Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие высокотехнологичных отраслей






В настоящее время сформировались высокотехнологичные сектора экономики (авиационная и ракетно-космическая промышленность, судостроение, радиоэлектронная промышленность, атомный энергопромышленный комплекс, энергетическое машиностроение, информационно-коммуникационные технологии), в которых Россия обладает серьезными конкурентными преимуществами или претендует на их создание в среднесрочной перспективе. На развитие этих секторов направлен ряд стратегий, долгосрочных федеральных государственных программ и комплексов мер, подкрепленных необходимыми финансовыми и организационными ресурсами.

Указанные сектора являются участниками жесткой глобальной конкуренции. Их модернизация невозможна без привлечения иностранных стратегических партнеров, иностранных технологий и компетенций, и в то же время в этих секторах Россия претендует на создание самостоятельных национальных компаний, которые могли бы играть активную роль не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.

Авиационная промышленность и двигателестроение

Целью государственной политики в области развития авиационной промышленности и двигателестроения является создание высококонкурентной авиационной промышленности, возвращение ее на мировой рынок в качестве третьего производителя по объему гражданской продукции, достижение 10 – 15 процентного уровня мирового рынка продаж гражданской авиационной техники в 2020 – 2025 гг.

Приоритетными направлениями развития авиационной промышленности станут следующие.

Первое направление – создание ряда перспективной авиационной техники и двигателей, в том числе:

· продвижение на рынок доработанных самолетов (Ту-204, Ту-214, Ил-96 и др.), обладающих повышенной конкурентоспособностью;

· реализация проектов по созданию переходного продукта - региональных пассажирских самолетов SSJ-100 и модернизированного Ту-204СМ;

· реализация прорывных проектов в гражданском авиастроении, в том числе в кооперации с иностранными фирмами при сохранении за Россией функции системного интегратора;

· реализация проекта «истребитель пятого поколения», создание вертолетов нового поколения, перспективного учебно-тренировочного самолета и семейства беспилотных летательных аппаратов;

· создание семейства военно-транспортных самолетов, отвечающих как нуждам обороны, так и потребностям коммерческой эксплуатации;

· развертывание производства авиационной техники малой авиации, развитие которой связано с реализацией национальных проектов и освоением труднодоступных районов;

· создание авиационных двигателей нового поколения для соответствующей техники, вертолетов и малой авиации, модернизация моделей выпускаемых двигателей в соответствии с требованиями по обеспечению конкурентоспособности авиационной техники;

· создание научно-технического задела, формирование и развитие промышленных (критических и базовых) технологий, обеспечивающих создание и производство перспективной авиационной техники, соответствующей мировому уровню 2015 – 2020 годов.

Второе направление – обновление авиапромышленного комплекса, в том числе развитие производственного, конструкторского и научно-исследовательского потенциала, развитие системы подготовки и переподготовки отраслевых кадров, увеличение объема научных исследований, увеличение количества создаваемых новых технологий и ускорение их внедрения, внедрение и развитие новых технологий проектирования и производства авиатехники, расширение применения композиционных материалов при производстве авиационной техники, создание опытных самолетов и двигателей (демонстраторов новых технологий), снижение трудоемкости серийно выпускаемой авиатехники в среднесрочной перспективе не менее чем в 1, 3 – 1, 6 раза.

Третье направление – поддержка продвижения российской авиатехники на рынки, в том числе развитие лизинга, распространение лизинга на поставки в рамках военно-технического сотрудничества, кредитование экспортных поставок и упрощение таможенного режима, организация политико-дипломатической поддержки, поддержка систем обеспечения жизненного цикла продукции, совершенствование нормативно-правовой базы с целью расширения участия в реализации перспективных авиационных проектов иностранных партнеров.

Ракетно-космическая промышленность

Целью государственной политики в ракетно-космической промышленности является создание экономически устойчивой, конкурентоспособной, диверсифицированной ракетно-космической промышленности, обеспечение гарантированного доступа и необходимого присутствия России в космическом пространстве. Объем промышленной продукции ракетно-космической промышленности увеличится в 2010 г. в 1, 32 раза по сравнению с 2007 г., а в 2015 г. – в 1, 8 раза. Доля присутствия продукции ракетно-космической продукции на мировом космическом рынке увеличится с 8 до 15 %.

Приоритетными направлениями государственной политики в этой области являются следующие.

Первое направление – создание космических комплексов и систем нового поколения с техническими характеристиками, обеспечивающими их высокую конкурентоспособность на мировом рынке, в том числе:

· совершенствование существующих средств выведения и создание техники нового поколения (модернизация действующих ракет-носителей и разработка новых ракет-носителей и разгонных блоков, создание ракеты-носителя среднего класса для выведения пилотируемого космического корабля нового поколения), а также космических спутников с увеличенным сроком активного существования;

· подготовка к реализации прорывных проектов в области космических технологий и исследования космического пространства.

Второе направление – завершение создания и развитие системы ГЛОНАСС, в том числе:

· развертывание и поддержание устойчивости спутниковой группировки системы ГЛОНАСС, создание навигационных космических аппаратов нового поколения с длительным сроком активного существования (не менее 10 лет) и улучшенными тактико-техническими характеристиками;

· модернизация наземного комплекса управления и обеспечение разработки и массового производства навигационного оборудования для пользователей, его продвижение на мировой рынок;

· расширение международного сотрудничества в области спутниковой навигации, обеспечение совместимости и взаимодополняемости системы ГЛОНАСС с перспективными глобальными навигационными спутниковыми системами и их функциональными дополнениями.

Третье направление – развитие спутниковой группировки, в том числе создание группировки спутников связи, обеспечивающих рост использования всех видов связи - фиксированной, подвижной, персональной (на всей территории Российской Федерации), создание группировки метеорологических и картографических спутников, способных передавать информацию в реальном масштабе времени.

Четвертое направление – расширение присутствия России на мировом космическом рынке, в том числе:

· удержание лидирующих позиций на традиционных рынках космических услуг (коммерческие пуски – до 30 %);

· расширение присутствия на рынке производства коммерческих космических аппаратов, расширение продвижения на внешние рынки отдельных компонентов ракетно-космической техники и соответствующих технологий;

· выход на высокотехнологичные сектора мирового рынка (производство наземной аппаратуры спутниковой связи и навигации, дистанционное зондирование Земли);

· создание системы и модернизация российского сегмента международной космической станции.

Пятое направление – проведение организационных преобразований в ракетно-космической промышленности.

До 2015 г. будут образованы 3 – 4 крупные российские ракетно-кос-мические корпорации, которые к 2020 г. будут полностью обеспечивать выпуск ракетно-космической техники для решения экономических задач, задач обороноспособности и безопасности страны.

Шестое направление – модернизация наземной космической инфраструктуры и технологического уровня ракетно-космической промышленности, в том числе:

· техническое и технологическое перевооружение предприятий отрасли, внедрение новых технологий, оптимизация технологической структуры отрасли;

· модернизация наземной инфраструктуры спутниковых систем связи;

· развитие системы космодромов, оснащение новым оборудованием наземных средств управления, систем связи, экспериментальной и производственной базы ракетно-космической промышленности.

Технологическое перевооружение ракетно-космической промышленности позволит повысить производительность труда
в 2, 5 – 3, 5 раза.

Судостроительная промышленность

Целью государственной политики в сфере судостроения является создание новой конкурентоспособной судостроительной промышленности на основе развития научно-технического потенциала, оптимизации производственных мощностей, модернизации и технического перевооружения, совершенствования нормативно-правовой базы для полного удовлетворения потребностей государства и бизнеса в современной продукции судостроения.

Объем производства продукции судостроительной промышленности увеличится в 2010 г. в 1, 36 раза по сравнению с 2007 г., в 2015 г. – в 2 раза и в 2020 г. – в 3, 6 раза, производительность труда повысится в 4 – 5 раз. Россия вновь займет место среди государств – лидеров по производству гражданской судостроительной продукции. В сфере экспорта вооружения и военной техники будет обеспечено сохранение второго места (не менее
20 % мирового экспорта, увеличение экспортных поставок в 1, 5 – 2 раза), объем экспортных поставок гражданской продукции увеличится более чем
в 5 раз.

Приоритетными направлениями государственной политики в области развития судостроительной промышленности станут следующие.

Первое направление – создание конкурентоспособной специализированной морской техники, в том числе судов и плавательных средств для освоения континентального шельфа и Северного морского пути, создание высокотехнологических среднетоннажных (водоизмещением до
45 тыс. тонн) транспортных судов и судов обеспечения, высокотехнологических рыбопромысловых судов и морских и речных научно-исследовательских и научно-экспедиционных судов.

Второе направление – проведение институциональных преобразований в отрасли, создание объединенной судостроительной корпорации, интегрированных структур по выпуску судового оборудования, развитие лизинга морской и речной техники.

Третье направление – развертывание программ содействия технологической модернизации и продвижению продукции на рынки, включая:

· содействие техническому перевооружению ведущих предприятий отрасли в соответствии с новейшими технологиями;

· создание новых объектов научно-производственной базы;

· содействие формированию лизинговых компаний.

Радиоэлектронная промышленность

Целью государственной политики в сфере радиоэлектронной промышленности является повышение уровня технологического развития российской радиоэлектронной промышленности до мирового уровня и конкурентоспособности ее продукции на внутреннем и мировом рынках сбыта.

Объем продаж продукции радиоэлектронной промышленности
в 2011 г. возрастет в 2, 2 раза по сравнению с 2008 г., в 2015 г. – в 5, 2 раза.
К 2011 г. в серийном производстве будет достигнут технологический уровень изделий микроэлектроники 0, 13 – 0, 09 мкм, в 2015 г. – 0, 045 мкм.

Приоритетными направлениями развития радиоэлектронной промышленности станут следующие.

Первое направление – создание современной научно-технической и производственно-технологической базы, в том числе:

· создание современной базы производства радиационно стойкой электронной компонентной базы, сверхвысокочастотной электроники, микроэлектроники, электронных материалов и структур, микросистемной техники;

· развитие ориентированной на рынок инфраструктуры радиоэлектронной промышленности с учетом реструктуризации системы проектирования и производства радиоэлектронных изделий (системоориентированные центры проектирования, дизайн-центры, «кремниевые фабрики», научно-технологический центр по микросистемотехнике и др.).

Второе направление – создание научно-технического задела по перспективным технологиям и конструкциям электронных компонентов, унифицированных узлов и блоков радиоэлектронной аппаратуры для обеспечения российской продукции и стратегически значимых систем.

Третье направление – обеспечение российских стратегических радиоэлектронных средств и систем российской электронной компонентной базой.

Атомный энергопромышленный комплекс

Целью государственной политики в области атомной энергетики является развитие российского атомного энергопромышленного комплекса, обеспечивающего потребности российского рынка конкурентной высокотехнологичной продукцией, и достижение лидирующих позиций на мировых рынках сбыта в области энергетики, ядерных технологий, материалов и услуг при соблюдении стандартов гарантированной безопасности и режима нераспространения.

Показателями, характеризующими достижение данной цели, являются следующие:

· достижение установленной мощности объектов атомной энергетики до 28 – 36 ГВт в 2012 – 2015 гг. и до 50 – 53 ГВт – в 2020 г.;

· создание энергоблоков малой и средней мощности для расширения предложений действующих атомных электростанций;

· экспорт оборудования и технологий в 2020 г. на сумму не менее
8 – 14 млрд. долл. США в год (в ценах 2006 года).

Приоритетными направлениями, обеспечивающими достижение поставленной цели, станут следующие.

Первое направление – рост установленной мощности и числа объектов атомной энергетики при обеспечении гарантированной безопасности, увеличение энергоснабжения атомными электростанциями потребителей
к 2020 году до 20 22 % общего производства электроэнергии в Российской Федерации.

Реализация мероприятий по этому направлению позволит обеспечить:

· прирост эквивалентной мощности атомных электростанций до 2020 г. на 4, 5 ГВт за счет продления срока эксплуатации, повышения коэффициента использования установленной мощности и увеличения мощности действующих атомных электростанций;

· ввод 19 – 20 ГВт к 2020 г., в том числе ввод в эксплуатацию в 2012 г. энергоблока № 4 Белоярской атомной электростанции с реактором типа БН-800 и отработка на нем элементов замыкания топливного цикла;

· сокращение сроков строительства энергоблоков, снижение в 2015 г. эксплуатационных расходов организаций, эксплуатирующих атомные станции, на 20 % из расчета на 1 кВт.ч по сравнению с уровнем 2006 г.;

· продление сроков безопасной эксплуатации существующих энергоблоков и увеличение проектных сроков безопасной эксплуатации проектируемых энергоблоков;

· создание эффективной инфраструктуры обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами.

Второе направление – обеспечение интеграции российской атомной энергетики в мировую экономику в отношении топливного цикла и производства оборудования, в том числе:

· обеспечение высокой конкурентоспособности российских проектов атомных электростанций;

· развитие минерально-сырьевой базы в части урановых месторождений на территории Российской Федерации и за рубежом, направленное на обеспечение потребности российской атомной энергетики в природном уране;

· развитие кооперации в области топливного цикла с иностранными государствами;

· создание на территории Российской Федерации международных центров по предоставлению услуг ядерного топливного цикла, включая обогащение под контролем МАГАТЭ, на основе недискриминационного доступа развивающихся стран к атомной энергетике и соблюдения режима нераспространения.

Третье направление – обеспечение мирового технологического лидерства российской атомной энергетики, в том числе:

· стимулирование исследований и разработок в области замкнутого топливного цикла (реакторы на быстрых нейтронах, фабрикация и рецикл новых типов ядерного топлива), обеспечение поддержки перспективных разработок в отношении высокотемпературных реакторов;

· проведение исследований, направленных на разработку новых методов использования энергии атомного ядра;

· эффективное участие в перспективных международных проектах в области использования атомной энергии (ИТЭР, ИНПРО и др.);

· обеспечение ускоренного развития сопряженных отраслей, прежде всего энергетического машиностроения, транспорта, средств автоматизации, информационных услуг, медицины и нанотехнологий;

· обеспечение воспроизводства кадровой и научной базы ядерной энергетики.

Четвертое направление – формирование организационных структур, обеспечивающих максимальную реализацию конкурентных преимуществ российской атомной энергетики и энергомашиностроительного комплекса на мировых рынках.

Информационно-коммуникационные технологии

Целями государственной политики в области развития информационно-коммуникационных технологий являются создание и развитие информационного общества, повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической, культурной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления, обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий.

Предполагается достижение следующих целевых показателей:

· сохранение темпов роста рынка информационно-коммуникационных технологий, превышающих среднегодовые показатели роста экономики в 2 – 3 раза;

· превращение информационно-коммуникационных технологий в одну из ведущих отраслей экономики с долей в ВВП более 10 %;

· превышение объемов экспорта информационных технологий над объемом импорта этих технологий.

Приоритетными направлениями развития информационно-ком-муникационных технологий в долгосрочной перспективе являются следующие.

Первое направление – формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение высокого уровня ее доступности, предоставление на ее основе качественных услуг, в том числе:

· формирование единого информационного пространства;

· развитие единой сети электросвязи страны, в том числе сетей связи третьего и последующих поколений;

· обеспечение оказания универсальных услуг связи на всей территории Российской Федерации, расширение состава универсальных услуг;

· обеспечение радиочастотным ресурсом перспективных технологий, в том числе за счет проведения конверсии радиочастотного спектра;

· обновление и развитие гражданских спутниковых систем связи и вещания государственного назначения;

· переход к цифровому телерадиовещанию;

· обеспечение равной доступности к современным информационным технологиям жителей всех регионов Российской Федерации;

· развитие инфраструктуры широкополосного доступа на всей территории страны;

· создание на базе национального оператора почтовой связи универсального логистического и информационного оператора;

· внедрение единой системы координатно-временного и навигационного обеспечения;

· создание и ввод в действие инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации;

· повышение доступности для населения и организаций современных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий.

Второе направление – повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения, содействие развитию культуры и средств массовой информации на основе информационно-коммуникационных технологий, в том числе:

· содействие подключению к сети Интернет образовательных учреждений, музеев, больниц, библиотек и других социально значимых организаций;

· расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиаобразования, создание системы непрерывной профессиональной подготовки в области информационно-коммуникационных технологий, в том числе государственных служащих;

· предоставление гражданам социальных услуг на всей территории Российской Федерации с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;

· развитие системы библиотечных фондов, в том числе Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина, на основе применения информационных и телекоммуникационных технологий.

Третье направление – обеспечение конкурентоспособности и технологического развития информационно-коммуникационных технологий, в том числе:

· стимулирование применения информационно-коммуникационных технологий организациями и гражданами;

· создание условий для развития конкурентоспособной индустрии информационных и телекоммуникационных технологий;

· развитие механизмов венчурного финансирования в сфере информационно-коммуникационных технологий;

· создание технопарков в сфере высоких технологий;

· совершенствование законодательства и правоприменительной практики в области использования информационно-коммуникационных технологий;

· повышение инвестиционной привлекательности отрасли информационно-коммуникационных технологий;

· содействие увеличению объемов экспорта продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

· создание условий для развития компаний, работающих в области электронной торговли;

· развитие системы региональной информатизации.

Четвертое направление – повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, в том числе:

· создание «электронного правительства», предусматривающего повышение качества и доступности предоставляемых государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти;

· обеспечение эффективного межведомственного и межрегионального информационного обмена.

Пятое направление – противодействие использованию информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России, включая обеспечение безопасности функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструк-туры и информационных и телекоммуникационных систем.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.