Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура Эхнатона. Период Амарны.






В Истории мало эпох так наполненных страстью, как амарнский период Древнего Египта (около 1300 г. до Рождества Христова). Это время таких исторических персонажей, как фараон-еретик Эхнатон, его прекрасная жена - Нефертити и несчастный, блистательный Тутанхамон. В эпоху правления Эхнатона произошло много событий: революция политическая, религиозная и художественная, похищения мумий, заговоры, инцест, даже подозрение на убийство.

Власть все больше и больше отходила богатыми чиновникам, рабовладельцам и пр. Поэтому фараон Аменхотеп IV решил провести религиозную и политическую реформу, усилить культ фараона как Бога на земле. Он сменил имя на Эхнатон – Дух Атона (главного Бога). В качестве новой столицы построил новый город – Ахет-Атон. Полностью сменил свое ближайшее окружение. Заменяя Фивы новой столицей, он пытается изменить и искусство. Он разрушает старые храмы, старые изображения богов. Эхнатон вводит монорелигию и поклонение единому богу Амону-Ра. При Эхнатоне не велось войн.

Амарнийский период (названный так по названию местности среднего Египта Тель-эль-Амарна, в которой Эхнатон построил свою новую столицу) продолжался всего около тридцати лет. Аменхотеп III (отец Эхнатона) положил начало отходу от культа бога Амона - замене культа традиционных египетских богов - поклонением одному, единому богу солнечного диска Атону. Дело отца продолжил сын - Аменхотеп IV (Эхнатон). Его сменил мистический наследник Эхнатона - Сменхкара, которого считают гомосексуалистом, мужем дочери Эхнатона (Меритатон) и, возможно, братом Эхнатона. На смену Сменхкаре пришел юный Тутанхамон, его сменил старый жрец Эйе, при котором Египет более или менее вернулся к ортодоксальным верованиям.

В первые годы правления на молодого фараона Аменхотепа IV оказывала большое влияние его умная, властная мать, царица Тея.

Царствование Эхнатона стало временем невероятной религиозной реформы, которая потрясла все устои традиционного древнеегипетского общества, цивилизации и культуры. Причины этой реформы Эхнатона до конца не ясны. Захват египетскими фараонами богатой добычи во время завоевательных войн в Передней Азии и Нубии привёл к необычайному обогащению рабовладельческой аристократии. Особенно обогатилось фиванское высшее жречество. Непомерное усиление жречества, тесно связанного со старой потомственной знатью и со жречеством местных культов, стало опасным для царской власти.

Происхождение Эхнатона, сына царицы Тейе, которая не принадлежала ни к царскому дому, ни, возможно, даже и к египетскому народу вообще, по точным правилам престолонаследия лишало этого фараона всякого законного права на престол. В глазах жреческого сословия молодой царь был незаконным властителем.

Возможно, реформа была необходима для создания общей религии - для более тесного сплочения Египетской державы, где в каждом городе почитался свой бог, нередко враждебный по отношению к богу другого города. Такое многобожие мешало объединению египетского народа в единое целое. Существует также предположение, что реформа была связана с извержением вулкана Санторин (приблизительно в 1380 году до н. э). Тучи, закрывшие небо, ядовитые дожди, холод — всё это могло вызвать усиленное поклонение «разгневавшемуся» богу Солнца.

Пытаясь укрепить свою власть, Эхнатон, опираясь на неродовитых служилых людей (так называемых немху - что означало «сироты» - в переносном смысле), выступил против жречества. Чтобы ослабить противника, необходимо было лишить его идеологического влияния. Сначала Эхнатон терпел старый порядок вещей (на первых памятниках своего царствования он ещё молится Амону). Затем Эхнатон стал выдвигать, в противовес богу Амону - культ малоизвестного бога Атона (Йати), олицетворяющего солнечный диск. Провозгласив себя первосвященником нового бога, Эхнатон начал строить храм в Фивах в его честь. Эхнатон провозгласил себя абсолютным божеством, вечным существом, спасающим и приводящим к вечной гибели. Солнечный диск, Атон, считался небесной, природной «иконой» самого царя. Поэтому меняется и само изображение Атона: круг с солнечной змеёй (уреем) спереди и множеством устремлённых вниз лучей с кистями человеческих рук на концах. Через несколько лет борьба резко обостряется. Фараон вместе со своим двором покидает ненавистные, враждебные и опасные для него Фивы и приказывает основать новую столицу — Ахет-Атон («Горизонт Атона», Тель эль-Амарна). Несколько раньше фараон переименовывает себя в Эхнатона («Полезный для Атона»). Новые личные имена получают члены его семьи и сановники.

Новая столица усиленно отстраивается. Сооружается огромный дворец Эхнатона, построенный из белого («солнечного») камня. Этот дворец считают самым большим из всех гражданских зданий древности (длина восточного фасада Главного дворца была почти 700 м). Стены дворца покрыты сюжетными и орнаментальными росписями, отделаны цветными изразцами; полы, потолки, и лестницы красочно расписаны; колонны со сложными капителями раскрашены и инкрустированы цветным фаянсом. Кроме главного дворца было построено ещё несколько дворцов, меньших по размеру, но также пышно отделанных. В Ахет-Атоне был построен и главный храм Атона, получивший название «Дом Атона». Он состоял из двух громадных каменных сооружений внутри прямоугольной ограды, вытянутой в длину на расстояние 800 м. Все это было окружено особняками царских сановников и обширными садами.

Фараон объявил войну не только Амону, но и всем старым богам. Атон был провозглашен единственным богом, культ всех прочих богов был отменен, храмы закрыты и частично разрушены, жрецы разогнаны или убиты. Стремясь стереть даже память об именах прежних богов, Эхнатон приказал повсеместно их уничтожать. Особенно тщательно соскабливалось имя Амона, жрецов которого больше всего ненавидел фараон.

Зато Атону возводились храмы по всему Египту (Фивы, Ахет-Атон, Гелиополь, Мемфис, Фаюм). Эти храмы наделялись большими земельными массивами, охотничьими и рыбными угодьями, скотом, пастбищами, обеспечивались рабочей силой.

Тем временем, отношения с крупными государствами Ближнего Востока расстроились. Эхнатон уже не хотел посылать туда золото с отцовской щедростью. Оно было нужно ему самому, как для отделки новых зданий, так и для раздачи верным сановникам. Вавилонский царь жаловался на то, что его египетский «брат» неоднократно отпускал вавилонских послов без ответных подарков. Вместо золотых изображений, обещанных отцом (Аменхотепом III) и даже показанных послам, Эхнатон отправил позолоченные деревянные. Не чувствуя твердой руки фараона, распоясавшиеся представители египетской власти в Сирии и Ханаане нападали на вавилонских купцов и грабили их караваны.

Эхнатон не хотел, или не мог послать достаточно войск, чтобы удержать азиатские владения Египта. Он ограничивался угрозами и полумерами. Египет терял не только международный политический престиж, достигнутый фараонами-завоевателями XVIII династии, но и экономическое могущество, поскольку все эти неурядицы сильно сократили поступление материальных ценностей из провинций.

Росло недовольство и в Египте. Теперь не только жрецы и знать, но и средние слои населения не поддерживали фараона. Народ за многие столетия привык к своим богам, верил в них, и никакие административные меры не могли принудить отказаться так быстро (в течение нескольких лет) от религии предков. За Эхнатоном закрепилось прозвище «Враг из Ахет-Атона», которым летописцы обозначали царя в свитках после его смерти, не желая произносить имени. Эхнатон оказался в изоляции. Новый культ встретил сильную оппозицию со стороны жречества и недовольство народа, не понимавшего смысл нововведений и всё больше страдавшего от начавшегося экономического упадка. Под воздействием матери-царицы Тейе, или просто осознав надвигающуюся опасность, Эхнатон пошёл на некоторые уступки. На этой почве у Эхнатона произошёл разлад с главной женой Нефертити, ревностной сторонницей культа Атона. К концу правления Эхнатона имя Нефертити не упоминается рядом с именем фараона. Эхнатон правил не менее 17 лет, последний известный год его правления — 17-й. Обстоятельства его смерти неизвестны. Возможно, он был отравлен (на одной из росписей изображено покушение на него). Фараон был погребён в гробнице, высеченной в скалах для себя самого и для всего семейства. Но позже его мумия была перенесена в некрополь Долины царей. Египтяне уничтожили памятники о эпохе Эхнатона и запутали упоминания.

Годы правления Эхнатона сопровождались ломкой старых канонов искусства, вырабатывался новый, более натуралистичный художественный стиль. В Ахет-Атоне возник оригинальный стиль, сочетавший динамику, гибкость линий и чувственность, что совершенно не совпадало с предыдущим монументальным каноном. Амарнское искусство характерно реалистичными изображениями не только фауны и флоры того времени, но и правящих особ. Изображения фараона и его семейства по-прежнему крупнее, но они уже не идеализированы. В храмах начали строить открытые дворы, не было колоннад и залов.

Эхнатон пытался всячески подчеркнуть отказ от старых традиций. Так, он приказал и официальные надписи, и литературу, и гимны новому богу писать современным ему разговорным языком. Отличия видны и в скульптуре. Необычно и позы в скульптуре фараона и его жены: они изображались полностью в профиль (без условного до этого разворота плеч в фас).

Впервые появилось изображение царя в повседневной жизни. Излюбленной темой изображений на рельефах и стелах в храмах и гробницах Ахетатона стал повседневный быт царя и его семьи: супруги, знаменитой Нефертити, и многочисленных дочерей, их предстояние перед лучами-руками Атона, протягивающего им символы жизни и властвования. Впервые в египетском искусстве появляются светские образы царя и царицы, изображенных в непринужденной обстановке: фараон на улице, фараон за обедом. Амарнскому искусству свойственна чрезмерная реалистичность, временами переходящая в натурализм. Ярчайшим примером искусства амарнского периода считаются скульптурные изображения царицы Нефертити, обычно приписываемые царскому скульптору Тутмосу Младшему, черепок с именем которого был найден в куче строительного мусора в его мастерской в Ахетатоне. Причина создания нового канона была в том, что пока идеалом был совершенный Бог, то и человек идеализировался. Но если бог — это царь, то он теперь и является идеалом. Значит нужно изображать его максимально реалистично, и задача подданных теперь — соответствовать этому новому идеалу.

После смерти царя Ахетатон с его храмами и мастерскими был заброшен, поскольку само это место считалось у египтян нечистым, проклятым, и город оказался засыпан песками пустыни. Какое-то время город использовали как каменоломню.

Суть преобразований Эхнатона не вполне ясна. Доминирующей в египтологии стала точка зрения, по которой новое вероучение Эхнатона было монотеистическим. Эхнатона можно считать первой личностью в мировой истории, поклоняющейся Единому Богу, а атонизм стал древнейшим монотеистических вероучений. (Эта гипотеза устанавливала прямые связи между Эхнатоном и Моисеем, вплоть до их отождествления.)

 

Личность Аменхотепа IV противоречива, поэтому у египтологов не существует единого мнения относительно мотивов и характера фараона-реформатора — диаметрально противоположные характеристики Эхнатона даются часто в рамках одного исследования. Фараона изображают то идеальным правителем, мудрым и миролюбивым человеком, намного опередившим своё время, то выдающимся философом-мечтателем, не блещущим талантами государственного деятеля, то душевнобольным фанатиком. Некоторые историки называли Эхнатона одним из самых жестоких египетских владык.

В деятельности Великого Эхнатона видели презрение к жречеству, «мировому фарисейству»: к сложнейшим заупокойным церемониям, магии, мумифицированию. «Мистику сочетания „Ба“ и „Ка“ заменяет он юродивыми ходами. Позволяет изображать себя ожиревшим и с двойным подбородком. Юродствует, не желая обожествления». Эхнатон пришёл к мысли: «Атон — универсальный мировой Бог. Фараон — Его избранник, «возлюбленный сын». Из оды Эхнатона: «Каждое око глядит на Тебя, горний Атон! Но постиг и познал Тебя в целом свете один Эхнатон».

Мнения относительно личности Эхнатона сильно разнятся. Традиционно считается, что он был идеалистом, мечтателем, романтиком и метафизиком, реформатором и революционером. Эхнатон был замечательным музыкантом. Именно при Эхнатоне происходит настоящая революция в искусстве: художники отходят от канона. Фараон начинает изображаться «простым смертным». Изображения удивляют беспощадной реалистичностью. Мастера Амарны отказались от идеализации образа фараона, точно и безжалостно передавая индивидуальные черты и особенности строения тела: удлиненный овал лица, тяжелая нижняя челюсть, длинная тонкая шея, округлые, слишком «женственные», полные бедра, выступающий рахитичный живот, слишком тонкие руки и ноги. Узкий разрез раскосых глаз сочетался с тяжелыми, полуопущенными веками, придающими взгляду меланхолию.

Но современные исследователи склоняются к тому мнению, что Эхнатон был «ложным пророком», манипулятором, действовавшим во благо себе, чтобы поддерживать и усиливать свое деспотическое правление, и применявшим для осуществления своих целей тиранические меры и неприкрытый террор. Даже изумительные изображения нового амарнского искусства, которые, нарушая строгие египетские каноны, показывают фараона в кругу семьи, раскрепощенного и неофициального, целующего свою жену или ласкающего дочерей, являются не больше, чем политической пропагандой, направленной на то, чтобы сделать более человечным новое правление диктатора Эхнатона. Странная внешность фараона на изображениях - скульптурных, рельефных или живописных - является художественным методом, позволяющим дать представление о его непохожести на людей и божественной сути.

Эхнатон страдал от заболевания, обусловленного генетическими изменениями (синдром Марфана). Эта болезнь имеет симптомы, которые можно увидеть на многочисленных изображениях фараона: вытянутое лицо, пальцы в форме паучьих лап, анормальное искривление шеи и позвоночника, удлиненная форма черепа и неравномерные жировые отложения. Кроме того, заболевание приводит к ухудшению зрения, почти к полной слепоте. Он постоянно пользовался тростью. Возможно, его поклонение Атону - солнечному диску - было единственным, что он мог видеть.

Эхнатон не был монахом. У него не только было шесть дочерей от Нефертити и, возможно, Тутанхамон от второй жены - таинственной Тия (Kiya), но и, кроме того, огромный гарем, состоявший из «искусниц в различных любовных утехах». Эхнатон вступил в кровосмесительные отношения, как минимум, с одной из своих дочерей, возведенной в ранг царственной супруги.

Нефертити, красавица и первая жена Эхнатона, стала не просто женой или со-правительницей. Она получила все титулы наравне с мужем. Это была равная по своему значению чета правителей. Принято считать, что Нефертити в конце правления Эхнатона попала в немилость мужа и исчезла (возможно, умерла или была убита). Но некоторые историки предполагают, что ее исчезновение свидетельствует о продвижении Нефертити в качестве соправительницы и наследницы фараона - под другим именем. Возможно, что она и есть тот таинственный фараон-соправитель Сменхкара, пришедший на смену Эхнатону и бывший предшественником Тутанхамону (чьи ласки и пылкое проявление чувств к Эхнатону, запечатленные на парных изображениях эпохи их совместного правления, вызвали крайнее изумление у египтологов). О происхождении Сменхкара достоверных сведений не сохранилось. Предположительно, он был братом Эхнатона, сыном Аменхотепа III и Тии. По другой версии — он был сыном Эхнатона и братом Тутанхамона. Считается, что он был мужем Меритатон, дочери Эхнатона и Нефертити. Сменхкара отождествляли с таинственным фараоном-соправителем Эхнатона, так как у них совпадали тронные имена. Была выдвинута теория, что под этим именем скрывалась сама царица Нефертити.

Отношения между властью и жрецами всегда были очень непростыми. Еще царица Хатшепсут, для того, чтобы взойти на трон, была вынуждена подчиниться влиятельным жрецам бога Амона. Переход Тутмоса IV и его наследника Аменхотепа III (отца Эхнатона) к культу бога Солнца позволил получить независимость от жрецов Амона, правивших в Фивах. Эхнатон лишь поддержал эту тенденцию и усилил ее.

Фараон-еретик (Эхнатон) оказывается царственным наследником после неожиданной смерти своего старшего брата. После совместного правления со своим отцом Эхнатон становится фараоном и начинает продвигать идеи реформы религиозного культа, основанные на его собственном видении, «предназначенном для избранных», - культа солнечного диска.

Еще одна удивительная, окруженная тайной находка: саркофаг, который, как считается, принадлежал Эхнатону. Изначально саркофаг был сделан для царицы, возможно - Кии, но затем переделан для царя. Этот антропоморфный саркофаг сделан из дерева и покрыт золотом. Когда он был найден, внутри находилась плохо сохранившаяся мумия, от которой остались одни лишь кости. О мумии шли долгие споры и делались всевозможные предположения, но с каждым разом ученые все больше убеждаются в том, что она принадлежит самому Эхнатону.

Молодой и высокомерный Эхнатон начал настоящую революцию. Он сконцентрировал всю власть, политическую и религиозную, в своих руках. Стал строить новые храмы под открытым небом, чтобы принимать священные лучи солнца, и новую столицу - Ахет-Атон, спроектированную по образу излучения. После этого он покинул Фивы - традиционную столицу правящей династии, чтобы окончательно поселиться в Ахет-Атоне. Кроме религиозных мотивов и политики, могла быть и другая причина таких перемен: попытка убийства фараона теми кругами, которые видели, что происходит и что их ожидает. Эхнатон устанавливает божественную триаду – Атон (бог-солнце), он сам и его супруга, царица Нефертити. Все трое равно божественны. Лишь фараон и его супруга приближены к богу. Народ должен поклоняться фараону и его жене, и только через них можно достичь милости бога Атона. В действительности же, настоящим богом в религии Эхнатона был он сам.

Царская чета изображалась в обрамлении блистательных шествий, пришедших на смену традиционным богам. Старые боги становятся запрещенными, изображения их преследуются. Есть археологические находки, показывающие, что народ, который никогда полностью не перешел к поклонению новым богам, прятал даже самые маленькие статуэтки, связанные с прежним культом. После смерти Эхнатона народ Египта яростно пытался стереть любые свидетельства жизни этого фараона – поскольку самое страшное наказание для египтян было - забвение. Некоторые египтологи думают, что смерть Тутанхамона могла быть убийством из опасения, что сын Эхнатона вернется на путь своего отца. Для того, чтобы понять, что означал для египтян запрет поклоняться их божествам, необходимо вспомнить, что боги были существами, являвшимися частью повседневной жизни страны: они лежали в основе духовной жизни, наполняли смыслом существование.

О последних годах жизни Эхнатона не известно практически ничего. Стал ли он немощен физически? Сошел ли с ума? Удалила ли его в ссылку Нефертити, о конце жизненного пути которой нам также ничего неизвестно? Ученые не отрицают, что фараон мог быть убит.

 

Архитектура.

Город Ахетатон, новая столица, был построен на основе свободной планировки, отличной от традиционной (внутри квадрата). Связано это было с попыткой естественно вписаться в рельеф извилистых берегов Нила.

Основным отличием стало отсутствие в храмах внутренних гипостильных (колонных) залов - теперь все происходит на открытом дворе. Жертвенники устанавливали под открытым небом, на просторных дворах. И само богослужение проходило под открытым небом. Строилось все очень быстро, из кирпича.

Дворец фараона теперь был уже не храмом, а виллой и резиденцией правителя и его двора. Многочисленные здания размещали покои приближенных фараона и его жен. Помещения были скромными в размерах, но украшены изящными изображениями цветов и птиц, написанными даже на полу. Особую прелесть ансамблю придавали висячие сады с цветами, фонтанами, экзотическими животными и птицами. К дворцовому комплексу примыкали частный храм (только для фараона и членов его семьи) и школа для будущих вельмож.

Храм Атона в Ахет-Атоне. Обычно все храмы вели в тень и мрак - ради устрашающего эффекта. Молельни были темными. Храм Атона был сделан наоборот. Вход облицован золотыми плитами. По стенами изображены фигуры богов, которые с восходом солнца выходили из тени. Боги тьмы – так в ней и остаются. Все заканчивается золотой ладьей. (Храм был уничтожен советскими учеными.)

Скульптура.

Эхнатон и Нефертити. Лучшее, что было создано в этот период – скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити.

Нефертити. «Преисполненной красотами» называли современники царицу Нефертити, супругу фараона Эхнатона, ставшую одним из символов женской красоты. Скульптурный портрет Нефертити, хранящийся в Берлине, считается одним из самых прекрасных её портретов и по праву является шедевром мирового искусства.

 

Маски. Было несколько мастерских. В них создавались маски-портреты, посмертные маски. Маски отливались из гипса с лиц умерших и живых людей. Был найден незаконченный портрет самого Эхнатона; завершенная «голова» Нефертити. Для реалистичности скульптуры делали из разных материалов – одежда из одного, тело из другого. Статуи продолжали раскрашивать, а глаза инкрустировать.

 

Росписи и рельефы. Изображаются чувства и личные переживания. До этого это была запретная тема, нельзя было изображать. Превыше всего в искусстве стоит правдивость и реализм.

 

Спустя два года престол перешёл к Тутанхатону (Тутанхамону), сыну Эхнатона, возможно - младшему брату Сменхкара и супругу одной из дочерей Эхнатона. Под влиянием высокопоставленных сановников и жречества юный царь отказывается от ереси своего предшественника, принимает имя Тутанхамон и переносит двор в Мемфис. Искусство возвращается к прежним канонам.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.