Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта России.






 

А. Статус законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта России.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта России (далее – законодательный орган субъекта) является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта России. Его наименование, структура и число депутатов устанавливаются конституцией (уставом) субъекта России с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта России.

Не менее 50 процентов депутатов законодательного органа субъекта (а в двухпалатном законодательном органе субъекта - не менее 50 процентов депутатов одной из палат указанного органа) должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками в соответствии с законодательством о выборах.

Депутаты избираются гражданами России, проживающими на территории субъекта России и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом.

Выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий депутатов законодательного органа субъекта одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта России и не может превышать пять лет.

Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом субъекта России.

Законодательный орган субъекта обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать, вправе самостоятельно решать вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.

Управление и (или) распоряжение законодательным органом субъекта или отдельными депутатами (группами депутатов) средствами бюджета субъекта России в какой бы то ни было форме в процессе исполнения бюджета субъекта России не допускаются, за исключением средств на обеспечение деятельности законодательного органа субъекта и (или) депутатов. При этом полномочия законодательного органа субъекта по осуществлению контроля за исполнением бюджета субъекта России не ограничиваются.

Законодательный орган субъекта является правомочным, если в состав указанного органа избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. Правомочность заседания законодательного органа субъекта определяется законом субъекта России.

Заседания законодательного органа субъекта являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта России, законами субъекта России, а также регламентом или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности.

Законодательный орган субъекта правомочен:

а) принимать конституцию (устав) субъекта России и поправки к ней;

б) осуществлять законодательное регулирование по предметам ведения субъекта России и предметам совместного ведения России и субъектов России в пределах полномочий субъекта России;

в) осуществлять наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта России, исполнением бюджета субъекта России, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта России;

г) осуществлять иные полномочия, установленные Конституцией России, Федеральным законом № 184-ФЗ, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта России.

Указанный перечень правомочий законодательного органа субъекта, как следует из содержания последнего абзаца, не является исчерпывающим. Подобная юридическая конструкция позволяет законодателю без изменения базового федерального закона (Закон № 184-ФЗ), дополнять перечень правомочий, расширяя компетенционную правосубъектность законодательного органа субъекта.

Для реализации закрепленных правомочий законодательный орган субъекта располагает правом принимать законы и постановления. Федеральный законодатель особо оговаривает для законодательного органа субъекта примерный перечень объектов правового регулирования и устанавливает форму применяемого для этого нормативного акта.

В случае, если конституцией (уставом) субъекта России предусмотрен двухпалатный законодательный орган субъекта России, законы субъекта России принимаются палатой, в которой не менее 50 процентов депутатов были избраны по единому избирательному округу.

Б. Законотворческий процесс в законодательном органе субъекта. Основания и процедура досрочного прекращения его полномочий.

Право законодательной инициативы в законодательном органе субъекта принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта России (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта России), представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта России право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта России.

Законопроекты, внесенные в законодательный орган субъекта высшим должностным лицом субъекта России (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта России), рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

Для принятия правовых актов субъекта требуется соблюдения следующего требования: 1) конституция (устав) субъекта России, поправки к ней (к нему) принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов; 2) законы субъекта России принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено Законом № 184-ФЗ; 3) постановления законодательного органа субъекта принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено Законом № 184-ФЗ.

Проект закона субъекта России рассматривается законодательным органом субъекта не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением законодательного органа субъекта.

Для двухпалатного законодательного органа субъекта требуется одобрение принятого закона депутатами второй палатой простым большинством (50% + 1 голос) от установленного числа членов этой палаты.

В случае отклонения принятого закона палатой, к полномочиям которой относится одобрение законов субъекта России, отклоненный закон субъекта России считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов палаты, принявшей закон.

Законы субъекта России, принятые законодательным органом субъекта, направляются указанным органом для обнародования высшему должностному лицу субъекта России в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта России.

Высшее должностное лицо субъекта России обязано обнародовать конституцию (устав), закон субъекта России, удостоверив обнародование закона путем его подписания или издания специального акта, либо отклонить закон в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта России. Он не должен превышать четырнадцать календарных дней с момента поступления указанного закона. В случае отклонения закона субъекта России высшим должностным лицом субъекта России, отклоненный закон возвращается в законодательный орган субъекта с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений.

В случае отклонения высшим должностным лицом субъекта России (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта России) закона субъекта России, указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.

Закон субъекта России, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен высшим должностным лицом субъекта России (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта России) и подлежит обнародованию в срок, установленный конституцией (уставом) и законом субъекта России.

Конституция (устав) и закон субъекта России вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта России по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

Полномочия законодательного органа государственной власти субъекта могут быть прекращены досрочно в случае:

а) принятия указанным органом решения о самороспуске, при этом решение о самороспуске принимается в порядке, предусмотренном конституцией (уставом) или законом субъекта России;

б) вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, суда края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов законодательного органа субъекта, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

в) роспуска указанного органа Президентом России, высшим должностным лицом субъекта России (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта России) при наличии оснований и с соблюдением процедур, юридически зафиксированных в пунктах 2-4, 4.1 статьи 9 Федерального закона № 184-ФЗ.[196]






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.