Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О психологии творческого процесса






Исследования креативности занимают сегодня значительное место в американской психологии. Полнота их данных и результатов лишь трудно обозреваема.

определение креативности

«КРЕАТИВНОСТЬ» не может быть сведена к таким понятиям как «сила творчества», «творческая способность», и совсем недостаточно охвачена понятием «творческое». Мы соотносим с ней намного более обширный ряд психологических качеств, способностей или функций, которые в известных сочетаниях, при определенных обстоятельствах образуют то, что психология сегодня пытается понимать под креативностью. И пусть не удивляет читателя литература по этому вопросу, где говорится, что в благоприятных для развития творческих способностей условиях креативность тренируется, и индивидуальное стремление может быть поддержано и развито.

Креативность (по Э. Ландау):

I) основывается на знаниях и переживаниях;

II) это смелость продвинуться в что-то новое;

III) требует внутренней свободы;

IV) требует ощущения безопасности;

V) это коммуникация;

VI) это открытость;

VII) дает возможность познать сущность проблем;

VIII) дает возможность эмоционально их прочувствовать;

IX) использует ассоциации с пережитым опытом;

X) ведет к нахождению и принятию решений;

XI) требует объективирования, чтобы в коммуникациях сделать их доступными и понятными внешнему миру

«Каждый индивидуум может быть креативным. Креативность основывается на знаниях и переживаниях, а также на смелости продвинуться в что-то новое, незнакомое и неведомое. Это требует как внутренней свободы индивидуума, так и ощущения безопасности в своём окружении, чтобы из этого убежища прорваться в неизведанное. В то же время креативность – это коммуникация: ведь индивидуум находится в постоянном контакте с внешним и внутренним миром. Открытость, с которой человек взаимодействует со своим окружением, позволяет ему познать сущность проблем и эмоционально их прочувствовать. Обращение к своему внутреннему миру делает возможными ассоциации с познанным и пережитым опытом, что, в свою очередь, и ведет к нахождению и принятию решений. Новые, сначала только субъективно значимые инсайты требуют затем объективирования, чтобы в коммуникациях сделать их доступными и понятными внешнему миру» (Landau 1984).

креативный процесс

Анализ креативного процесса должен служить пониманию креативных процессов в символдраме. Без знания его четырех фаз не может быть правильно оценено значение имагинаций и их воздействие. Интересно, что на наших семинарах, включающих в себя собственный творческий опыт самопознания, участники, среди которых были и ораторы, и преподаватели, и художники, и ученые, быстро поняли и встретили с одобрением представление этих четырех фаз. Объяснение этих функций проясняет упомянутые ранее интрапсихические явления. Обсуждаемые проблемные случаи явно имеют определённую закономерность, которая подчиняется некоторому генуинному ритму.

Каждая из последовательно пройденных фаз развивается преимущественно в постоянных коммуникациях пациента с психотерапевтом.

4 фазы






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.