Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пластичная регрессия






пластичность

Она основывается на принятии континуума между примитивными и дифференцированными формами развития «Я» (равно как и между первичными и вторичными процессами). В норме «Я» может находиться в обоих этих альтернативных состояниях, которые бывают как осознаваемыми, так и бессознательными. При этом регрессия может и не быть патологической (Kris 1952; Ehrenzweig 1967; Sandler 1967). Такое краткосрочное возвращение к более ранним функциональным состояниям влияет также и на восприятие в качестве парадигмы обсуждаемой здесь пластичной регрессии (Sander 1932; Sandler 1967; Werner 1953). Из недифференцированного состояния, вызванного, например, недостатком внимания, могут быть получены возможности решения для структур, которые изначально формировались в очень широких областях (т. е. казавшихся неопределенными, нечеткими и бессознательными). Это дает преимущество в том, что становится возможным отказаться от обкатанных шаблонов. Продолжающееся далее перерабатывание, направленное в сторону осознания, служит затем для проверки наметившихся решений. Для пробы из недифференцированных пра-форм берется какой-то вариант решения (по аналогии с актом восприятия). «Я», если оно не совсем уж сильно нарушено, может ритмично колебаться между дифференцированным и дедифференцированным состоянием. Такое разрабатывание новых решений (например, при испытании пробных действий и их символического отображения в символдраме) можно сравнить с «актуальным генезом» гештальтпсихологии (Sander 1932).

Пластичная регрессия, очевидно, особенно затруднена в тех случаях, когда инфантильные, вызывающие страх переживания и интроекты вынуждены быть ригидно отвергнуты. (Характерным примером для символдрамы служит застывание структур в фиксированных образах и при выскакивании архаических символов.) В этих случаях предаться ведению регрессивной, неопределенной и пока не сформировавшейся недифференцированной матрицы пациент может лишь весьма относительно или совсем не может. Креативные начинания, направленные на решение проблемы, иссякают. По меньшей мере частичное снижение патологической диссоциации удается только при помощи попытки символического преодоления, которое требует умения выдержать напряжение, отсрочки исполнения желания, принятия аффективно нагруженных воспоминаний и, наконец, дистанцированного оформления (имагинации). В символдраме это соответствует различным формам прорабатывания: фокусированию, образному представлению (Vergegenwä rtigung) и предметизации (Vergegenstä ndlichung) символического содержания, необходимости пережить и выстрадать (Durchleben und Durchleiden) негативный аффект, возрастной регрессии в конфликт и, наконец, представлению в кататимном образе, освобожденном от аффекта.

 

6.3. Понимание выразительных средств в «чтении» символа

основа понимания

На основе самых ранних пра-чувств, таких как «приятный – неприятный», «ужасающий – успокаивающий», «расслабленный – напряженный», и исходя из комплекса возбуждений «материнская грудь» или «материнское око», подготавливается развитие, которое делает для взрослых возможным эмпатически-переживающее «видение» («Schauen»). Оно принципиально отличается от рационально управляемого действия. Оба процесса, на инфантильной стадии сначала слитые в единство эмоции и действия (Matussek 1952), на более позднем этапе развития приходят к обособлению. Несмотря на эту дивергенцию первичного переживания чувств (Klages 1933, 1950), их первоначальные исходные выразительные свойства сохраняются. Например, высокие звуки переживаются как «светлые, радостные, легкие», а низкие звуки – как «темные, тяжелые, широкие, подавленные». Это соотносится с пространством восприятия: «Верхнее должно быть легче, чем то, что внизу, нижнее опирается на более широкое основание, чем верхнее; это, в свою очередь, находится там, откуда идет яркость» (Klages 1950). Впечатления органов чувств как символ вызывают эмоциональное состояние для определенных качеств переживания. Это понимание выразительности является предпосылкой для восприятия эмоциональных качеств, связанных с оптическими содержаниями (а также качественных свойств гештальта). С помощью регрессивной установки при определенных условиях выразительность кажется сначала в качестве исходного материала эмоциональной и диффузной.

Дальнейшая реализация как в имагинации (предметизации), так и в последующем рисовании имеет не только защитное значение, но и как творческая деятельность воплощает новые самостоятельные ценности. При коммуникации со средой (например, с психотерапевтом) создаются новые возможности для переживаний и эмоциональной разрядки. Часть действительности (кататимной сцены), обогащенная множеством осознаваемых и бессознательных эмоциональных элементов, может быть увидена по-новому. Различные, в том числе ассоциированные, содержания значений могут передаться участвующему психотерапевту или посетителю выставки, зрителю картины, затронув его до глубины души в смысле превербальных коммуникативных процессов. Отталкиваясь от образно-наглядного, рассмотрение формы, ее точность, четкость и выразительность, прояснение форм (фокусирование) могут вести к оформлению, развитию в направлении реального образа. Достигается вторично-процессуальный Я -контроль. Это последняя фаза креативного процесса как переход от аутистичного образа (индивидуальная, персональная, личная креативность) к коммуникативно проработанному представлению (фаза IV).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.