Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания. Методические указания определяют порядок проведения учебного занятия «коллективный тренинг», включая подготовку обучающихся к началу занятия

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

«КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРЕНИНГ»

 

Методические указания определяют порядок проведения учебного занятия «Коллективный тренинг», включая подготовку обучающихся к началу занятия, описание процесса проведения занятия, а также порядок аттестации занятия.

 

Для обучающихся и научно-педагогических работников
образовательных организаций

 

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 4

2 ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРЕНИНГОВ.. 4

3 КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРЕНИНГ «СЕМИНАР». 4

4 КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРЕНИНГ «ДЕЛОВАЯ ИГРА». 6

5 КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРЕНИНГ «СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ». 8


1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Коллективный тренинг – контактное интерактивное коллективное занятие семинарского типа по заранее разработанному сценарию с использованием активных методов обучения.

1.2. Цель коллективного тренинга – формирование умений и навыков, профессиональных компетенций у обучающихся посредством погружения в учебную среду, имитирующую профессиональные проблемы и ситуации.

1.3. Коллективный тренинг реализуется в следующих формах: «Семинар», «Деловая игра», «Ситуационный анализ».

1.4. Коллективный тренинг проводится в соответствии с расписанием учебных занятий как по традиционной (контактной) технологии, так и с использованием телекоммуникационных технологий.

1.5. Время проведения коллективного тренинга: 4 академ. часа.

 

 

2 ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРЕНИНГОВ

 

2.1. При проведении коллективных тренингов используются следующие дидактические приемы:

состязательность: деление группы обучающихся на две (или больше) подгруппы (бригады) и организация интеллектуального состязания между ними;

справедливость: все обучающиеся должны иметь равные возможности изложить свое мнение, проявить творческий потенциал, командовать;

практичность: в течение занятия подчеркивается, что знания, умения и навыки, отрабатываемые на занятии, имеют практическую значимость для обучающегося;

– понятность: четкие цели и ясные критерии оценок.

2.2. Общими критериями оценки участия обучающихся в коллективном тренинге являются:

– свободное владение терминологией, понятиями;

– знание конкретных фактов, дат, периодов и пр.;

– умение использовать приобретенные знания в разыгрываемой ситуации;

– умение отстаивать позицию;

– умение формулировать выводы;

– оригинальность мышления и образность восприятия.

 

 

3 КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРЕНИНГ «СЕМИНАР»

 

3.1. Коллективный тренинг «Семинар» – интерактивное учебное занятие семинарского типа, позволяющее включить обучающихся в процесс обсуждения определенной темы, проблемы, спорного вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения. Занятие может проводиться по традиционной (контактной) технологии либо с использованием телекоммуникационных технологий.

3.2. Особенности проведения коллективного тренинга-семинара.

При условии соблюдения требований методики их проведения семинары выполняют многогранную роль:

• стимулируют регулярное изучение обучающимися первоисточников и другой литературы, а также внимательное отношение к лекционному курсу;

• закрепляют знания, полученные обучающимися при прослушивании лекции и самостоятельной работе над литературой;

• расширяют круг знаний благодаря выступлениям обучающихся друг перед другом и преподавателя на занятии;

• позволяют проверить правильность ранее полученных знаний, вычленить в них наиболее важное, существенное; способствуют превращению знаний в твердые личные убеждения, что особенно хорошо достигается в результате столкновения мнений, дискуссии;

• прививают навыки самостоятельного мышления, устного выступления по теоретическим вопросам, оттачивают мысль, приучают обучающихся свободно оперировать терминологией, понятиями и категориями;

• служат средством контроля преподавателя за работой обучающихся.

Преподаватель проводит семинар по теме (разделу) конкретной учебной дисциплины, предварительно определив и составив план проведения семинара.

При подготовке к семинару обучающиеся заранее изучают список вопросов по теме (разделу дисциплины), который представлен в рабочей программе дисциплины, самостоятельно работают с литературными источниками.

Требования к выступлению обучающегося на семинаре

• Связь выступления с предшествующей темой или вопросом.

• Раскрытие сущности проблемы.

• Методологическое значение для научной, профессиональной и практической деятельности.

В процессе проведения коллективного тренинга «семинара» преподаватель может задавать вопросы обучающимся по теме семинара. При этом преподавателю необходимо придерживаться следующих требований:

• ясность и четкость формулировок, весомость смысловой нагрузки;

• уместность постановки вопроса в данный момент, острота его звучания в сложившейся ситуации, пробуждающая живой интерес студенческой аудитории.

По своему характеру вопросы бывают уточняющими, наводящими, встречными; другая категория вопросов, например казусных, может содержать предпосылки различных суждений, быть примером или положением, включающим кажущееся или действительное противоречие.

Уточняющие вопросы имеют своей целью заставить обучающегося яснее высказать мысль, четко и определенно сформулировать ее, чтобы установить, оговорился ли он или имеет место неверное толкование проблемы. Ответ позволяет преподавателю принять правильное решение: исправленная оговорка снимает вопрос, ошибочное мнение выносится на обсуждение участников семинара, но без подчеркивания его ошибочности. Наводящие или направляющие вопросы имеют своей задачей ввести полемику в нужное русло, помешать нежелательным отклонениям от сути проблемы. Их постановка требует особого такта и тонкого методического мастерства от руководителя семинара. Важно, чтобы такие вопросы приоткрывали новые сферы приложения высказанных положений, расширяли мыслительный горизонт обучающихся. Встречные вопросысодержат требования дополнительной аргументации, а также формально-логического анализа выступления или его отдельных положений. Цель таких вопросов – формирование у обучающихся умения всесторонне и глубоко обосновывать выдвигаемые положения, способности обнаруживать логические ошибки, обусловившие неубедительность или сомнительность вывода.

Казусные вопросы предлагаются обучающемуся или всей группе в тех случаях, когда в выступлении проблема освещена в общем-то верно, но слишком схематично, все кажется ясным и простым (хотя подлинная глубина проблемы не раскрыта). Возникает необходимость показать, что в изложенной проблеме не все так просто, как это может показаться. По возможности, опираясь на знания, уже известные обучающимся, преподаватель найдет (если он не подготовил этого заранее) более сложный аспект проблемы и вынесет его на обсуждение в виде вопроса. Цель таких вопросов в том, чтобы сложное, противоречивое явление реальной действительности, содержащее в себе предпосылки для различных суждений, было осмыслено обучающимися в свете обсужденной теоретической проблемы, чтобы обучающийся научился мыслить шире и глубже.

Вопрос может быть поставлен в чисто теоретическом плане, но могут быть упомянуты и конкретные случаи, события, по возможности близкие или хорошо известные участникам семинара, и предоставлена возможность самим комментировать их в плане теоретической проблемы, обсуждаемой на семинаре.

3.2. Критерии оценивания коллективного тренинга (в форме семинара):

Оценка выставляется преподавателем по итогам занятия. В течение занятия каждый обучающийся может набрать баллы по следующей системе:

– представление сообщения в доступной краткой форме (качественное изложение содержания по существу с использованием учебного материала, знаний и умений, полученных в ходе изучения дисциплины) – 2 балла;

– наличие дополнений по теме – 1 балл;

– формулирование проблемных вопросов к докладчикам и выступающим – 1 балл;

– качественные ответы на вопросы других участников – 1 балл;

Максимальное количество баллов: 5 баллов.

 

 

4 КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРЕНИНГ «ДЕЛОВАЯ ИГРА»

 

4.1. Коллективный тренинг «Деловая и/или ролевая игра» – интерактивное учебное занятие семинарского типа, подразумевающее под собой совместную деятельность группы обучающихся и преподавателя под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально-ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценивать умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи.

4.2 Технология подготовки и проведения деловой игры.

Преподаватель при разработке сценария игры должен придерживаться следующих этапов:

• постановка проблемы;

• выбор темы;

• анализ главных закономерностей создаваемой игры: соотношения, связи, роли, субординация между игроками и т.д.;

• разработка сценария, состоящего из игровых событий;

• создание наиболее вероятного списка решений игроков в каждом игровом событии;

• формулировка правил игры.

После разработки сценария деловой игры преподаватель должен тщательно подготовиться к ее проведению. Как правило, преподаватель, выступающий в качестве ведущего, должен грамотно организовать следующие этапы.

1. «Запуск» игры. Преподаватель (ведущий) знакомит игроков с целью игры, с ее описанием. Он распределяет роли, представляет игрокам вводную ситуацию и информационные данные. На этом этапе крайне важным является создание настроя и атмосферы предстоящей игры.

2. Корректировка игры. Из-за затянувшихся рассуждений или из-за неверно выбранной методики решения поставленной задачи игра может затянуться или превратиться в плохо контролируемый процесс. В этом случае преподаватель (ведущий) обязан скорректировать ход игры, но таким образом, чтобы не нарушить ее атмосферы. К примеру, части игроков можно дать дополнительное задание, за основу рассуждений можно принять дополнительно поступившие документы или условия, ведущий может исполнить роль приглашенного со стороны консультанта.

3. Создание дискомфортной среды в группе игроков. Необходимо, чтобы группа игроков оставалась остросоциальной средой, а не средой комфортного психологического общения, при которой чувство защищенности может не позволить решить поставленную перед группой проблему.

4. Предотвращение сплочения группы на основании чего-либо, не связанного с игрой. Вред результативности игры может нанести недовольство игроков неожиданными поворотами сценария, личностью ведущего, распределением ролей, успехами команд-соперников. Игроки должны понять, что успех зависит не столько от сценарной постановки игры, сколько от их участия в игре.

5. Учет индивидуальных особенностей личности. При распределении ролей следует учитывать психологические особенности игроков: ярко выраженный индивидуализм, повышенная или пониженная самооценка, лидерские качества и т.д.

6. Обсуждение игры участниками выводится за рамки самой игры и проводится после ее окончания. Оценка работы игроков и команд. Применяемый в некоторых случаях метод экспертных оценок чаще всего отслеживает следующие аспекты: а) общую активность группы (может подразделяться на интеллектуальную и эмоциональную); б) степень организованности группы (лидерство, эффективность совместной деятельности, быстрота реагирования на внешние воздействия); в) степень индивидуальной активности (соответствие отведенной в игре роли, личный вклад в общее дело, нестандартный подход к решению задач). В конце занятия преподавателю необходимо оценить степень участия в деловой игре каждого обучающего и выставить соответствующую оценку.

4.. Критерии оценивания коллективного тренинга в форме деловой игры.

«Неудовлетворительно» – репродуктивный уровень (обучающийся в процессе обсуждения проблемного вопроса участвует не активно, только краткими репликами, не демонстрирует владение теоретической основой обсуждаемой темы, не аргументирует свою точку зрения; не выполняет функционал своей роли в деловой игре).

«Удовлетворительно» – репродуктивный уровень с элементами продуктивных предложений (обучающийся демонстрирует владение различными подходами к теоретическому основанию обсуждаемой проблематики, предлагает свои варианты действия; выполняет основные функции своей роли в деловой игре).

«Хорошо» – поисково-исследовательский уровень (обучающийся корректно и адекватно применяет полученную междисциплинарную информацию в нестандартных ситуациях, приводит примеры, иллюстрирующие теоретические позиции обсуждаемого вопроса, проявляет целесообразную инициативу в процессе выполнения функций своей роли в деловой игре).

«Отлично» – креативный уровень (обучающийся моделирует новое аргументированное видение заданной проблемы).

Оценка выставляется преподавателем по итогам занятия.

 

 

5 КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРЕНИНГ «СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ»

 

5.1. Коллективный тренинг «Ситуационный анализ» – интерактивное учебное занятие семинарского типа, цель которого состоит в комплексном анализе ситуации, имевшей место в реальной практике профессиональной деятельности специалистов. Комплексный анализ включает в себя следующие составляющие: причинно-следственный анализ (установление причин, которые привели к возникновению данной ситуации, и следствий ее развертывания), системный анализ (определение сущностных предметно-содержательных характеристик, структуры ситуации, ее функций и др.), ценностно-мотивационный анализ (построение системы оценок ситуации, ее составляющих, выявление мотивов, установок, позиций действующих лиц); прогностический анализ (разработка перспектив развития событий по позитивному и негативному сценарию), рекомендательный анализ (выработка рекомендаций относительно поведения действующих лиц ситуации), программно-целевой анализ (разработка программ деятельности для разрешения данной ситуации).

5.2. Данный вид заданий проводится преподавателями дисциплин профессионального цикла.

Все ситуации должны удовлетворять следующим требованиям:

• соответствовать четко поставленной цели создания;

• иметь соответствующий уровень трудности;

• иллюстрировать несколько аспектов;

• быть актуальным на сегодняшний день;

• иллюстрировать типичные ситуации;

• развивать аналитическое мышление;

• иметь несколько решений.

5.3. Примерный алгоритм анализа ситуации для обучающихся:

• опишите кратко суть проблемы, составляющей содержание ситуации, и установите причины, которые привели к возникновению данной ситуации, спрогнозируйте последствия ее развертывания;

• выявите мотивы, установки, позиции действующих лиц;

• опишите перспективы развития событий по позитивному и негативному сценарию;

• разработайте рекомендации относительно поведения действующих лиц ситуации, рекомендации по разрешению проблемной ситуации.

5.4. Критерии оценивания коллективного тренинга (ситуационного анализа).

«Неудовлетворительно» – обучающийся в процессе решения ситуационной задачи участвует не активно, только краткими репликами, не демонстрирует владение теоретической основой обсуждаемой темы, не аргументирует свою точку зрения.

«Удовлетворительно» – обучающийся владеет технологией решения ситуационной задачи, однако выводы носят поверхностный характер, слабо аргументируется собственная точка зрения на выявленную проблему, не предлагает собственные варианты разрешения ситуации.

«Хорошо» – обучающийся корректно применяет технологию решения ситуационной задачи, приводит примеры, иллюстрирующие практические позиции обсуждаемого вопроса, проводит комплексный анализ ситуации, не всегда аргументировано дает рекомендации по разрешению ситуации.

«Отлично» выставляется, если обучающийся сформулировал и проанализировал большинство проблем, имеющихся в ситуационной задаче; сделал собственные выводы на основании информации о ситуационной задаче, которые отличаются от выводов других обучающихся; продемонстрировал адекватные аналитические методы для обработки информации; предлагаемые варианты разрешения ситуации максимально совпадают с реальными или превосходят их.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

«КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРЕНИНГ»

 

Ответственный за выпуск Е.Д. Кожевникова

Корректор Н.П. Уварова

Оператор компьютерной верстки В.Г. Буцкая

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Примечания к историософскому приложению: О визаитийском и монгольском «наследствах» в судьбе России | Социологическая интуиция: Введение в неочевидную социологию




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.