Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






З а к л ю ч е н и е






на вопросы, предлагаемые для вынесения на референдум Республики Алтай Советом регионального отделения в
Республике Алтай Политической партии «Партия народной свободы»
(ПАРНАС)

 

Государственно-правовым управлением Аппарата Государственного Собрания — Эл Курултай Республики Алтай рассмотрены материалы Совета Регионального отделения в Республике Алтай Политической партии «Партия народной свободы»
(ПАРНАС) о регистрации инициативной группы по проведению референдума Республики Алтай, направленные в Парламент Республики Алтай Избирательной комиссией Республики Алтай (письмо от 10.03.2016 №131, постановление Избирательно комиссии от 10.03.2016 №147/779). В рамках проверки соответствия вопросов, предлагаемых для вынесения на референдум Республики Алтай Советом Регионального отделения, требованиям законодательства, сообщаем следующее.

1. Вопросы, предлагаемые для вынесения на референдум Республики Алтай, сформулировать следующим образом:

«1. «Согласны ли вы с тем, что в Республике Алтай глава муниципального образования город Горно-Алтайск, главы муниципальных образований районов должны избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании».

«2. Согласны ли вы с тем, что в Республике Алтай, главы муниципальных образований сельских поселений должны избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании».

В соответствии с пунктами 2, 6 и 7 статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федерального закона «67-ФЗ), пунктами 1, 4 и 7 статьи 3 Закона Республики Алтай от 13.01.2005 №7-РЗ «О референдумах в республике Алтай» (далее — Закон Республики Алтай №7-РЗ):

- на референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом;

- вопросы референдума субъекта Российской Федерации не должны противоречить законодательству Российской Федерации;

- вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Вопрос модели выборов муниципальных образований отнесен федеральным законодателем к вопросам совместного ведения (часть 1 статьи 5 Федерального закона от 06. 10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ)).

При этом подпунктом 1 пункта 2 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ урегулированы модели таких выборов: глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избираетсяна муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципалами образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссии по результатам конкурса.

Названными положениями Федерального закона № 131-ФЗ к полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации отнесено принятие регионального закона об определении конкретных моделей выборов глав муниципальных образований.

Таким образом, федеральный законодатель осуществил надлежащее правовое регулирование такого вопроса, как порядок избрания глав муниципальных образований, определив модели порядка избрания и закрепив за законодателем субъекта Российской Федерации полномочия по выбору конкретной модели такого избрания.

В настоящее время на территории Республики Алтай принят и действует Закон Республики Aлтай от 07.10.2014 №58-РЗ «О порядке формирования органов местного самоуправления», регулирующий вышеназванные вопросы.

Указанное означает невозможность вынесения вопроса о порядке избрания глав муниципальных образований на референдума субъекта Российской Федерации в силу противоречия пункту 2 статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ («на референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации или, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом»).

Данный вывод подтверждает правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.09 2013 № 8-АПГ13-2 и др.).

2. Вопросы, предлагаемые для вынесения на референдум Республики Алтай
сформулированы с использованием текстуальной формулы: «Согласны ли вы с -
тем...», которая обращена к гражданам.

Формулировка предлагаемого для вынесения вопроса не предполагает принятие
гражданами какого-либо решения, вопрос сформулирован как консультативный (в
совещательной форме) с просьбой к гражданам выразить свое отношение к одному из
способов выборов глав муниципальных образований. Каким бы ни было
волеизъявление граждан на таком референдуме, оно не приведет к принятию
решения. Наоборот, в случае выражения «согласия» граждан, необходимо будет
принимать ряд других решений, которые прямо или косвенно не следуют из
формулировки вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум.

Между тем, понятие референдума, закрепленное подпунктом 53 статьи 2
Федерального закона № 67-ФЗ, содержит в качестве обязательного признака указание
на то, что референдум - это форма прямого волеизъявления граждан Российской
Федерации в целях принятия решений.

Таким образом, предложенные инициативной группой формулировки вопросов,
предлагаемые для вынесения на референдум, не отвечают требованиям федерального
законодательства.

3. Пункт 7 статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ указывает как на
необходимое условие, чтобы вопрос референдума был сформулирован таким образом,
чтобы исключалась возможность его множественного толкования, а также чтобы
исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме
решения. Голосование граждан на референдуме по вопросам, предлагаемым
инициативной группой, будет означать «согласие» (формулировка вопроса «согласны
ли вы...») на один из способов выборов глав муниципальных образований. Между
тем, ни законодательство о референдуме, ни законодательство о местном
самоуправлении не содержит возможных правовых последствий решения решениярреферендума о согласии граждан на один из способов выборов глав муниципальных
образований. Решение вопроса об определении способа выборов глав муниципальных образований отнесено к полномочиям законодательного (представительного) органа
государственной власти субъекта Российской Федерации. В такой ситуации правовые
последствия принятого на референдуме решения не отвечают критерию определенности, т.е. не являются определенными что противоречит федеральному
законодательству.

На основании изложенного, предлагаемые для вынесения на референдум Республики Алтай формулировки не соответствуют требованиям подпункта 53 статьи 2, пунктов 2, 6 и 7 Федерального закона № 67-ФЗ, 1, 4 и 6 статьи 3 Закона Республики Алтай от 12.01.2005 № 7-РЗ.

 

Начальник Государственно-правового управления О.В. Попова






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.