Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Креативность и воображение






РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ И

КРЕАТИВНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ[1]

Ханскарл Лёйнер [2]

 

Креативность и воображение

фантазия креативна

Способность человека к воображению включает в себя творчество. Это относится ко всем психотерапевтическим методам, работающим с фантазией. В ходе психотерапевтического процесса с использованием метода символдрамы развивается прогрессивная способность фантазировать. Она предоставляет иногда удивительные, иногда своеобразные, нередко оригинальные возможности для решения проявившейся в ходе представления образов проблемы. Это относится как к непроизвольному, спонтанному развитию сценария представления образов в символдраме, так и к целенаправленно развиваемым в символдраме специальным подходам и действиям, которые мы называем «пробными действиями» (Лёйнер Х., Кататимное переживание образов, 1996; Leuner H., Lehrbuch der Katathyme-imaginativen Psychotherapie, 1994). Креативные компоненты в символдраме становятся наиболее заметными, когда сами собой развиваются или даже разрешаются так называемые ситуации застоя и стагнации по типу фиксированных образов. Это может происходить даже без направляющих интервенций психотерапевта.

специфическая составляющая символдрамы

Широкое поле для развития креативных возможностей в Кататимно-имагинативной психотерапии открывается прежде всего в рамках ассоциативного метода техники средней ступени символдрамы, а также при использовании техник удовлетворения архаических потребностей. Впервые на креативную составляющую символдрамы обратила моё внимание Эрика Ландау, известный израильский психотерапевт, которая детально и обстоятельно изучала психологию творчества (Ландау 2002; Landau 1971, 1984). Это было ещё в начале семидесятых годов. На основании этого нами был подготовлен и проведён ряд совместных семинаров по развитию творческих способностей. То, что мы делали, не было психотерапией в собственном смысле слова, но полученные тогда знания и результаты могут быть теперь четко и целенаправленно использованы в Кататимно-имагинативной психотерапии. Я хочу, прежде всего, показать, в какие ключевые моменты в ходе сеанса психотерапии по методу символдрамы включаются творческие способности пациента, что до сих пор недостаточно принималось во внимание глубинной психологией. Заострение внимания на этих процессах позволяет лучше осознать включённые в психотерапию творческие импульсы и сделать их более управляемыми. Введение «креативной составляющей» значительно дополняет и расширяет символдраму. Психотерапевтическое раскрытие креативных способностей позволяет, например, эффективно работать с дефектами «Я» или с тяжелыми навязчивыми проявлениями невротической личности благодаря тому, что становится возможным творческое развитие. Концептуальная основа для этого разбирается мною в соответствующих разделах большого учебника Кататимно-имагинативной психотерапии (Leuner H., Lehrbuch der Katathyme-imaginativen Psychotherapie, 1994): в разделах: об ассоциативном методе (с. 143-144), о формах прорабатывания (с. 277-279) и особенно в разделе об экспансивных пробных действиях (с. 155).

В этой статье будет рассмотрен весь комплекс творческой составляющей символдрамы в связи с исследованиями креативности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.