Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История создания нормативных документов по строительству в России

Одной из важнейших проблем строительной отрасли является создание нормативной базы. Особенно это актуально для такой молодой отрасли как производство сухих строительных смесей. В статье приведен зарубежный опыт решения этой проблемы.

Очередная редакция федерального закона № 65 " О техническом регулировании" от 01.05.2007 г. внесла определенные уточнения и несколько упростила процедуру принятия нормативных документов, однако всех проблем в создании стройной системы технического регулирования в стране до конца не решила. Разработка технических регламентов, в связи с рядом сложностей, ведется весьма медленно, а действующие СНиП заметно устарели. Объемы фундаментальных и прикладных исследований в отрасли, имеющих цель обосновать и обновить строительные нормы, сузились катастрофически.

Учитывая сложившуюся сегодня ситуацию, хотелось бы кратко напомнить о существующих в мире системах технического регулирования в строительстве и о возможностях частичного использования зарубежного опыта в отечественной практике.

В настоящее время в мире действует несколько международных систем технического регулирования, конкурирующих в определенной мере между собой за сферы влияния. Наиболее известные из них - это система стандартов Международной организации по стандартизации (ISO), региональные системы Европейского комитета по стандартизации (CEN) и система норм США.

Входящие в эти системы нормативные документы нередко являются плодом деятельности многих международных организаций по строительству, которые создают научно-экспериментальное обоснование международных нормативных документов. Среди них: Международная федерация по конструкционному бетону (FIB), Международное общество по механике грунтов и геотехническому строительству (ISSMGE), Международная ассоциация по сейсмостойкому строительству (IAEE), Международный союз лабораторий и экспертов по стройматериалам, системам и конструкциям (RILEM) и Международная ассоциация по пространственным конструкциям (IASS). В деятельности перечисленных международных организаций по строительству частичное участие по некоторым направлениям принимают специалисты Федерального научно-исследовательского центра " Строительство", в том числе в области технического нормирования. Разработка новых и пересмотр существующих нормативных документов в области строительства немыслимы без широкой экспериментальной проверки закладываемых в них новых положений. В этом смысле польза от участия в международном научно-техническом сотрудничестве совершенно очевидна. Благодаря ей мы можем получать доступ к результатам экспериментальных исследований, от проведения которых мы по большей части вынужденно давно отказались. При этом важно также критическое сравнение путей развития отечественной, мировой и европейской строительной науки, обмен новейшей научно-технической информацией, обсуждение результатов научных исследований и практики их применения в строительстве.

Подготавливаемые вышеперечисленными международными организациями первичные документы являются, по существу, стандартами этих организаций, которые затем, как правило, преобразовываются в стандарты более высокого уровня. Так, например, созданные в 1990 г. рамках FIB " Model Code for Concrete Structures" (" Модельные нормы проектирования конструкций из бетона"), послужили основой для разработки уже в рамках CEN европейского стандарта EN 1992 (Еврокод 2 " Железобетонные конструкции") и т.д.

Как же действуют международные системы технического регулирования? Начнем с глобальной системы стандартов ISO. Эта организация занимается разработкой стандартов во многих областях (их около 100),

перечень которых можно найти на сайте организации www.iso.ch.

В состав ISO входит 1 56 стран. Россию в ISO представляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование). Высшим органом ISO является Генеральная ассамблея, а практической работой руководят Совет ISO и Генеральный секретариат. Разработка стандартов является весьма дорогостоящей задачей. Поэтому бюджет организации достигает порядка 188 млн швейцарских франков, из которых 62% покрывается за счет членских взносов стран-членов организации, а 38% - за счет продажи стандартов и других публикаций, что обеспечивает ей почти полную финансовую независимость.

Об объемах работ ISO по стандартизации говорят такие цифры: в недрах организации было создано 16500 международных стандартов, ежегодно публикуется около 1 250 новых стандартов. Можно упомянуть также, что в течение 2006 г. в ISO был создан 41 стандарт строительного направления, а всего их действует в настоящее время 311. Каталог стандартов ISO можно найти на сайте www.iso.org.

Разработкой стандартов занимается 1 92 технических комитета, из которых 1 5 занимаются строительной тематикой. В ISO, при разработке и принятии стандартов придерживаются следующих принципов: соблюдение интересов промышленности и потребителей, соблюдение консенсуса и добровольности применения стандартов.

Создание стандартов ISO строго регламентировано и включает прохождение трех обязательных этапов:

1. Инициатором создания международного стандарта обычно является какой-либо сектор промышленности, который представляет разработанную им первую редакцию проекта стандарта. Эта редакция проекта доводится до сведения руководства ISO через национального представителя в организации. При признании такой необходимости в ISO создается рабочая группа при соответствующем техническом комитете, куда включаются технические эксперты и из других заинтересованных стран-членов ISO.

2. На этом этапе идёт согласование технических параметров и требований проекта стандарта, причем текст документа формируется на основе достижения консенсуса среди участников процесса. В тексте обязательно указывается срок его пересмотра в зависимости от существа стандарта, причем максимальный срок - 5лет. На этом этапе возможна публикация текста проекта документа.

3. Заключительный этап предусматривает одобрение проекта стандарта (критерием одобрения является поддержка 2/3 членов ISO, активно участвующих в разработке данного стандарта и 75% голосов, участвующих в процессе голосования членов ISO).

Одобренный проект стандарта приобретает юридический статус с момента его опубликования в журнале организации " ISO International Standard".

Следует отметить, что в рамках ISO разрабатываются достаточно значимые для нашей страны нормативные документы, поэтому участие российских специалистов в некоторых из технических комитетов по строительству ISO представляется весьма целесообразным.

Система технического регулирования в строительстве США носит региональный характер, зона её действия - Северная и Южная Америка, хотя её влияние ощущается далеко за пределами американского континента, в т.ч. в странах Юго-Восточной Азии и Тихого океана. Она включает в себя общие нормы проектирования " International Building Code" (IBC), разработчиком которых является " International Code Counsil" (ICC). Членство в ICC открыто для специалистов любых стран, годовой членский взнос $ 1 50, в настоящее время членами ICC являются более 50 тыс. специалистов из разных стран мира, 300 филиалов ICC действуют на территории Америки и в ряде других стран. Нормы IBC служат как бы модельными, образцовыми нормами, они могут использоваться для создания национальных или городских норм США и других стран, пересматриваются каждые 3 года. Так, например, городской совет Нью-Йорка использовал их в качестве основы при создании своих, городских норм, наподобие московских норм (МГСН). Кроме того, ICC издаёт журнал и бюллетень по безопасности строительства " Building Safety Journal" и " Building Safety Bulletin", оказывает платные консультационные услуги в разных областях строительства, в т.ч. по толкованию строительных норм, что также направлено на обеспечение финансовой самостоятельности ICC.

Система включает также различные нормативные документы применительно к отдельным материалам, которые разрабатываются ассоциациями профессионалов в данной области с широким участием специалистов технических университетов США. Например, нормы для проектирования конструкций из бетона " Building Code Requirements for Structural Concrete" созданы Американским институтом бетона (ACI), нормы для проектирования конструкций из стали - " Design Guide 1-21", 2003 - Американским институтом строительства из стали (AISC) и т.д.

Значительную часть системы составляют стандарты на материалы и методы их испытаний, которые разрабатываются одной из старейших организаций мира в области стандартизации - Американским обществом стандартов и испытаний (ASTM), основанным ещё в 1898 г. Членство в ней открыто для любых заинтересованных лиц и организаций при условии уплаты членского взноса. Корпоративное членство в ASTM составляет $400, индивидуальное - $75, причем индивидуальное членство может быть информационным или активным, в любом из комитетов по выбору.

В ASTM работает более 140 комитетов, в которых на добровольной основе задействовано около 40 тыс. квалифицированных специалистов из многих стран мира. Стандарты ASTM также принимаются на основе консенсуса и являются документами добровольного применения. Процедура разработки новых стандартов ASTM во многом сходна с той, что используется при разработке стандартов ISO. Благодаря их высокому авторитету, стандарты ASTM находят весьма широкое применение в мире.

Комплект стандартов ASTM, пересматриваемый ежегодно, включает 77 томов, содержащих более 10 тыс. стандартов. Из них к строительству можно условно отнести 10 томов, содержащих около 1, 5 тыс.

стандартов. Для обеспечения своей финансовой независимости ASTM осуществляет также издание и продажу различных статей, монографий, рекомендаций и журналов, ведёт электронную библиотеку и т.д.

Американский национальный институт стандартов (ANSI) является координатором системы добровольной стандартизации США и осуществляет, главным образом организационную и методическую работу. Разработку стандартов в областях, связанных с национальной безопасностью, (например, атомная энергетика) курирует и частично осуществляет национальный институт стандартов и технологий (NIST), входящий в государственную структуру Министерства торговли США.

Наиболее значимой для нас системой нормативных документов, в силу географи -ческого положения и интенсивности экономических связей, является региональная система стандартов Европейского комитета по стандартизации (CEN), представляющая собой Ассоциацию национальных комитетов по стандартизации стран-членов ЕС и стран-участников ассоциации свободной торговли (EFTA). CEN тесно сотрудничает с Европейским комитетом по стандартизации в области электротехники (CENELEC) и Европейским институтом стандартизации в области телекоммуникаций (ETSI), а также взаимодействует с ISO. Кроме того, в своей работе CEN руководствуется нормативными документами Всемирной торговой организации (WTO).

Высшим органом CEN является Генеральная ассамблея, которая ведает бюджетом и финансами организации, текущее руководство деятельностью CEN осуществляют Административный и Технический советы, которые также состоят из представителей всех национальных членов. Национальные комитеты по стандартизации четырех стран, готовящихся к вступлению в ЕС, входят в состав CEN в качестве аффилированных членов. Ростехрегулирование находится частично на правах партнера CEN (PSB). Права и обязанности партнера CEN регламентируются специальным положением организации, которое предусматривает партнерство для стран-членов ISO, не готовящихся стать членом CEN, но желающих использовать евростандарты в качестве своих национальных стандартов. Партнер имеет право участвовать в работе технических комитетов и продавать национальную версию тех евростандартов, в работе над которыми он принимает участие. При этом партнер обязан оплачивать ежегодные членские взносы, внедрить у себя в стране соответствующий стандарт и аннулировать конфликтующие с ним документы.

Заключение

 

Исполнительная техническая документация, оформляемая при строительстве объектов - это документация, фиксирующая процесс производства строительно-монтажных работ и техническое состояние возводимых зданий и сооружений.

Исполнительная техническая документация должна оформляться на всех этапах возведения здания, сооружения, начиная с геодезической разбивочной основы и кончая приемкой в эксплуатацию. Она предъявляется при приемке объекта в эксплуатацию и используется в процессе эксплуатации.

Исполнительная техническая документация отражает качество построенного объекта. Исполнители работ обязаны в процессе строительства оформлять исполнительную техническую документацию.

Обязательность составления, содержание и формы исполнительной технической документации устанавливаются требованиями большого количества нормативных документов, что вызывает затруднения у линейных инженерно-технических работников. Данное пособие систематизирует эти требования и направлено на оказание практической помощи при оформлении исполнительной технической документации, ведущейся в ходе строительства объекта.

Система нормативных документов в строительстве (далее-система) представляет собой совокупность взаимосвязанных документов, принимаемых компетентными органами исполнительной власти и управления строительством, предприятиями и организациями для применения на всех этапах создания и эксплуатации строительной продукции в целях защиты прав и охраняемых законом интересов ее потребителей, общества и государства.

Нормативный документ – это документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов и доступный широкому кругу потребителей.

Нормативные документы системы подразделяют на государственные федеральные документы, документы субъектов Российской Федерации и производственно-отраслевые документы субъектов хозяйственной деятельности.

Система должна способствовать решению стоящих перед строительством задач и обеспечивать:

· Соответствие строительства своему назначению для жизнедеятельности населения

· Безопасность строительной продукции

· Защиту людей от неблагоприятных воздействий и ЧС

· Надежность и качество строительных конструкций, оснований и инженерного оборудования

· Выполнение экономических требований

Правовой базой стандартизации и нормирования в строительстве является законодательство Российской Федерации, определяющее взаимоотношения участников инвестиционной деятельности, их права, обязанности и ответственность за качество продукции и услуг. Строительные нормы, правила и стандарты являются одним из средств межотраслевого регулирования и управления при проектировании и строительстве в целях реализации требований законодательства.

Список использованной литературы

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ) База нормативной документации: www.complexdoc.ru 569

2. Основы нормативной базы в строительстве. С. А. Синенко, С. А. Мамочкин, Б. В. Жадановский, 2016г.

3. ТСН 12-316-2002 Санкт-Петербург. Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов недвижимости.

4. Хаметов ТИ. Геодезическое обеспечение проектирования, строительства и эксплуатации зданий, сооружений. - М.: Изд-во Ассоциации строительных вузов, 2000, 200 с.

5. СНиП 10-01-94 – Система нормативных документов в строительстве. Основные положения.

6. ГОСТ Р 1.0-92 " Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения".

7. https://www.skonline.ru/digest/682.html? page=1

8. https://www.def.nsk.su/quality/quality.php

9. https://www.google.ru/url

10. СП 48.13330.2011Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ;

11. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

12. ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения. Постановление Госстандарта России от 08.10.2002 N 366-ст;

13. ГОСТ Р 1.9-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения. Приказ Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 157-ст;

14. ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения. Приказ Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 154-ст;

15. ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения. Приказ Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 159-ст;

16. ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения. Приказ Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 152-ст;

17. ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены. Приказ Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 153-ст;

18. ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения. Приказ Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 155-ст;

19. ГОСТ Р 1.8-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения. Приказ Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 156-ст;

20. И.М. Лифиц «Основы стандартизации, метрологии и сертификации». Москва 2000г;

21. А.Н. Брянский «Основы метрологии» 1997г;

22. А.Д. Никифоров, Т.А. Бакиев «Метрология, стандартизация и сертификация» Высшая школа, Москва 2002г;

23. Г.Д. Крылова «Основы стандартизации, сертификации, метрологии». Москва 2000г;

24. А.М. Сергеев «Метрология», Москва, Логос 2000г;

25. Басаков М.И. Делопроизводство: М, 2004;

26. Ватолина М.В. Организация работы с документами Р-на-Д., 2004;

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Творческое задание по теме.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.