Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция Конкурсной работы






 

В новом столетии темпы происходящих перемен стремительны. Если в XX веке города строились быстро преимущественно вокруг экономических и административных центров, а их жители воспринимались как кадровый ресурс, необходимый для выполнения стоящих перед предприятиями и организациями задач, то в новом тысячелетии все чаще на самом высоком уровне говорят о важности государственных задач – развитии человеческого капитала, о «зеленой экономике», базирующейся на рациональном природопользовании и сохранении наследия для потомков.

Подавляющее большинство городов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры сохранило наследие советского прошлого, так как планировочная структура городов определялась в основном в административно-плановом порядке, а проектирование и строительство домов велось по типовым проектам без учета индивидуальных потребностей их жителей, следствием чего стало большое количество серых, безликих, похожих друг на друга многоквартирных жилых домов.

В постсоветское время развитие городов стало импульсным, не концептуальным, а девелоперские проекты в городах реализовывались без стратегического взгляда и оценки развития социально-экономического состояния российских городов. Следовательно, не просчитывалось и не принималось во внимание то влияние (негативное или позитивное), какое оказывали на граждан города изменения городской среды. В связи с тем, что в ряде городов комфортность жизни резко ухудшилась, общество задумалось о таких последствиях и акцентировало на них свое внимание. Такие примеры наблюдаются в ряде городов России (Урбан форум Москвы, Урбан Байрам Уфы, Мастер План Перми и пр.)

В последние годы мобильность населения резко выросла, растет уровень его образованности и экономической активности. Граждане являются катализаторами ускоренного социального, экономического и технического развития городов. Сами граждане стали предметом ожесточенной конкуренции между городами и регионами страны.

При этом необходимо понимать, что у людей повышаются требования к стандартам качества городской среды, эстетике и функциональности жилого пространства. Становится, очевидно, что назревает необходимость синергии между городом, как средой обитания, и человеком и поэтому пространство любого города необходимо создавать в соответствии с потребностями его жителей, как существующих, так и потенциальных. Город должен обеспечить условия для личностного роста каждого человека. В свою очередь, формирование высокого уровня сознания и сопутствующая при этом деятельность человека дает толчок экономическому подъему среды его обитания.

Город должен функционировать и предлагать своим жителям все то, что необходимо для гармоничной жизнедеятельности. Городу и его жителям необходимо развиваться совместно таким образом, чтобы для них складывалась атмосфера бесконфликтного развития.

Как уже было отмечено, в современном мире темпы перемен очень высокие, это в первую очередь обусловлено технологическим прогрессом. Увеличиваются диспропорции в экономическом и социальном развитии не только городов и регионов, но и стран. Появилась и все возрастает прослойка людей, которые работают удаленно, строят бизнес с использованием возможностей глобального интернета.

Трудно поверить, но 10 лет назад не было смартфонов, в YouTube было загружено первое видео, Android был еще маленьким стартапом. В соответствии с законом Мура, мы видим какими семимильными шагами движется человечество в технологическое будущее.

(для справки: Закон Мура — эмпирическое наблюдение, изначально сделанное Гордоном Муром, согласно которому (в современной формулировке) количество транзисторов, размещаемых на кристалле интегральной схемы, удваивается каждые 24 месяца).

Меняются акценты в современной политике. Еще вчера в центре внимания властей были интересы конкретного производства. Сегодня в центре внимания комбинация интересов производства и потребителя, но уже завтра, в перспективе 10-20 лет, в центре внимания будут интересы конкретного потребителя – жителя города будущего. В бизнесе продукт XXI века – «кастомизированный продукт», то есть продукт нацеленный на удовлетворение индивидуальных потребностей клиента.

Известно, что сфера градостроительства достаточно инертна и консервативна по своей сути. В этом есть и плюсы и минусы. Плюс в том, что благодаря своему консерватизму обеспечивается сбалансированное развитие территории, отвечающее потребностям и интересам большинства ее населения. Минус во временной длительности самих изменений, потребности в большом количестве инвестиционных ресурсов.

Таким образом современная политика городских властей в сфере градостроительства и архитектуры должна носить стратегический характер, ее основы должны закладываться на 30-50 лет раньше практической реализации.

Так как сформирован устойчивый потребительский тренд этой политики, то уже сегодня важно понять какими должны быть города Югры к 2050 году, чтобы они были привлекательны как для нынешних ее жителей, так и для тех потенциальных югорчан, в ком остро заинтересованы органы власти, предприятия и организации. Без кислорода жизни нет. Эта аллегория вполне уместна и в отношении людей, «человеческого капитала» городов Югры.

Концепции современного стратегического менеджмента говорят о новых подходах к стратегическому планированию. Модель такого планирования основана не на прошлом, а на будущем. Нельзя понять будущее, если смотреть в прошлое и основываться на статистической информации и линейных зависимостях. История говорит об ошибочности такой методологии, не учитывающей возможности экспоненциального роста. Поэтому современное стратегическое планирование осуществляется «из будущего», когда задается целевой образ и намечаются практические шаги к его воплощению. При этом во внимание принимаются статистические показатели.

 

Так какими будут города Югры будущего, через 30-50 лет?

 

Ответы на эти вопросы могут быть получены в ходе участия в Конкурсе и написании Конкурсной работы.

 

Целью Конкурса является повышение стандартов жизненного пространства городов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Задачами Конкурса являются:

Выявление современных и прогнозирование перспективных тенденций в сфере градостроительства и архитектуры;

Прогнозирование потребностей жителей Югры в изменении элементов городской среды и новых жилищных продуктах;

Генерация идей позиционирования города как основы для формирования привлекательного бренда территории;

Разработка предложений/рекомендаций по формированию бесконфликтной городской социальной среды;

Разработка предложений/рекомендаций по изменению нормативов в сфере градостроительства, внедрению инновационных механизмов редевелопмента земельных участков, сноса и расселения ветхого и аварийного жилья, модернизации систем коммунальной инфраструктуры;

Разработка предложений/рекомендаций по формированию новых источников и движущих сил социально-экономического развития города;

Разработка предложений/рекомендаций по формированию центров притяжения и социальной активности города;

Разработка предложений/рекомендаций по созданию качественной системы эффективного общественного транспорта, пешеходной и велосипедной среды, оптимизации дорожного траффика;

Разработка предложений/рекомендаций по обеспечению международных стандартов, внедрению перспективных инновационных технологий в сфере обеспечения экологической безопасности населения.

 

При написании Конкурсной работы рекомендуется руководствоваться следующим алгоритмом:

 

1. Анализ контекста

2. Построение системы стратегических ориентиров

3. Анализ городской среды

4. Разработка предложений/рекомендаций

 

Задача первого этапа «Анализ контекста» - заглянуть в будущее. На этом этапе важно проанализировать весь стратегический горизонт (от 2016 до 2050 года), понять, какие факторы будут влиять на градостроительную политику и предпочтения потребителей городской среды и жилищных продуктов в рамках стратегического горизонта и выявить основные движущие силы внешней среды.

На этом этапе рекомендуется осуществить анализ макросреды (политику, экономику, социум, технологии, экологию), причем не только национальной, но и зарубежной, а также выявить мегатренды (или мегатенденции).

Безусловно, социально-экономический фактор является одним из важнейших. Уровень занятости населения, его доходов непосредственно отражается на социальном самочувствии граждан, продолжительности жизни, уровне рождаемости, влияет на приток или отток экономически активного населения.

Наряду с экономическим фактором ключевым остается экологический фактор. Сохранение окружающей природы, объектов животного и растительного мира имеет особую ценность для жителей Югры. В ряде случаев возможность отправиться в лес за грибами и ягодами, съездить на рыбалку и охоту, либо просто погулять по природному заказнику перевешивают чашу весов при принятии решения остаться, либо уехать. С учетом роста благосостояния югорчан растут требования к качеству атмосферного воздуха и питьевой воды. Все это может говорить о том, что фактор экологии и его тесная связь с состоянием здоровья человека будут определять настроения югорчан.

Весьма важным для жителей городов Югры является социально-культурный фактор. Наличие возможностей для заработка и благоприятная экологическая обстановка способны удовлетворить базовые человеческие потребности, но не способны сделать человека счастливым. Человек реализуется только в среде себе подобных. Наличие соответствующей социальной среды, местных сообществ, развивающих человека эмоционально, интеллектуально и духовно повышают нематериальную ценность территории и комфортность проживания. Сюда же относится и доступность инфраструктурных объектов: учреждений культуры, торговых центров, школ, больниц, детских садов, спортивных учреждений и иных досуговых объектов, культивирующих и поддерживающих семейные традиции.

Здесь же стоит попытаться сформировать образ «югорчанина будущего», нарисовать его завтрашний облик. Что с ним происходит сейчас? Он стареет или молодеет? Как меняются его предпочтения и потребительское поведение? Что и как он будет выбирать завтра? Чем он будет заниматься, где работать? Как изменяется структура доходов и структура потребления? Есть ли у него неудовлетворенные потребности, или потребности о которых он пока не подозревает? Как меняются базовые ценности общества? Каково отношение к религии, образованию, работе и отдыху? И т.д.

Говоря о технологическом факторе и его влиянии на жизнь людей, необходимо осознать, что мир находится на пике 5 технологического уклада[1] и полным ходом идет подготовка к переходу к 6 технологическому укладу (согласно циклов Кондратьева).

 

Цикл Период: Технологический уклад
Первый цикл   1779 -1841 гг.   Текстильные фабрики, промышленное использование каменного угля
Второй цикл   1844-51 до 1890-96 гг. Угледобыча и черная металлургия, железнодорожное строительство, паровой двигатель.
Третий цикл   1891-96 до 1945-47гг. Тяжелое машиностроение, электроэнергетика, неорганическая химия, производство стали и электрических двигателей
Четвертый цикл   1945-47 до 1981-83 гг. Производство автомобилей и других машин, химическая промышленность, нефтепереработки и двигатели внутреннего сгорания, массовое производство
Пятый цикл   1981-83 до 2018гг. (прогноз). Развитие электроники, робототехники, вычислительной, лазерной и телекоммуникационной техники
Шестой цикл   2018-2060 (прогноз) Возможно, NBIC-конвергенция (конвергенция нано-, био-, информационных и когнитивных технологий).)  

 

Необходимо обратить внимание на то какие выходят на рынок новые продукты. Каковы изменения в скорости появления и коммерциализации новых технологий? Претерпевают ли изменения каналы коммуникаций?

Рекомендуется принять во внимание атлас профессий будущего [2] , так как известно, что специализация в профессии сильно влияет на образ жизни гражданина и следовательно на его жизненное пространство и социальную среду.

В последней четверти XX века и уже в новом тысячелетии наиболее четко оформился ряд глобальных трендов развития (мегатрендов), которые влияют на всю мировую экономику, в том числе и нашу, которая тесно интегрирована с мировой.

К таким мегатрендам относятся:

 

  1. Глобализация. Мы живем в глобальном мире. Границ больше нет. Разные экономики, культуры, бизнесы переплетаются все более тесно. С усилением роли Интернета и социальных сетей границы стали более условными.

 

  1. Глобальное изменение климата, в результате чего происходит активное таяние льда в Арктике, становятся доступными для вовлечения в промышленное освоение гигантские природные ресурсы, скрытые в недрах Ледовитого океана.

 

  1. Технологический прогресс, следствием которого стало появление значительного числа электронных устройств, которые не только упрощают, но и в ряде случаев заменяют труд человека. Доступ к информации, увеличение объемов и скорость ее распространения через сеть Интернет уже никого не удивляют. Революцию переживают технологии обучения, передачи и управления знаниями.

 

  1. Сетевая экономика, отличительной особенностью которой является появление глобальной конкуренции, при которой не имеют значения место производства, устоявшиеся связи и т.д., но важными являются уникальность продукта, качество, уровень сервиса, бренд.

 

  1. Смещение центров экономического роста на Восток, и формирование новых путей движения товарных потоков, в том числе через Северный морской путь, вновь формируемый экономический пояс Шелкового пути могут создать для нашей страны в целом и Югры в частности новые возможности развития.

 

  1. Рост благосостояния населения и увеличение неравенства в доходах также формируют спрос на уникальность городской среды, где найдется место каждому по его потребностям и возможностям.

 

  1. Поиск и разработка альтернативных источников энергии.

 

  1. Эскапизм или дауншифтинг. В том или ином виде это уход людей от реальности.

 

  1. Усиление чувства одиночества.

 

И так далее.

 

Вместе с тем, на уровне Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и городов Югры на протяжении длительного периода времени формировались диспропорции развития и проблемные вопросы, которые требуют разрешения и ждут своего часа.

Изменения, которые повлекут за собой разрешение указанных проблемных вопросов также могут оказать влияние на социально-экономическое развитие городов Югры.

Факторы, обусловливающие такие изменения можно отнести к региональным трендам. Система таких трендов определена в документах стратегического и территориального планирования.

На уровне Ханты-Мансийского автономного округа – Югры это Схема территориального планирования и Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденные Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры[3].

На уровне городов это Стратегии социально-экономического развития муниципальных образований и Генеральные планы муниципальных образований.

В таких документах, которые обычно взаимоувязаны на федеральном, региональном и муниципальном уровне обозначены основные векторы развития.

Важной государственной задачей является создание новой инфраструктуры, способной оказывать мощное влияние на развитие других социально-экономических процессов.

Так, например, действующей Стратегией социально-экономического развития Югры до 2020 года и на период до 2030 года в сфере транспортной инфраструктуры определено активное развитие транспортных магистралей:

- северный широтный коридор: " Пермь - Ивдель - Ханты-Мансийск - Томск", входящий в состав маршрута федерального значения " Северо-Запад - Сибирь" (Санкт-Петербург - Котлас - Сыктывкар - Пермь - Ханты-Мансийск - Томск);

- автомобильная дорога " Тюмень - Сургут - Новый Уренгой - Надым - Салехард" (с перспективой развития в Казахстан и вхождения в транспортную сеть Азии);
- транспортный коридор " Урал Промышленный - Урал Полярный", проходящий вдоль восточного склона Урала;

- магистральная автомобильная дорога " Тюмень - Урай - Советский - Нягань - Белоярский - Надым");

- строительство мостовых переходов через реку Обь в районе Сургута и пгт. Октябрьское.

- строительство железнодорожных путей по направлению: Полуночная – Обская, Салым - г. Ханты-Мансийск - Приобье, Нижневартовск - Усть-Улимск.

 

Также указанной Стратегией социально-экономического развития Югры до 2020 года и на период до 2030 года предусмотрено формирование зон территориального развития и территориально-отраслевых кластеров (нефтегазодобывающего; нефтегазоперерабатывающего; лесопромышленного; горнопромышленного; научно-инновационного; туристско-рекреационного; медицинского; агропромышленного).

Реализация указанных мероприятий безусловно повлияет на изменение облика тех городов Югры, которые окажутся в центре преобразований.

При этом серьезным региональным трендом, относящимся к факторам риска, является истощение ресурсной базы углеводородов Западной Сибири и как следствие снижение доли производства и транспортировки нефти и газового конденсата в структуре валового регионального продукта региона.

Важно: при анализе макросреды и выявлении трендов выявлять необходимо только события/тренды, которые могут существенным образом повлиять на развитие городов Югры и изменение в поведении, стиле жизни, предпочтениях югорчан.

Задача второго этапа – разработать стратегические ориентиры, создать образ города будущего Югры на основе результатов первого этапа, определить ключевую идею (концепцию) городского развития.

Образ «города будущего 2050» для каждого конкурсанта свой, он обусловлен полученным опытом, взглядами и убеждениями человека. Для одних это будет «зеленый город», где основной акцент будет сделан на чистоте улиц и дворов, преобладании общественного транспорта, новых способах сбора, сортировки и удаления мусора и бытовых отходов, создании новых рекреационных зон. Для вторых город будущего это «интеллектуальный город», где все подчинено идее функциональности и сокращения временных затрат за счет оптимизации окружающего пространства и автоматизации многих повседневных функций. Для третьих город будущего это «эстетичный город», где большое внимание уделено изящности архитектурных форм зданий и сооружений, эстетике жизненного пространства, большому количеству концептуальных малых архитектурных форм. Для четвертых город будущего это «космический город», в котором преобладают сюжеты «Пятого элемента», «Матрицы» или «Обитаемого острова». Для пятых город будущего это комбинация из всего вышеперечисленного с добавлением своих идей.

Ключевыми идеями городского развития могут быть, например:

Город «Сибирского долголетия» (акцент на экологии и здоровом образе жизни);

«Зеленый город» (акцент на идее повышения качества рекреационных пространств города за счет насыщения их разнообразными функциями для разных категорий граждан).

«Умный город» (акцент на технологичности и эргономике).

«Доступный город» (акцент на идее децентрализации функций с целью предоставления равного доступа ко всем городским благам. Развитие общественных центров в разных районах города позволит устранить дисбаланс в распределении функций на территории города).

«Семейный город» (акцент на создание комфортной семейной жизни с детьми).

Конкурсантам предлагается сформулировать свою ключевую идею городского развития, либо воспользоваться предложенными (их комбинацией). Идея городского развития должна получить отражение в конкурсной работе.

Задача третьего этапа – оценка настоящего из будущего.

На втором этапе мы определили пункт В, нарисовали картинку, идеальный образ города будущего, город-мечту. Мы при этом он не учитывает текущего состояния города, пункта А из которого необходимо начать движение в направлении намеченной цели.

Жизнь человека – это череда биологических циклов. Периоды активности сменяются периодами отдыха и восстановления сил.

Среднестатистический югорчанин:

1. Работает (учится);

2. Передвигается;

3. Отдыхает активно (проводит досуг);

4. Отдыхает пассивно (спит).

Вся жизнедеятельность человека протекает в определенной экологической среде.

 

 

 

Комфорт проживания человека в значительной степени зависит от качества каждой из сред его жизнедеятельности. Нельзя говорить о комфорте, если нет источника заработка, нет мест в детском саду или школе для детей, нет возможностей для активного досуга и если все это сопровождается пробками на дорогах.

Наличие собственного комфортного жилья также способно повысить качество жизни человека. Если смотреть на жилье как на место, где человек отдыхает пассивно, то есть спит и проводит досуг в пределах своего жилого помещения, то мы значительно сужаем тот спектр возможностей, который может быть получен, если раздвинуть рамки обычного восприятия.

Чем ниже требования человека к своему жилью, тем выше его требования к той среде, полномочия и ответственность за развитие которой лежат на городских властях.

Современные жилищные продукты представляют собой не просто квадратные метры. Их важной составляющей является жилое пространство, в котором человек может проводить досуг, то есть отдыхать активно. В данном случае под жилым пространством понимается благоустройство придомовой территории, удобство внутриквартальных проездов, наличие рекреационных зон и нежилых помещений различного назначения (кафе, рестораны, фитнес-клубы, кружки, секции, магазины и т.п.).

Жильцы, потребности которых полностью или преимущественно удовлетворяются за счет продуманной жилой инфраструктуры меньше и реже выезжают за пределы своих жилых комплексов и как следствие снижают нагрузку на транспортную инфраструктуру, разгружают транспортные потоки.

Таким образом качественные жилищные продукты позволяют снизить уровень требований горожан к городской среде в целом и в этом отношении сотрудничество застройщиков и местных властей имеет большой потенциал, а конкурсная работа должна охватить все значимые направления (элементы) городского развития и не ограничиться лишь жилым пространством.

 

На третьем этапе выполнения работы предлагается сделать SWOT-анализ городской среды (анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз), охарактеризовав таким образом его текущее положение по каждому из следующих направлений городского развития:

  1. Люди (формирование «инфраструктуры для общения» жителей и построение бесконфликтной социальной среды);
  2. Городская среда (нормативы в сфере градостроительства, снос ветхого и аварийного жилья, развитие застроенных территорий, коммунальная инфраструктура);
  3. Социально-экономическое положение (ситуация в сфере производства, торговли, услуг в сфере образования и здравоохранения, ЖКУ);
  4. Активность (объекты культуры, спорта, рекреационные зоны, пешеходные маршруты, велосипедные дорожки, центры притяжения);
  5. Мобильность (транспорт и дорожная инфраструктура);
  6. Экология (воздух, вода, обращение с бытовыми отходами и иными отходами производства и потребления).

При этом SWOT-анализ делается из будущего (точки В), то есть сильные и слабые стороны, возможности и угрозы должны определяться с учетом анализа контекста и исходя из определенной на втором этапе системы стратегических ориентиров.

Задача четвертого этапа – разработка предложений/рекомендаций.

При разработке предложений/рекомендаций конкурсантам предлагается использовать такой инструмент стратегического менеджмента как SWOT-синтез, предусматривающий скрещивание полученных на третьем этапе факторов (сильных сторон и возможностей, сильных сторон и угроз, а также слабых сторон и возможностей, слабых сторон и угроз) и получение их комбинаций.

По результатам SWOT-синтеза могут быть определены мероприятия:

1) по использованию возможностей путем задействования и развития сильных сторон;

2) по усилению слабых сторон на основе использования возможностей;

3) по выявлению и нейтрализации угроз путем задействования и развития сильных сторон;

4) по выявлению и нейтрализации угроз путем усиления слабых сторон.

Результатом данного этапа должны стать рекомендуемые действия (стратегия) в отношении каждого из направлений городского развития:

  1. Стратегия локальных сообществ (в отношении направления «Люди»)
  2. Пространственная стратегия (в отношении направления «Городская среда»);
  3. Стратегия социально-экономического роста (в отношении направления «Экономика»);
  4. Стратегия формирования центров притяжения (в отношении направления «Активность»);
  5. Транспортная стратегия (в отношении направления «Мобильность»);
  6. Экологическая стратегия (в отношении направления «Экология»).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.