Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 6. Третья беседа о лидерстве. Чем глубже твои отношения с людьми, тем сильнее твой лидерский авторитет






Главное слагаемое в формуле успеха – умение ладить с людьми.

Теодор Рузвельт

 

От других получаешь все лучшее, когда сам отдаешь людям все лучшее, что в тебе есть.

Гарри Файрстоун

 

По дороге в Нью-Йоркскую публичную библиотеку я поблагодарил Томми за то, что он представил меня Таю. За время нашего короткого знакомства этот бывший лыжник-чемпион успел оказать на меня значительное влияние. И Тай, и Анна сделали нечто такое, что, без сомнений, заставило меня преобразиться, – и метаморфоза продолжалась. После того как я познакомился с этими двумя духовными лидерами, мне стало предельно ясно, что главная цель Лидеров Без Титула в том и состоит: преображать людей и делать мир лучше.

В пути мы с Томми не теряли времени зря: мы всесторонне обсудили смысл лидерства и методы, которыми можно его показать. Мы говорили о том, что всем нам был зов: мы получили свыше указание стать Лидерами Без Титула, искоренить в себе жертву и ежедневно делать шаги к тому, чтобы стать лидером. Мы рассуждали о принципе «Тебе не нужен Титул, чтобы стать Лидером» – краеугольный камень философии, которой столь щедро поделилась с нами Анна, когда рассказывала о пяти принципах, укладывающихся в акроним «IMAGE». Теперь я усвоил эти принципы, умел ими пользоваться и знал, что их применение принесет замечательные результаты. Затем мы с Томми глубоко погрузились в рассуждения о принципе «Бурные времена порождают великих лидеров», принципе, который открыл мне незабываемый снежный бог Тай Бойд, а заодно рассказал и о великой мощи акронима «SPARK», и о том, как любой человек способен использовать пять составляющих его принципов, чтобы стать лучом света в нашем мире, где так много тьмы. Я продолжал высказывать терзавшие меня смутные сомнения: хотя благодаря беседам с наставниками я уже и ощутил силу перемен в своей душе и жизни, я все-таки опасался, как бы мне не скатиться к старым привычкам. Если такое стрясется, я утрачу все прекрасные дары, которые получил за этот необыкновенный день.

– У вас все получится, – пообещал Томми. – Начинайте с маленьких шагов, и постепенно они войдут у вас в привычку. Это немного похоже на то, как если бы вы шли по лесу в незнакомой местности – по тропе, которой раньше не ходили. Поначалу не очень понимаешь, куда держишь путь, и тебе кажется, что ты заблудился. Но чем дальше идешь, тем увереннее себя чувствуешь и тем более знакомой кажется местность. Вскоре обнаруживаешь, что можешь даже идти с закрытыми глазами. Лидерство Без Титула пока еще не вошло у вас в привычку, Блейк, но скоро станет для вас естественным, как дыхание. Помните: если каждый день делать маленькие шаги по улучшению своей жизни и работе над собой, со временем они дадут колоссальные результаты. В переменах всегда самое трудное – это начать меняться. Но я вас порадую: трудно лишь поначалу, а чем дальше, тем легче. И со временем вам будет не только легче, но и приятнее и радостнее меняться, Блейк Великий, – бодро заверил меня Томми, назвав меня точно так же, как называла Анна еще в гостинице.

– Спасибо! Я очень ценю вашу поддержку. И в любом случае, у меня всегда есть вы и я могу на вас положиться, правда? Ну, я имею в виду – ведь вы теперь мой наставник? – уверенно спросил я.

Томми почему-то умолк. Мы уже подъезжали к библиотеке.

– Блейк, я сделаю для вас все возможное и буду помогать вам так долго, как только в моих силах, – ответил он наконец. – Но мне семьдесят семь лет. Не знаю, что мне готовит будущее. Однако не волнуйтесь, все будет хорошо.

Я не понимал, как истолковать ответ Томми. Но наставник снова заулыбался, и я перестал ломать голову над его словами.

– Еще две встречи, и дело сделано, Блейк. Познакомитесь еще с двумя наставниками, и тогда познаете все четыре принципа философии Лидеров Без Титула. Вы исполнитесь воодушевления и будете готовы вернуться в книжный магазин – и к своей личной жизни – преображенным и обогащенным всеми теми открытиями и умениями, которые вам нужны, чтобы как можно лучше проявить свои новообретенные лидерские качества. И по мере того как вы будете работать на мировом уровне, пойдет в гору не только ваша карьера в «Книгах для умников», но усилится и ваш личностный рост, возрастет степень самореализации. Мне пришло на память изречение Джона Ф. Кеннеди: «Счастье – это когда ты полностью используешь свои силы и выкладываешься на сто процентов». Кстати, наставник, с которым вы сейчас познакомитесь, большую часть своей карьеры провел в Шанхае. Он был директором фирмы, ворочавшей миллиардами, в подчинении у него было двадцать пять тысяч человек. Острейшего ума личность, скажу я вам. Примерно как ваш покорный слуга, – и Томми, одарив меня улыбкой, нацепил на нос замечательные темные очки, которые вытащил из бардачка своего «порше».

Томми и правда был незаурядной личностью. Настоящий оригинал. Я понадеялся, что после того, как мое обучение закончится, мы с ним не утратим связи. Мне было яснее ясного, что Томми не просто образцовый Лидер Без Титула, но и великолепный пример отличного, чудесного человека. Побольше бы таких людей на свете!

Когда мы поднялись по ступенькам Нью-Йоркской публичной библиотеки, было уже почти три часа дня. Мы вошли в просторный вестибюль. Вокруг простирались длинные коридоры с высокими потолками. Мы спешили на встречу с моим следующим наставником, исполненные энтузиазма и нетерпения. В то же время атмосфера библиотеки подействовала на меня умиротворяюще, и не только потому, что рядом был замечательный Томми, но и потому, что среди книг мне вообще всегда было хорошо.

– Сейчас, Блейк, я отведу вас на крышу. Уверен, вы там никогда не были.

– Точно, ни разу, – согласился я. – Вообще-то я и не знал, что туда стоит подниматься и что оттуда интересный вид.

– То-то и оно, дружок. Там есть на что поглядеть! – таинственно сказал Томми, пока мы поднимались на последний этаж невыносимо медлительным лифтом.

Когда мы вышли из лифта, у меня перехватило дыхание. Я был потрясен, ошарашен. Перед нами открывалась ошеломляющая панорама Нью-Йорка. А сами мы смотрели на нее с массивной каменной террасы, на которой располагался прелестный сад на крыше, аккуратно засаженный яркими разноцветными цветами и растениями. Около многих были таблички с надписями: что за растение, откуда привезено. Кроме того, в саду были расставлены резные каменные статуи, на которых виднелись загадочные древнекитайские иероглифы, а со стен террасы свисали пышные гирлянды свежих орхидей. Воздух был напоен изумительным ароматом. Словом, мы будто попали в сказку. В жизни ничего подобного не видывал! К тому же на террасе стоял музыкальный центр и из него лились нежные звуки классической музыки.

Внезапно из-за деревянного стеллажа с цветочными горшками выскочил какой-то человек. Я вздрогнул: лицо его скрывала белая пластиковая маска, напоминавшая маску Призрака Оперы. Незнакомец нараспев твердил одну и ту же фразу, словно монах – мантру: «Главное – люди! Главное – люди! Главное – люди!» В душу мне закрался страх. Я оглянулся на Томми: не подвергается ли он опасности? Кто знает, что выкинет этот псих в маске в следующую секунду?

– Давайте уйдем! – громко сказал я Томми, перекрикивая музыку.

– Давайте останемся! – невозмутимо откликнулся он.

Казалось, Томми совершенно не испуган и не ошарашен. Он преспокойно стоял среди прекрасных цветов, скрестив руки на груди и с любопытством озираясь. Потом улыбнулся.

– Ладно, Джексон, перестаньте, зачем так пугать новичка! – окликнул Томми чокнутого плясуна.

Незнакомец застыл. Маска медленно сползла с его лица. Я увидел перед собой приятного, располагающего к себе мужчину на шестом десятке. Он смахивал одновременно и на Шона Коннери, и на Конфуция. Знаю, представить себе такую внешность по моему описанию непросто, но именно такое впечатление он на меня тогда и произвел. И еще от него исходило добродушие и любовь к ближнему.

– Вы, как я понимаю, и есть тот самый знаменитый Блейк из книжного магазина, – мягко сказал незнакомец. Он потряс мою руку, сжав ее в своих ладонях на манер крупного политика. Я понял, что передо мной никакой не сумасшедший, а третий наставник, и больше не нервничал. Кроме того, от его слов я приосанился и почувствовал себя важной персоной. Я ощутил, что новый знакомый полностью сосредоточился на мне и забыл обо всем на свете. Я слышал о таких людях: они наделены способностью показать собеседнику, что в данный момент он для них – самый главный и уважаемый человек. Наставник с библиотечной крыши явно был из таких.

– Блейк, знакомьтесь, это Джексон Хан. Еще один из моих близких друзей, – сказал Томми.

– Здравствуйте, Блейк. Я не хотел вас напугать. Просто думал устроить вам небольшой сюрприз и эмоциональную встряску – это так полезно в скучном мире, в котором живут, увы, слишком многие из нас, – сказал Хан. – Жизнь для большинства людей в наши дни слишком серьезна. Все мы слишком много времени отдаем тому, чтобы успеть слишком много вещей сразу. Нам всем необходимо научиться иногда отвлекаться от кромешной серьезности и просто валять дурака и радоваться. Так что я просто хотел вас повеселить. Простите, если шутка зашла слишком далеко. У вас был очень ошеломленный вид. – Джексон говорил от всей души, это было видно.

– Ничего страшного. Продолжайте двигаться дальше, – ответил я, без труда пустив в ход один из уроков лидерства, преподанный Таем. Я и сам удивился тому, как много из усвоенного легло мне на душу и стало частью меня. Может быть, в этой системе, которой меня обучал Томми, есть какая-то хитрость, о которой я не подозреваю, а она тем временем помогает мне легче и быстрее усваивать уроки, – я и не ожидал, что дело пойдет так быстро. Как и обещали Анна и Тай, сокращения-акронимы были большим подспорьем – благодаря им все правила Лидерства прямо-таки врезались в память. При первой встрече Тай сказал, что уроки я усвою автоматически. Теперь я понял, что он знал, что говорил.

– Вижу, нашего друга-лыжника Блейк уже повидал, – шутливо сказал Джексон.

– Ну да. Мы как раз перед визитом сюда пообщались с Таем. Большое вам спасибо, что выкроили для нас время, – любезно ответил Томми.

– С радостью. А как поживает Тай? Блейк, серьезно вам говорю, вы только что прибыли сюда, пообщавшись с гением. Гением по части «как превратить жизненные трудности в потрясающие успехи». И человек он замечательный! – горячо воскликнул Джексон.

– Он был великолепен, полон огня, так и сыпал откровениями – как обычно, – ответил Томми. – Просил передать вам горячий привет и сказал, что знает – вы скоро увидитесь.

– Отлично, – радостно ответил Джексон. – Итак, Блейк, я слышал, что вы ветеран. Прежде чем мы приступим к делу, хочу вас поблагодарить – я вам от души признателен. – Эти простые слова были исполнены самого пылкого и искреннего чувства. И я от души ответил:

– Приятно слышать.

– Чем вас угостить? – вежливо спросить Джексон. – Есть кофе, чай, вода. И я только что приготовил партию шоколадного печенья с кусочками настоящего шоколада! Вкуснятина! – добавил он, – ни дать ни взять первоклашка, и не подумаешь, что перед тобой бывший директор огромной фирмы.

– Печенье – это прекрасно, – ответил я.

Хозяин ненадолго ушел и вскоре вернулся из-за раздвижной двери. В руках у него был поднос с целой горой шоколадного печенья, которое аппетитно благоухало и напомнило мне мамину стряпню. Я погрустнел, потому что мамы мне очень не хватало. Очень.

– Значит, вы просто сидите тут весь день на этой замечательной террасе и уплетаете печенье? – легкомысленно спросил я, окончательно придя в себя после встряски.

– Вроде того, – ответил Джексон, а потом принялся упоенно жевать печенье.

– Джексон работает здесь садовником, Блейк, – растолковал мне Томми. – Великий мудрец и провидец, который превратил унылую грязную бетонную площадку в чудесный сад, – вы сами можете полюбоваться, что получилось. Джексон увидел то, что большинству людей казалось безнадежной помойкой, но он узрел перед собой видение будущего оазиса красоты и покоя. И, что гораздо важнее, не просто увидел, а воплотил видение в жизнь, добившись замечательных результатов, которыми мы теперь и наслаждаемся.

Сад и впрямь был роскошный. Не иначе, на былом своем деловом поприще Джексон был настоящей звездой по части изобретательности и энергии.

– В жизни не видел ничего подобного, – признался я. – Очень впечатляет.

– Несколько лет назад я оставил пост руководителя фирмы и вернулся в Нью-Йорк. Работал я в Шанхае, это потрясающее место, но по Нью-Йорку я скучал неимоверно, – начал свой рассказ Джексон. – Я хотел домой. Мне повезло: благодаря достигнутым высотам я мог позволить себе оставить работу, поэтому я так и поступил. И решил отдаться своей величайшей страсти – стать садовником. Один из моих друзей входит в руководство этой библиотеки. Когда он как-то утром привел меня сюда, на крышу, и показал, какой отсюда открывается вид, меня осенило. Я тотчас решил, что преображу это место и разведу здесь красивейший сад. Так и случилось. Создание этого сада я считаю одним из своих величайших достижений в жизни. Руководство библиотеки планирует в скором времени открыть сюда доступ публике. Тогда каждый сможет получить удовольствие от сада и вида, которыми мы сейчас любуемся.

– А вы так и будете встречать всех посетителей – в маске и с плясками? – шутливо спросил я. – Честно говоря, вы напугали меня до икоты!

Джексон улыбнулся, по достоинству оценив мое воодушевление.

– Этот парень мне нравится, Томми, – сказал он моему спутнику. – Спасибо вам, что привели его сюда. Одно из моих личных устремлений – стараться всегда окружать себя только добрыми, пылкими и положительно настроенными людьми, в чьей компании мне хорошо и радостно. Вижу – наш друг Блейк как раз из таких. Ну, а теперь перейдем к делу, – сменил тон Джексон. – Я уверен, что вы уже наверняка многое узнали о философии ЛБТ. Томми – один из лучших наших учеников, так что вам, можно сказать, повезло, что вы на него наткнулись.

– Скорее уж Томми на меня наткнулся, – ответил я, глядя на Томми. Тот показал мне жестом «молодчина».

– Прекрасно. Итак, моя задача сегодня – поделиться с вами третьим принципом философии Лидерства Без Титула наряду с акронимом, который объясняет пять практических правил, с помощью которых вы сможете перекроить реальность под себя и сделать ее такой, какой хотите.

– И это…? – с жаром спросил я.

– Это принцип, о котором, увы, слишком часто забывают в наш век бешеных скоростей и суеты, век, когда все заняты только работой. Я сформулирую этот принцип одной фразой: чем глубже твои отношения с людьми, тем сильнее твой авторитет. То есть тем сильнее ты как лидер. В любом деле, любой работе, любом бизнесе главное – налаживать отношения с людьми и повышать их самооценку. Нужно обязательно помнить об этом, когда строишь свою карьеру. Тогда получится построить не только успешную карьеру, но и по-настоящему богатую в духовном плане жизнь.

Знакомясь с последователями учения ЛБТ, я обратил внимание: все они прежде всего делились могущественными принципами и знаниями, которые должны помочь мне стать лидером. Но при этом они все непременно подчеркивали, как важно жить мудро и счастливо, осмысленно и духовно. Такая гармония, на мой взгляд, была вполне закономерной – я понимал, почему мои наставники придают огромное значение личному счастью. Теперь я был всецело предан учению ЛБТ и готов выложиться на всю катушку, как только приду в понедельник на работу. Вдохновение окрылило меня. Но в то же время я ощущал, как растет мой энтузиазм, направленный на кардинальную перестройку собственной жизни, не только работы и карьеры. Ведь в личной жизни у меня не ладилось. Исполнив свой воинский долг, я утратил почву под ногами и теперь страдал от душевного потрясения и депрессии. У меня были сложности личного характера с моей девушкой. Здоровье мое тоже оставляло желать лучшего. И, главное, я, похоже, разучился радоваться жизни, даже самым простым вещам. Но теперь все изменится! Теперь я наконец-то готов всерьез переделать свою личную жизнь. У меня полно идей, и не только теорий, но и практических соображений, как это устроить.

– Главное в бизнесе – люди, так и запомните, Блейк. Любое начинание, любой проект не более чем коллективная затея, которая сплачивает группу людей вокруг общей мечты, вдохновляющей их на то, чтобы в полной мере выразить свои таланты и улучшить жизнь тех, для кого они стараются. В наш век, когда в деловом мире все крутится вокруг высоких технологий, конкуренции, резких взлетов и падений, многие из нас забыли, что, в сущности, любой бизнес направлен на построение человеческих отношений. И держится любой бизнес на человеческих связях, общении. Но люди работают в таком бешеном темпе, что не задумываясь приносят отношения в жертву результатам. Однако ирония ситуации в том, что чем прочнее у тебя отношения с деловыми партнерами или с коллегами, как и с клиентами, ради которых ты стараешься, тем лучше будут результаты. Проще говоря, свое дело надо делать с любовью к сослуживцам и клиентам, ставя людей во главу угла. Собственно, стоит добавить, что одна из главных целей любого делового начинания – принести как можно больше пользы людям. Я знаю, звучит простенько, но ведь и бизнес штука простая. Наибольших успехов добиваются именно те, кто не усложняет задачу и работу, те, кто ставят простые цели и действуют простыми методами. Бизнес – это способ помогать людям. Давать сотрудникам такую работу, чтобы они реализовывали свои таланты и возможности, свой личностный потенциал. И еще – чтобы у клиентов благодаря твоему бизнесу сбывались их ожидания и надежды.

– О, Джексон, как это гармонично и справедливо звучит: бизнес – прежде всего способ помогать другим людям! – воскликнул я.

– Правда всегда звучит гармонично и находит отклик в сердце, – негромко ответил Джексон.

Я внимательно выслушал его, затем добавил:

– Похоже, в обществе преобладает убеждение, будто бизнес – это прежде всего деньги.

– Верно. Но вот вам вдохновляющая идея, поразмыслите над ней. По мере того как в душе вашей будет пробуждаться ваш внутренний лидер, по мере того как вы будете делиться человеческим теплом и участием с коллегами, – больше, чем они могли ожидать, – люди начнут все больше тянуться к вам – и коллеги, и клиенты. Вы не только ощутите осмысленность жизни, какую всегда ощущаешь, когда творишь добро, но вы пожнете еще и материальные и финансовые плоды, причем урожай будет богатым. Вкладываешь любовь – получаешь деньги. Чем выше вы будете ценить коллег и клиентов как уникальных личностей, как достойных уважения и любви людей, тем выше станут ваши доходы, точнее, и ваши лично, и вашей фирмы. И тем быстрее и круче пойдет в гору ваша карьера!

– Получается, мне надо сосредоточить свои силы и помыслы на том, чтобы хорошо обращаться с сослуживцами и клиентами, стараться всем помочь, и тогда я обязательно добьюсь личного успеха? – уточнил я.

– Именно так. Я ведь сказал вам, Блейк, что бизнес – штука простая, и работает просто. Беда в том, что мы склонны его усложнять – и тем усложняем себе жизнь. А мудрые дельцы знают, что нужно упрощать дело.

– Все складывается очень логично! Но мне все-таки интересно, почему в современном мире на эту философию опираются лишь немногие? Ведь она проста и гарантирует успех и деньги.

– Потому что здравый смысл в наши дни – редкость, – спокойно ответил Джексон. – Однако времена меняются, и перемены идут все стремительнее. Те, кто не понимает этих новых принципов ведения дела, просто не поспеют в ногу со временем. Старые принципы, на которые некогда опирались все деловые люди, скоро будут отброшены за ненадобностью, уйдут в прошлое. Они уже не действуют в новых обстоятельствах, в которых мы теперь очутились. Развитие техники, глобализация, мощные перемены, которые происходят в современном обществе, совершенно изменили мир бизнеса – теперь нужно работать в новом мире. Крайне глупо было бы полагать, что в новых условиях можно чего-то добиться, действуя устаревшими способами. Те, кто сопротивляется переменам и отвергает новые правила, просто исчезнут, подобно динозаврам, в свое время, миллионы лет назад, не сумевшим приспособиться к переменам в климате. Самых больших высот успеха и богатства достигнут те организации, которые воспитают в своем коллективе Лидеров Без Титула, причем на всех уровнях – от руководства до простого сотрудника. Только те организации, которые превыше всего ставят человеческие отношения, смогут добиться всенародной любви и признания и, следовательно, успеха.

Я обвел взглядом сад, размышляя над услышанным.

– Как бы то ни было, запомните: если вы и правда хотите достичь предельных высот в карьере, обязательно обращайтесь с коллегами и клиентами хорошо – внимательно и заботливо. Старайтесь сделать для клиентов все возможное, а коллегам помочь в развитии их способностей.

– Но ведь развивать способности коллег – это в любом случае входит в мои обязанности менеджера? – спросил я. – Или за это отвечает служба персонала?

– При прежнем положении дел – да, но никак не при новой модели лидерства, которой вы учитесь сегодня, друг мой. Если вы хотите стать Лидером Без Титула, то радость и удовольствие клиентов и коллег – на вашей ответственности. Если хотите побеждать, то обязательно помогайте победить и другим. А для этого, помимо прочего, вам нужно добиться, чтобы у вас в коллективе была особая атмосфера – чтобы все стремились делать свое дело как можно лучше. Чтобы каждый сотрудник понимал, каких замечательных высот он может достичь, если потрудится на полную катушку. Таким образом, вашей обязанностью будет пробуждать и поддерживать в коллегах веру в себя – в каждом из них. Прививайте уверенность в себе людям, которые никогда даже не осознавали, насколько они замечательные и способные! – горячо сказал Джексон. Он перевел дыхание, с наслаждением понюхал розу, потом продолжал свою пылкую речь:

 


– Не будьте динозавром! Помните: кто отстает от времени, тот вымирает. Шагайте в ногу со временем! Философия ЛБТ – вот будущее всего мира! Будьте Лидером Без Титула. Вы же прекрасно знаете, что титул для лидерства совершенно не обязателен. Точно так же не обязательно быть менеджером, чтобы пробудить все лучшее в коллегах, сплотить коллектив, усилить в нем рабочую творческую атмосферу. Это по силам любому рядовому сотруднику, если он постарается и внесет свою лепту в общее дело. Совсем не нужно быть директором, чтобы выстроить замечательные отношения с каждым клиентом – такие, чтобы клиент молился на продукцию вашей фирмы и воспринимал ваши услуги как благодать свыше. Какой бы пост вы ни занимали, от вас требуется совсем немногое, зато каждый день. Итак, ежедневно вкладывайте любовь в свою работу, старайтесь работать на пике своих возможностей и способностей, и тогда вы колоссально улучшите жизнь коллег и клиентов, и мир в целом благодаря вашим усилиям тоже станет лучше и добрее. Запомните, Блейк: просто работайте на совесть и с любовью, а больше от вас ничего не требуется. И если вас окружают преданные своему делу люди, которые получают удовольствие от работы и стараются сплоченно и дружно трудиться на пике своих возможностей, то ваш коллектив добьется больших успехов и ваша организация будет крепко стоять на ногах, причем не только во времена процветания, но и в трудные периоды. Посмотрите, Блейк, на лучшие компании Америки: каждая из них – это не только собрание сотрудников, которые вкладывают в работу всю душу, но и сплоченный коллектив, в котором дружные товарищи объединены замечательно теплыми человеческими отношениями. Видите ли, Блейк, любой бизнес – это всего лишь своего рода диалог. И если атмосфера на вашей работе не способствует развитию диалога между людьми, если она не плодотворна для развития человеческих отношений, то диалог вскоре умолкнет, и, следовательно, бизнес рухнет.

Джексон подошел к маленькому шкафчику с садовым инвентарем, выдвинул ящик, вынул оттуда какой-то пакет и подошел ко мне. Между тем Томми любовался небоскребами – с террасы открывалась величественная панорама, – и экзотическими цветами, украшавшими сад на крыше.

– Ну-ка, откройте этот пакет, – велел мне Джексон.

Я повиновался. В пакетике оказались семена.

– Вся моя жизнь вращается вокруг садоводства, – признался Джексон. – Не устаю изумляться чуду природы и жизни: берешь эти сухие и на вид безжизненные семена, потом вкладываешь в свое дело терпение и заботу, и из семян вырастают замечательные растения, которые радуют глаз. Та же идея лежит в основе принципа ЛБТ, который я сейчас вам разъясняю. Если вы сделаете качественные, полные любви и тепла отношения с людьми своей первоочередной задачей (будь то сослуживцы в книжном магазине или покупатели, в чью жизнь вы входите каждый день), то вы обретете успех и счастье и ваша карьера достигнет своего пика. Но, как и в садоводстве, от вас потребуется много усилий и терпения. Люди и человеческие отношения все равно что растения: образно говоря, им необходимы поливка, удобрения, прополка. Думаю, вы меня понимаете. Конечно, это непросто, но зато ваши усилия будут обязательно вознаграждены сторицей, а потому игра стоит свеч. Как говорят мудрейшие и самые умелые садовники: «Что посеешь, то и пожнешь».

– Это захватывающе интересно, Джексон! – воодушевленно воскликнул я. – Теперь я понимаю, что в последние годы просто искал отговорки, чтобы не предпринимать усилий. Я говорил что-нибудь вроде: «Ну что я могу сделать, я же человек маленький, должность занимаю небольшую, никаких чинов и титулов у меня нет, поэтому не в моих силах как-то повлиять на сослуживцев, сплотить коллектив вокруг общего дела, выпестовать атмосферу товарищества и взаимной поддержки», – честно сознался я. – Еще я жаловался, мол, я слишком загружен, чтобы помогать коллегам в их личностном росте и попытках пробудить в себе внутреннего лидера. В общем, я находил сотни отговорок, вместо того чтобы собрать волю в кулак и начать делать все, на что я способен, по максимуму. И именно поэтому я оставался жертвой – унылым неудачником, который застрял в своем развитии на мертвой точке.

– Скажите, Блейк, а окружающие, с которыми вы имели дело на работе, как-то воодушевляли вас, помогали, поддерживали? – внимательно выслушав мою исповедь, спросил Джексон.

Я подумал, помолчал.

– Вообще-то нет, не особенно. Я ощущал себя чужаком, а не органичной частью коллектива. И до сих пор чувствую, что настоящие узы человеческой привязанности и симпатии меня ни с кем из сослуживцев не связывают, – со вздохом ответил я.

– И неудивительно, друг мой! – ответил Джексон. – Вы не прилагаете усилий, не «поливаете» и не «удобряете» свои отношения с коллегами. До сегодняшнего дня вы наверняка возразили бы мне в таком ключе: «Я просто не могу позволить себе тратить время на то, чтобы строить отношения с коллегами. Мне работать надо!» Но теперь вы уже и сами понимаете, что так отвечать неразумно. А я для воодушевления скажу вам следующее: невозможно, немыслимо жалеть время на то, чтобы выстроить теплые отношения с людьми, с которыми проводишь большую часть дня. А ведь это именно сослуживцы, правда? Поразмыслите об этом, Блейк. Вы проводите с коллегами не просто большую часть дня, а большую часть жизни, потому что большую часть времени работаете. Так? Так. И в таком случае разве не мудро будет хорошо узнать тех, с кем вы трудитесь бок о бок, понять, что их волнует, подружиться с ними и наладить отличные отношения? Вы непременно подружитесь с коллегами. Тогда у вас появится и чувство сопричастности общему делу, и вы вольетесь в дружный коллектив. И как только сослуживцы ощутят, что вы поддерживаете их, они ответят вам тем же. В случае чего каждый всегда подставит вам плечо. Запомните, Блейк, закон отдачи – один из мощнейших законов, на которых строятся взаимоотношения между людьми! «Как ты с людьми, так и они с тобой» – вот в чем его суть. Если вы от души стремитесь помочь окружающим, они от души постараются помогать вам. Если вы выкладываетесь по полной программе ради коллеги, он ответит вам тем же. Такова человеческая природа. Постарайтесь помочь другим добиться успеха, и они помогут вам. Но, чтобы другой протянул вам руку, сначала зароните искру тепла к вам в его сердце. И еще, Блейк, обязательно помните, что Лидеры Без Титула помогают людям так, чтобы те достигли в коллективе больше, чем могли бы достичь в одиночку. Иными словами, мы, ЛБТ, должны на деле показывать, насколько коллектив сильнее и действеннее одиночки. Это ключевой момент! Помните также, что Лидер Без Титула всегда сам делает первый шаг к сближению, к контакту. Не дожидайтесь, пока другой человек пойдет вам навстречу, – начните с себя, будьте лидером и в этом.

– Стань той переменой, которую хочешь видеть, – откликнулся я, перефразируя изречение Ганди, которым поделился со мной Томми в первую нашу встречу в книжном магазине.

– Совершенно верно! – одобрительно воскликнул Джексон. – Отдавайте окружающим то, что сами больше всего жаждете получить. Это – одна из жемчужин мудрости, которой я собирался с вами поделиться. Если хотите получать больше поддержки – сами больше поддерживайте людей. Если хотите, чтобы вас ценили и одобряли, – цените и одобряйте окружающих. Жаждете уважения – старайтесь сами проявлять к людям уважение. Простая закономерность, но работает неукоснительно! Надо только начать отдавать, и вам воздастся сторицей. Вот увидите!

– Здорово! – вырвалось у меня.

– Всегда держите в уме, что лучший способ воодушевить соратников стать настоящими лидерами, какими они и рождены на свет, – это подать им личный пример, – продолжал Джексон. – Станете лидером – и окружающие вдохновятся, глядя на вас. Уверен, вы сегодня уже неоднократно слышали эту фразу, но я ее все-таки повторяю, потому что заключенная в ней мысль принципиально важна. Положительный пример – один из мощнейших способов сподвигнуть окружающих на перемены к лучшему. Вряд ли кому-нибудь понравится, если ему скажут: меняйся к лучшему! Человеческая природа такова, что мы сопротивляемся любой попытке нами управлять или нас контролировать. Поэтому заставлять людей меняться к лучшему – бесполезно и даже вредно. Пусть вы знаете, что они способны достигнуть пика развития и выложиться по полной программе, но если вы начнете настойчиво объяснять им эту мысль, слушатели заупрямятся, перестанут воспринимать ваши речи. Им покажется, будто вы покушаетесь на их личную свободу. Но когда не агитируешь, а просто воздействуешь на людей личным примером, – это работает! Предстаньте перед ближайшим окружением во всем блеске и величии своего духовного обновления, покажите максимум своих возможностей, – и вы тем самым подадите окружающим наглядный пример того, какими они могли бы стать. С того мига, как вы начнете в каждой мелочи проявлять себя настоящим Лидером Без Титула, ваш пример начнет вдохновлять и зажигать энтузиазмом ваших коллег – они тоже захотят стать сильными, победоносными, производить впечатление и улучшать мир. Если вы на глазах у многих людей приложите все усилия, чтобы переписать свою биографию, то тем самым мотивируете всех коллег, и они тоже откроют чистую страницу каждый в книге своей жизни – и тоже станут лидерами. А заодно обновятся и поднимутся на новую ступень развития как личности. – Джексон говорил с жаром, а сам тем временем принялся возиться с цветами. Он что-то подстригал, подсыпал грунт и время от времени прерывался, чтобы вдохнуть цветочный аромат. На лице его играла блаженная улыбка. Этот человек явно обожал природу.

– Вам ведь здесь очень хорошо? – спросил я.

– Просто как в нирване, – ответил Джексон. – Все те прошлые годы я был доволен, занимаясь бизнесом, моя работа устраивала меня, приносила радость. Я даже не представлял, что способен добиться таких высот. Поразительно, сколь многого можно добиться, если идти к вершинам упорно и маленькими шагами. Большинство из нас способно таким образом сделать великолепную карьеру, стоит лишь запастись терпением. Но, увы, именно терпения и последовательности хватает у немногих. Не все способны долгий срок упорно выкладываться по полной программе, а именно это и есть ключ к успеху. Уверен, Томми частично поведал вам, кто я и кем работал, и о компании, которая выросла благодаря поддержке замечательных коллег.

– Я так понял, вы были директором? – спросил я, слегка смутившись, – Джексон говорил так, словно служил рядовым сотрудником, одним из множества.

– Верно, – отозвался он. – Но я всегда помнил, что мир держится на маленьких и скромных людях. Как мудро заметил великий джазмен Уинтон Марсалис, «маленьким людям есть куда расти». Замечательных достижений в одиночку не добьешься. Чем крупнее цель, тем больше требуется соратников, чтобы ее достичь. Чем мечта крупнее, тем состав команды важнее. Я вспомнил высказывание великого ученого Исаака Ньютона: «Если я и видел больше остальных, то благодаря тому, что стоял на плечах великанов». Я достиг своих высот благодаря людям, работавшим бок о бок со мной, – мы карабкались к вершинам вместе, спаянной крепкой командой, и вместе создали нашу замечательную фирму и добились ее успеха. Я всегда помнил, что мои подчиненные и коллеги каждое утро покидают уютные семейные гнезда и приходят ко мне на работу, выкладываясь по полной программе, отдавая лучшие плоды своего интеллекта и характера. Поэтому, когда я размышляю о поразительном успехе своей фирмы… или когда журналисты донимают меня коварными вопросами, я раскрываю им секрет: своим успехом мы обязаны атмосфере товарищества, солидарности, спаянной команды. Иными словами, своих побед мы добились потому, что трудились плечом к плечу. Ежечасно, ежеминутно каждый из нас ощущал товарищескую поддержку, и потому мы достигли вершин успеха, в том числе и финансового. Запомните, Блейк: непобедимая организация – это не что иное, как сплоченные товарищи по работе; и эти прочные узы дружбы и взаимовыручки создают ту прочнейшую сеть, которая вплетена в структуру предприятия на всех его уровнях, от рядовых сотрудников до руководства. Побеждает тот коллектив, где все единодушно нацелены на выполнение общей задачи.

Договорив, Джексон проследовал к маленькому бассейну, в котором росли прелестные белые лилии. Он сунул руку в карман и вытащил монету. Наклонился, понюхал цветок. Потом вручил монету мне.

– Пожалуйста, бросьте эту монетку в воду. Но сначала загадайте желание. Сегодня у вас день везения.

Я кинул монету в воду. Томми внимательно наблюдал за мной, стоя на другом конце террасы. Он по-прежнему выглядел таким же потрепанным, как в нашу первую встречу в книжном магазине несколько дней назад, – все те же потертые брюки, выношенный забавный жилет, яркие часы с изображением мультипликационного персонажа по имени Губка Боб – Квадратные Штаны. Но теперь я видел его в истинном свете, прозревал, кто он такой на самом деле: за внешностью и нарядом чудака скрывался подлинный лидер и великодушная личность. Я по достоинству, с благодарностью оценил тот щедрый дар, который мне преподнес Томми, – знание о том, что я могу стать полновластным хозяином своей жизни, Лидером Без Титула, и неважно, где я работаю и что таит мое прошлое. Но все-таки в сердце мое закралась тревога. Яснее, чем когда-либо, я увидел, что Томми стар. Сколько ему еще отпущено? Кто знает? Я опечалился.

– Видите, как по воде пошли круги вширь, множество кругов, хотя вы бросили всего лишь маленькую монетку? – спросил меня Джексон.

– Да, разумеется, вижу, – с некоторым недоумением ответил я.

– Именно так действуют и товарищеские взаимоотношения в любой команде, организации, фирме, коллективе. Каждый участник значим. Каждому по силам изменить жизнь других. Любые отношения эхом отдаются по всему коллективу. Допустим, у А и Б отличные отношения – они коллеги и товарищи. Вот они поговорили друг с другом тепло и задушевно, и от их разговора, как круги по воде, пошло своего рода «эхо» по всему коллективу, и их разговор породил другой разговор, а тот – еще несколько. Таким образом, в конечном итоге улучшилась вся рабочая и товарищеская обстановка в коллективе. А раз улучшилась атмосфера – значит, команда добьется еще лучших результатов. Когда я был юным интерном в первой в своей карьере компании, мы проходили тренировочный курс, который врезался мне в память.

– А что такого необыкновенного было в том тренинге? – заинтересовался я.

– Благодаря тому обучающему курсу я усвоил и осознал всю важность прочных, доверительных товарищеских отношений в коллективе. Мы проходили тест, чтобы проверить, хорошо ли усвоены основные идеи. Последним был такой вопрос: «Напишите имя уборщика, который работает в здании нашей фирмы, – пожилого человека, который появляется здесь каждый вечер». Я понятия не имел, как его зовут. Да, когда я засиживался за работой по вечерам, то мне попадался пожилой мужчина, который пылесосил и выносил мусор. Но мне и в голову не приходило познакомиться с ним поближе или даже перекинуться словом-другим. И представьте себе, Блейк, тест был построен таким образом, что если участник тренинга не мог ответить, как зовут уборщика, считалось, что тест он не прошел! В итоге я завалил тест. В тот день я получил урок на всю жизнь: если по-настоящему хочешь, чтобы твое дело развивалось, то важен каждый сотрудник, работающий с тобой, даже уборщик. Нужно со всеми быть знакомым, каждого как следует знать и поддерживать друг с другом прочные и глубокие товарищеские отношения. Качество коллектива определяется качеством отношений между его отдельными участниками. Где хорошие отношения – там крепкий коллектив и процветающая организация. Где прекрасные отношения – там рекордные успехи.

– Так как звали уборщика? – не удержался я.

– Тим, – тотчас ответил Джексон. – Тим Тернер. Вскоре мы с ним познакомились поближе. И выяснилось, что человек, которого я считал совершенно незначительным существом, на самом деле – высокоразвитая личность, щедрая душа и доброе сердце. Большую часть свободного времени он посвящал работе с неблагополучными детьми, а книг по философии прочел столько, сколько мне и за всю жизнь не прочесть. Разговаривать с ним означало духовно обогащаться – он оказался блестящим и мудрым собеседником. Поэтому знайте, Блейк: каждый, кто встречается на нашем жизненном пути, неважно, какого ранга этот человек, кто он, какие у него титулы и при каких обстоятельствах он появляется, – это чей-то сын или дочь. У каждого есть история, достойная того, чтобы ее выслушать. И не просто выслушать, но и извлечь урок.

– Ух ты… – вот и все, что я мог сказать в ответ.

Джексон умолк. Потом едва слышно прошелестел:

– Томми вам не говорил, но несколько лет назад я овдовел. Моя жена умерла от рака.

– Печально слышать, Джексон, – с сочувствием откликнулся я. – Мне жаль.

– Не печальтесь. Хотя в те времена я был воротилой в бизнесе и нам удалось создать мощнейшую компанию, но я никогда не пренебрегал семейными отношениями и не работал в ущерб личной жизни. Я никогда не впадал в распространенное заблуждение и не принимал любимого человека как нечто само собой разумеющееся. Я ценил нашу любовь по достоинству. Теперь, когда жены больше нет, я ни о чем не сожалею, ни на секунду, но мне ее очень недостает. Однако сожалений я не испытываю. Потому что если в бизнесе я ставил на первое место отношения с коллегами, то в частной жизни – отношения с женой. Всегда ставьте отношения с людьми превыше всего, Блейк, а остальное само собой приложится и образуется. А современные люди в большинстве своем склонны забывать эту простую, но важную истину – фундамент лидерства. Деловой мир никогда еще не был так разобщен и бесчеловечен, как в наши дни. О, что касается уровня технического развития, то он высок как никогда! А вот человеческого тепла, душевной щедрости в деловом мире практически и следа не осталось. Еще скажу, что мы определенно стали хитрее и предприимчивее, мы изощренно мыслим, но при этом утратили мудрость. Итак, повторю еще раз: деловой успех невозможен, если невнимательно относишься к тем, с кем работаешь и для кого работаешь. Нужно верить в людей, объединять их, поддерживать с ними теплые отношения, служить им и ценить их по достоинству. Если вы и правда хотите преуспеть и достичь высот в своем деле, вам нужно всегда излучать доброту, положительную энергию и совершенство – в адрес каждого, кому вам повезло помогать.

– Как замечательно сформулировано, Джексон! Спасибо вам огромное, что поделились со мной и распахнули душу! – с чувством воскликнул я. – Полностью с вами согласен. Мне кажется, люди сейчас разучились беседовать по-настоящему. Они только шлют друг другу смс-сообщения да электронные письма, а лицом к лицу толком не разговаривают. Приходят вместе поесть в ресторане, а за столом не беседуют, даже не смотрят друг на друга. Все как будто прячутся от мира: глаза в экран, в ушах наушники, у рта микрофон. Я вот вспоминаю своих родителей, благослови их Господь. Они были небогаты, но каждый вечер мы всей семьей обязательно собирались за общей трапезой. Мы делились случившимся за день, вспоминали приятные поездки – каникулы, отпуск. Вместе смеялись и печалились, откровенничали, поддерживали друг друга, делились советами. Это было очень важно. И как прекрасно, что человек таких достижений, как ваши, подтверждает: человеческое тепло, тепло души – не устаревшее понятие, оно все так же важно!

Я чувствовал, что идеи Джексона проникли мне в самое сердце. Я разделял их всей душой.

– Сейчас-то я всего-навсего садовник, – с неподдельной скромностью ответил Джексон. – Но все равно спасибо. Подобно тому как я целыми днями выращиваю и пестую на этой террасе прекрасные цветы, каждый день пестуйте и лелейте взаимоотношения с коллегами и клиентами – и тогда все у вас получится, Блейк! А что касается коллег, запомните еще: важно не просто одаривать их своим участием и душевным теплом, важно помогать их духовному и профессиональному росту. Настоящий Лидер Без Титула различает в людях самое лучшее, что в них есть, и создает им условия, в которых они расцветают духовно и интеллектуально. В этом смысле любой ЛБТ подобен заботливому садовнику: ведь садовнику важно, чтобы растение не просто проклюнулось из семечка или отростка и выжило, но чтобы оно еще выросло, расцвело, принесло плоды! – со значением произнес Джексон. Он говорил авторитетно, и я представил, как убедительно он беседовал с людьми, когда был светилом в деловом мире.

– Помни также, что охотнее всего люди ведут дела с теми, кто им по душе и к кому они расположены, кому доверяют. Любому приятно завязать и поддерживать деловые отношения с тем, кто обращается с тобой как с особенным человеком. Следовательно, с любым клиентом или коллегой общайся так, словно он – Очень Важная Персона. Подобные лидерские навыки применимы где угодно – вы, Блейк, можете смело пускать их в ход у вас в книжном магазине, и сами удивитесь, как изменится обстановка. Сослуживцы будут вас обожать, а покупатели к вам так и потянутся. И, что немаловажно, начнут вам фанатично подражать. Лидеров Без Титула станет больше!

– Фанатичные последователи? Хотел бы я ими обзавестись! – горячо воскликнул я и откусил кусочек печенья.

Джексон помолчал, обвел задумчивым взором сад.

– Я знаю, у вас обоих плотное расписание, да и мне надо кое-что тут доделать до конца рабочего дня. Однако, Блейк, у меня в запасе есть пять драгоценных правил, которыми я обязательно хочу с вами поделиться. С их помощью вы овладеете искусством быть Лидером Без Титула и постигнете лидерский принцип, который мы тут обсуждали.

– Тот самый – «чем глубже твои отношения с людьми, тем сильнее твой авторитет»? – на всякий случай уточнил я.

– Именно. Как и ваши предыдущие наставники, я тоже заготовил для вас акроним, с помощью которого вам будет легче запомнить эти замечательные и мудрые правила.

– Мне не терпится поскорее услышать его! Эти акронимы такая прелесть! Благодаря им и правда все отлично запоминается, – радостно откликнулся я, доедая последнее восхитительное печенье.

– HUMAN, то есть «Человечность», – провозгласил Джексон, усаживаясь на красивую деревянную скамейку. – Услужливость, Понимание, Общение, Веселье, Забота.

Я рассмеялся.

– Он молодчина, верно? – воскликнул Томми, который нежился на солнышке, устроившись в уютном уголке террасы на стульчике из тикового дерева. При этом он разбросывал вокруг себя лепестки каких-то белых цветов. Джексон продолжал:

– Helpfulness, Услужливость, – это готовность помочь. Как я уже растолковал вам, секрет успеха любого начинания в том, чтобы по-настоящему, от души, стремиться помочь и услужить людям. Поэтому один из самых действенных принципов, помогающих стать Лидером Без Титула, формулируется так: всегда делайте сверх того, за что вам платят и что входит в ваши обязанности. Запомните, Блейк: чем больше вы выложитесь сверх своих обязанностей, тем больше получите в ответ – эмоционально и финансово. Вспомните, сколько раз в ресторане или в магазине вам хотелось, чтобы персонал стремился помочь – от всей души и сверх обязанностей, чтобы продавцы или официанты проявили человеческое тепло и интерес? Это встречается, но так редко! В большинстве своем персонал работает словно бы на автопилоте – можно подумать, будто все они отключили свои человеческие чувства и воспринимают клиентов не как людей, а как неодушевленные предметы, транслирующие какие-то требования. Но и клиенты относятся к персоналу не лучше: воспринимают продавцов и официантов как автоматы. А между тем перед ними живые люди, которые в конечном итоге накормят или помогут совершить покупку. Готовность помочь – это такое глубокое понятие, что его стоило бы внедрить на уровне ДНК, заронить в самое сердце каждому из нас, и тогда оно помогало бы нам всем жить и работать с воодушевлением и любовью. Итак, всегда будьте услужливы и готовы помочь. Постарайтесь стать самым услужливым человеком на свете.

– Превосходно! – воскликнул я. А что еще можно было сказать?

Слова Джексона вызвали в моей душе мощный отклик – меня затопил поток чувств и мыслей. Лидерство – да я о таком и не мечтал! Ведь получалось, что Лидерство Без Титула – это образ жизни, который может и должен вести каждый, хоть в масштабе работы, хоть в пределах своей общины, а то и в масштабе целого народа. И чтобы стать Лидером Без Титула, достаточно пустить в ход дарования и энергию, присущие тебе от природы. Эти таланты есть у каждого из нас. Благодаря им, став Лидером Без Титула, любой человек получит способность вдохновлять и воодушевлять окружающих, чтобы они исполнили свое высшее предназначение. Но и это еще не все: Лидерство Без Титула – это доступный любому человеку способ воплотить все свои возможности и благодаря им изменить мир к лучшему.

– Знайте, Блейк, каждый человек на свете движим глубоко запрятанными стремлениями, хотя далеко не все из нас их осознают. Кто-то повинуется им бессознательно, кто-то – сознательно. Что это за стремления? Каждому из нас присуще желание реализоваться, достигнуть каких-то личных высот, духовно вырасти, убедиться, что ты живешь не зря и не застреваешь на одной и той же точке своего пути и развития. Каждый из нас хочет не просто верить, но твердо знать, что, независимо от чина и звания, он делает мир лучше – пусть и занимая скромную должность. И еще каждый из нас хочет прожить жизнь не зря, чтобы на закате лет не сожалеть о бессмысленно прожитых годах. Поверьте, никому не хочется на смертном одре окинуть мысленным взором свое прошлое и горько пожалеть об упущенных возможностях.

От этих слов кровь застыла у меня в жилах. Я с трудом перевел дыхание и спросил себя: а как я живу? И внезапно я с беспредельной ясностью ощутил: если я не изменю свою жизнь прямо сейчас, то будущее готовит мне ровно то же самое, чего я уже по горло нахлебался в прошлом. Мне совсем не хотелось перед смертью осознать, что я восемьдесят четыре года ходил по кругу и так и не состоялся как личность.

– Мы плавно подходим к следующему принципу: Understanding, то есть Пониманию. Чтобы построить замечательные отношения с любым человеком, нужно не просто проявлять готовность помочь ему, не просто быть услужливым, но и обязательно уметь понимать людей. Пониманию можно научиться. Как? С помощью одного из главнейших искусств Лидера Без Титула: умения слушать. Запомните, Блейк: больше слушайте, меньше говорите! Возможно, вы скажете: «ну, это же так просто, все это умеют!» А вот и нет, ошибаетесь. Если все на свете умеют слушать собеседника, если искусство внимательно выслушивать доступно каждому и каждый им пользуется, то почему внимательных слушателей-собеседников на свете так мало? Почему они практически исчезающий биологический вид? Скажите, положа руку на сердце, вы часто чувствовали, что собеседник слушает вас, забыв обо всем на свете, слушает, не отвлекаясь, как будто весь окружающий мир перестал существовать, буквально смотрит вам в рот в ожидании следующей фразы?

– Ни разу с таким не сталкивался. Не знаю ни одного такого собеседника, – незамедлительно ответил я.

– Потому что внимательные собеседники, умеющие слушать, – большая редкость. И это дает вам возможность выделиться из общей массы, научившись внимательно слушать. Овладейте искусством Слушать и Понимать – и люди к вам потянутся! Таким образом вы укрепите свою репутацию Лидера Без Титула. Поверьте, Блейк, оно того стоит. Искусство слушать – в дефиците, поэтому, встретив понимающего собеседника, люди, изголодавшиеся по настоящему вниманию, откроют вам душу. В большинстве своем мы полагаем, будто слушать – это ждать, пока собеседник умолкнет, чтобы наконец-то заговорить самому. Мы слушаем вполуха, мысленно готовя ответную реплику. Именно поэтому мы часто перебиваем собеседников. Подавляющее большинство не умеет слушать, а умеет лишь выпячивать свое «я».

– Но почему люди не умеют слушать? Это же так просто? – изумленно спросил я. Меня поразила сама мысль о том, что умение слушать, оказывается, неотъемлемое качество Лидера Без Титула.

– Причин тому несколько, – с расстановкой объяснил Джексон. – Во-первых, люди в большинстве своем страдают коллективным синдромом дефицита внимания. Проще говоря, они не умеют сосредоточиваться. На нас ежедневно обрушивается лавина информации, разрозненные сведения – реклама, объявления, новости, – просто голова идет кругом. Никогда еще вокруг человека не жужжал такой огромный рой отвлекающих факторов, причем в основном совершенно бесполезных. Весь этот информационный мусор засоряет мозг и высасывает из нас энергию. Поэтому сосредоточенное, не рассеивающееся внимание – это большая редкость. Мы одновременно обрабатываем в мозгу уйму информации, поэтому нам не сосредоточиться в разговоре с собеседником. Мы не можем не отвлекаться. Конечно, это просто преступно и позорно, потому что собеседник всегда чувствует вашу невнимательность. Одна из глубочайших человеческих потребностей – жажда быть услышанным и понятым. В каждом из нас говорит внутренний голос, и все мы хотим дать ему возможность высказаться вслух. И когда мы наконец-то ощущаем, что нашелся человек, готовый безраздельно уделить нам свое время и внимание, мы распахиваем перед ним душу. Мы доверяемся ему, уважаем его, смотрим на него с преклонением и прислушиваемся к его мнению. Он становится для нас авторитетом.

– И наши отношения с таким человеком делаются глубокими и осмысленными, – вставил я.

– Совершенно верно, Блейк, – кивнув, подтвердил Джексон. – Умение внимательно слушать – это дарование, присущее только истинным Лидерам Без Титула. Оно требует любви к ближнему и самоотверженности. Подумайте, Блейк, ведь немалая часть вашей работы в книжном магазине в том и заключается, чтобы помогать покупателям внутренне распрямиться, – им это так необходимо в нашем жестоком мире, который так и норовит сломать человека! И чтобы помочь им, есть прекрасный способ – выслушать. Преобразите книжный магазин в особое пространство, пусть каждый покупатель с порога ощутит, что здесь его выслушают и поймут, не будут торопить и перебивать. Такое же ощущение вы должны создать и у сослуживцев. Внимательно выслушивая собеседника, вы тем самым показываете ему, что он – значимая личность. – Джексон помолчал. Он сорвал маргаритку и задумчиво покрутил ее в пальцах. Затем продолжил свою мысль:

– Еще одна причина, по которой мы не умеем слушать, – неуверенность в себе.

– Да что вы говорите! – поразился я.

– Именно так. Штука в том, что в большинстве своем мы – обладатели заниженной самооценки. Поэтому когда мы появляемся на публике, допустим, на работе, нам хочется, чтобы там нас считали умными, сильными, собранными. Мы упорно цепляемся за устаревшие представления о лидерстве: согласно им, лидер – тот, кто больше всех и громче всех говорит и меньше всех слушает. Словом, лидер, по устаревшим представлениям, – тот, кто ведет себя жестко и прет как танк. Мы ошибочно полагаем, что громко вещающий непременно знает все ответы на все вопросы. А это вовсе не так. Лидерство – прежде всего умение выслушать, а не говорить. Дайте людям ощущение, что их услышали. Так ведет себя по-настоящему достойный человек. Да, конечно, многие считают, будто уметь слушать – простенький навык, само собой разумеющийся. Но на деле освоить его очень нелегко, Блейк, очень нелегко. Для этого нужна храбрость, нужна самоотверженность в изначальном ее смысле: умение отвергать себя, ставить свои интересы на второе место, уступая первенство интересам собеседника. Нужна отвага, чтобы сказать эгоцентричному голосу своего «Я»: мол, помолчи, успеешь высказаться, чтобы слушать не себя, а другого. Нужно быть очень сильным духом и уверенным в себе, чтобы уметь выслушать другого и понять его.

Джексон подошел к Томми и сел рядом с ним на скамью, потом жестом поманил меня.

– Идите сюда, Блейк, давайте погреемся на солнышке.

Солнце над Манхэттеном уже клонилось к закату. Небо было совершенно ясным и безоблачным. Стекла небоскребов сверкали, а снизу доносился уличный шум. Я сидел рядом со своими наставниками, и мне вдруг подумалось: какой нынче прекрасный день! Во всех отношениях. И до чего же хорошо жить!

– Запомните еще кое-что важное. Чтобы научиться как следует понимать и слушать собеседников, знайте: выслушивая, вы дарите им щедрый подарок, от какого мало кто откажется. Большинство людей за всю свою жизнь ни разу не встречает по-настоящему внимательного и чуткого собеседника. Честное слово, ни разу! Почему? Потому что мы все крайне заняты и погружены в себя. Конечно, это лишь пустые отговорки, ибо даже очень загруженный работой человек наделен способностью слушать, он просто не хочет и не умеет ее применять на деле. Но вы выслушиваете по-настоящему, вы слышите, что вам говорят, а не просто ожидаете, пока получится вставить слово. И собеседник ощущает разницу и чувствует, что его наконец-то одарили безраздельным вниманием и поняли. Его жажда быть услышанным наконец-то получает утоление. Собеседник чувствует себя с вами спокойно, уверенно, надежно. Он доверяет вам все больше. А затем – угадайте, что происходит?

– Честно признаюсь, не догадываюсь, – ответил я и подался вперед, снедаемый любопытством.

– Поскольку собеседник, которого вы внимательно и чутко выслушали, ощущает себя в надежной гавани, он постепенно поднимает забрало и сбрасывает броню, которую надевает ежедневно, прежде чем выйти из безопасной и привычной домашней обстановки. Иными словами, собеседник начинает общаться с вами открыто, доверительно и бесстрашно, а с остальным жестоким миром не решается. Он больше не держится с вами настороже, вы становитесь для него исключением, ведь от остальных окружающих он ожидает только разочарования и подвоха. Собеседник убеждается, что вы относитесь к нему с неподдельным участием. Он начинает делать то, чего вы ему и желаете: чтобы он распрямился, уверился в своих силах, двинулся к победе. Собеседник понимает: вы желаете ему добра, искренне переживаете за его жизненный успех. И он начинает стараться, чтобы соответствовать вашим пожеланиям. Если это ваш сослуживец, он начинает работать лучше.

– Потрясающе, как все складывается! – поразился я.

– Да, процесс удивительный. И как только он начинается, то и взаимоотношения приобретают совершенно иное качество – они наполняются взаимной заботой, человеческим теплом и одухотворенностью. В общении и сотрудничестве возникает высший смысл. Коллеги, с которыми вы доверительно пообщаетесь, которых выслушаете, откроют вам душу и начнут взирать на вас с благоговением. При этом они будут стараться соответствовать вашему уровню, работать на совесть, воодушевлять вас, помогать вам и, в случае необходимости, выкладываться ради вас на все сто. А покупатели, почувствовав участливое отношение, станут вашими посланцами доброй воли – они расскажут о вас всем, кого встретят за пределами магазина. Всем, кто согласится выслушать.

Мы расхохотались. Джексон говорил так энергично, что, казалось, воздух искрил. Видно было, что он от души любит поговорить о лидерстве, мощи человеческих взаимоотношений и о том, что в каждом спит гений, которого надо лишь разбудить, чтобы он свернул горы.

– Перейдем к следующему правилу, – бодро сказал Джексон. – Mingle, Общение. Как можно больше общайтесь с коллегами и покупателями, Блейк. Расширяйте сеть своих знакомств. Вращайтесь в обществе, заводите новые связи, деловые и дружеские. Общительность и широкий круг знакомств – это залог успеха. Чем больше вы общаетесь и знакомитесь, тем большего добьетесь. Когда вы постоянно на виду, люди вас запоминают, начинают вам симпатизировать, им хочется больше у вас покупать или больше с вами работать. И помните: всем нравится вести дела с теми, кто им симпатичен.

– Как это верно, Джексон! – подтвердил я. – Наши покупатели говорят, что симпатизируют мне, потому что я горячо люблю книги и всегда готов потолковать о книгах. Поэтому они возвращаются снова и снова, делают новые покупки – им нравится со мной общаться.

– В наш суровый век, когда конкуренция очень остра и ради нее люди порой идут на что угодно, принципиально важно поддерживать чистые и теплые отношения с коллегами и клиентами. Принцип «Общение» можно было бы выразить и так: «Выбирайтесь из своей ракушки, не время быть отшельником!» Вести дела надо вживую, общаясь непосредственно, а не из кабинета, не по почте или по телефону. Время выйти на публику, закатать рукава и начать наводить мосты с коллегами и покупателями, чтобы все получили то, что хотят. Приглашайте клиентов пообедать вместе с вами. Пейте кофе с держателями ваших акций. Расспрашивайте их: какие у них тревоги и заботы, что их беспокоит сейчас, когда весь деловой мир ходит ходуном? Заверьте их, что вы поддержите их и в трудные времена. Клиенты и коллеги никогда вам этого не забудут. В ответ они вознаградят вас своей преданностью.

– Как интересно! А в чем же заключается следующее правило? – спросил я.

– Amuse, Веселье, – охотно и радостно ответил Джексон. – Большинство из нас уверено, будто работа обязательно должна быть кромешно серьезной. Мы боимся лишний раз засмеяться или пошутить – вдруг нас осудят, скажут, что мы попусту тратим время и работаем непроизводительно? Но знайте, друг мой: забавляться, шутить, смеяться в процессе работы очень полезно – это разогревает творческий потенциал и позволяет достигнуть еще лучших результатов. Если вы веселитесь во время работы или в перерыве, то вы работаете с большей отдачей. Веселье, шутки сближают вас с коллегами, а сплоченный коллектив, понятное дело, достигает большего. Когда людям весело, они работают энергичнее, не испытывают стресса или легче его переносят, стремятся больше услужить клиентам и в целом рады отдавать работе больше сил. Работа и должна быть в радость, а не в наказание! Запомните это, Блейк, и не забудьте, когда в следующий раз придете на работу: если работать с огоньком, со смехом, весело, то и результаты будут лучше, и клиенты к вам потянутся. Помните, что надо пользоваться любой возможностью, улучать любую минуту, чтобы порадовать и повеселить коллег, – ведь вы теперь Лидер Без Титула, а Лидеры именно так и сплачивают коллектив.

Джексон поглядел на часы. Солнце уже заходило, скрываясь за небоскребами и потрясающими памятниками архитектуры, которые составляли незабываемую панораму Манхэттена. Мой сегодняшний наставник заговорил быстрее, но все так же внимательно глядя на меня, полностью сосредоточившись на том, чтобы донести до меня свой урок.

– Последнее правило – моя любимейшая идея во всей философии Лидерства Без Титула, – сказал Джейсон. – Nurture, Забота. Как я уже говорил раньше, в прежние времена, до того, как появились знаменитые компании, работающие по принципу Лидерства Без Титула, в фаворе был бизнес по принципу «я, я», а не «мы, мы». Проще говоря, в былые времена весь бизнес был нацелен на то, чтобы получить как можно больше и при этом отдать как можно меньше, экономя каждый грош, да еще как можно быстрее. Глубина ваших отношений с клиентами и коллегами, то, насколько широка сеть ваших знакомств и насколько вы заботливы к коллективу и покупателям, – все это никого нисколько не волновало. Клиентов воспринимали не как живых людей, а как взаимозаменяемые единицы. Потеряли клиента, потому что не сдержали слово или не доставили товар вовремя? Да и пусть его, найдем другого! Сослуживец в печали, потому что вы не оценили и не поддержали его или как-то несправедливо с ним обошлись? Пустяки, на работе человек человеку – волк, конкурент. Всегда можно найти другого сотрудника, а недовольного или страдающего депрессией – уволить. Вот так раньше делали дела, Блейк, да вы и сами знаете, я полагаю.

– Но теперь, к счастью, бизнес ведут иначе, – воодушевленно продолжал Джексон. – Поскольку наша жизнь кардинально изменилась с появлением Интернета и теперь все друг друга знают, то даже один недовольный клиент – это уже опасно много! Один недовольный клиент способен запросто разрушить все ваше дело и повергнуть в прах огромную компанию, пустив о ней дурную славу. С другой стороны, один довольный клиент – уже зародыш хорошей репутации для фирмы, потому что слухом земля полнится, и положительные отзывы разносятся быстро. Один хороший отзыв способен стать рекламой, которая привлечет тысячи новых покупателей. Что же касается коллектива, сослуживцев и подчиненных, теперь главную роль играет не волчья хватка, а талант. С людьми нынче надо обращаться по-человечески, иначе они не будут на вас работать. Люди – не пешки на шахматной доске, а живые существа с ранимой душой. Потеряйте одного ценного сотрудника – и это вам дорого встанет, потому что за ним уйдут и прочие ценные кадры.

Так вот, очень важен принцип Заботы. Будьте со всеми любезны, милы и заботливы, Блейк, и успех не замедлит воспоследовать. Быть внимательным и заботливым – вовсе не признак слабости, как считалось во времена «волчьего бизнеса». Внимание и забота – признак высокодуховного работника, мудрого и просветленного, делающего свое дело от всего сердца. Прошу вас, не путайте доброту со слабостью! Лидеры Без Титула умудряются блестяще балансировать между сочувствием к ближнему и отвагой в делах. Они умеют быть дружелюбными, но твердо стоять на своем. Проявлять искренность, но быть сильными. При этом они работают с полной отдачей и добиваются отличных результатов – и требуют того же от коллег и подчиненных, всегда готовые помочь и позаботиться о тех, с кем трудятся плечом к плечу. Удержать такое равновесие и не впасть ни в одну из крайностей – дело непростое, оно требует умения и выдержки. Если вы наберетесь терпения и упорства, со временем вы освоите это искусство Лидера без Титула.

Казалось бы, выгода внимательности и заботливости в бизнесе так очевидна! Почему же лишь считанные единицы осознают ее и ведут дела именно так? Нужно быть мудрым и глубоко понимать человеческие взаимоотношения, чтобы постигнуть, какие щедрые плоды сулит подобный принцип в бизнесе. Не всякий поймет, что в людях нужно видеть лучшее, – потому что не всякий видит лучшее в себе. Трудно полюбить окружающих, если ты сам себя не любишь и страдаешь от комплексов и пониженной самооценки. Я советую вам трезво оценивать окружающих, будь то клиенты или сослуживцы, но при этом относиться к ним с уважением и добротой, чтобы они как можно быстрее откликнулись и стали лучше. В суете будней обязательно выкраивайте время, чтобы пестовать свои отношения с людьми, подобно садовнику, пестующему свой сад. Не жалейте добрых слов, поддерживающих жестов, улыбок. Все это – отнюдь не признаки слабоволия! Напротив, это проявления мудрости и высокой духовности, свойственных отважному Лидеру Без Титула. Пусть каждый, кто повстречается на вашем жизненном пути, двинется дальше преображенный – став лучше, чем был до встречи с вами. Поступайте так – и увидите, ваша карьера пойдет вверх!

– И жизнь тоже, – добавил Томми, разглядывая садовые скульптуры.

– Итак, Блейк, наш урок закончен: я рассказал вам все, что планировал, – подвел итоги Джексон. – Главное – заботьтесь о людях, а деньги позаботятся о себе сами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.