Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иером. Петр (Серегин)

Бойся плохих привычек больше, нежели врагов

прп. Исаак Сириянин

«Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!

Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих»

Откр. 3: 15-16)

Иером. Петр (Серегин)

 

№ 30. От чего зависят красота и сила жизни?

От собранности и напряженности воли зависит вся жизнь: ее красота и сила.

Теплохладность есть медленная смерть.

№372. Плоды лености духовной (Черты современного подвижничества).

Главная причина нашей духовной " теплохладности" и духовной слабости по видимому заключается в том, что все религиозные переживания (молитву, богомыслие, чтение) мы не доводим до должной глубины в нашем сердце; они идут почти наряду с обыденными текущими впечатлениями и переживаниями дня. Мы не дали полной работы чувству нашего сердца, оно у нас " спит". Часто спит в лености. На словах называя себя рабами Божиими, сердцем нашим не чувствуя ни преданности, ни усердия, ни страха в той мере (т.е. на всю глубину нашего сердца), в какой это подобало бы перед Творцом нашим и Спасителем. Надо искать, создавать сердце " люботрудное". А не оказывать Богу и Его святыням должного почитания - значит иметь для себя (в своих глазах) Его без чести, т.е. бесчестим Бога, Который по существу есть " Огнь попаляющий". Таким образом, наша теплохладность является для нас очень грозным, ужасающим показателем духовного разложения.

И поэтому же Господь сказал тем, который ни тепл, ни горяч: " Я выплюну его из Уст Моих", т.е. отрину с отвращением.

№ 1683. Теплохладность.

Когда человек воздерживается от тяжких и явных грехов и не проявляет ревности и трудов по благочестии к исполнению заповедей Божиих, тогда в нем образуется это отвергаемое Богом состояние - самодовольства и теплохладности.

Состояние это происходит от душевной лености, которая отчуждает человека от духовной жизни, т.к. духовная жизнь не может развиваться в человеке без труда во славу Божию: “Царствие Божие приобретается только усилием, трудом”. Без труда нет жизни. Эта мертвящая теплохладность приходит в человека от лености и небрежения, и прежде всего выражается отсутствием молитвы.

 

2. О, если бы ты был холоден или горяч (https://www.pravoslavie.ru/56791.html)

...Постепенно, с опытом христианской жизни, мы все более осознаем ценность «царского пути» - соблюдения умеренности в «подвигах», естественной, без надрыва жизни во Христе. Только, увы, даже в умеренности легко бывает впасть в крайность.

Году на… на каком-нибудь нашего воцерковления мы наконец-то понимаем, что «правило для человека, а не человек для правила» - и с похвальной умеренностью устанавливаем себе вечернее правило в один земной поклон во всю кровать.

Профилактика тщеславия, гордой прелести и вообще – настоящий, духовный подход к христианству!

Осознав, методом проб и ошибок, что бесполезно и даже вредно мирянину пытаться жить по монастырскому уставу, легко прийти в иную крайность, пренебрегая уставом вообще. Здорово, когда человек понимает, что его спасение не в точно отмерянном числе поклонов, а в любви к Богу и ближним. Вопрос лишь в том, насколько живуча бездейственная любовь. Есть в слишком простом христианстве проблема, на мысль о ней навели наблюдения за детьми.

... стараниями родителей, бабушек и друзей семьи всевозможные куклы-пупсы-мишки-зайки занимают несколько коробок. И очень заметно, что степень привязанности к той или иной игрушке весьма не велика. Сегодня в фаворе зайка, завтра пупс, а послезавтра оба валяются под кроватью. Между тем, те, кто постарше, порой и во взрослом возрасте помнят одну-единственную детскую куклу. Это я не к тому, что счастье – в голодном детстве времен дефицита, а к тому, что слишком мало ценится то, что легко дается.

Другая опасность слишком широкого толкования слов апостола Павла «все мне позволено, но ничто не должно обладать мной» - это замутнение представления о Боге как Спасителе. Часто именно попытки в чем-то себя ограничить дают понять, насколько ты не в состоянии потерпеть и малого стеснения, насколько «без Бога не до порога». Есть, конечно, и всевозможные смиряющие жизненные обстоятельства: накричишь на домашних, например, и также придешь к выводу о собственной ограниченности. Проблема лишь в том, что чаще приятней нам вывод об их ограниченности.

... Главное...в нашем христианстве радости о Господе Воскресшем не терять сердечной трагедии, помнить о Господе, нашими грехами распинаемом. А это сложно.

Еще очень сложно помнить о том, что «царский путь» - это лишь предохранитель от прелести и тщеславия, от фарисейства. Если в нас нет горения первых христиан – это не значит, что истовость нынче совсем ни к чему. Она ни к чему нам, чтобы не загордиться. А не чтобы свысока посматривать на чужую «ревность не по разуму».

...мы в своих оценочных суждениях часто рискуем впасть лишь в новый вид фарисейства: «Несьм якоже прочие… ханжи, обрядоверы, неофиты, или как вон тот неразумный. Не бью поклоны, помню о Боге за экраном компьютера, а не тупо вычитываю правило, не подаю напоказ нищим. И вообще не подаю. Ибо начитан и знаю, что «милостыня да запотеет в руках твоих, прежде, чем ты узнаешь, кому даешь». Аминь».

Не обнаружить бы однажды, что наш пост-неофитский «царский путь» - лишь теплохладность, о которой сказаны страшные слова Откровения: «О, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих».

3. Что такое теплохладность?

Теплохладность – духовное равнодушие, расслабленность; пассивность в духовной борьбе при внешней церковности. Противоположностью теплохладности является ревность.

Это «стояние между добром и злом, между жизнью безбожного мира и жизнью в истинной вере, между святостью и грехом, между Христом и сатаною» (Феофан Затворник, свт.)

«Кто не торопится сделать добро, тот его не сделает. Добро требует горячности, теплохладные не сотворят добра» (Иоанн Шаховской, архиеп.)

«Теплохладность в духовной жизни невозможна» (Андрей Лоргус, священник).

Мы живем в период Лаодикийской церкви, о которой Бог говорит так: «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3: 15-16). Славянский текст еще сильней выражает отвращение Господа к их духовному состоянию: там сказано не: «извергну», а: «изблюю тебя». Кажется, только в одном еще месте Писания («бысте ми в сытость», Исайя, гл. 1) столь откровенным антропоморфизмом обличает Бог нравственную порчу верующих. Поэтому каждому из нас нужно помнить следующую фразу Апокалипсиса: «Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3: 17).

«…Люди постоянно тщатся сочетать небо и ад. Они считают, что на самом деле нет неизбежного выбора и, если хватит ума, терпения, а главное – времени, можно как-то совместить и то, и это, приладить их друг к другу» (Клайв Льюис).

Теплохладность, неопределенность – явление печальное. Сын Божий, Иисус Христос… не был «да» и «нет», но в Нем было «да» (2Кор.1: 19). Огонь, – огонь пламенной веры и ярких определенных убеждений, пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! (Лк.12: 49) (Иларион (Троицкий)

Теплохладность в вере – малая ревность (или полное отсутствие ее) к богообщению и духовной жизни во всех ее проявлениях. Действительно, человек равнодушный к вере под влиянием жизненных обстоятельств и благодати Божией, может покаяться и радикально измениться. Теплохладный же, будет духовно тлеть всю свою жизнь и вряд ли когда приложится к Богу всем сердцем.

По отношению к храмовому богослужению проявляется в редком, нерегулярном участии в общественном богослужении, в рассеянности или разговорах во время службы, хождении по храму, отвлечении других от молитвы своими просьбами или замечаниями. А также, в опоздании к началу богослужения.

В отношении к таинству Покаяния грех теплохладности, проявляется в редких исповедях, проходящих без должной подготовки, в предпочтении общей исповеди личной, в отсутствии желания познать свою глубочайшую греховность, в несокрушенном и несмиренном душевном расположении (Алексий Мороз)

Особый вид духовного отступничества, когда человек, внешне соблюдая постановления и обряды Церкви, одновременно остается чуждым Богу. Теплохладность – это христианство без Живого Христа, это желание откупиться от Бога внешними делами, например исполнением определенных правил и ритуалов, пожертвованиями в пользу бедных и даже храмостроительством; это попытка примирить в сердце своем Христа с миром, ненавидящим Его; это уния между религией Христа и учением князя преисподней; это попытка создать комфортное христианство и сделать саму веру гарантом земного благополучия…

Теплохладность – это постоянные компромиссы, постоянные соглашательства, это перманентное предательство Христа в своем сердце…

Холодность – это духовное невежество, отчужденность от Бога, незнание Бога и даже вражда против Него, но она легче переходит в веру, чем теплохладность. На Кресте покаялся разбойник, а не фарисей. Тот, кто холоден, может почувствовать и понять тяжесть своего состояния и потянуться к Богу, как замерзающий в зимнюю стужу – к огню. А теплохладный ничего не ищет, он доволен собой; он считает себя «сознательным» христианином без фанатизма. Во время молитвы он, подобно фарисею, вспоминает свои заслуги и перечисляет их в уме пред Богом…

Теплохладные обычно отличаются равнодушием и безразличием к учению Церкви и вопросам веры. У теплохладного человека притуплена духовная интуиция, он внутренне не может отличить ложь от правды, как определяют пищу на вкус. Догматическая чистота его не интересует, ереси его не волнуют, его сердце не устремлено к будущей жизни, и он мало думает о ней. Для него религия – это земное благополучие, элементами которого являются нравственность и эстетизм. Такой человек, даже будучи сам безнравственным, внешне поддерживает нравственность, считая, что без нее не могут существовать ни Церковь, ни семья, ни государство. Совесть его мало тревожит; люди таких, как он, редко порицают; он может заниматься благотворительной деятельностью, строить и украшать храмы и в то же время самое главное – свое сердце – скрывать от Бога, подобно тому как раб в притче зарыл полученный талант в землю (Мф.25: 18)…

Теплохладность стала свойством многих христиан. Они умерщвляют свое сердце страстями, с которыми не желают бороться, оправдываясь тем, что это их личное дело, не причиняющее никому вреда. Их душа пропитана, как губка влагой, зловонием гнусных образов и картин греха, с которыми они не могут расстаться, как пойманная рыба с крючком. Они развращены душой, но не понимают этого; более того, они считают, что такая жизнь «соответствует эталону современного человека», и хотят быть или казаться «на уровне» современной цивилизации и культуры, а что это за «культура» и куда она ведет – это их мало интересует. Они участвуют в церковных таинствах скорее по традиции, исповедуются, не имея решимости переменить свою жизнь, причащаются, не задумываясь о том, что принимают огонь, который оживотворяет кающихся и опаляет гордых и самодовольных. Христианство становится для них религией не духа, а плоти… (Архим. Рафаил (Карелин)

 

4. Из книги Н.Е. Пестова " Современная практика православного благочестия"

Вот что писал епископ Феофан Затворник одной девушке: «Из вас может выйти ни то, ни сё — ни духовная, ни мирская, ни христианка, ни язычница. Это будет, когда вы, храня благочестивые порядки, в которых выросли, не будете однако блюсти сердца своего от сочувствия к порядкам светской жизни. Я разумею сочувствие, а не участие, которое бывает иногда необходимо. Что же вам за это будет? То же, что присудил уже Господь Ангелу Лаодикийской Церкви: «Извергну тебя из уст Моих» (Апок. 3, 16). Надо быть горящей к Богу и всему божественному и холодною ко всему светскому и мирскому».

И действительно, Священное Писание предупреждает о невозможности для христианина срединного состояния в мире — между добром и злом, между жизнью в истинной вере и жизнью безбожного мира, между святостью и грехом, между Христом и сатаною. Нельзя остановиться на программе маленькой обывательской жизни с максимумом развлечений и минимумом духовной жизни.

«Никто не восходил на небо, живя прохладно», — говорит прп. Исаак Сириянин.

Господь говорит нам: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9, 62). «Кто не несет креста своего и не идет за Мною, не может быть Моим учеником» (Лк. 14, 27). Итак, одна вера во Христа, без несения «своего креста» еще не спасет человека, вот и тогда он даже не может считаться христианином.

Об отвержении мира ради любви к Богу говорят нам и апостолы Христовы: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей; ибо все, что в мире — похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего», — пишет апостол Иоанн (1 Ин. 2, 15-16).

Между тем мы склонны поддаваться влиянию среды и окружающего общества, которое уводит нас от Бога и завлекает ко греху. Об этом так пишет еп. Антоний Храповицкий: «Человек, добровольно поддающийся общему течению, а таких большинство, меняется по возрастам жизни, по временам календарного года, наконец, по часам дня. В воскресенье утром он — молящийся христианин, в послеобеденное время — светский сплетник, вечером в театре — непринужденный поклонник искусства, а после театра — нередко грубый циник».

Как много из христиан причастны к слабости — в какой-то мере растворяться в окружающей среде, которая так часто бывает греховной и порочной. И тот, кто считает возможным какой-то компромисс между «широким путем» мирской жизни и «узким путем» жизни во Христе, тот не знает Его учения, не понял Евангелия, не понял Христа. А в Евангелии Господь говорит: «Огонь пришел Я низвесть на землю и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» (Лк. 12, 49).

Огонь — это символ святости, символ преображения и очищения. И тот, кто во Христе, тот в огне, тот должен гореть духом: «Духом пламенейте, Господу служите», — призывает апостол Павел.

Как пишет архиепископ Иоанн Шаховской: «Кто не торопится сделать добро, тот его не сделает. Добро требует горячности, теплохладные не сотворят добра. Безчувствие и равнодушие хотят связать нас по рукам и ногам, прежде, нежели мы подумаем о добре. Добро могут сделать только пламенные, искренние, горячие. Истинно добрым может быть только молниеносно добрый человек. И чем дальше идет жизнь, тем более молниеносности нужно человеку для добра. Эта молниеносность есть выражение духовной силы и светлой веры».

Посмотрим на прославленных Церковью святых из тех, кто уже удостоился Царствия Божия. Можно ли встретить у них теплохладность? Не характерной ли чертой для всех них является горение духом и подвиг во Христе? Пусть эти подвиги различны у святых, но они есть у всех без исключения. У одних это мученичество за Христа, у других — преподобных — добровольный подвиг в молитве, посте и уединении, у третьих, живущих в миру, — подвиги милосердия.

Господь говорит: «Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лк. 16, 16). Поэтому, где не будет усилий, там невозможно достигнуть Царствия Божия. Отсюда и стадо истинных — горящих духом учеников Христовых было, есть и будет лишь «малое стадо» (Лк. 12, 32). И далеко не все те, кто считает себя верующими христианами, будут удостоены Царствия Небесного. Господь предупреждает: «Не всякий, говорящий Мне: Господи, Господи, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного».

Бог требует всего человека, всего его сердца, исполнения всех Его заповедей, ибо «кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царствии Небесном» (Мф. 5, 19).

Итак, горение духа и подвиг во Христе, «несение креста» (Лк. 14, 27) необходимо каждому, кто хочет быть достойным Царствия Небесного.

Господь не терпит теплохладности и предупреждает христиан: «Ты ни холоден, ни горяч. Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды, а не знаешь, что несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное» (Апок. 3, 16-18).

Существует мудрая народная поговорка: «Человек сам кузнец своего счастья». И когда к преподобному Антонию Великому пришел один монах, у которого не хватало ревности для своего спасения, и просил помолиться о нем, тот ответил: «Ни я, ни Бог не сжалятся над тобой, если ты не будешь заботиться сам о себе и молиться Богу».

Однако и при нашей немощи и слабости не надо отчаиваться и сомневаться в возможности достижения Царства Небесного. Господь Всемогущий и Милостивый слышит всякую молитву и простирает руку помощи всякому, как простер некогда утопающему апостолу Петру.

Будем помнить также, что жизнь всякого человека всегда исполнена бед, скорбей, печалей и трудностей — всякому человеку неизбежно нести тяжесть и бремя земной жизни. Но самое легкое из них — это «иго Христово». И не только легко оно, но с помощью Божией оно радостно для сердца, дает свет очам и мир душе. Кто пойдет за Христом, тот на опыте узнает истинность обетовании Христа — «Возьмите иго Мое на себя, научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29).

Враг о том только и старается, чтобы погасить веру в сердце и привести в забвение все истины Христианства. Оттого мы видим людей, которые только по одному имени христиане, а по делам- совершенные язычники" (Св. Иоанн Кронштадтский)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психолого-педагогические условия применения наглядных и технических средств обучения | Тревожность, с которой мы не можем расстаться




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.