гражданина? В юридической науке наибольшее призна­ние получила концепция о том, что права человека об­условлены естественными правами, а гражданина - по­зитивными. Исходными являются права человека, кото­рые присущи каждому от рождения и не зависят от на­личия гражданства той или иной страны.

Основные права и свободы - это закрепленные в Конституции Российской Федерации возможности со­вершать те или иные действия, избирать вид и меру по­ведения, пользоваться предоставленными благами для удовлетворения своих интересов и потребностей.

Основные обязанности - это установленные госу­дарством и закрепленные в Конституции Российской Федерации виды и меры общественно необходимого по­ведения граждан.

Основные права, свободы и обязанности являются таковыми не только по форме, будучи закрепленными в Конституции РФ, но и по содержанию - поскольку они являются определяющими в отношении всех иных прав, свобод и обязанностей.

Для конституционных прав, свобод и обязанностей характерными являются определенные признаки, свойс­тва, которые отличают их от других прав и свобод. Эти


признаки в своей совокупности определяют юридическую природу основных прав, свобод и обязанностей.

1. Конституционные права, свободы и обязанности обладают верховенством. Все другие юридические права, свободы и обязанности должны соответствовать основ­ным (конституционным). Ни один государственный ор­ган, ни одно должностное лицо не может принять право­вой акт или решение, которые бы противоречили кон­ституционным правам, свободам и обязанностям. В слу­чае коллизии всегда действует конституционная норма.

2. Конституционные права, свободы и обязанности служат юридической базой для всех других прав, свобод и обязанностей, устанавливаемых законодательством.

3. Конституционные права, свободы и обязанности формулируются в общем виде. Их детализация, конкре­тизация осуществляется в правах и обязанностях, уста­навливаемых отраслевыми нормами.

4. Только кон9титуционные права, свободы и обя­занности действуют на всей территории РФ, в отноше­нии всех граждан государства, иностранцев и лиц без гражданства.

5. Для каждого гражданина РФ одинаков круг прав, свобод и обязанностей. Именно в области консти­туционных прав и обязанностей наглядно проявляется равноправие как принцип правового положения граж­дан. Следует, однако, подчеркнуть, что это равенство возможностей пользования правами и свободами. Фак­тическая реализация их зависит от многих объективных факторов, а также от отношения человека к осуществле­нию прав и свобод.

6. Конституционные права, свободы и обязанности имеют постоянно действующий, непрерывный характер. Они не могут быть исчерпаны однократным осуществле­нием. Пока лицо является гражданином РФ, оно может реализовать конституционные права, свободы и обязан­ности. Основные права и свободы могут быть ограниче­ны федеральным законом, но только в той мере, в ка-, кой это необходимо в целях защиты основ конституци­онного строя, нравственности, здоровья, прав и закон­ных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

7. Конституционные права, свободы и обязанности имеют повышенную государственно-правовую защиту. Это обусловлено, во-первых, тем, что все нормы Консти­туции РФ как Основного Закона находятся под особой охраной государства. Во-вторых, в самом тексте устано­влен особый порядок пересмотра нескольких глав Кон­ституции, в том числе главы 2, закрепляющей права и свободы человека и гражданина. Согласно ст.135 Кон­ституции РФ эти положения не могут быть пересмотре­ны Федеральным Собранием, а изменяются Конституци­онным Собранием или всенародным голосованием.

Широта и многообразие конституционных прав и свобод обусловливают необходимость их классифика­ции.

Классификация прав и свобод человека и гражда­нина проводится по различным критериям. Так, в зави­симости от субъекта их можно подразделить на права и свободы гражданина и права и свободы человека, в зави­симости от характера субъекта - на индивидуальные и коллективные (групповые), кроме того - на основные и дополнительные (конкретизирующие).

Наиболее распространенным критерием в науке конституционного права является содержание прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с этим критерием они делятся на: личные права и свободы; по­литические; экономические и социально-культурные права и свободы человека и гражданина. Как и всякая классификация, это деление условно. Рассмотрим со­держание основных прав, свобод и обязанностей челове­ка и гражданина по группам.

§ 2. Личные права и свободы

Личные права и свободы составляют основу стату­са, ибо без них теряет смысл конституционное закреп­ление всех иных прав и свобод. Для Конституции РФ 1993 года характерно значительное расширение круга личных прав и свобод по сравнению с ранее действо­вавшими конституциями, а также учет международно-правовых актов о правах человека.

Это следующие конституционные права и свободы:


1. Право на жизнь. Оно закреплено всеми между­народными актами о правах человека, а также консти­туциями почти всех стран мира, является неотъемле­мым правом человека и защищается законом.

Право на жизнь закреплено в ст.20 Конституции Российской Федерации. Запрет убийства в четких пра­вовых формах закреплен уголовным законодательством. Но реализация этого права обеспечивается и нормами других отраслей. Это и положения, направленные на укрепление здравоохранения, сохранение здоровой ок­ружающей среды, проведение мирной внешней полити­ки, борьбу с терроризмом и др. Так, ст.34 Федерального закона " О пожарной безопасности" (1994г.) устанавли­вает, что граждане имеют право на защиту своей жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Статья 20 Конституции Российской Федерации ус­танавливает нормы, характеризующие отношение к смер­тной казни. Еще при обсуждении проекта Конституции 1993 года многие общественные и религиозные органи­зации, политики и ученые, граждане требовали консти­туционно запретить смертную казнь. Эта проблема об­острилась в связи с вступлением России в Совет Европы. Статья 20 п.2 Конституции Российской Федерации все же сохранила этот вид наказания, но одновременно установила жесткие ограничения ее применения. Смерт­ная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

 

2. Достоинство личности. В ст.21 Конституции Российской Федерации установлено, что достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. " Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не должен быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам". За нарушение названных положений виновные лица могут привлекаться к ответственности, вплоть до уголовной..

Конституционное закрепление этого права обуслов­лено подписанием нашим государством в 1987 году " Конвенции против пыток и других жестоких, бесчело­вечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания".

Конституционная норма о защите достоинства лич­ности наполняется реальным содержанием норм уголов­ного, уголовно-процессуального, гражданского, админи­стративного и других отраслей законодательства. Так, в Уголовном кодексе Российской Федерации установлена уголовная ответственность за оскорбление и клевету;

статья 150 Гражданского кодекса Российской Федера­ции 1994 года устанавливает, что достоинство личности относится к нематериальным благам и защищается за­коном. Среди средств защиты по гражданскому законо­дательству компенсация морального вреда, возможность требовать по суду опровержения порочащих достоинство сведений. По требованию заинтересованных лиц допус­кается защита чести и достоинства гражданина и после его смерти.

3. Право на свободу и ЛИЧНУЮ неприкосновенность. В соответствии со ст.22 п.2 Конституции РФ " арест, за­ключение под стражу и содержание под стражей допус­каются только по судебному решению. До судебного ре­шения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов". Заведомо незаконный арест влечет уголовную ответственность виновных.

Принципиально новым является конституционное закрепление судебного порядка ареста и заключения под стражу, так как. ранее такой вопрос решался прокуро­ром. Законодательство предусматривает возможность задержания, но на срок не более 48 часов до судебного решения. Исключением из установленного Конституци­ей срока является норма Указа Президента Российской Федерации " О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной пре­ступности" от 14 июня 1994 года, которая допускает задержание подозреваемых и обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений на срок до 30 суток. Ряд правовых гарантий обеспечения этого конституционного права содержится в Федеральном законе " О содержании


под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления" от 15 июля 1995 года.

4. Неприкосновенность жилища. Право закреплено в ст.25 Конституции РФ. Оно означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных феде­ральным законом, или на основании судебного решения.

Исключения из данного положения строго регла­ментированы законом. Такие, например, следственные действия, как обыск или выемка, могут производиться по мотивированному постановлению органов дознания или следствия, санкционированному прокурором, и в присутствии понятых.

Согласно ст. 136 Уголовного кодекса Российской Федерации нарушение неприкосновенности жилища яв­ляется преступлением. Лица, пострадавшие от него, мо­гут обращаться в суд с требованием возмещения ущерба.

Определенные исключения из этой конституцион­ной нормы могут быть только на основании закона или судебного решения. Такими законами являются, напри­мер, Уголовно-процессуальный кодекс, законы об опера­тивно-розыскной деятельности, о федеральных органах налоговой полиции, о милиции и др.

Право осмотра жилища граждан разрешено также представителям некоторых государственных органов и служб: санитарной и пожарной инспекции, работникам коммунальных служб и др.

5. Неприкосновенность частной жизни. Согласно ст.23 п.1 Конституции РФ каждый человек имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и се­мейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Это право защищается не только от незаконных действий государственных органов и должностных лиц. Его на­рушение недопустимо и со стороны общественных объ­единений, средств массовой информации, других граж­дан. Защита этого права осуществляется с помощью уго-ловно-правовых и гражданско-правовых средств, как в административном, так и в судебном порядке.

Гарантией реализации этого права является за­крепление в ст.24 п.1 Конституции Российской Федера­ции положения о том, что сбор, хранение, использова­ние и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается, а также указание Конституции Российской Федерации о. том, что органы государственной власти и органы местного самоуправле­ния, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материала­ми, непосредственно затрагивающими его права и сво­боды, если иное не предусмотрено законом.

6. Тайна переписки, телефонных переговоров, поч­товых. телеграфных и иных сообщений. Право закреп­лено в ст.23 п.2 Конституции РФ. Ограничение этрго права допускается только на основании судебного реше­ния. По ранее действовавшему законодательству изъятие из этого правила допускалось по специальному поста­новлению следователя, санкционированному прокурором (арест на переписку, например). Как показывает исто­рический опыт, определенные ограничения этих свобод осуществлялись в условиях военного положения в целях предотвращения разглашения государственной тайны.

Уголовный кодекс Российской Федерации устана­вливает уголовную ответственность за нарушение этого права в ст. 135.

7. Право определения национальности. Сложные и противоречивые процессы национально-государственного строительства обусловили введение этого права в ранг конституционной свободы впервые в истории России. Согласно ст.26 Конституции РФ, " каждый вправе опре­делять и указывать свою национальную принадлеж­ность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности".

В ряде зарубежных стран, таких, как Израиль, Канада, ФРГ, национальная принадлежность имеет не­посредственные правовые последствия в виде беспрепят­ственной эмиграции в эти страны. В Российской Феде­рации национальная принадлежность не влечет право­вых последствий.

8. Право на пользование родным языком. Регла­ментируя вопросы национально-государственного уст­ройства Российской Федерации, Конституция РФ в ст.68 устанавливает русский язык в качестве государ­ственного на всей территории РФ. Вместе с тем Россий-


екая Федерация, подчеркивается в ст.68 п.З Конститу­ции РФ, гарантирует всем ее народам право на сохра­нение родного языка, создание условий для его изуче­ния и развития.

Свидетельством этому является закрепленное в ст.26 п.2 Конституции РФ положение о том, что " каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обуче­ния и творчества".

Более подробно ати вопросы урегулированы в Зако­не " О языках народов РСФСР", а также в избиратель­ных законах об общественных объединениях, об уголов­ном судопроизводстве и др.

9. Свобода передвижения и места жительства. В со­ответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права Конституция РФ 1993 года уста­навливает, что " каждый, кто законно находится на тер­ритории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и житель­ства" (ст.27 п.1 Конституции РФ).

Более подробно эти вопросы урегулированы Зако­ном РФ " О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жи­тельства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 года. Этот Закон устанавливает возможность огра­ничения свободы передвижения в отдельных районах - в пограничной полосе, закрытых военных объектах и т.д.

Долгое время реализации этого права препятство­вал институт прописки. В июле 1995 года постановлени­ем Правительства Российской Федерации он был отме­нен в связи с введением уведомительной регистрации, порядок которой установлен Правилами,.утвержденны­ми данным постановлением.

В данной статье Конституции право на свободное передвижение распространяется за пределы территории государства. " Каждый может свободно выезжать за пре­делы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию" (ст.27 п.2 Конституции РФ);

10. Свобода совести. Данное право является важ­нейшим личным правом человека. Статья 28 Конститу­ции РФ устанавливает, что " каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая пра­во исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними".

Анализируя содержание этой свободы человека, следует учитывать и положения ст. 14 Конституции РФ, устанавливающей светский характер Российского госу­дарства, закрепляющей, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обяза­тельной. Религиозные объединения отделены от госу­дарства и равны перед законом.

Реализация свободы совести и вероисповедания подробно регламентируется законом " О свободе вероис­поведаний" от 25 октября 1990 года< Определенные га­рантии реализации содержатся также в Уголовном ко­дексе (ст.143) и др.

§ 3. Политические права и свободы

К политическим правам и свободам относятся сле­дующие:

1. Свобода мысли и слова. Свобода мысли - это сво­бода каждого человека от любого политического или идеологического контроля, когда человек сам определяет систему своих духовных ценностей, верований и т.д. Свобода слова представляет собой право каждого сво­бодно выражать свои мысли перед другими как инди­видуально, непосредственно, так и в средствах массовой информации. Статья 29 Конституции РФ закрепляет:

" Каждому гарантируется свобода мысли и слова".

Как и все другие права, свобода мысли и слова ограничивается. правами и законными интересами дру­гих лиц, а также ограничениями законодательного ха­рактера. Уже в самом тексте ст. 2 9 Конституции РФ со- • держатся-ограничения. В ней подчеркивается, что " не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социаль­ного, расового, национального, религиозного или языко­вого превосходства".


Существуют и другие ограничения свободы слова, установленные отраслевыми нормами. Уголовное зако­нодательство запрещает пропаганду войны, устанавли­вает ответственность за разглашение государственной и военной тайны. Гражданское законодательство защи­щает честь и достоинство личности и т.д.

Конституционно-правовой гарантией свободы мыс­ли и слова является положение Конституции о том, что " никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них" (ст.29 п.З Кон­ституции РФ).

2. Свобода информации. Содержание этой свободы тесно связано с содержанием свободы мысли, слова и убеждений, но более формализовано. В ст.29 п.4 Кон­ституции РФ эта свобода сводится к праву каждого " свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным спосо­бом".

Ограничения права на свободу информации доволь­но широки. Одно из них содержится в данной статье Конституции РФ, которая указывает, что " перечень све­дений, составляющих государственную тайну, опреде­ляется федеральным законом". Для военнослужащих, например, установлен перечень сведений, составляющих военную тайну. Право на свободу информации ограни­чивается правом других лиц на тайну частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и добро­го имени, тайну переписки и т.д. Свобода информации ограничена также авторскими правами, защищенными законом.

В ст.29 п.5 Конституции РФ гарантируется свобода массовой информации и установлен запрет цензуры. Конкретные вопросы реализации этих конституционных свобод регулируются Законом о средствах массовой ин­формации от 27 декабря 1991 года, а также Федераль­ным законом " Об информации, информатизации и за­щите информации" от 25 января 1995 года. Важное зна­чение имеют положения этого Закона, запрещающие сбор, хранение, использование и распространение ин­формации о частной жизни, а также информации, на­рушающей личную тайну, семейную тайну, тайну пере­писки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.

3. Право на создание общественных объединений. Это конституционное.право закреплено в ст. 30 Консти­туции РФ, которая устанавливает: " 1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профес­сиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. 2. Никто не может быть принужден к вступлению в ка­кое-либо объединение или пребыванию в нем".

Данное право является одним из важнейших поли­тических прав человека и гражданина, так как позволя­ет ему активно участвовать в общественной жизни, в управлении государством, реализовать свои интересы и потребности, защищать свои права и свободы. Это право широко используется гражданами. Так, по данным Ми­нистерства юстиции Российской Федерации на апрель 1996 года в России было зарегистрировано 40 544 обще­ственных объединения, в том числе 1924 партии.

Существуют законодательные ограничения реали­зации этого права. Так, в ст. 13 Конституции РФ уста­новлено, что " запрещается создание и деятельность об­щественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ консти­туционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни".

Существуют ограничения для реализации этого права для отдельных категорий граждан. Так, в ст. 2 2 Международного пакта о гражданских и политических правах установлено, что " пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности... Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений пользо­вания этим правом для лиц, входящих в состав воору­женных сил и полиции". В этой связи ст.9 Закона " О статусе военнослужащих" закрепляет, что " военнослу­жащие могут состоять в общественных объединениях, не


 

преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы".

4. Свобода собраний. Конституция Российской Фе­дерации закрепляет в ст. 31 право граждан " собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, де­монстрации, шествия и пикетирование".

Проведение этих публичных мероприятий регули­руется Указом Президента Российской Федерации " О порядке организации и проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования" от 25 мая 1992 года. Федеральным законом " Об изменениях в ко­дексе административных нарушений" от 18 июля 1995 года установлена ответственность за нарушения этих свобод.

Свобода собраний - возможность собираться в за­крытых помещениях, доступ в которые может быть ограничен устроителями по различным основаниям (членство в общественных объединениях, пол, возраст и т.д.). Собрания могут проводиться в уведомительном и явочном порядке.

Митинги представляют собой разновидность собра­ний и проводятся, как правило, под открытым небом. Они завершаются после публичных выступлений приня­тиями резолюций.

Демонстрации проводятся преимущественно в виде движения по улицам определенным маршрутом, с пла­катами и транспарантами, выражающими позицию участников по политико-экономическим проблемам.

Пикетирование представляет собой выражение сво­его отношения к чему-либо групп людей, стоящих или движущихся вблизи государственных или общественных объектов, правительственных учреждений и т.п.

Реализация этих мероприятий осуществляется в разрешительном или уведомительном порядке. Их участники обязаны соблюдать общественный порядок. За отдельные виды правонарушений организаторы и участники могут привлекаться к юридической ответ­ственности, вплоть до уголовной (например, организа­ция массовых беспорядков).

5. Право участвовать в управлении государством. Это важнейшее из политических прав гражданина, вы­текающее из закрепленного в ст.З Конституции РФ по­ложения о том, что носителем суверенитета и един­ственным источником власти в России является ее мно­гонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы местного самоуправления.

Статья 32 Конституции РФ устанавливает: " Граж­дане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей".

Кроме этого общего положения, в ст. 32 Конститу­ции закреплены основные формы реализации этого пра­ва, главной из которых являются избирательные права. Граждане Российской Федерации, устанавливает статья 32 п. 2 Конституции РФ, имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в рефе­рендуме. В Конституции закреплены ограничения в пользовании этими правами. " Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недее­способными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда" (ст.32 п.З Конституции РФ). Порядок реализации этого права детально регулируется избирательным законодательством -и рассматривается в одной из последующих глав учебника.

Закрепляя право граждан на участие в управлении государством, Конституция РФ устанавливает, что " граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе" (ст.32 п.4 Конституции РФ). Анализируя эту норму, следует подчеркнуть, что речь идет о равных юридических возможностях, а не о фак­тической реализации, которая зависит от ряда факторов. Так, в ст.2 Положения о федеральной государственной службе, утвержденного Президентом РФ 22 декабря 1993 г., этот принцип сформулирован так: " Обеспечива­ется равный доступ граждан Российской Федерации к государственной службе в соответствии со своими спо­собностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации". Более детально вопросы реализа­ции этого права содержатся в Федеральном законе " Об основах государственной службы Российской Федера­ции" от 5 июля 1995 года.


В ст.32 п. 5 Конституции-РФ закреплено также право граждан Российской Федерации участвовать в от­правлении правосудия. Это право может быть реализо­вано путем занятия судебных должностей (при наличии соответствующего образования, стажа работы и т.д.), а также участия в отправлении правосудия в качестве за­седателя и т.д.

6. Право на обращение в государственные органы-и органы местного самоуправления. Оно закреплено в ст.ЗЗ Конституции РФ и может быть реализовано инди­видуально или коллективно. В ранее действовавшей Конституции это право именовалось " право на жалобу", что во многом сужало возможности граждан на кон­структивные обращения в государственные органы. Процедура рассмотрения обращений регламентируется специальными нормативно-правовыми актами общегосу­дарственного и ведомственного характера.

Незаконные действия государственных органов и должностных лиц могут обжаловаться и в судебном по­рядке, который установлен Законом РФ " Об обжалова­нии в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 года.

§ 4. Экономические и социально-культурные права и свободы

Права и свободы, объединенные в эту группу, по существу являются основой всех иных прав и свобод. Их реализация составляет основу материальной жизни об­щества, государства и каждого человека. Они позволяют решить задачу, сформулированную в ст. 7 Конституции РФ, которая, провозгласив Российскую Федерацию со­циальным государством, требует от государства проведе­ния политики, направленной на создание условий, обес­печивающих достойную жизнь и свободное развитие че­ловека. В этой же статье, включенной в содержание основ конституционного строя России, закреплены по­ложения, определяющие все экономические, социальные и культурные права человека и гражданина. " В Россий­ской Федерации, - подчеркивается в ст.7 п.2 Конститу­ции, - охраняются труд и здоровье людей, устанавливает­ся гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, мате­ринства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, уста­навливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты".

1. Право на предпринимательскую деятельность. Это право впервые закреплено в Конституции РФ 1993 года, которая устанавливает, что " каждый имеет право на свободное использование своих способностей и иму­щества для предпринимательской и иной не запрещен­ной законом экономической деятельности" (ст.34 п.1 Конституции РФ).

Ограничения в пользовании этой свободой деятель­ности обусловлены необходимостью защитить законные права и интересы других лиц. Они закреплены в нормах гражданского, трудового, хозяйственного, коммерческо­го и уголовного права.

В ст.34 п.2 Конституции РФ установлено также, что " не допускается экономическая деятельность, на­правленная на монополизацию и недобросовестную кон­куренцию". Содержание этой нормы конкретизируется в актах отраслевого законодательства, особенно в новом Гражданском кодексе Российской Федераций.

^ 2. Право на частную собственность. В отличие от всех ранее действовавших конституций России социали­стического типа. Конституция РФ 1993 года закрепила институт частной собственности. Определяя основы кон­ституционного строя, Конституция РФ включила в их содержание признание частной собственности, в том числе на землю и природные ресурсы, и ее равную за­щиту наряду с другими формами собственности.

В ст. 35 Конституции РФ закрепляется, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, поль­зоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть ли­шен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государ­ственных нужд может быть произведено только" при условии предварительного и равноценного возмещения.


Наряду с частной собственностью. Конституция РФ закрепляет и гарантирует право наследования, правовая регламентация реализации которого осуществляется нормами гражданского законодательства.

3. Право на землю. Впервые в истории конститу­ционного строительства в Российской Федерации Кон­ституция 1993 года закрепила право граждан и их объ­единений иметь в частной собственности землю.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их соб­ственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных ин­тересов иных лиц.

Условия и порядок пользования землей определя­ются на основе федерального закона.

Закрепление права частной собственности на землю не исключает коллективной, муниципальной, государ­ственной собственности на землю и природные ресурсы.

V 4. Право на свободный труд. Свободный труд яв­ляется основой благосостояния человека и государства в целом. Статья 37 Конституций устанавливает: " Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятель­ности и профессию".

Конституционно закрепленное право, как уже от­мечалось, есть возможность совершать те или иные дей­ствия, возможность выбора поведения. Выбор рода дея­тельности и профессии обусловлен не только желанием человека, но и во многих случаях его способностями, образованием, общественной потребностью в этой про­фессии или роде деятельности и т.д.»

Конституция РФ 1993 года устанавливает также, что " принудительный труд запрещен". Это исключает ранее существовавшее в нашей конституции определение труда как юридической обязанности гражданина.

Социальный характер Российского государства об­условил включение в ст.37 Конституции РФ гарантий социальной защиты человека в связи с трудовой дея­тельностью. В ст.37 п.З Конституции РФ закрепляется, что " каждый имеет право на труд в условиях, отве­чающих требованиям безопасности и гигиены, на возна­граждение за труд без какой бы то ни было дискрими­нации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от без­работицы".

Конституция РФ признает также право на индиви­дуальные и коллективные трудовые споры с использова­нием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Право на отдых. С правом на свободный труд не­разрывно связано и право на отдых. Эта связь прояв­ляется и в том, что оба эти права закреплены в одной и той же статье Конституции РФ.

' Каждый имеет право на отдых, говорится в ст.37 п. 5 Конституции РФ. Работающему по трудовому дого­вору гарантируются установленные федеральным зако­ном продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Регулирование реализации права на отдых осу­ществляется в общегосударственных, отраслевых и ве­домственных актах трудового права.

6. Яящита семьи. Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, закрепленная в качестве одной из основ конституционного строя России, обусловила определение в ст.38 Конституции РФ поло­жения о том, что материнство и детство, семья находят­ся под защитой государства. Забота о детях, их воспита­нии провозглашены Конституцией равным правом и обязанностью родителей. Конституция РФ одновременно закрепляет, что трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

l/ 7. Право на социальное обеспечение. Государство проявляет заботу о тех, кто полностью или частично утрачивает трудоспособность. Как определено в ст.39 Конституции РФ, " каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалид­ности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом". Закон устана­вливает государственные пенсии и социальные пособия для указанных категорий. Наряду с государственным поощряется добровольное социальное страхование, соз­дание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.


VQ. Право на жилище. Данное право является одним из важнейших • прав человека. Как устанавливает статья 40 Конституции РФ, " каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища". В этой статье определена политика государства в этой об­ласти. Согласно ст.40 п.2 Конституции РФ органы госу­дарственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления прав на жилище.

В Конституции РФ закреплен различный подход к обеспечению этого права для различных категорий населения. В ст.40 п.З установлено, что " малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступ­ную плату из государственных, муниципальных и дру­гих жилищных фондов в соответствии с установленны­ми законом нормами".

1/9. Право на охрану здоровья. В соответствии с со­циальной политикой Российского государства Консти­туция РФ закрепляет в ст.41, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицин­ская помощь в государственных и муниципальных уч­реждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Осуществление права на охрану.здоровья и меди­цинскую помощь регулируется Основами законодатель­ства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года и другими актами.

Для Конституции РФ характерен широкий, ком­плексный подход к обеспечению этого права человека. Согласно ст.41 п.2 Конституции, " в Российской Федера­ции финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения.принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, спо­собствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и сани-тарно-эпидемйологическому благополучию".

В ст.41 п.З Конституции РФ подчеркивается, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств,

создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

10. Право на благоприятную окружающую среду. Это право тесно связано с правом на охрану здоровья. Его сущность состоит в том, что " каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную ин­формацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, при­чиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением" (ст.42).

Подробно вопросы реализации этого права регули­руются Законом РФ " Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 года.

kll. Право на образование. В соответствии со ст.43 Конституции РФ " каждый человек имеет право на обра­зование". Согласно Конституции в Российской Федера­ции гарантируется общедоступность и бесплатность до­школьного, основного общего и среднего профессиональ­ного образования в государственных или муниципаль­ных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В ст.43 п.З Конституции РФ установлено также, что " каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на пред­приятии".

Обязательным в Российской Федерации является основное общее образование. Родители или лица, их за­меняющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддержи­вает различные формы образования и самообразования.

Основные принципы организации и функциониро­вания системы образования установлены Законом РФ " Об образовании" от 10 июля 1992 года.

12. Свобода творчества. В Российской Федерации согласно ст.44 Конституции РФ каждому человеку " га­рантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, пре­подавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.


Все граждане имеют право на участие в культурной жизни страны, пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Каждый человек, устанавливает статья 44 п.З Кон­ституции РФ, обязан заботиться о сохранении историче­ского и культурного наследия, беречь памятники ис­тории и культуры.

Гарантии реализации этих конституционных прав и свобод закреплены в Основах законодательства Рос­сийской Федерации о культуре, принятых в 1992 году;

Законом РФ " Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 года и др.

§ 5. Конституционные обязанности граждан

Анализ содержания Конституции РФ 1993 года показывает, что для закрепления правового статуса гражданина по сравнению с ранее действовавшими кон­ституциями характерным является сокращение консти­туционных обязанностей граждан.

Некоторые обязанности сформулированы в связи с предоставлением прав и свобод. Так, в ст. 17 п.З Консти­туции содержится закрепленная в косвенном виде обя­занность граждан не нарушать права ц свободы других лиц при осуществлении своих прав и свобод, в ст.21 -обязанность уважать достоинство других людей, в ст.34 - обязанность в ходе экономической деятельности не до­пускать монополизации и недобросовестной конкурен­ции, в ст.36 - обязанность не наносить ущерба окру­жающей среде, не нарушать права и законные интере­сы других лиц в процессе пользования землей и други­ми природными ресурсами, в ст. 38 установлены обя­занности родителей по воспитанию детей и совершенно­летних детей по отношению к своим родителям, в ст. 43 -обязанность родителей или лиц, их заменяющих, обес­печить получение детьми основного общего образования. Статья 44 Конституции РФ, Закрепляя свободу твор­чества, возлагает на каждого обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия; бе­речь памятники истории и культуры.

Вместе с тем в действующей Конституции РФ наш­ли свое закрепление основные конституционные обя­занности:

1. Статья 15 п.2 Конституции РФ возлагает на всех граждан обязанность соблюдать Конституцию Россий­ской Федерации и законы. Следует отметить, что законо­датель придает этой обязанности особое значение, свиде­тельством тому является включение этой нормы в со­держание основ конституционного/ строя, которые, как отмечалось выше, находятся под повышенной правовой охраной.

Строгое соблюдение Конституции и законов госу­дарства всеми государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, всеми гражданами и их объединениями - одно из важнейших условий поддержания режима законности и правопо­рядка в государстве. Нарушение Этой обязанности ослаб­ляет государство во всех сферах его деятельности, вно­сит дезорганизацию в систему общественных отноше­ний, делает невозможным управление политическими, экономическими, социальными и иными процессами. Поэтому неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности соблюдать законы влечет за собой возмож­ность применения к виновным государственно-правового принуждения. Применейие санкций к правонарушите­лям имеет главной задачей охрану установленного по­рядка. Кроме того, оно имеет как карательное воздей­ствие в отношении конкретных правонарушителей, так и воспитательное значение для всех граждан и долж­ностных лиц.

2. Обязанность уплаты налогов. В любом госу­дарстве налоги составляют основу государственного бюд­жета. Установление налогов необходимо для обеспечения финансирования таких общегосударственных функций, как управление, организация обороны, культура и т.д. В соответствии со ст.57 Конституции РФ " каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие поло­жение налогоплательщиков, обратной силы не имеют".

В связи с федеративным устройством России уста­новление общих принципов налогообложения и сборов


Конституция РФ относит к совместному ведению Рос­сийской Федерация и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Согласно ст. 104 Конституции РФ законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их упла­ты могут быть вынесены только при наличии заключе­ния Правительства Российской Федерации.

В целях обеспечения проведения налоговой поли­тики в структуру исполнительной власти включены Го­сударственная налоговая служба и Департамент налого­вой полиции Российской Федерации.

3. Обязанность охраны природы. Учитывая важ­ность окружающей среды для жизни человека, статья 58 Конституции РФ устанавливает: " Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно отно­ситься к природным богатствам".

4. Обязанность защиты Отечества. Защита Оте­чества, оборона страны относится к числу важнейших функций государства. Статья 59 Конституции РФ за­крепляет: " Защита Отечества является долгом и обязан­ностью гражданина Российской Федерации".

Употребление в Конституции категории " долг" указывает на особое место обязанности по защите Оте­чества среди других юридических обязанностей гражда­нина. Категория долга отражает единство правовых и нравственных начал в конституционной обязанности защиты Отечества. Долг - не пожелание, а непременное требование государства, которое должно быть выполне­но. Нравственное содержание долга защиты Родины за­крепляется правовыми требованиями Основного Закона. Формы реализации конституционных обязанностей раз­нообразны и зависят от многих факторов (пол, возраст, способности, образование и т.д.).

5. Обязанность военной службы. Основной, наибо­лее активной формой реализации обязанности защиты Отечества является служба в Вооруженных Силах Рос­сийской Федерации. Статья 59 Конституции РФ устанав­ливает, что " гражданин Российской Федерации несет во­енную службу в соответствии с федеральным законом".

Закон " О воинской обязанности и военной службе" принят 11 февраля 1993 г. Согласно ст.2 Закона в со­держание воинской обязанности входят: воинский учет;

i^V

подготовка к военной службе; поступление на военную службу; прохождение военной службы; пребывание в запасе (резерве); военное обучение в мирное время.

Данная обязанность распространяется на лиц муж­ского пола от 16 до 60 лет, женского пола от 18 до 50 лет. В ст.20, 21 Закона установлены основания для освобождения от призыва и предоставления отсрочек от призыва на военную службу.

Наличие конституционной обязанности военной службы сочетается с возможностью добровольного по­ступления на службу по контракту.

В Конституции РФ 1993 года содержится новое для нашего законодательства положение об альтернативной службе. Конституция устанавливает, что " гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтерна­тивной гражданской службой" (ст. 59 п.З Конституции РФ).

§ 6. Государственно-правовая защита прав и свобод

Для Конституции РФ 1993 года характерным яв­ляется не только закрепление широкого круга прав и свобод человека и гражданина, но и норм, направленных на обеспечение государственно-правовой защиты прав и свобод.

В ст. 2 Конституции РФ, положения которой входят в основы конституционного строя, закрепляется, что обязанностью государства является защита прав и сво­бод человека и гражданина. Данное положение конкре­тизируется ст.45 Конституции РФ, которая устанавли­вает: " 1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. 2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом".

Ведущую роль в государственно-правовой защите прав и свобод согласно Конституции РФ призван играть суд. Как подчеркивается в ст.46 Конституции РФ, " каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод".

5 Зак. 235


В Конституции определен круг действий, которые могут быть обжалованы в суд. Согласно ст.46 п.2 Кон­ституции РФ, " решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного само­управления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд".

Процедура судебной защиты права на обжалование в суде регулируется Законом РФ " Об обжаловании в суд v действий и решений, нарушающих права и свободы Граждан" от 27 апреля 1993 года.

В соответствии с положением Международного пак­та о гражданских и политических правах (1966) и Фа­культативным Протоколом к нему статья 46 п.З Консти­туции РФ закрепляет, что " каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты".

Конституция РФ дополнительно гарантирует каж­дому человеку право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено зако­ном (ст. 4 7 Конституции РФ). В данной статье устано­влено также, что обвиняемый в совершении преступле­ния имеет право на рассмотрение его дела судом с учас­тием присяжных заседателей в случаях, предусмотрен­ных федеральным законом.

Защита прав и свобод человека и гражданина во многом определяется обеспечением правовой помощи. В этой связи ст.48 Конституции РФ определяет: " Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных за­коном, юридическая помощь оказывается бесплатно". В соответствии с этой статьей каждый задержанный, за­ключенный под стражу, обвиняемый в совершении пре­ступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, за­ключения под стражу или предъявления обвинения.

В нормах главы 2 Конституции РФ, направленных на обеспечение государственно-правовой защиты прав и свобод человека и гражданина, нашли свое отражение важнейшие принципы судопроизводства. В частности, в

А01

ст. 4 9 Конституции РФ закреплена презумпция невинов ности: " Каждый обвиняемый в совершении преступле­ния считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом по­рядке и установлена вступившим в законную силу при­говором суда".

В этой же статье указывается, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обви­няемого.

Гарантиями прав и свобод личности являются за­крепленные в ст. 50 Конституции РФ положения о том, что никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление; при осуществлении правосудия не до­пускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона; каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленным феде­ральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

В Конституции РФ нашла свое закрепление право­вая норма, имеющая важное этическое содержание. Со­гласно ст. 51 Конституции РФ, " никто не обязан свиде­тельствовать против себя самого, своего супруга и близ­ких родственников, круг которых определяется феде­ральным законом. Федеральным законом могут устана­вливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания".

В связи с возможным причинением ущерба Кон­ституция РФ устанавливает, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Конституция определяет право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными дей­ствиями (или бездействием) органов государственной власти или должностных лиц.

В Конституции РФ установлен также важный пра­вовой принцип, суть которого состоит в том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответ­ственность за деяние, которое в момент совершения не

5*


idZ

признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

В параграфе перечислены только конституционные гарантии правовой защиты прав и свобод личности. В нормах отраслевого законодательства (гражданского, уголовного, трудовогои др.) содержатся многочисленные гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражда­нина.

Проблемные вопросы темы:

Для науки конституционного права актуальными являются вопросы: прямого действия конституционных норм о правах и свободах; реализации положения о том, что общепризнанные нормы и принципы междуна­родного права - составная часть правовой системы Рос­сийской Федерации; гарантий и механизма реализации прав и свобод; подготовки предложений по содержанию проектов федеральных законов, отсылки к которым имеются в тексте главы 2 Конституции РФ.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите признаки, характеризующие юриди­ческую природу конституционных прав и свобод.

2. Охарактеризуйте критерии классификации основных прав и свобод.

3. Путем сопоставительного анализа назовите права и свободы, впервые закрепленные в Конституции РФ 1993 года.

4. Определите содержание личных прав и свобод. •

5. Назовите гарантии реализации социально-экономических прав и свобод.

6. Как реализуется суверенитет народа в политических правах?

7. По каким основаниям могут быть ограничены права и свободы человека и гражданина?

iaa

Глава 8

Конституционные основы федеративного устройства России

§ 1. Понятие и принципы национально-государственного устройства Российской Федерации.,

Под государственным (национально-государствен­ным) устройством в юридической науке понимается внут­ренняя структура государства, правовое положение от­дельных составляющих его частей, характер взаимоот­ношений между ними, а также с центральными органа­ми власти.

Известны три основные формы государственного устройства: унитарное, федеративное и конфедеративное.

Унитарное - это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территори­альных единиц, не обладающих политической самостоя­тельностью. В унитарном государстве существует единая система органов власти, органы административно-тер­риториальных единиц подчиняются центральным орга­нам. Унитарное государство имеет единую территорию, единое гражданство, бюджет и т.д. Административно-территориальные единицы как составные части унитар­ного государства суверенитетом не обладают. В некото­рых Унитарных государствах имеются национальные ав­тономные образования, которые также не являются су­веренными.

Федерация представляет собой добровольное объ­единение государств, обладающих определенной само­стоятельностью, в союзное государство на основе федера­тивного договора. Для федерации характерно наличие сочетания общефедеративных и субъектных территорий,

L гражд






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.