Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






КРИТИКИ», КОТОРЫХ МЫ ЗНАЕМ И ЛЮБИМ




В этом разделе мы с подлинным удовольствием, глубоким восхищением и безграничным уважением будем говорить о «критиках», которых мы знаем и любим. «Критики» — особенно сильные субличности, которые оказывают неблагоприятное влияние на нашу жизнь. «Критик» — поразительная субличность, которая многим из нас не дает наслаждаться жизнью. Что ж, слишком много удовольствия может быть опасно.

Мы уверены, что вы узнаете много таких «критиков» как в себе, так и в близких (и не очень близких) вам людях. Встретив «критика», следует помнить о главном: даже «критики» нуждаются в любви. Надо понимать, какими полезными могут быть эти, часто трудные, субличности.

Как действует «критик»

С чего следует начать разговор об этом многогранном голосе? Во-первых, можно отметить, что у него

ЧАСТЬ«2

талант к работе в команде. Он великолепно сотрудничает с «защитником/контролером», указывая «защитнику/контролеру» на потенциальные опасности.

«К р и т и к»: Опять Том начинает! Сколько раз я ему говорил, что, если он не перестанет реагировать, когда жена задевает его чувства, и если не будет держать себя в руках, она уйдет от него. Ей не нравится, когда он взрывается без причины. Том ведет себя глупо. Что с того, что она не сказала ему «здравствуй», когда он пришел домой? Слишком уж он чувствительный, бедняжка. А теперь этот бедняжка оскорблен в лучших чувствах (с сарказмом) и собрался выйти из себя, потому что она, видите ли, забыла запереть гараж.

Теперь слово может взять «защитник/контролер». Надо проигнорировать оскорбленные чувства Тома и подавить его гнев. Он должен вести себя разумно и по-мужски (вероятно, он возьмет газету, на всех наплюет и пойдет в другую комнату смотреть телевизор).

Другим великолепным партнером критика является «толкач». «Толкач» выдвигает непосильные задачи и устанавливает неразумные сроки, а когда требования не выполняются, вступает в дело «критик». Еще один из когорты «критика» — «перфекционист». Он вырабатывает идеалы поведения или достижений, «критик» же критикует за несоответствие этим идеалам.

Следующий диалог показывает, как «критик» действует совместно с «перфекционистом». Это отрывок из сеанса с женщиной, которая упорно знакомилась со своими субличностями и с тем, как они взаимодействуют. Не приходится и говорить, что ее «перфекционист» ожидает от нее, что она будет знать о них все и постоянно поступать сознательно. Кэрол, будучи человеком, не всегда поступает сознательно. Одним

ГОЛОСА

из ее отчаянных усилий было взять под контроль своего «критика». Среди других пристрастий ее «критик» очень любит покритиковать ее неспособность ограничить его силу.



«Критик» (с отвращением): Я не могу поверить ей. После стольких лет можно бы предположить, что она будет знать, как справиться со своим «критиком»! Кэрол проделала большую работу перед Рождеством — даже я должен это признать,— но потом опять позволила мне взять над ней верх. Я возвращался постепенно, напоминая ей, что она немного пополнела, что за праздники забросила упражнения, а потом, как вам известно, она полностью впустила меня. Она слушала меня, когда я говорил ей, что она всегда решает какие-то глупые проблемы — и никакого прогресса. Еще я говорил, что Кэрол никогда не добьется успеха на работе, она обязательно наделает ошибок; говорил, что ее брак не такой идеальный, каким должен быть. К тому времени как я закончил свою работу, она пребывала в полной депрессии. Вы подумаете, что теперь она уже никогда не будет слушать то, что я ей говорю? Но она даже позволяет мне будить ее по ночам и дразнить ее (насмешливо). А потом я еще и критикую ее за то, что она позволила мне делать это.

Необычные способности «критика»

Мы никогда не устанем поражаться интеллекту «критика». Его коэффициент интеллекта где-то между 395 и 470. Если вы понимаете, о чем идет речь, вы признаете, что такие значения максимальны. «Критик» гениален в своей способности заставить нас ощутить отвращение к самим себе.

ЧАСТЬ«2

В дополнение к развитой логике «критик» обладает и хорошей интуицией. Каким-то образом он всегда знает, где наши слабые места и как поглубже воткнуть туда нож. Если мы переживаем по поводу своей внешности, по поводу того, что нас нельзя полюбить, что мы глупы, недостаточно образованны, не можем принимать решения, не сексапильны, эгоистичны, не такие хорошие, как кто-то другой, или слишком агрессивные,— это все мишени для «критика». «Критик» глобален в своей ориентации. Он использует свою тонкую интуицию, чтобы обнаружить, кем мы больше всего боимся стать, и потом нападает.



Поражает его способность к восприятию. Ни большое, ни малое не избежит его внимания. От такой малости, как муж, не заметивший новой стрижки («критик» обязательно скажет, что она не идет), до такой грандиозной угрозы, как всемирная экологическая катастрофа («критик» будет упрекать нас в недостаточном участии в протестах), он всегда готов указать на нашу неадекватность и неудачи. Он тщательно следит за нашими действиями, будит нас ранним утром, чтобы с отвращением обсудить наше поведение на вчерашней вечеринке либо отношения с любимым, коллегой или членом семьи. «Критик» вспомнит каждую отрицательную деталь и, если мы не сильно расстроимся, убедит нас, что мы вели себя отвратительно и нанесли непоправимый ущерб.

Другое замечательное качество «критика» — его способность быть совершенно откровенным. Он не намерен скрывать свою власть, и когда к нему обращаются напрямую, «критик» упивается возможностью поделиться своей философией и методологией с любым вменяемым слушателем. Известно, что «критики» хвастаются своей способностью поймать человека, в какую бы сторону он ни бросился. Фактически они часто настолько увлекаются своей властью, что

ГОЛОСА

выдают ценную информацию. Посмотрим, как эта преувеличенная честность помогла Элис понять невозможность угодить своему «критику».

«К р и т и к»: По существу, я не думаю, что она на что-нибудь годится. Вот и все.

Ведущий: Может быть, ты уточнишь? Например, мы говорили сейчас о ее весе. Что ты думаешь по этому поводу?

«Критик»: Она слишком жирная. Вы сами знаете это.

Ведущий: Но когда она похудела, что ты сказал, помнишь?

«Критик»: Конечно. Она была слишком худая. Плечи стали костлявыми. Она не была достаточно сексапильной. Я думаю, ей нужно быть сексапильнее.

Ведущий (поддразнивая): А что бы ты сказал, если бы она стала сексапильнее?

«Критик»: Я сказал бы, что она выглядит как гулящая. Я согласен с ее отцом. Женщина не должна быть слишком соблазнительной.

Ведущий: Но ты же только что сказал, что она должна быть сексапильнее.

«Критик»: Я знаю. Мне не нравится, когда она выглядит слишком слащаво — слишком похожей на соседскую девчонку.

Ведущий: Мне кажется, ты совсем ее запутал.

«К р и т и к» (торжествуя): Вот именно. Я — как ее отец. Ему тоже не угодишь. Я думаю, что бы она ни делала, все не так. Кроме того, она глупа.

Ведущий: Но она успевает на всех посещаемых ею курсах.

ЧАСТЬ«2

«К р и т и к»: Это потому, что она — «перфекционист» и обязательный человек, и она слишком много учится.

Ведущий: А что, если бы она больше отдыхала?

«К р и т и к» (удовлетворенно): Тогда я сказал бы ей,

что она лентяйка. Она не может меня победить.

Она должна сдаться.

Первоклассный «критик» достанет нас из любого угла. Только постоянная бдительность и острое ощущение этой внезапной слабости под ложечкой может сказать нам о блестящем и хорошо продуманном нападении. Если мы будем очень внимательными, то вскоре поймем, что, какими бы мы ни были, что бы мы ни надеялись сделать, «критику» это никогда не понравится.

«Критик» знает, куда вонзить нож. Это всегда будет самое чувствительное место. И пока лезвие ножа в нас, мы в первую очередь обратим внимание на недовольство «критика», а не на тот факт, что в нас воткнули нож. «Критик» — выдающийся метатель ножей. Чтобы осознать его способности, уметь видеть дальше его комментариев и признать его разрушительную натуру, требуется мощная осведомленность и потрясающее развитие сознания. Пока эта осведомленность не разовьется, мы всегда будем жертвами «критика».

Несравненный мастер сравнений («компаратор»)

«Компаратор» — действенный аспект критика. В своем подходе к сравнениям он абсолютно всеобъемлющ. Легко и с удовольствием напомнит вам, что ваша под-

ГОЛОСА

руга умнее вас или большего добилась — возможно, даже написала книгу. А другая подруга может быть лучшей матерью, чем вы,— она уделяет детям больше времени. У коллеги по работе более удачный брак, а подруга одевается с большей фантазией. У кого-то пенис длиннее, а у кого-то фигура такая, какая не помешала бы и вам. Что бы ни сравнивалось, «компаратор» всегда использует специальный прием: как бы ты ни был хорош, другой еще лучше; кем бы ты ни собирался стать, это уже сделал кто-то другой.

Следующий диалог с «компаратором» умного и преуспевающего мужчины среднего возраста дает нам представление о том, как действует это «я».

«Компаратор»: Я говорю: зачем беспокоиться? Зачем суетиться? Уже слишком поздно, и к тому же он не сделает это так хорошо, как его друзья.

Кстати, «компаратор» не обязательно обременяет себя приведением фактов.

«Компаратор»: Как я уже сказал, он не сделает это так хорошо, как его друзья. Его работа не такая значительная, как у N; его личные отношения не такие глубокие, как у X; его сексуальная жизнь неадекватна. Я не думаю, что подобные ему люди способны любить других. Я смотрю на других, потом на него и снова говорю: «Не трепыхайся».

«Компаратор» бесподобен в способности заставить нас чувствовать себя несчастными. Кто-то всегда будет умнее, богаче, сексапильнее, привлекательнее, моложе, старше, мудрее, спокойнее, воспитаннее, эффективнее и т. д. Как только «компаратор» запоет свою песню, мы сразу чувствуем себя униженными,

ЧАСТЬ»2

людьми второго сорта, безнадежно отставшими от тех тщательно отобранных лиц, которых нам приводят в пример.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал