Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности стратегического управления






Возможности стратегического управления не безграничны. Суще­ствует ряд ограничений на использование стратегического управ­ления, которые указывают на то, что и этот тип управления, равно как и все другие, не универсален для любых ситуаций и любых задач.

Во-первых, стратегическое управление уже в силу своей сущ­ности не дает, да и не может дать точной и детальной картины будущего.

Во-вторых, стратегическое управление не может быть сведено к набору рутинных правил, процедур и схем. У него нет теории, кото­рая предписывает, что и как делать при решении определенных задач или же в определенных ситуациях. Стратегическое управление — это скорее определенная философия или идеология бизнеса и менеджмента.

В-третьих, требуются огромные усилия и большие затраты вре­мени и ресурсов для того, чтобы в организации начал осущест­вляться процесс стратегического управления.

В-четвертых, резко усиливаются негативные последствия оши­бок стратегического предвидения

В-пятых, при осуществлении стратегического управления зачас­тую основной упор делается на стратегическое планирование. Од­нако этого совершенно недостаточно, так как стратегический план не обеспечивает его обязательного успешного выполнения. На самом деле важнейшей составляющей стратегического управления является реализация стратегического плана. А это предполагает в первую очередь создание организационной культуры, позволяю­щей реализовать стратегию, создание систем мотивирования и ор­ганизации труда, создание определенной гибкости в организации и т.п.

Стратегическое управление можно рассматривать как динамичес­кую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процес­сов. Эти процессы логически вытекают (или следуют) один из дру­гого. Однако существует устойчивая обратная связь и соответст­венно обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. В этом заключена важная особенность структуры стратегического управления. Схематически структура стратегичес­кого управления изображена на рис. 1.

Рис. 1. Структура стратегического управления

Планирование деятельности предприятия

Планирование – это способ осуществления действий, основанных на сознательных, волевых решениях субъектов микроэкономики; механизм, который заменяет цены и рынок.

В микроэкономике можно выделить две формы планирования:

1) планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы;

2) планирование хозяйственных отношений.

Преимущества планирования деятельности фирмы таковы:

– предварительная подготовка к использованию будущих благоприятных условий;

– выявление и решение возникающих проблем;

– подготовка фирмы к неожиданным изменениям во внешней среде;

– стимуляция персонала фирмы к реализации решений в дальнейшей работе;

– улучшение координации действий в организации;

– создание предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;

– увеличение возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;

– возможность более рационального распределения ресурсов;

– четкое определение обязанностей и ответственности участников фирм;

Горизонт планирования. В зависимости от того, какой горизонт (период) времени охватывают планы, составленные организацией, планирование разделяют на 3 вида:

1) долгосрочное планирование;

2) среднесрочное планирование;

3) краткосрочное планирование.

Стратегическое планирование – комплекс действий, включающий исследование внешней и внутренней среды организации, определение возможных вариантов стратегии, составление стратегического плана. Стратегия – обобщенная модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов фирмы. Разработать стратегию фирмы – значит определить общие направления ее деятельности.

Долгосрочное планирование обычно охватывает длительные периоды времени – от 10 до 25 лет. Одно время долгосрочное планирование отождествлялось со стратегическим, но теперь эти два понятия существуют отдельно. Стратегическое планирование по своему содержанию гораздо сложнее долгосрочного, т.е. стратегический план – это не просто функция времени.

Среднесрочное планирование конкретизирует ориентиры, определенные долгосрочным планом, бывает рассчитано на более короткий период. До недавнего времени горизонт среднесрочного плана равнялся 5 годам. Однако непредвиденный характер и скорость изменения внешней среды заставили многие фирмы сократить протяженность своих планов с 5 до 3 лет, соответственно 5-летние планы перешли в разряд долгосрочных.

Краткосрочное планирование – это разработка планов на 1-2 года (обычно краткосрочные планы – это годичные планы), краткосрочные планы включают в себя конкретные способы использования ресурсов организации, необходимых для достижения целей, определенных в более длительных планах. Содержание краткосрочных планов детализируется по кварталам и месяцам.

Все три типа планирования должны увязываться между собой и не противоречить друг другу.

Результатом процесса планирования является система планов.

План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода.

План – это набор инструкций для менеджеров, описывающих задачи каждого организационного подразделения в процессе достижения целей фирмы.

Процесс планирования сложен и разнообразен. Этим определяется комплексный характер системы планов, которую можно разделить на следующие элементы:

1. Стратегический план, или генеральный план, (часто составляется на 5 лет вперед) и тактические планы (среднесрочные), составленные в продолжении стратегического плана.

2. Стратегический план и тактический план отдельных деловых единиц, входящих в состав фирмы.

3. Оперативные планы организации:

а) общефирменные планы текущей деятельности, так называемые “хозяйственные планы”, рассчитываются на один год. С помощью планов текущей деятельности товары и услуги производятся и поставляются на рынок;

б) текущие планы подразделений, в том числе бюджетные, дополняют общефирменные планы текущей деятельности.

4. Помимо планов результатами процесса планирования являются программы (или планы-программы) и проекты.

Стратегический план включает в себя видение и миссию, общие цели, определяющие место организации в будущем, выбранные стратегии действий. Составной частью стратегического плана является политика организации. В стратегический план входят глобальные программы организации.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «стратегическое управление».

2. Какова структура стратегического управления?

3. В чем отличия стратегического управления от оперативного управления?

4. Дайте определение понятию «планирование».

5. Охарактеризуйте – стратегическое, долгосрочное, краткосрочное, среднесрочное планирование.

Рекомендуемая литература

1. Панов А.И. Стратегический менеджмент: Учебное пособие.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002, 240с., стр. 5-11.

2. Родионова В. Н., Федоркова Н.В., Чекменев А.Н. Статегический менеджмент: учебное пособие. –М.: ИНФРА-М, 2002, 91с., стр. 4-16.

3. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник.-5-е изд. Испр. И доп. М.: Дело, 2002.-448с., стр.19-24.

Тема 2






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.