Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Документирование системы менеджмента качества






Под документированием системы менеджмента качества понимается разработка комплекса стандартизированных документов. Документация на СМК должна отвечать целому ряду требований, а именно быть:

Согласно стандарту ГОСТ Р ИСО 9004-2001, обязательный состав документов включает:

а) заявление о политике и целях в области качества;

б) руководство по качеству;

в) документированные процедуры (методики, инструкции);

г) документы, необходимые для обеспечения планирования и управления;

д) записи (протоколы, акты) о качестве.

Глубина разрабатываемой документации определяется видом деятельности организации, сложностью и характером взаимодействия процессов. Она разделяется на основную (уровень А и Б), общую (уровень В) и специальную (уровень Г и Д). Иерархическая структура документации СМК дается на рис. 7.4.

ЗАПИСИ О КАЧЕСТВЕ, ТРЕБУЕМЫЕ ISO 9000-2000  
ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, РАБОТЫ И УПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ПРОЦЕССАМИ
ДОКУМЕНТИРОВАННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ, ТРЕБУЕМЫЕ ISO 9000-2000
РУКОВОДСТВО ПО КАЧЕСТВУ
ЗАЯВЛЕНИЕ О ПОЛИТИКЕ И ЦЕЛЯХ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА
Акты, протоколы, отчеты
Программа и план качества, карта процессов, методики, организационные и должностные инструкции
Стандарты предприятия, инструкции по качеству
Область применения СМК, документированные процедуры, описание взаимодействия процессов
Политика в области качества
УРОВЕНЬ А
УРОВЕНЬ Б
УРОВЕНЬ В
УРОВЕНЬ Г
УРОВЕНЬ Д

 


Рис. 7.4. Иерархия документов на систему менеджмента качества

 

Кратко рассмотрим основное назначение и содержание документов.

Политика в области качества представляет общие намерения и направления деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством. Она является согласованной частью общей политики и стратегии организации.

Руководство по качеству – документ, определяющий цели, область деятельности и процессно-функциональную модель СМК. Наиболее значимые разделы руководства по качеству:

а) политика и цели организации в области качества;

б) описание организационной структуры, ответственности и полномочий;

в) описание процессов системы менеджмента качества и ссылки на документацию;

г) путеводитель к руководству по качеству;

Процедура – установленный способ осуществления деятельности или процесса.

Документированная процедура – документ, устанавливающий порядок (последовательность) осуществления деятельности или процесса. Различают управленческие, рабочие и организационные процедуры. Управленческая и организационная процедуры устанавливают порядок управления работой, рабочая процедура - последовательность выполнения работ. Они оформляется чаще всего в виде стандарта предприятия (СТП). Разработка СТП целесообразна в тех случаях, когда деятельность носит повторяющийся (регулярный) и устоявшийся характер. Следует отметить, что СТП является традиционным для отечественной практики видом внутреннего документа, что позволяет специалистам в привычной для них форме регламентировать деятельность в области качества.

Методика качества – документ, устанавливающий один или несколько способов (методов, приемов) осуществления конкретной деятельности в системе менеджмента качества. Примерами методик могут служить: «Методика оценивания качества проекта», «Методика анализа дефектов» и др.

Инструкция по качеству – документ, содержащий требования к действиям, которые необходимо выполнить в системе и носят, как правило, более чем инструкция, детализированный характер. Например, инструкция по закупкам, контролю качества, проведению технологических операций и др. Инструкции являются контролируемыми документами.

Запись – документ, содержащий зарегистрированные данные о качества, представляющие доказательства, прямо или косвенно свидетельствующие о том, отвечает или не отвечает продукция и СМК установленным требованиям.

Обязательное документирование системы менеджмента качества преследует следующие цели:

– четко устанавливаются требования к качеству и к выполнению работ по обеспечению качества;

– регулярно заносятся данные о фактическом качестве и функционировании СМК;

– осуществляется прослеживаемость и идентификация продукции и действий по обеспечению качества;

– закрепляются лучшие традиции и накопленный опыт по управлению качеством;

– обеспечивается доказательство правильности выполнения работ по качеству.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.