Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Описание и обсуждение результатов исследования.






Исследование Диагностический опросник «Человек—машина» — пред­назначен для первичного определения пригодности испы­туемого для работы на транспорте.можно проводить и с одним испытуемым и с группой. Испытуемым раздаются тексты опросника (Приложение 1), бланки для ответов, и зачитывается инструкция.

Инструкция: Предлагаемый Вам тест содержит 55 вопросов.Прочитайте их и ответьте на все вопросы с помощью бланка. На бланке напечатаны номера вопросов. Если Ваш ответ на вопрос положителен, то есть Вы согласны с тем, о чем спрашивается в вопросе, то на бланке соответствующий номер обведите кружочком. Если же Ваш ответ отрицателен, то есть Вы не согласны, то соответствующий номер зачеркните. Следите, чтобы номер вопроса и номер в бланке для ответов совпадали. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы Вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который Вы считаете предпочтительным. При ответе на любой из этих вопросов обращайте внимание на его первые слова и согласовывайте свой ответ с ними. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Важна искренность при ответе.

Бланк для ответов представляет собой шесть рядов цифр, означающих номера вопросов и пронумерованных от 1до55 в определенном порядке.

 

Обработка результатов

Обработка результатов сводится к подсчету «ДА» и «НЕТ». За каждый ответ, совпадающий с ключом, начис­ляется 1 балл. Если ответ не совпал с ключом, баллы не начисляются.

Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество «ДА» и «НЕТ» в соответствии с ключом по одиннадцати параметрам:

1. Интерес к технике.

2. Физическое развитие.

3. Наличие чувства ответственности.

4. Быстрота принятия решения (реакция).

5. Состояние здоровья.

6. Внимание.

7. Психологическая устойчивость.

8. Наличие чувства самосохранения,

9. Устойчивость к внешним раздражителям.

10. Склонность к однообразной работе.

11. Техническая грамотность.

Испытуемый рекомендуется к обучению и работе по спе­циальности, если по каждому из одиннадцати параметров набрал более 3 баллов. При ответе «НЕТ» на любой во­прос № 16, 27, 38 и «ДА» на вопросы № 5, 49 следует предложить испытуемому пройти углубленное медицинское обследование.

Ключ

При ответах «ДА» на вопросы: 1, 2, 3, 4, 10, 11, 12, 13, 14, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 28, 29, 30, 32, 33, 34, 37, 44, 45, 46, 48, 50, 51, 52, 54, и «НЕТ»: 6, 7, 8, 9, 15, 17, 18, 19, 25, 31, 35, 36, 39, 40, 41, 42, 43, 47, 53 присваивается 1 балл.

 

Второй этап — углубленное изучение пригодности к деятельности в системе «Человек-техника» — требует спе­циального диагностического инструментария. Для эффек­тивной деятельности в системе «человек-техника» важен моторный компонент деятельности, т. е. характеристики психомоторных качеств.

Для оценки этих качеств могут быть использованы сле­дующие методики: «Простая сенсомоторная реакция»;

«Сложная зрительно-моторная реакция»; «Реакция на дви­жущийся объект».

Методика «Простая сенсомоторная реакция» предназ­начена для исследования скорости протекания нервных процессов. Время реакции определяют как интервал меж­ду появлением сигнала и ответным действием. Чаще всего изучают два вида простых сенсомоторных реакций: акус­тико-моторную, зрительно-моторную.

Измерение простой сенсомоторной реакции может ус­пешно производиться с помощью рефлексометров различной конструкции. Основным элементом этих приборов яв­ляется электромиллисекундомер, который включается в момент подачи обследуемому раздражителя (светового или звукового) и выключается в момент начала ответной реакции. Методика реализуется следующим образом.

Обследуемый сидит в удобной позе, его правая рука нахо­дится на кнопке. Вначале предлагается осуществить не­сколько пробных попыток, чтобы дать испытуемому воз­можность освоиться с аппаратурой, настроиться на вни­мательную работу. Для предупреждения преждевременных реакций полезно при тренировке подачу сигналов произ­водить с различными интервалами. При нажатии испытуемым кнопки до появления сигнала следует указать, что преждевременная реакция является показателем невнимательности и не учитывается.

Методика «Реакция на движущийся объект» предназ­начена для оценки точности движений, динамического глазомера, а также уравновешенности основных нервных про­цессов. Сущность методики состоит в остановке обследуе­мым бегущей стрелки миллисекундомера на нулевом де­лении шкалы с помощью кнопки.

После небольшой тренировки дается 20-30 зачетных попыток. Запуск стрелки производится с различных деле­ний шкалы, чтобы у обследуемого не выработался услов­ный рефлекс на время. Учитываются следующие показа­тели: количество точных, преждевременных и запаздываю­щих реакций в процентах к общему их числу, а также средняя величина ошибки в миллисекундах (частное от деления суммы абсолютных величин ошибок на общее ко­личество реакций).

 

 

Выводы

 

В ходе нашего исследования мы получили подтверждение нашей гипотезы. В результате сравнения между собой групп испытуемых выяснено, что профессионально ориентированное обучение влияет на развитие профессионально важных качеств у водителей 3 класса- будущих водителей с первым классом.

 

 

 

Заключение.

Утомление во время работы — это нормальный физиологический процесс.
Нарушения, которые при этом возникают, обычно после ночного отдыха
проходят, и работоспособность полностью восстанавливается. Однако если
человек в течение продолжительного времени выполняет тяжелую работу, да еще ночью систематически недосыпает, то у него развивается состояние, которое называется переутомлением. Переутомление возникает как хроническое последствие нагрузки, когда утомление от предыдущего дня не проходит и накапливается. Обычно даже после тяжелой работы, если человек хорошо выспался, он чувствует себя бодрым, отдохнувшим и не испытывает никаких неприятных ощущений. При переутомлении ночной сон не снимет чувства усталости. Кроме того, возникает вялость, общая слабость, головная боль, боль в области сердца и другие неприятные ощущения, пропадает аппетит, появляется сонливость днем и бессонница ночью. В таком состоянии требуется большое волевое усилие, чтобы хорошо выполнять даже любимую работу. При появлении признаков переутомления нужно немедленно обратиться к врачу.
В темное время суток невозможно цветоощущение предметов. Они различаются не по цвету, а по контрасту и яркости. При недостаточной яркости и отсутствии контрастности водитель не различает контуров объектов. Поэтому ночью расстояние обнаружения объектов сокращается вдвое по сравнению со светлым временем.

На оценку расстояния до предметов влияет цвет окраски этих предметов. Расстояние до автомобиля, пешехода окрашенного в темные цвета, кажется водителю больше, а до окрашенного в яркие тона – меньше.

Оценка скоростей движения объектов лежит в основе динамического глазомера, являющегося одним из основных элементов, определяющих мастерство водителя. Движение автомобилей с темной окраской кажется более медленным, чем в действительности. После продолжительной езды с большой скоростью водитель привыкает к ней, вследствие чего может превысить допустимую скорость.

Из-за резких колебаний освещенности дороги в темное время суток зрению водителя приходится приспосабливаться к каждому новому участку дороги. Происходит сильное раздражение сетчатки глаза, из-за чего наступает временное ослепление. В течение времени адаптации способности различать предметы и оценивать их характеристики ухудшаются еще сильнее. Опасными являются темновая и световая адаптация. Время адаптации глаза со света на темноту составляет 30 – 40 секунд, а с темноты на свет от 10 секунд до 4 минут.


Список используемой литературы

1. Боровский Б.Е. - Безопасность движения (пособие для водителей) – Лениздат.1973 г.-405 с.

2. Вятких Б.А., Дорфман Л.Я. – О системном анализе психических состояний / новые исследования в психологии. М., 1987. №1-2

3. Ганзен В.А., Юрченко В.Н. - Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека/ Психические состояния. Л., 1981г. Вып.10

4. Ганзен В.А. – Системный подход в психологии.Л.1983 г.

5. Геллерштейн С.Г. – Психотехника (стенограммы 5 лекций). М., 1926г.

6. Зинченко В.П. – Проблема объективного метода в психологии/ Вопросы философии. 1977г.

7. Ильин Е.П. – Теория функциональной системы и психофизические состояния/ Теория функциональной системы в физиологии и психологии. М.1978 г. С.325-346

8. Прохоров А.О. -Психические состояния и их функции. - Казань.1994 г.-168 с.

9. Куликова Л.В.- Психические состояния.-Питер.2000г.-512 с.

10. Левитов Н.Д. - О психических состояниях человека. М.1964 г.-344с.

11. Ломов Б.Ф. – О системном подходе в психологии/вопросы психологии.1975г.с. 31-45

12. Ломов Б.Ф. – Методологические и теоретические проблемы психологии. М.1984 г.

13. Методика выявления и анализ профессионально важных качеств специалистов системы «человек-техника».

14. Прохоров А.О. -Психические состояния и их функции. - Казань.1994 г.-168 с.

15. Сосновикова Ю.Е. – Психические состояния человека, их классификация». Горький, 1975г.

16. Суворова В.В.- Психология стресса. М., 1975г.

17. https://4brain.ru/blog/свойства-психических-состояний/

 

НЧФ ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г. Казань)»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.