Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. XVI - середина XVII В. - очень сложный и интересный период в развитии западноевропейских стран






 

XVI - середина XVII в. - очень сложный и интересный период в развитии западноевропейских стран. В оценках традиционной советской историографии это период позднего средневековья, характеризующийся кризисом феодальной формации и зарождением капиталистических отношений. Западная историография относит этот период к началу истории нового времени.

Основными чертами рассматриваемого периода являются:

1) рост товарного производства на основе т.н. первоначального накопления (обезземеливание крестьянства, активная колониальная политика и т.д.), а также развитие мирохозяйственных связей;

2) изменения в социальной структуре (появление дворян-предпринимателей, “дворянства мантии”, развитие городской буржуазии, рост числа наемных рабочих, дифференциация среди крестьянства и т.д.);

3) становление в ведущих европейских странах нового государственного устройства - абсолютной монархии, что сопровождается падением роли сословно-представительных учреждений;

4) кризис церковной идеологии, выразившийся в широком реформационном движении в Европе и появлении ряда национальных церквей, не зависимых от Рима;

5) подъем антифеодальных движений (Крестьянская война в Германии, Нидерландская буржуазная революция и т.д.);

6) развитие системы международных отношений, рост противоречий между ведущими странами, что приводит в конце рассматриваемого периода к общеевропейскому конфликту - Тридцатилетней войне;

7) изменения в мировоззрении средневекового человека, появление гуманистической идеологии, отражающей интересы буржуазных слоев;

8) становление буржуазных наций в рамках отдельных государств и т.д.

В рассматриваемый период усиливается асинхронность развития отдельных европейских стран. Наиболее быстро капиталистические отношения развиваются в морских державах - Англии и Голландии. Однако первое буржуазное государство - Республика Соединенных провинций - к началу XVII в. уступила первенство Англии по причине исключительно торгового характера своей экономики. В Англии капиталистические отношения уже в XVI в. пробивают себе дорогу сначала в деревне (огораживания), а потом и в городе, чему способствует экономическая политика английского абсолютизма. Процесс становления капиталистических отношений во Франции был замедлен в связи с отсутствием широких слоев предпринимательского дворянства и наличием религиозных разногласий. Разложение феодализма в Германии и Италии затруднялось их политической раздробленностью и слабостью центральной власти. Испанская экономика с конца XVI века переживает кризис в связи с тем, что политика монархии преследовала в основном внешнеполитические цели, не поощряя национального предпринимательства.

Преобладающей формой политического устройства в странах Западной Европы становится абсолютизм. В разных странах он приобретает специфические черты. Английский абсолютизм характеризуется сохранением влияния парламента (особенно в финансовых вопросах), наличием сильного местного самоуправления при несовершенстве центрального аппарата, отсутствием постоянной армии, подчинением церкви государству. Во Франции абсолютизм носит классический характер и определяется сильной властью монарха при полном упадке роли Генеральных штатов, максимальной централизации государственного управления, наличием значительной прослойки бюрократии и финансистов-откупщиков. Испанский абсолютизм является реакционным, что выражается в значительной роли католической церкви и агрессивной внешней политике Габсбургов, претендующих на мировое господство. В германских и итальянских землях абсолютистские структуры складываются в рамках территориальных княжеств-герцогств.

Таким образом, значительные социально-экономические и политические перемены, произошедшие в период с XVI до середины XVII в., определяют сложность изучения данного этапа для студентов и требуют глубокого и всестороннего анализа.

Задачи курса - выявление основных закономерностей социально-экономического и политического развития стран Европы в период позднего средневековья (XVI - середина XVII в.), а также анализ основных событий этого периода. В соответствии с поставленной задачей общий курс делится на три основные части: лекционный курс, семинарские занятия и самостоятельная работа студентов.

Лекционный курс строится по страноведческому принципу. Рассматриваются ведущие страны Запада, определяющие развитие европейской цивилизации. Лекции посвящены проблемам, отсутствующим в учебной литературе или носящим дискуссионный характер. В процессе преподавания студенты получают возможность ознакомиться с различными концепциями отечественной и зарубежной историографии, включая точку зрения самого преподавателя. Для осознанного восприятия лекционного материала студенты должны предварительно ознакомиться с рассматриваемой темой по учебнику или учебному пособию. Предлагаемая литература и источники также позволяют обеспечить усвоение студентами важнейших проблем курса.

Анализ общих тенденций и закономерностей развития ведущих европейских стран дополняется работой студентов на семинарских занятиях. При подготовке к ним студенты обязаны изучить источники, привлечь дополнительную литературу, а также использовать материал лекционных занятий и учебные пособия. Подобный подход позволяет студентам лучше разобраться в оценках тех или иных событий различных российских и зарубежных историков и определить свою точку зрения. Сообщения студентов на практических занятиях не должны превышать 15 минут аудиторного времени. Качество сообщений оценивается с учетом содержательности, четкости изложения, аргументированности ответов на вопросы, а также с учетом применения наглядных пособий. Остальные студенты должны законспектировать основные положения доклада и участвовать в его обсуждении.

Самостоятельная работа студентов помимо подготовки к семинарским занятиям включает также написание двух обобщающих контрольных работ и подготовку к коллоквиуму по теме “Тридцатилетняя война”. Коллоквиум проводится во внеучебное время в форме свободного опроса. Каждый студент за работу на коллоквиуме получает соответствующую оценку.

Изучение последнего периода европейского средневековья завершается экзаменом в летнюю сессию, который строится по билетной системе. Экзаменационная оценка выставляется с учетом работы на семинарских занятиях и результатов контрольных работ и коллоквиума.

 

Тема 1. Возникновение капиталистических отношений в странах






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.