Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучение всадника






УЧЕБНИК ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ

Вильгельм Мюзелер

 

Предисловие к учебнику

 

Ездить верхом может научиться каждый, ибо верховая езда-мастерство. Но постигнуть его может только тот, кто усвоил всю систему обучения, которая начинается с первой попытки всадника удержаться в седле и продолжается в долгих и упорных тренировках, а не в чрезмерном внимании, уделяемом внешнему виду. Тот же, кто обретает умение, не должен забывать и о правильной посадке.

Верховая езда прекрасна сама по себе и может стать искусством. Каждому приятно считать себя мастером своего дела. Но им может стать только тот, кто не жалеет ни сил, ни времени для оттачивания мастерства, упорно добивается взаимодействия с лошадью, постигая все те премудрости, которыми обязан владеть мастер верховой езды. Умение ездить верхом на лошади - не черная магия, этому может научиться каждый.

Гармония между всадником и лошадью прекрасна, достижение ее и является конечной целью выездки лошади.

В. Мюзелер

 

Предисловие

Ездить верхом на лошадях, как известно, люди начали несколько тысячелетий назад. Сейчас, разумеется, трудно сказать, где и когда появились первые седла, но многие столетия верховая лошадь служила человеку самым надежным и быстрым средством передвижения. Верхом на лошадях наши предки ездили из края в край, осваивали новые земли, пасли табуны лошадей, стада скота и отары овец, охотились, состязались в скачках и конных играх, ходили в походы и защищались от нашествия чужеземцев...

Если прежде человек нуждался в лошади для того, чтобы добывать себе хлеб и зарабатывать средства на жизнь, то теперь, в век научно-технической революции, лошадь служит человеку для того, чтобы лучше отдыхать, развлекаться, укреплять свое здоровье, дольше и полнокровнее жить.

К сожалению, специальной литературы у нас издается пока мало.

Предлагаемая книга " Учебник верховой езды" написана достаточно авторитетным специалистом из ФРГ Вильгельмом Мюзелером. Выдержавшая несколько изданий, она принадлежит к числу литературных источников, которые не залеживаются на полках книжных магазинов. Эта книга не велика по объему, но достаточно поучительна по своему содержанию. Она затрагивает вопросы теории и практики выездки лошади и подготовки всадника. Правильной концепцией автора является то, что " плохих лошадей нет, есть плохие тренеры и всадники".

Автор справедливо считает, что все лошади от природы обладают способностью скакать, прыгать через препятствия, двигаться под всадником различными аллюрами, то есть могут, как мы бы сказали, вырабатывать и сохранять условные двигательные рефлексы, необходимые для службы под седлом и выполнения различных упражнений, входящих в программу современных классических видов конного спорта.

Автор книги, как нам кажется, преследовал цель дать всадникам, особенно начинающим, общие сведения, из которых они могли бы почерпнуть теоретические и практические знания или проверить свои уже имеющиеся у них знания в области искусства верховой езды и конного спорта. Задачи тренера и всадника сводятся к тому, чтобы со знанием дела и терпением, которым должен обладать каждый из них, уметь выработать и надежно закрепить у молодой лошади необходимые условные двигательные рефлексы, которые являются основой ее успешного использования в конном спорте.

В. Мюзелер совершенно правильно пишет, что настоящим мастером верховой езды и конного спорта может стать только тот, кто не жалеет ни сил, ни времени и упорно добивается взаимодействия с лошадью. Этой теме в книге посвящено немало страниц.

В книге достаточно полно излагаются вопросы, касающиеся правильности посадки всадника в седле, достижения контакта с лошадью, умения пользоваться средствами управления лошадью (корпус, шенкель, повод, хлыст), а в случае ошибок - найти причины их возникновения. Причем автор не ограничивается только констатацией того, что требуется от лошади или всадника, а объясняет, почему это требуется, почему необходимо делать так, а не иначе, и дает рекомендации, как выработать правильную посадку, научиться понимать лошадь, как в процессе выездки добиться от нее повиновения и точного выполнения необходимых двигательных навыков для достижения желаемого эффекта.

Подготовка всадника, по В. Мюзелеру, зиждется на трех " китах": а) выработке правильной посадки, б) достижении контакта с лошадью, в) умении воздействовать на лошадь.

Посадка всадника, по мнению автора книги, - это не просто положение корпуса, не только умение сидеть в седле прямо, а умение сохранять равновесие, легко входить в ритм движения лошади, управлять мышцами пояснично-крестцового отдела и сохранять постоянный контакт с лошадью с тем, чтобы правильно воздействовать на нее во время езды.
Автор напоминает, что для достижения этого необходимы и езда без стремян, и выполнение гимнастических упражнений в седле. Может быть, для нас - людей старшего поколения -эти истины покажутся хорошо известными, но о них не грех напомнить начинающим всадникам, которые не имеют достаточных знаний об искусстве верховой езды и должны многому научиться.
Автор уделяет серьезное внимание вопросам, касающимся воздействиям всадника на лошадь (средствам управления), между которыми, должна быть точная согласованность, обеспечивающая понятные для лошади воздействия. И отмечает, что посыл - это не просто воздействие шенкелем, а комплекс одновременных воздействий всадника на лошадь (корпус, пояснично-крестцовый отдел всадника, шенкель, повод). Лошадь правильно реагирует только на комплекс воздействий всадника.
Автор справедливо пишет о необходимости достижения гармонии между всадником и лошадью. Хотя не дает точного определения этого понятия.

Всадник меньше всего препятствует и мешает нарушению равновесия лошади только тогда, когда он достигает совмещения своего центра тяжести с центром тяжести лошади, и только в этом случае лошадь может проявить лучшие свои качества.
Освещая процесс выездки спортивных лошадей, автор делит его на три следующие стадии:
первая - приучение невыезженной лошади нести на себе всадника; вторая - приучение лошади повиноваться посылам всадника; третья-специализация лошади в избранном виде конного спорта.

Совершенно справедливо замечание автора о том, что молодую лошадь нельзя заставлять выполнять то, с чем она не в состоянии справиться, к чему физически не готов ее организм. Точно так же совершенно правильно указание автора на то, что всаднику не следует увлекаться неоправданными наказаниями лошади.
Вместе с этим в книге имеются положения, с которыми вряд ли можно согласиться. Так, например, ошибочно утверждение автора, что лошадь достигает своего максимального роста в три года. Этот процесс продолжается до 5-6 лет. Поэтому надо щадить молодую лошадь. Иногда автор слишком идеализирует психику лошади и ее поведение. Несправедливо, на наш взгляд, мнение автора о том, что хорошие всадники и хорошо выезженные лошади встречаются весьма редко. В этом случае пришлось бы признать, что целенаправленный труд многих специалистов в области искусства верховой езды на протяжении многих поколений оказался бессильным и безрезультатным.

В некоторых случаях автор необоснованно впадает в пессимизм. Так, например, он пишет: " Кажется, будто всаднику только стоит сказать о его недостатках, и он их исправит. На самом же деле иногда такие советы более вредны, чем кажется на первый взгляд". Есть и еще более пессимистическое высказывание: " Если же всадник не сумеет понять воздействия на лошадь усилий пояснично-крестцового отдела, то научить его искусству верховой езды так и не удастся". Говоря о контакте всадника с лошадью, В. Мюзелер пишет, что " научить этому всадника не может никто, он сам должен понять и прочувствовать, что контакт с лошадью достигнут". В этом случае приходится признать бессилие тренера или его неспособность помочь всаднику найти контакт с лошадью.

Имеются в книге и другие дискуссионные положения. Но их не так много. Знакомство с книгой В. Мюзелера, несомненно, будет способствовать расширению кругозора наших тренеров и всадников. Вдумчивый читатель поймет, где в книге непреложная истина, а где положения, требующие размышлений и даже критического анализа.

Выездка и вся последующая тренировка спортивной лошади в процессе ее специализации имеют строгое анатомо-физиологическое обоснование. Поэтому автор книги справедливо указывает, что всадник наряду с практической ездой должен заниматься теоретической подготовкой и совершенствовать свои знания о лошади, изучать ее анатомические и физиологические особенности. Это поможет всаднику быстрее добиться единения (гармонии) с лошадью, что так необходимо в конном спорте.

Многолетний опыт работы позволяет нам утверждать, что наиболее нерационально тренируют и эксплуатируют лошадей те из тренеров и всадников, которые меньше всего знают анатомию и физиологию лошади.

К сожалению, в книге В. Мюзелера вопросы анатомии и физиологии лошади не нашли своего отражения.

Знание анатомии и физиологии спортивной лошади позволит тренеру и всаднику рациональнее строить процесс ее выездки и тренировки, целесообразнее регламентировать режим ее кормления, содержания и эксплуатации, своевременно предупреждать возникновение переутомления, появление травматизма и других заболеваний, нередко встречающихся у спортивных лошадей в процессе их использования в конном спорте.

В заключение следует отметить, что знакомство с монографией В. Мюзелера будет, несомненно, способствовать расширению специальных знаний, кругозора и необходимой эрудиции наших всадников, тренеров и любителей искусства верховой езды и конного спорта.

И. Ф. Бобылев

 

Выработка правильной посадки, равновесия и раскрепощенности мышц

 

Обучение всадника

Хороший всадник должен одинаково уверенно чувствовать себя в седле при езде в закрытом манеже, в поле и при преодолении препятствий. Мастером верховой езды никогда не станет тот, кто уделяет мало внимания, а тем более пренебрегает одним из этих видов верховой езды.

С первых шагов обучения редко кому удавалось предугадать, насколько овладеет он искусством верховой езды. Первое желание начинающего скромнее - просто научиться ездить верхом. Но начало обучению верховой езде одинаково на первых порах для всех.

На спокойной учебной лошади каждый начинающий всадник должен проездить 30 часов и в достаточной степени овладеть ездой на всех аллюрах - шагом, рысью и галопом. Возможности заниматься верховой ездой, естественно, не у всех одинаковые: один садится в седло только раз в неделю, у другого же больше свободного времени да и интерес к этому виду спорта особый, а кое для кого верховая езда - дополнение к профессии. Для одних лошадь - средство передвижения, для других же постижение секретов верховой езды становится долголетним увлечением, искусством. И естественно, чем проще задачу ставит перед собой начинающий всадник, тем быстрее он может достичь цели. Если же честолюбие и спортивный азарт не дают человеку покоя, и грезятся ему чемпионские лавры, то и отношение к занятиям верховой ездой у него особое. Но мастером конного спорта может стать только тот, кто ежедневно в течение многих лет совершенствует свою технику, набирается знаний и опыта, хотя и для таких спортсменов справедливой остается поговорка " Век живи - век учись! ".

Подготовка всадника зиждется на трех " китах": отработке правильной посадки, достижении контакта с лошадью и умении воздействовать на нее. Ни одну из этих задач нельзя назвать важнее другой, поскольку они неразрывны и зависят друг от друга. Невозможно сначала отработать хорошую посадку, а затем, независимо от этого, освоить остальные элементы верховой езды.

Обучение неопытного всадника начинается с упражнений, способствующих выработке правильной посадки, одновременно с этим его учат поддерживать контакт с лошадью и воздействовать на нее. Нередко говорят, что посадка - это основа верховой езды. До некоторой степени это, конечно, верно. С другой же стороны, характер посадки всадника целиком зависит от того, какое воздействие он хочет оказать на лошадь. А посадка и воздействие в не меньшей степени определяются наличием контакта между всадником и лошадью.

С первых же шагов начинающий всадник должен учиться находить этот контакт, крепко и непринужденно сидеть в седле благодаря умению сохранять равновесие. Он должен без труда входить в ритм движения лошади и научиться воздействовать на нее мышцами пояснично-крестцового отдела, корпусом, шенкелями и поводьями. Кто не чувствует контакта с лошадью, тот не может непринужденно и прочно сидеть в седле. Такой всадник в какой-то неестественной позе " приклеивается" к лошади, что с верховой ездой не имеет ничего общего. Такая посадка абсолютно неправильна, хотя дилетанту и может показаться верной. Хорошим всадником можно считать только того, кто чувствует контакт с лошадью и держится в седле непринужденно.

Мастерами верховой езды считают себя многие, но, мягко говоря, большинство из них явно переоценивают свои способности. Такие ездоки сваливают вину на лошадь, ссылаясь на некие ее недостатки, которые при компетентной оценке вообще не обнаруживаются или же не играют существенной роли. Поэтому так много лошадей оказываются плохо выезженными, замечу, кстати, что в их число входит и часть тех, о которых говорят, что выезжены они хорошо. Действительно же хорошие всадники и хорошо выезженные лошади встречаются весьма редко. И главная беда в том, что мало кто из всадников может точно назвать причины возникновения собственных ошибок, выяснить, что такое хорошо или плохо выезженная лошадь, и можно ли исправить ее недостатки.

А задумываться над этим должен каждый, кто хочет овладеть искусством верховой езды. 99% всех лошадей грешат непослушанием. А 99 % всадников не знают, как избавить своих лошадей от этого недостатка и научиться тому не пытаются. Надо полагать, все они слышали, что лошадь нужно приучить повиноваться посылам. И только? Достаточно уже и того, что они об этом слышали? Только вот мало кто этим занимается. И тем самым они хотя и ненамеренно, но неизбежно получают плохо выезженных лошадей. Действительно ли так трудно приучить лошадь к посылам, как это утверждают? Начинающий заниматься верховой ездой не знает, что научиться этому так же легко, как войти в ритм движения лошади. Но осознать этот факт, а следовательно, и выработать правильную посадку 99 % всех всадников научиться не могут, потому что не умеют управлять мышцами пояснично-крестцового отдела. То, что каждый ребенок умеет делать на качелях, недоступно большинству всадников в седле. Эта горькая истина должна заставить подумать каждого, кто обучается верховой езде: не следует ли и ему проникнуть в эту " жгучую тайну".






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.