Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономические аспекты качества






 

Количество и качество эти категории сопровождают человечество на протяжении всей истории его развития. От того на качество или количество делает акцент государство или организация, во многом определяется направленность деятельности, темпы развития, жизнеобеспечение, перспективы и возможности. Будущее благополучие нации в связи с тем, что природные ресурсы невосполнимы, будет обеспечиваться интенсивными способами производства, наукоемкими, ресурсосберегающими и безотходными технологиями, осуществление которых возможно при высоком качестве ресурсов, процессов и технологий.

Качество – на современном этапе рассматривается как экономическая категория. Существует неразрывная зависимость между основными экономическими категориями и качеством продукции. Все усилия в области качества продукции направлены на повышение ее конкурентоспособности. Конкурентоспособность – означает более высокое по сравнению с аналогичной продукцией соотношение совокупности её качественных характеристик и затрат на приобретение и потребление при соответствии требованиям рынка. Продукция тогда становится конкурентоспособной, когда мера улучшения качества превосходит меру прироста стоимости более качественной продукции. Формула расчета мультипликатора, определяющего уровень конкурентоспособности продукции (), имеет вид:

где Wоц, Wбаз – комплексный показатель качества оцениваемого и базового образца;

Zбаз, Zоц – затраты на приобретение, эксплуатацию и утилизацию базового и оцениваемого образца.

В целом конкурентоспособность является функцией от таких экономических категорий как качество продукции, цена, затраты на единицу продукции, полезность, проявляемая через затраты на эксплуатацию или потребление и качество, продуктивность или степень удовлетворения спроса (рис.1.2).

Конкурентоспособность
Себестоимость
Полезность
Цена
Продуктивность
Качество

 

 


Рис. 1.2. Связь экономических категорий с качеством продукции

Цена - денежное выражение стоимости товара, показатель ее величины и единственный элемент, который способствует накоплению ресурсов компании. Связь цены и качества – это концепция цивилизованного бизнеса и рынка, согласно которой высокие цены означают высокое качество, а низкие цены – низкое качество. Важно, чтобы цена полностью отражала качество и образ, который фирма стремиться создать для своей продукции.

Полезность – свойство, определяемое эффектом, который получает потребитель от использования, эксплуатации или потребления продукции. Экономической теорией полезность отождествляются с потребительной стоимостью. «Полезность вещи делает её потребительной стоимостью» утверждал К. Маркс. Известные экономисты, как А. Маршалл, определил ценность продукции как предельную полезность, т.е. её способность удовлетворять потребность или обеспечивать выгодой покупателя.

Продуктивность – способность организации обеспечивать полное удовлетворение спроса на количество продукции требуемого качества. Для каждого предприятия существует определенные возможности и ограничения для повышения конкурентоспособности продукции. Возникает задача: Какое качество является оптимальным для предприятия на фиксированный момент времени? К настоящему времени в определении уровня качества (
) сложились два подхода (рис. 1.3): традиционная точка зрения и позиция тотального менеджмента качества (TQM).

Рис. 1.3. Подходы к оптимизации уровня качества [20]

Традиционная точка зрения заключается в поиске оптимального уровня качества по минимуму затрат (min ), включающих затраты на достижение некоторого качества и затрат на устранение несоответствия требованиям к качеству продукции. Так как улучшение качества – это затратообразующая деятельность, то чем выше уровень качества, тем выше и затраты. Затраты на устранение дефектов или несоответствия показателей качества продукции требованиям находятся в обратной зависимости относительно уровню качества, а именно, чем выше , тем ниже соответствующие затраты. Тогда, если существуют две противоположных по характеру зависимости, то имеет место задача поиска оптимального решения, т.е. оптимального качества, что отображено на рис. 1.3. в виде U-образной функции .

Концепции TQM провозгласила тезис «улучшению качества нет предела», так как с улучшением качества снижаются суммарные затраты на производство единицы продукции, прежде всего, за счет сокращения непроизводственных затрат. Поэтому точка «оптимума» функции с повышением уровня качества непрерывно будет опускаться по асимптотической кривой (рис. 1.3).

Экономический аспект улучшения качества продукции проявляется в формировании новых концепций: «от управления качеством к качеству управления», «к росту производительности посредством улучшения качества продукции», «от улучшения качества к росту функциональных возможностей продукции», «рост прогрессивности технологий в целях улучшения качества».

Концепция современного управления «качество управления через управление качеством» актуальна, благодаря тому, что управление качеством создает отлаженную, строго формализованную систему преобразования ресурсов в продукцию и позволяет менеджменту организации сосредотачивать свои усилия на поиске более смелых и наукоемких стратегий.

Улучшение качества как источник роста производительность объясняется тем, что критерием производительности является не рост объемов производства, а расширение выпуска продукции и услуг высокого качества и, как следствие, увеличение спроса на продукцию. Кроме того рост производительности достигается за счет сокращения или исключения дефектов в продукции, и, как следствие, затрат времени и ресурсов на её доработку.

Улучшение качество является источником роста функциональных возможностей продукции путем развития инновационных решений. Утверждается, что качество это партнер нововведения, а не фактор, приводящий к нарастанию проблем после внедрения. В Японии исповедуют тезис: «У нас нет лишних денег и времени, чтобы сначала производить продукт, а потом его доводить».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.