Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экстраверсия - интроверсия






Содержание

Предисловие

Введение в соционику

Типология Юнга

Открытие соционики

Базис Юнга

Соционическая консультация

Заключение

Литература

 

 

Предисловие

 

Эта книга - первая часть учебного пособия по совсем молодой, пока мало кому известной науке соционике. Науке о структуре человеческой психики, ее влиянии на обмен информацией между людьми. Соционика открывает новые, еще не разработанные подходы к изучению человеческих взаимоотношений во всем их многообразии.

Соционика базируется на трех науках: психологии как науке о психике человека, социологии как науке об отношениях в обществе, и информатике как науке об обмене информацией. В изучение и развитие соционики включились специалисты, пришедшие в нее из разных профессий: математики, физики, специалисты по информатике, филологи, психологи, социологи, педагоги, врачи - всех не перечислить, каждый вносит свой вклад в развитие этой новой науки. Необходимость применения в соционике законов передачи и обработки информации объясняет, почему здесь так много выходцев из технических наук.

В последние годы соционика находит широкое практическое применение, накоплен обширный опыт наблюдений, на научных конференциях и на страницах журналов освещаются результаты исследований, разработаны методики диагностики и консультирования. Все больше психологов, педагогов, управленцев интересуются этой новой наукой, видят эффективность ее при решении практических проблем.

Однако теоретические основы соционики еще недостаточно полно освещены в литературе, доступной широкому кругу читателей. Да и самой такой литературы слишком мало. Книги основательницы соционики Аушры Аугустинавичюте пока остаются доступными лишь специалистам. Практически мгновенно разошлись книги В. В. Гуленко, Р. К. Седых, Е. С. Филатовой и других авторов. Давно назрела необходимость в написании учебника по соционике, где были бы изложены ее теоретические основы, дано научное обоснование, соблюдена историческая последовательность и сохранена преемственность идей от З. Фрейда и К. Г. Юнга до новейших разработок. При написании учебника было принято решение как можно шире цитировать классику соционики, чтобы познакомить читателей с первоисточниками и заинтересовать тех, кто еще не знаком с ними.

В процессе развития и становления соционики сформировалось несколько научных школ и множество клубов любителей соционики. Мы постарались здесь привести точки зрения на соционику представителей разных школ, выделить то общее, что их объединяет. Попутно хочется выразить уверенность в том, что для соционики прошла уже стадия любительства, наступает время ее профессионального применения.

Автор выражает искреннюю благодарность Елене Андреевне Удаловой за существенный вклад в работу над этой книгой. Наши обсуждения и анализ результатов совместной работы, как с фирмами, так и с отдельными заказчиками, позволили сформулировать многие утверждения в том виде, в котором они вошли в эту книгу. Наблюдая и разбирая разные, порой неординарные случаи из нашей практики, мы постигали, как работает соционика в жизни, а не только в теории. Мы совместно составили основные таблицы, вошедшие в эту книгу и представляющие информацию в сжатой и наглядной форме.

Автор благодарит Виктора Прокофьева за его критические замечания, помощь и поддержку, что помогло привести изложение мыслей в доступную и читаемую форму. Огромная благодарность Лине Ивановне Бондаревой за ее скрупулезную редакционную работу.

 

 

Введение в соционику

 

В начале было Слово...

Евангелие от Иоанна 1-1

 

И сейчас, как в Начале Начал, Слово, то есть информация, неразрывно связывает нас со всеми явлениями жизни. На пороге XXI века информация ценится настолько дорого, что ее добывают с большим трудом, платят за нее огромные деньги. Мы уже привыкли обрабатывать информацию в компьютерах, передавать ее по сетям, жить не можем без радио, телевидения, видео. Еще Нострадамус предсказывал, что в наше время люди будут опутаны веревками и канатами, по которым станут обмениваться информацией между собой. Да, мы живем как бы в паутине из проводов, по которым практически постоянно получаем и передаем информацию, но роскошь человеческого общения (по А. де Сент-Экзюпери) так и остается для нас роскошью - высоко ценимой и часто труднодоступной.

Жизненный опыт убеждает нас, что очень редко можно рассчитывать на глубокое понимание со стороны других людей, когда мы хотим поделиться с ними своими мыслями, идеями, переживаниями. Часто и нам бывает трудно понять другого человека. Есть люди, общение с которыми приятно и, несмотря на отсутствие полного взаимопонимания, доставляет удовольствие. С другими же общение тяжело, непонимание раздражает, поток информации, идущий от них, напоминает жужжание навязчивой мухи. Третьи нам безразличны, общение не задевает и не трогает, нет взаимопонимания и нет интереса.

Разобравшись в информационных потоках, идущих от разных людей к нам и от нас к людям, узнав, с кем мы можем посоветоваться в трудную минуту, с кем нам будет приятно отдыхать, а с кем - эффективно работать, мы можем сделать общение более плодотворным, нашу жизнь более емкой и осознанной. Научившись принимать конкретного человека с его достоинствами и недостатками, не завидуя и не раздражаясь, мы сумеем избежать ненужных расстройств и пустых ожиданий.

Изучением способов обмена информацией между людьми занимается соционика - молодая наука, возникшая в 70-х годах нашего века на стыке психологии, социологии и информатики.

Соционика опирается на психоанализ З. Фрейда и на аналитическую психологию К. Г. Юнга. Еще в начале нашего века Фрейд сумел поселить в умах идею, что человеческую психику анализировать можно и нужно. Он ввел в науку представление о том, что у психики есть структура, до Фрейда психика человека ассоциировалась только с сознанием. Он показал ее различные уровни: сознание (ego), предсознание (super-ego) и подсознание (id) [1]. Юнг же заметил, что между людьми существует устойчивая разница в восприятии действительности, структура психики проявляется не одинаково у всех людей, а отражает особенности, связанные с психологическим типом личности. Изучая эти особенности, Юнг построил типологию и описал восемь психологических типов [2].

Долгое время разделение человечества на типы приводило к возражениям, основанным на том, что психика человека настолько многообразна и неповторима, что недопустимо ее классифицировать и «раскладывать по полочкам». Только в середине двадцатого века, когда информация стала самостоятельным объектом научного интереса, появилась возможность говорить о функционировании психики человека в режиме обработки информации. Действие системы обработки информации на самом-то деле и наблюдал Юнг. Ее описание, а не описание всей человеческой психики во всех ее нюансах и составляет суть юнговской типологии.

Впоследствии литовский ученый Аушра Аугустинавичюте сумела соединить типологию Юнга с информатикой. Она разработала систему знаков и моделей, которая составила аналитический аппарат для описания информационной структуры человеческой психики [3, 4]. Этот аппарат позволил ей открыть явление информационных взаимодействий между типами людей, названных интертипными отношениями [5], описать информационную структуру общества [б]. Так родилась наука, которую Аушра Аугустинавичюте назвала соционикой. Соционический анализ передачи информации между людьми дает возможность увидеть, как различное восприятие одних и тех же явлений влияет на психологический комфорт, на самооценку людей, порождает или снимает комплексы. В связи с этим соционику еще можно назвать информационным психоанализом, как предложил московский соционик Р. К. Седых [7].

 

 

Типология Юнга

 

Талантливый ученик З. Фрейда, Карл Густав Юнг (1875 -1961), швейцарский ученый, психиатр и психотерапевт, имел большую психиатрическую практику, которую вел около шестидесяти лет.

В процессе работы он систематизировал свои наблюдения и пришел к выводу, что между людьми существуют психологические различия, столь же неотъемлемые, как, например, цвет глаз. Разработанная типология, десятилетиями применявшаяся и уточнявшаяся в практике самого Юнга и его учеников, получила воплощение в книге «Психологические типы» [2], вышедшей в 1921 году. Для описания наблюдений К. Г. Юнг ввел принципиально новые понятия, которые легли в основу типологии и позволили применить аналитические методы к изучению человеческой психики Введем эти понятия в той последовательности, в которой вводил их Юнг.

 

Установки

 

Юнг утверждал, что каждый человек изначально ориентирован на восприятие либо внешних сторон жизни (внимание преимущественно направлено на объекты внешнего мира), либо внутренних (внимание преимущественно направлено на субъект). Такие способы осознания мира, себя и своей связи с этим миром он назвал установками человеческой психики. Юнг определил их как экстраверсию и интроверсию.

«Экстраверсия есть, до известной степени, переложение интереса вовне, от субъекта к объекту» (К. Г. Юнг).

Интроверсией Юнг назвал обращение интереса внутрь, когда «мотивирующая сила принадлежит, прежде всего, субъекту, тогда как объекту принадлежит самое большее вторичное значение».

В мире нет ни чистых экстравертов, ни чистых интровертов, но каждый индивидуум более склонен к одной из этих установок и действует преимущественно в ее рамках. «Каждый человек обладает общими механизмами, экстраверсией и интроверсией, и только относительный перевес одного или другого определяет тип» [2].

Нужно обратить внимание на то, что в соционике не следует отождествлять понятия экстраверсии и интроверсии со степенью общительности или замкнутости человека. Как видно из определений и объяснений самого Юнга, в этих понятиях общительность и замкнутость - далеко не главное. Общительность может иметь в основе как интерес к людям (экстравертный), так и интерес к полезной или привлекательной для себя информации (интровертный). Есть экстравертные типы, предпочитающие наблюдать объекты со стороны. И наоборот, интроверт может быть очень общительным, создавая тем самым себе внутренний комфорт.

 

Функции

 

Кроме описания установок К. Г. Юнг ввел понятие психологических функций, позволивших впоследствии разработать аналитический аппарат и построить модели структуры человеческой психики. Юнг выделил четыре базовые функции: мышление, чувство, интуицию, ощущение. Опыт работы с пациентами дал ему основания утверждать, что одни люди лучше оперируют с логической информацией (рассуждения, умозаключения, доказательства), а другие - с эмоциональной (отношения людей, их чувства). Одни обладают более развитой интуицией (предчувствие, восприятие в целом, инстинктивное схватывание информации), другие - более развитыми ощущениями (восприятие внешних и внутренних раздражителей). По определению К. Г. Юнга:

Мышление есть та психологическая функция, которая приводит данные содержания представлений в понятийную связь. Мышление занято истинностью и основано на внеличных, логических, объективных критериях.

Чувство есть функция, придающая содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его. Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо - плохо, красиво - некрасиво.

Интуиция есть та психологическая функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем. Интуиция - это своего рода инстинктивное схватывание, достоверность интуиции покоится на определенных психических данных, осуществление и наличность которых остались, однако, неосознанными.

Ощущение - та психологическая функция, которая воспринимает физическое раздражение. Ощущение базируется на прямом опыте восприятия конкретных фактов.

Наличие у каждого человека всех четырех психологических функций дает ему целостное и уравновешенное восприятие мира. Однако эти функции развиваются не в одинаковой степени. Обычно одна функция доминирует, давая человеку реальные средства для достижения социального успеха. Другие функции неизбежно отстают от нее, что ни в коем случае не является патологией, а их «отсталость» проявляется лишь в сравнении с доминирующей. «Как показывает опыт, основные психологические функции редко или почти никогда не имеют равной силы или одинаковой степени развития у одного и того же индивидуума. Обычно та или другая функция перевешивает как в силе, так и в развитии» [2].

Если же у человека мышление оказывается на одном уровне с чувством, то, как писал Юнг, речь идет «об относительно неразвитом мышлении и чувстве. Равномерная сознательность и бессознательность функций является, поэтому признаком примитивного состояния духа» [2]. Исследования Аушры Аугустинавичюте полностью подтвердили это утверждение: «Среди психически полноценных людей мы таких индивидуумов не встретили».

По преобладающей функции, которая накладывает свой отпечаток на характер индивида. Юнг определял типы: мыслительный, чувствующий, интуитивный, ощущающий.

Юнг утверждал, что «чувствующий тип больше всего подавляет свое мышление, потому что мышление, скорее всего, способно мешать чувству. И мышление исключает, главным образом, чувство, ибо нет ничего, что было бы так способно мешать и искажать его, как именно ценности чувства». Здесь мы видим, что Юнг определял чувство и мышление как альтернативные функции. Точно так же он определил другую пару альтернативных функций: интуиция - ощущение.

 

Классы

 

Юнг разделил все психологические функции на два класса: рациональные (мышление и чувство) и иррациональные (интуиция и ощущение).

(«Рациональное есть разумное, соотносящееся с разумом, соответствующее ему».

Юнг понимал разум, как ориентацию на нормы и объективные ценности, накопленные в социуме, как «правильную» установку «среднего разума».

(Иррациональное по Юнгу - это не что-то противоразумное, а что-то лежащее вне разума, на разуме не основанное.

«Мышление и чувство являются функциями рациональными, поскольку решающее влияние на них оказывает момент размышления, рефлексии. Иррациональные же функции суть те, целью которых является чистое восприятие, таковы интуиция и ощущение, потому что они должны для полного восприятия как можно более отрешиться от всего рационального».

В жизни есть как рациональное, так и иррациональное. Не все можно сопоставить с общепринятыми нормами. Там, где требуется чистое восприятие, нормы только мешают. Не зря мы говорим, например, что у каждого свой вкус (ощущение - иррациональная функция). Всем известны поговорки: «О вкусах не спорят», «На вкус и цвет товарищей нет», «Кому поп, кому попадья, а кому и попова дочка». Свои предчувствия, прозрения и вдохновение (интуиция - тоже иррациональная функция) никто не обязан соизмерять со «средним разумом». Мы иногда говорим об интуиции как о «шестом чувстве», иррациональном явлении.

А вот нарушения логики в рассуждениях (мышление - рациональная функция) делают их непригодными для использования. Не зря только в ироническом ключе можно услышать фразы «у нее женская логика» или «у него. своя непостижимая логика». Речь же идет не о логике женщины, а о нечеткой, запутанной аргументации. То же и с моральными нормами и правилами этикета (чувство - рациональная функция). Понятно без объяснений, что такое бессовестный, аморальный поступок, что такое неумение себя вести. В каждом социуме накоплены свои варианты нормы, и человек вынужден их выполнять, чтобы не оказаться социально не одобряемым «средним разумом» этого общества.

Таким образом, мы видим, что в жизни есть два класса явлений: рациональные - то, что люди сравнивают с нормами и правилами, и иррациональные - которые несравнимы ни с какими правилами, существуют вне их. «В соответствии со своей природой интуиция и ощущение должны быть направлены на абсолютную случайность и на всякую возможность, поэтому они должны быть совершенно лишены рационального направления. Вследствие этого я обозначаю их как функции иррациональные, в противоположность мышлению и чувству, которые суть функции, достигающие своего совершенства в полном согласовании с законами разума» (К. Г. Юнг).

Нельзя недооценивать каждый из этих классов явлений. Как рациональный, так и иррациональный подход может сыграть свою важную роль в разрешении различных жизненных ситуаций там, где может быть неприменим один из них. Юнг приводит такой пример: «слишком большое ожидание или даже уверенность в том, что для каждого конфликта должна существовать возможность разумного разрешения, может помешать его действительному разрешению на иррациональном пути».

 

Психологические типы

 

Итак, Юнг построил типологию, базируясь на двух установках:

экстраверсия - интроверсия

и на четырех функциях, которые он описал как попарно альтернативные, разделив их на два класса:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.