Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психические свойства водителей трамвая






Работа людей, управляющих транспортными средствами очень ответственна. Водители трамваев, автомобилей, машинисты железнодорожных поездов, пилоты воздушных кораблей - все они, управляя транспортом, берут на себя серьезную ответственность за жизнь и здоровье людей не только тех, кого они перевозят, но и тех, которые могут пострадать от движущихся транспортных средств, если их водители неумело или неправильно действуют.

Человек во время работы затрачивает мускульные усилия и несет нервно-психическую нагрузку.

Здесь надо указать ФИО ученых (годы), кто ранее занимался и занимается сейчас этим вопросом, проблемой.

Некоторые профессии требуют затраты значительных физических усилий и сравнительно небольшой нервно-психической нагрузки, а другие, наоборот, - меньших физических усилий, но большей нервно-психической нагрузки. Например, работа грузчика, переносящего тяжелые грузы, механика, отлаживающего сложные механизмы, и водителя в обстановке интенсивного движения.

Конструкции современных транспортных машин стали такими, что для управления ими не требуются большие мускульные усилия. Однако непрерывное наблюдение за дорогой и осмысливание обстановки на пути следования требуют от водителей большой мыслительной деятельности, а сознание того, что водитель отвечает за безопасность пассажиров и окружающих, повышает его нервную нагрузку.

Некоторые физические недостатки водителя, например затрудненность или скованность движений рук или ног, неполноценное зрение, плохое самочувствие, вызываемое некоторыми болезнями т.д., могут послужить помехой в управлении трамвая, вызвать у водителя несвоевременные или неправильные действия и привести к тяжелым последствиям. Поэтому к управлению различными транспортными машинами – автомобилями, трамваями, мотоциклами и др.- допускаются только лица, здоровье которых удовлетворяет определенным медицинским требования.

Каждый вид транспорта имеет свои особенности. Естественно поэтому, что к пилоту самолета предъявляются иные требования, чем, водителю трамвая.

Снова как вывод из вышесказанного……………..

Надежность водителей в значительной степени зависит от их
работоспособности. Высокая работоспособность обеспечивает выполнение
работы с высокой производительностью и высокими качественными показателями.
При управлении трамваем в состоянии сниженной работоспособности
водители допускают ошибки, которые иногда приводят к ДТП. Причинами
снижения работоспособности водителей чаще всего являются утомление,
употребление алкоголя, болезненное состояние, прием некоторых лекарственных веществ и курения. Утомление — это закономерный процесс временного снижения работоспособности, наступающий в результате деятельности. Это объективный процесс, характеризующийся изменениями в организме человека, которые могут быть установлены объективными методами. Субъективное переживание человеком утомления называется усталость.

Физиологическая сущность усталости заключается в сигнализации организма
о необходимости прекратить или снизить интенсивность работы, для того
чтобы избежать расстройства функций нервных клеток. Однако далеко не
всегда чувство усталости соответствует степени утомления. Человек в
состоянии утомления может и не чувствовать усталости под влиянием
эмоционального возбуждения, опасности, интереса к выполняемой работе,
чувства долга, ответственности за порученное дело. Именно по этой причине
водитель в продолжительном рейсе испытывает чувство усталости в
меньшей степени, чем сидящий рядом пассажир, хотя длительное управление
трамваем естественно, приводит к большему утомлению водителя, чем
бездействующего пассажира.

Психофизиологические свойства человека определяют особенности психических и физиологических процессов в его организме. К этим свойствам относятся восприятия (ощущения), внимание, мышление, память, эмоции, воля, а также личностные качества. Водителю приходится выполнять различные работы: принимать транспортное средство у водителя-сменщика; готовиться к выезду на линию, оформляя необходимые документы; обязательное прохождение предрейсового мед.осмотра; управлять транспортным средством, перевозя пассажиров. Однако наиболее важная и ответственная часть деятельности водителя - это управление транспортным средством. Процесс управления объединяет водителя, транспортное средство, дорогу и окружающую среду в одно целое - в систему, в которой все звенья связаны между собой и зависят друг от друга. Водитель постоянно получает информацию о дороге и всем, что на ней находится (автомобилях, пешеходах, светофорах, дорожных знаках), а также о состоянии окружающей среды (температуре, влажности, освещенности и т. д.). В соответствии с назначением своей поездки он, учитывая собственные возможности и особенности транспортного средства, определяет режим сто движения (скорость, направление). Кроме того, водитель непрерывно контролирует результаты своих действий, и если режим движения отклоняется от заданного, вносит нужные исправления. Водитель является главным звеном системы «водитель— автомобиль, — дорога» (ВАД) - ее оператором. Трудовые процессы, выполняемые им при движении автомобиля, типичны для деятельности операторов других сложных систем (дежурный пульта управления энергосистемой, пилот и др.). В основном это операции по приему и переработке поступающей информации, принятие решений, управляющие действия, контроль выполненных действий. Однако деятельность водителя во многом отличается от деятельности других операторов. Для многих операторов основными источниками информации об управляемом объекте являются показания приборов. Водитель же основную информацию получает путем непосредственного наблюдения за дорожной обстановкой (информация от приборов для него имеет второстепенное значение). Характер и объем информации, получаемой водителем, могут быстро меняться. Большой объем информации или быстрые ее изменения, например, при интенсивном движении часто лишают возможности водителя своевременно и точно ее воспринять и переработать, а следовательно, — и выработать верное решение. Непрерывность движения постоянно нарушается запрещающими сигналами, дорожными знаками и участниками движения. Водителю приходится выполнять большое число действий по управлению автомобилем, часть из которых (называется ошибочной. Так, в условиях интенсивного движения в городе в течение рабочей смены (7-8 ч) водители маршрутных автобусов или автомобилей-такси выполняют около 5, 5 тыс. операций по управлению транспортным средством. При этом около 20% этих действий являются ошибочными, вследствие недостатка времени для приема и переработки информации. Особенно это ощущается при внезапном возникновении опасных ситуаций, когда промедление или невыполнение нужных действий может привести к ДТП.

Сложная обстановка на дороге, в которой возможны ошибочные действия, возникает у водителя несколько раз за смену. Приблизительно один раз в месяц он попадает в ситуацию, близкую к аварийной, и в среднем один раз в 6 лет он может стать участником ДТП.

Трудности, сложность работы водителя состоит в неопределенности поступающей к нему информации. Как правило, он не может точно предвидеть поведение других участников движения и изменения в дорожной обстановке. На основе этих неполноценных данных води тель должен самостоятельно принимать весьма ответственные решения. Он работает в отрыве от своего трудового коллектива, а следовательно, лишен возможности обсуждать с кем-либо постоянно изменяющуюся дорожную обстановку. Работая в разнообразных условиях, он должен обладать высоким чувством ответственности за жизнь пассажиров и пешеходов, сохранность транспортного средства и грузов.

На водителя влияют различные неблагоприятные факторы: попадающие в кабину отработавшие газы, холод зимой, жара и духота летом; шум и вибрации; неудовлетворительное состояние дороги; дождь, туман, снегопад и др. Все это затрудняет работу, быстро утомляет, создает предпосылки для ошибочных действий в сложной обстановке. При таких условиях работа водителя становится одним из наиболее сложных видов человеческой деятельности.

Профессионализм водителя оценивается двумя взаимосвязанными требованиями. Во-первых, водитель должен работать эффективно, т. е. умело используя эксплуатационные свойства автомобиля, быстро выполнять задачи по перевозке. Во-вторых, при этом он не должен нарушать требования безопасности движения, т. е. обязан работать надежно. В простых дорожных условиях, когда отсутствуют препятствия движению, работать быстро, эффективно и надежно могут многие водители. В сложных условиях работать эффективно могут лишь те, кто отличается достаточной надежностью. Надежность водителя зависит от его профессиональной пригодности, подготовленности и работоспособности. Пригодность зависит от состояния здоровья водителя, его психофизиологических и личных качеств. Подготовленность определяется наличием у водителя специальных знаний и навыков. Работоспособность водителя - это состояние, позволяющее ему выполнять работу качественно и с высокой производительностью. Чтобы получить представление о влиянии перечисленных характеристик на надежность водителя, рассмотрим основные психофизиологические процессы приема и переработки информации водителем.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.