Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философско-эстетическая концепция оперы






Своеобразным итогом мировоззренческих размышлений Хиндемита стала философско-эстетическая концепция, художественно воплощенная им под названием «Гармония мира» в одноименной симфонии (1951) и опере (1957). Концепция эта развивает идеи великого немецкого ученого Иоганна Кеплера (1571—1630), который в одном из своих трудов выдвинул теорию движения планет, подтвердившую и закрепившую гелиоцентрическую картину мира Николая Коперника. В этом же трактате Кеплер развивает пифагорейскую идею о музыкальной гармонии движения небесных тел.

Музыка огромной по масштабу оперы (пять актов, пятнадцать сцен) была написана сравнительно быстро – всего за девять месяцев. Но замысел произведения и подготовка текста либретто, по признанию самого композитора, дались ему чрезвычайно трудно и вызревали на протяжении почти полутора десятилетий. Значительно уступая в репертуарности и популярности одноименной симфонии, опера «Гармония мира», тем не менее, представляет совершенно особый интерес как наиболее полное творческое воплощение эстетической и музыкально-теоретической платформы композитора.

Как и в симфонии «Художник Матис», Хиндемит достаточно свободно обращается с достоверными биографическими фактами, исторически реальные персонажи сосуществуют у него с персонажами вымышленными. Жизнь, искания Иоганна Кеплера и обретенное им только в смерти познание тайны «гармонии мира» показаны в опере на фоне кануна, а затем и разгара Тридцатилетней войны в Германии (1618–1648).

В опере «Гармония мира» предпринимается попытка осмыслить стремления лучших умов человечества к обретению универсального закона мироздания. И. Кеплер в опере П. Хиндемита – своего рода заложник идеи познания, с героическим стоицизмом несущий свою ношу через житейские бури и невзгоды. Показ его судьбы в опере весьма актуализирован. Пифагорейство ученого-поэта XVII века родственно пифагорейству ученого-музыканта Хиндемита – одного из наиболее ярких представителей «новой духовности» XX столетия. Подобно Пифагору, который стремился посредством универсальных математических выражений, математических законов объяснить суть любого явления, включая музыку, Кеплер и Хиндемит пытаются вывести категорию этического и эстетического, добра и красоты из всеобщих законов мироздания. Но Кеплер мучительно одинок, между ним и его современниками простирается пропасть непонимания. Крахом заканчиваются попытки ученого достичь гармонии в земной жизни, использовать свои знания и идеи на практике, для совершенствования и социального переустройства мира. Так рушится миф о справедливой «мировой империи» (сотрудничество Кеплера с кайзером Рудольфом и Валленштейном) и на первый план выходит тема дисгармонии реальной жизни. Трагедия Кеплера перекликается с трагедией ученых нашего времени, когда научные достижения нередко становятся достоянием сил мрака, разрушения и насилия. Вместе с тем Хиндемит берет под защиту такие истинно гуманистические качества науки, как поэзия поиска, мечта и вера в конечное торжество добра, что придает его концепции характер этической проповеди, призывающей к нравственному совершенствованию.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.