Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дыхание






Оно глубокое или поверхностное?

Закончив описание, занесите полученные данные в такую вот таблицу.

  — —' — * Ассоциированный / Диссоциированный  
В Черно-белый / Цветной  
и Яркость  
  Резкий / Нерезкий  
У Объемный / Плоский  
А Форма  
Л Граница  
Ь Подвижное или неподвижное  
Н Число образов  
О Местонахождение изображения  
Е Дистанция изображения Размер рисунка  
А    
У Высокий / низкий  
д Тональность  
И Мелодичный / резкий  
т Громкий / тихий  
О Темп  
р Местонахождение  
н Продолжительный или нет  
О Е Внутренний диалог и его местонахождение  
К и Теплый / холодный  
г 1 н Расслабленный / напряженный  
1 1 F Продолжительный  
1— с Телодвижение  
Т Интенсивность  
1 F Местонахождение  
Т Давление  
1 И Ощущение телом  
Т Ш к или внутренними органами  
IX А Дыхание, глубокое или неглубокое  

 

Калибровка субмодальностей. Теперь вы уже почти готовы к тому, чтобы приступить к так называемому «субмодальностному перепрограммированию» (самое поразительное в нем то. что субмодальности можно использовать для изменения любого опыта или программы вашего мозга независимо от их содержания, временами успешно скрещивая «ежа и ужа» — впрочем, об этом позже). Однако перед этим вам необходимо сделать одну очень важную вещь, которая в НЛП называется «калибровка субмодальностей». А именно определить, как конкретно эти самые субмодальности меняют ваши ощущения и какие именно субмодальности — больше всего.

...Это явилось следствием обычной небрежности, вызванной моей торопливость. Дело в том, что время сеанса стремительно заканчивалось, но цикл его все еще был далек от завершения. И тогда я, в то время совсем молодой Практик (а не Мастер) НЛП, сделал своему клиенту классический контекстный взмах (сейчас уже не важно, по поводу какой проблемы). Результат оказался просто удручающим — и без того нервничающий в связи с картинкой-триггером клиент стал попросту испуганным. К счастью, я быстро разобрался, в чем дело. Взмах — это ведь тоже, по сути своей, субмодальностная техника, где в качестве ключевых субмодальностей используется размер и яркость (картинка нового образа «Я» из маленькой и темной становится большой и яркой). У 70-80% людей обе эти субмодальности «работают» по принципу «чем больше, тем лучше». А мой клиент оказался в числе тех 30%, у которых все наоборот. Вернее, не все, а яркость — чем ярче была картинка, тем более неприятные чувства она вызывала.

Быстренько отредактировав соответствующим образом технику взмаха, я добился успеха. И навсегда запомнил, что прежде чем приступать к каким- либо связанным с субмодальностями терапевтическим интервенциям, надо осуществить калибровку этих самых субмодальностей для конкретного, сидящего перед тобой человека...

Дабы откалибровать свои субмодальности, продолжите свой эксперимент сначала с приятным воспоминанием, а потом и с тем, что вспоминать не хочется (дело в том, что субмодальности для положительного и отрицательного опытов могут «работать» совсем по-разному). По очереди изменяйте в обеих «картинках» каждый из перечисленных суб- модальностных элементов, причем делайте это так же, как вы делали с яркостью — идите сначала в одном направлении, а потом в другом, чтобы определить, как это изменяет ваши переживания. Но не увлекайтесь — изменяйте не более одного элемента за раз. Ведь если вы будете менять две или более субмодальности одновременно, то не узнаете, какой из них — или насколько сильно — воздействует на ваши ощущения. Не торопитесь — ведь сейчас вы, возможно, впервые узнаете, как работают программы вашего мозга. И лучше начните с приятного переживания.

Нижеприведенная схема взята мной из книги «Трансформация личности», составленной О. Кинд- зюк. Однако того, у кого взял эту схему данный автор, я, к сожалению, обнаружить не смог.

• ЦВЕТ. Меняйте интенсивность цвета от очень ярких цветов до черно-белого.

• РАССТОЯНИЕ. Меняйте расстояние от очень близкого до далекого.

• ГЛУБИНА. Видоизменяйте глубину картины от плоского, двумерного фото до полной глубины трех измерений («объемного изображения»).

• ДЛИТЕЛЬНОСТЬ. Варьируйте длительность «картинок» от быстрых мельканий до устойчивого образа, сохраняющегося некоторое время.

• ЧЕТКОСТЬ. Меняйте четкость изображения от кристально чистой до размытой неразличимости.

• КОНТРАСТ. Видоизменяйте разницу между светом и тенью от абсолютного контраста к более непрерывным градациям серого.

• ПРЕДЕЛЫ. Меняйте пределы от ограниченной картины в рамке до панорамного изображения, которое замыкается за вашей головой.

• ДВИЖЕНИЕ. Видоизменяйте движение в изображении от неподвижного фото или слайда до кинофильма.

• СКОРОСТЬ. Варьируйте скорость «фильма» от очень медленной до очень быстрой.

• ОТТЕНОК. Видоизменяйте баланс цветов и оттенков. Например, увеличьте интенсивность красных и желтых тонов, а голубых и зеленых—уменьшите.

• ПРОЗРАЧНОСТЬ. Сделайте образ прозрачным — так, чтобы вы могли видеть, что находится под поверхностью.

• ПРОПОРЦИИ. Переделайте обрамленную «картину» в сначала длинную и низкую, а потом короткую и широкую.

• ОРИЕНТАЦИЯ. Видоизменяйте наклон картины, например, верхнюю ее часть от себя, а потом к себе.

• ПЕРЕДНИЙ/ЗАДНИЙ ПЛАН. Варьируйте различие между передним планом (там находится то, что вас больше всего интересует) и задним (а вот здесь «пребывают» обстоятельства, которым просто при сем присутствовали). Попробуйте поменять их местами, чтобы, например, задний план стал более интересным, чем передний.

Механизм субмодальностного перепрограммирования. Теперь, когда вы приблизительно определили, каким образом ваш мозг кодирует вам опыт как приятный или неприятный, приступим к использованию вашего нового знания. Как вы думаете, что случиться или произойдет, если субмодальности че- го-то хорошего («разумного, доброго, вечного») в вашем опыте перенести в «картинку» (и не только в «картинку» — напоминаю, что хотя в нейролингвистическом программировании преобладают «визуальные» технологии, практически точно так же можно работать с субмодальностями аудиальными и кинестетическими) чего-то «плохого»? Совершенно верно — это самое плохое станет если даже и не сразу «хорошим», то уж во всяком случае — не плохим. То есть перенос субмодальностных характеристик с чего-то позитивного на что-то негативное способен сделать это негативное позитивно воспринимаемым!

Очень надеюсь, что в результате всех предшествующих экспериментов и экзерсисов этой главы вы поняли главное: изменение субмодальностей чего угодно приводит к видоизменению опыта, который они кодировали. И что направления этого самого изменения опыта требует знаний о характере воздействия на него соответствующих субмодальностей, для чего мы их и калибруем. Но в жизни любого человека помимо нехорошего, неправильного или непривлекательного (переживаний, опыта или качеств и реакций) существует еще масса чего хорошего, правильного или привлекательного (опять-таки переживаний, опыта или качеств и реакций), А значит, как говорится, сам бог велит: не возиться с выяснением влияния на нехорошее, неправильное, непривлекательное или неэкологичное всех кодирующих этот опыт субмодальностей, а просто взять суб- модальностные характеристики «эталона» (т.е. хорошего, правильного или привлекательного) и перенести его, дабы негативные переживание или опыт стали позитивными! При этом — что существенно — нашему мозгу абсолютно наплевать на содержание этих двух переживаний или опытов!!!

Впрочем, убедитесь в этом сами — на классическом для НЛП примере техники работы со стремлениями. Помните, однако, что пока это только упражнение (По: Р. Джонсон. «40 упражнений тренинга НЛП. С изменениями)!

Нарисуйте мысленную картину чего-либо, к чему вы всегда стремитесь. Где находится эта картина? Отметьте позицию и дистанцию картины, используя вид сверху головы на диаграмме.

 

Теперь нарисуйте картину того, что вам нужно сделать, но к чему вы не очень стремитесь. Повторите шаги, описанные выше, зафиксировав местоположение картины на диаграмме и отметив другие характеристики крестиком. Обратите внимание на разницу между характеристиками первой картинки и характеристиками второй.

Затем начните изменять характеристики второй картины на характеристики первой. Берите каждую пару характеристик по очереди. Например, если первая картина светлая, а вторая темная, сделайте вторую картинку светлее. Обычно приближение картинки и прибавление ей яркости делает ее более привлекательной.

И, наконец, оцените, что происходит с вашими чувствами, если мысленная картина того, к чему вы не стремитесь, отрегулирована таким образом? Что теперь вы этого уже хотите? Ну так для этого мы и работали, используя воистину могучий механизм субмодалыюстного перепрограммирования ...

То, что я только что описал, является упрощенным вариантом знаменитой техники создания мотивации, которая вообще-то делается так.

«1. Подумайте о каких-либо обязанностях, для выполнения которых вам не хватает мотивации (учеба, работа по дому, профессиональная деятельность). Отметьте, какая картина предстает перед вашим мысленным взором, какие звуки вы слышите, какие ощущения испытываете и что себе говорите. Задайте себе вопросы, которые приведены ниже. Если извлеченный вами образ не сопровождается звуками wiu внутренним диалогом с самим собой, приступайте к следующей серии вопросов. Запишите свои ответы.

Письменно ответив на вопросы, встаньте, потянитесь, сделайте глубокий вдох и выгляните в окно. Очистив свой «внутренний экран», подумайте о чем-то таком, что по-настоящему вас мотивирует,

о том, что вам нравится, приносит удовольствие и радость. Возможно, вы делали это раньше ши же хотите делать в будущем. Снова письменно ответьте на предложенные ниже вопросы.

Сравните оба списка своих ответов и отметьте различия.

Вернитесь к первому образу (картине/звукам/ чувствам). Не вмешиваясь в содержание этого образа, быстро замените его субмодальности на субмодальности второго образа. Так, например, если визуальная картинка приятного для вас занятия яркая, сделайте яркой и картинку первого образа. Если переживание, которое вас мотивирует, сопровождается звуками, добавьте эти же звуки в первый образ.

ВИЗУАЛЬНЫЕ СУБМОДАЛЬНОСТИ
Количество Это один или несколько образов?
Параллельность/ последова тельность Если образов несколько, вы видите их все сразу или же они следуют один за другим?
Место В какой точке пространства вы видите образ?
Расстояние Как далеко он находится?
Размер Это образ такой же, как в жизни, или же меньше или больше?
Граница Этот образ распространяется повсюду или же локализован в определенном месте?
Тип границы Если образ локализован, его граница размытая или четкая?
Цвет Образ цветной или черно-белый?
Интенсивность цвета Если образ цветной, его цвет яркий или бледный?
Яркость Насколько он яркий или темный?
Фокус Насколько он сфокусирован?
Вариативность фокуса Фокус в центре образа или по краям?
Движение Образ движется или же он неподвижен?
Ассоциированность Вы видите образ со стороны или же находитесь в нем?
объем Образ объемный или плоский, как на фотографии?
ВНЕШНИЕ АУДИАЛЬНЫЕ СУБМОДАЛЬНОСТИ
Количество Вы слышите один или несколько звуков?
Источник Откуда доносятся звуки?
Гоомкость Насколько они громкие?
Скорость Звучание быстрое или медленное?
Ритм В звучании есть ритм?
Высота звука Какова высота звука?
Чистота Насколько этот звук отчетлив?
АУДИАЛЬНО-ДИСКРЕГНЫЕ СУБМОДАЛЬНОСТИ (СУБМОДАЛЬНОСТИ ВНУТРЕННЕГО ДИАЛОГА)
Количество Вы слышите один или же несколько голосов?
Источник Откуда исходит голос?
Г оомкость Насколько он громкий?
Скорость Внутренняя речь быстрая или медленная?
Ритм Есть ли в ней ритм?
Высота звука Голос звучит высоко или низко?
Чистота Насколько он отчетлив?
КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ СУБМОДАЛЬНОСТИ
Местоположение Гqe локализуется ваше ощущение?
Движение Это ощущение подвижно или же локализовано в одном месте?
Ритм движения Если ощущение подвижно, есть ли в его движении ритм?
Интенсивность Насколько сильное это ощущение?
Температура То, что вы ощущаете, теплое или холодное?
Влажность Влажное или сухое?
Текстура Мягкое/твердое/рыхлое/гладкое...?
ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ/ВКУСОВЫЕСУБМОДАПЬНОСТИ
Запах С чем ассоциируется этот запах?
Насыщенность запаха Насколько он насыщен?
Источник запаха Откуда он исходит?
Вкус С чем ассоциируется этот вкус?
Интенсивность вкуса Насколько он сильный?
Местоположение Где вы его ощущаете?

Отметьте, какими ощущениями сопровождается теперь первый образ. Вызывает ли он возбуждение и желание приступить к делу, которое ранее казалось вам скучным? Если нет, еще раз просмотрите списки своих ответов на вопросы и замените субмодальности еще быстрее.

Подумайте о том, что некоторое время спустя вы займетесь делом, которое ранее вызывало у вас скуку, и ощутите разницу между тем, как вы относились к этому делу в прошлом, и тем, как вы относитесь к нему сейчас».

Совершенно аналогично вы можете делать практически что угодно. Например, превращать замешательство в понимание. Не сомневаюсь, что вы знаете кучу вещей, которые понимаете. А это значит, что объем или качество ваших знаний в этих вещах (областях или дисциплинах) достигло некоего критического уровня, при котором они стали вам понятны. Ваш мозг как бы увидел некую систему в хаосе накопленных вами сведений, и вы достигли уровня понимания.

Наряду с этим есть масса областей или предметов, которые вы не понимаете, хотя и имеете по ним довольно большой объем информации. Например, любой школьник может иметь изрядное количество знаний по какому-то предмету и, тем не менее, не понимать его (вспомните-ка себя в школе!). Очень возможно, что его мозг как раз и не смог увидеть целое, систему в этом имеющемся в его распоряжении наборе сведений и фактов. Именно это «непонимающее знание» энэлперы и окрестили «замешательством» — наверное потому, что демонстрирующие его люди действительно испытывают подобное, весьма неприятное, чувство.

Однако замешательство всегда указывает на то, что вы находитесь на пути к пониманию, но застряли на этом пути. Оно говорит о том, что у вас есть множество данных, но они не организованы способом, который позволяет вам их понять. Так что попробуйте их быстренько организовать, воспользовавшись техникой превращения замешательства в понимание'.

Подумайте о чем-то, что приводит вас в замешательство: о том, в чем у вас большой опыт или знания, но не организованные так, чтобы вы их понимали .

Теперь подумайте о чем-то понятном и похожем. Похожее» значит, что если ваше замешательство относится к чьему-либо поведению («не понимаю я Иванова!»), то пусть ваше понимание тоже относится к поведению («зато понимаю Петрова»), Если оно связано с чем-то «механическим» («не понимаю, как работает автомобильный мотор»), то пусть ваше понимание тоже будет чем-то «механическим» («зато понимаю, как работает электродвигатель »).

Теперь у вас есть два внутрешшх опыта. Убедитесь, что в обоих присутствуют визуальные образы — сиречь картины. То есть попросту визуально представьте эти картины.

Обратитесь внутрь и исследуйте эти два опыта (представляющие их картины) чем они отличаются? Чтобы сделать это, воспользуйтесь списком субмодальностей, который я привел ранее. Главное здесь — найти именно различия между двумя «картинками». Энэлперы называют различающиеся субмодальности ключевыми, ибо именно они кодируют различия в качестве опыта. Особое внимание обратите на диссоциацию/ассоциацию и месторасположение — о них обычно забывают начинающие.

Теперь возьмите образ замешательства и изменяйте его, пока оно не станет таким же, как образ понимания. Не меняйте содержание, измените только субмодальности, которые используются вашим мозгом но не все, а ключевые.

Если вы получили от самого себя подтверждение — вы «можете видеть, что происходит», «чувствуете себя гораздо комфортнее», или у вас «одинаковое чувство к обеим картинам» — значит, вы получили искомый результат.

Ну как, сделали? И наверное, испытали удивление — потому что то, по поводу чего вы только что испытывали замешательство, внезапно стало куда более ясным и понятным. Не удивляйтесь — так происходит всегда, когда в работе с субмодальност- ным перепрограммированием вы правильно определяете «эталон» и точно переносите ключевые его характеристики на опыт, структуру и содержание того, что вы хотите улучшить.

Направления субмодальностного перепрограммирования. Субмодальностные переносы позволяют вам перепрограммировать любые ваши переживания и опыт. И трудно даже перечислить все области, в которых его можно применять. Однако в принципе все их можно свести к четырем важнейшим.

Во-первых, это способности — понимать или делать что-то (превращение замешательства в понимание как раз и представляет собой перенос способности понимания).

Во-вторых, это желания и связанные с ними эмоции — т.е. мотивация делать нечто, что ранее не хотел делать и/или привлекательность чего-то ранее непривлекательного.

В-третьих, это убеждение в возможности что- то сделать или что-то получить (достичь, добиться) — важнейший, как вы уже знаете, компонент бессознательной готовности к деятельности. Это настолько важно, что лично я не приступаю ни к каким психотерапевтическим интервенциям до тех пор, пока не выясню то, как клиент представляет себе процесс исцеления, не подберу «эталон» хоть чуть-чуть похожей деятельности, про которую он точно знает, что может ее делать (т.е. где присутствует качество «естественной возможности») и не осуществлю перенос субмодальностей с «эталонной», принимаемой как естественная возможная, деятельности на предполагаемый процесс исцеления.

И, наконец, в-четвертых, это состояния — души и тела человека. Например, страх, который вы испытываете в какой-либо ситуации, можно легко уничтожить, если перенести в эту ситуацию субмодальности спокойствия или смелости...

А теперь вернемся к нашей главной теме — перепрограммирования себя с целью обрести способность к управлению своей жизнью и судьбой. Обратили внимание на то, что я выделил курсивом слово «способность»? Да, вы правы, это не случайно. И вы действительно можете попытаться осуществить суб- модальностное перепрограммирование своей психики с тем, чтобы стать более способным иметь жизнь, а не наоборот. Все, что вам для этого надо сделать, так это, во-первых, решить, в какой именно области вашей жизнедеятельности вы хотите повысить свои способности к управлению жизнью и судьбой (если надо, проделайте для этого все необходимые шаги фрейма результата). Во-вторых, найти какой-либо аспект вашей жизни, который вы действительно контролируете. В-третьих, сравнить субмодальности негативного и эталонного опытов, выделив ключевые различия. Ну а в-четвертых, осуществить субмодальностное перепрограммирование с целью самоперепрограммирования себя на роль хозяина своей жизни и судьбы.

Возможно, некоторые из вас скажут, что предлагаемое мною изменение своей способности к управлению своей судьбой сразу имеет, скажем так, авантюрный опенок. Не спорю — это действительно так. Для того, чтобы стать полным хозяином своей жизни необходимо чрезвычайно основательно перепрограммировать себя, и здесь одним только вышеописанным вариантом обойтись ну никак не удастся. Но никто не мешает вам прямо сейчас повысить свои способности к управлению собственной жизнедеятельностью — ведь даже пятипроцентный их прирост немедленно обернется весьма позитивными изменениями в вашей жизни!

Ну а что касается субмодальностного перепрограммирования уровня самоактуализации и прочего, что вы накопали с помощью тестов второй главы... Скажите, вам действительно необходимо еще раз все разжевать? Ну хорошо, пожалуйста. Итак, берем какое-либо качество или состояние вашей психики, с которым вы еще не работали. «Препарируем» его с помощью, как минимум, «волшебного вопроса», а лучше — фрейма хорошо сформулированного результата. Обнаружив искомое, которого нет, ищем в какой области своей жизни мы проявляем нечто подобное, которое есть. Теперь заполняем рабочий лист распознавания и отыскиваем ключевые различия (или делаем это сразу, одновременно представляя два опыта). И, наконец, «переводим» негативный опыт в позитивный за счет его субмодальностного редактирования по направлению к «параметрам» опыта эталонного.

Например, вы решили поработать со все той же пресловутой прямолинейностью. Ограничьтесь визуальной модальностью (только с дидактическими целями — и кинестетика, и «аудиалка» здесь тоже может играть важную роль!) и, думая об этой самой «прямолинейности», позвольте всплыть картинке, с помощью которой ваш мозг закодировал это самое качество (или просто представьте ее). А, перед вашим мысленным взором появился зал заседаний, в котором вы с коллегами обсуждаете текущие вопросы деятельности вашей организации? Прекрасно, хотя, я уже говорил, что как раз содержание образа (опыта) нас не интересует — важно то, как он закодирован. На время отложите картинку в сторону. Теперь подумайте о столь необходимой вам гибкости поведения — в какой области жизни вы ее проявляете? Что, сам собой всплыл образ вашей «фазенды», на которой вы непринужденно и даже чуть-чуть лениво, но очень гибко и эффективно направляете своих домашних на поддержание дачной жизнедеятельности? Опять-таки прекрасно, хотя нам снова не важно содержание. Теперь сравните обе эти картинки — в чем между ними разница? Начните с пространственного их расположения — что там? А, картинка прямолинейности расположена близко, слева, и снизу, а картинка гибкости

• заметно дальше, справа и вверху? Ну гак просто мысленно перенесите свою прямолинейность (картинку) и расположите ее рядом с гибкостью (каргинкой). Теперь продолжим сравнение. Картинка гибкости больше? Так увеличьте картинку прямолинейности до ее размера. Что она еще и ярче? Ну так добавьте яркости в картинку негативного опыта. «Гибкость» цветная, а «прямолинейность» черно-белая? Так «раскрасьте» (мысленно) картинку своей прямолинейности в аналогичные гибкости цвета и тона. Картинка гибкости четкая и контрастная, а прямолинейности нечеткая и размытая? Ну так осуществите «наведение на резкость» и «фокусировку». И так далее, и тому подобное — до тех пор, пока обе картинки не покажутся вам совершенно одинаковыми. Теперь некоторое время, как бы запоминая, «попяльтесь» на получившуюся картинку бывшей прямолинейности, а ныне гибкости, и дождавшись некоего сигнала «готово» из глубины вашего бессознательного (а это может быть все что угодно — например, изменение дыхания или позы), заканчивайте работу.

Упражнение 81.

■ ■ ► Выберите любое свое относительно проблемное качество или состояние и заполните «Рабочий лист распознавания» дважды — и сначала для того, что есть, а потом — для того, чего хочется. Последовательно проходя по каждой субмодальности из списка, перепрограммируйте это самое качество или состояние.

Упражнение 82.

- Определите, в чем вы недостаточно совершенны, представьте соответствующий опыт и субмодальностно перепрограммируйте его, используя в качестве позитивного контрпримера образ совершенства из любой области вашей жизни.

Упражнение 83.

- Выберите что-то, чем вы не любите заниматься, но что необходимо для вашего роста и развития, после чего «замотивируйте» себя, используя субмодальности чего-то такого, что вам нравиться.

Упражнение 84.

^Взяв в качестве эталона опыт, соответствующий вашему максимально высокому уровню контроля над событиями, с помощью субмодальностного программирования повысьте

общую свою способность управлять собственной жизнью и судьбой.

Упражнение 85.

•♦ Используя работу с субмодальностями, осуществите перепрограммирование негативных паттернов своей психики, мешающих вам быть хозяином своей жизнедеятельности.

Дискретная модальность и некоторые «продвинутые» техники

Дискретная репрезентативная система и возможности работы с ней. Не знаю, обратили ли вы внимание на то, что в своем рассказе о субмодальностях я все время говорил только в терминах трех модальностей— визуальной, аудиальной и кинестетической, начисто исключив любое упоминание о модальности четверной — дискретной? Дело в том, что вплоть до недавнего времени мысль о том, что к слову — главному элементу дискретной модальности — так же применимы субмодальностные законы и закономерности, как-то не очень укладывалась в головах специалистов по нейролингвистическому программированию. Но время пришло, и до этого додумалась немецкий исследователь и практик психотерапии К. Бессер-Зигмунд, создавшая метод «магические слова». Кстати, именно так называется ее книга («Магические слова. Пособие по психологической самозащите»), из коей я и почерпнул нижеописанное.

Идея этого метода, что говорится, лежала на поверхности. Среди океана используемых нами слов есть целый ряд таких, которые вызывают у нас не совсем «здоровую» (а наоборот, болезненную) реакцию.

Например, для студентов это слово «экзамен» (правда, только в сессию), для автолюбителей — «ГАИ», для политиков — «выборы» и т.д. и т.п. Я намеренно называю некие общие слова, так как перечислить все те из них, которые являются стрессогенными, попросту невозможно — и по причине их обилия, и в силу индивидуального характера воздействия (слово «импотенция» совершенно по-разному «звучит» и совершенно разное значит, например, для уверенного в себе сладострастника и страдающего половым бессилием бедолаги). Определяется это, конечно же, тем, что мы связываем с конкретным словом. Но что определяет то, как мозг, а значит, и мы, реагируем на это слово? Как обнаружила Бессер-Зигмунд — те самые субмодальности, с помощью которых мозг кодирует не только VAK, но и D в нашем внутреннем опыте! А это значит, что для целей самоперепрограммирования вам будет весьма полезно познакомится с методом «магические слова» — ведь может быть и так, что, например, столь желаемая вами гибкость поведения для вашего бессознательного почему-то является стрессовым словом, да и что вообщу суть нашей жизни, как не слова, слова, слова..?

Лично для меня в технике «магических слов» Бессер-Зигмунд самым интересным оказался именно

тест О-кольца, позволяющий очень точно определять силу и характер воздействия слова (да и не только слова) на душу человека. Принцип этого теста легко понять если вспомнить, что среди базовых принципов НЛП есть и тот, согласно которому «сознание и тело — части одной биокибернетической системы». Все это укладывается здесь в простую схему: наше тело, а, точнее, его мышечный тонус, очень четко реагирует на то, что чувствует человек или о чем он думает. Если эти чувства и мысли позитивны (или если не внутри себя, но во внешнем мире, человек сталкивается с чем-то «положительным»), тонус наших мышц остается оптимальным. Если же они (чувства, мышцы или внешние предметы ситуации) негативны, тонус наших мышц ухудшается и тело реагирует расслаблением. То есть наше тело, совершенно объективно и беспристрастно, как бы дает нам понять, что для нас (или у нас) хорошо, а что — плохо. Причем поскольку тело, в отличие от нас, располагает всей накопленной нашим бессознательным информацией о мире, нас самих и нашем состоянии, обращение к нему за советом может дать воистину бесценные сведения. Например, вы очень легко можете определить, какие события, вещи или явления окружающего мира (или какие внутренние мысли и чувства) действительно вызывают у вас отрицательные эмоции и являются стрессогенными. Или выяснить, какие части и органы вашего тела уже больны или только еще заболевают. Для всего этого вам достаточно освоить лишь один простой и доступный любому способ мускульного тестирования — тест О-кольца Й. Омуры. Делается техника теста О- кольца так1.

Пригласите кого-нибудь в качестве ассистента, сядьте абсолютно ровно (не скрещивая ни руки, ни ноги) и обязательно снимите часы (ваш помощник тоже). Теперь плотно сомкните большой и указательный палец (типа жеста «О-кей») и, поместив руку ладонью и подушечками вверх, предложите вашему ассистенту разжать сомкнутые пальцы, как бы «разорвав» О-кольцо.

Усилие, которое ему для этого потребовалось, будет для вас и него эталонным т.е. нормальным мышечным тонусом нейтрально реагирующей системы «тело мозг». А теперь внимание: опять сжав пальцы в О-кольцо, подумайте о чем-то неприятном, и как только эта неприятность станет в вашей голове зримой и явной, кивните вашему ассистенту, чтобы он опять попробовал раскрыть ваши пальцы, предупредив его предварительно о том, что ему нужно использовать «эталонное» усилие. Вы удивлены тем, что теперь ваш партнер безо всяких проблем «разорвал» О-кольцо? Но я же говорил вам о том, что на любой «негатив» ваше тело реагирует мышечным расслаблением? Или вы не считаете неприятность негативом?

Потренируйтесь с тестом О-кольца, определяя, например, ваше истинное отношение к жизни, природе, работе, семье, политике нашего правительства, Путину — и т.д. и т.п.. Обучаясь при этом тонкости в определении «негативной слабины». И если вы сможете делать это естественно и непринужденно, приступайте к тестированию различных областей своей жизни и судьбы. Для этого просто попросите вашего партнера вслух называть все ипостаси (список можете составить заранее), всякий раз замеряя реакцию вашего тела с помощью О-кольца. И не удивляйтесь тому, что откроется — о некоторых ваших основанных на неприятии реальности неприятиях, о которых вы даже еще не догадываетесь, давно уже знает ваше бессознательное...

Общая схема работы с методом «магические слова». Общая схема (алгоритм) работы по технике «магические слова» выглядит следующим образом2.

Определение проблемы (того, что доставляет вам неудобство, волнует wiu пугает).

Составление списка стрессовых слов, относящихся к данной проблеме.

Проверка каждого из этих слов при помощи теста О-кольца и выявление тех из них, на которых ваша сопротивляемость падает.

Выделение одного из этих слов в качестве ключевого и определение VAK этого слова (того, как оно видится, слышится и ощущается).

Создание для этого слова новое VAK-репрезентации.

того, как должно быть написано это слово (V)

того, как должно оно звучать (А)

того, как вы должны его ощущать (К)

и некоторых других (любых) его особенностей (если понадобится)

Проверка созданной вами новой репрезентации слова при помощи теста О-кольца, («сопротивление на разрыв» должно возрасти до нормы).

Дальнейшее изменение репрезентации слова в случае, если мышечное кольцо можно было легко разорвать.

Создание (если кольцо уже легко не разорвется) для себя различных импульсов («зацепок»), которые в

последующие две три недели будут напоминать о новой репрезентации слова (наклеек, картинок и т.п.).

Здесь важна не сама по себе «зацепка», а то, что наткнувшись на нее, вы должны примерно в течении десяти секунд вспоминать вашу новую VAK-репрезентацию созданного образа слова, дабы она не забылась.

Проверка при помощи теста O-колыщ других стрессовых слов — возможно, что многие из них в результате первой серии вашей работы изменились в лучшую сторону («ослабли»). Достаточно «ослабшие» слова в дальнейшем изменении не нуждаются.

«Превращение» других « слабых » слов (так как это было описано выше) в «сильные».

Для того, чтобы все мы могли работать с методом «магические слова». К. Бессер-Зигмунд («Магические слова. Пособие по психологической самозащите») составила специальный их так называемый контрольный список (по сути, это перечень субмодальностей дискретной модальности). В несколько сокращенном варианте он выглядит следующим образом.

Зрительные и оптические особенности (визуальная модальность)

Способ написания слова:

печатньш или рукописные буквы ;

заглавные или строчные (если буквы печатные) ;

выполненные вашим почерком или написанные кем-то другим (если буквы рукописные);

написанные вашим нынешним или «более ранним» почерком (если почерк собственный) детским и т.п.

Характер изображения букв в слове:

изображены «на плоскости» или объемные ;

из чего-то сделаны (например, высечены на камне; похожи на вывеску с подсветкой т.п,).

Величина букв в слове:

большие (как на рекламных щитах );

средние (как заголовки в газете );

маленькие (как шрифт в книге ).

Цвет букв:

цветные или черно-белые',

каким цветом (цветами) изображены.

Фон, на котором видится слово:

светлый, темный, цветной.

Особенности формы букв:

как написаны буквы {острые или округлые, тонкие ши «жирные» и т. п.)

Особенности начертания букв:

прямое;

наклонное',

несимметричное {то так, то этак)’,

нестандартное {например, это когда одна из букв написана как-то по-другому).

Месторасположение слова:

над вами',

перед вами ;

под вами',

сбоку от вас.

Акустические и звуковые особенности (аудиаль- ная модальность)

Голос, который произносит слово:

ваш собственный ши чей-то {чей})',

женщины, мужчины, ребенка ;

один голос ши «хор»',

Другие акустические особенности слова:

громкость звучания ;

высота тона ;

темп произнесения;

пространственное расположение источника ;

эмоциональный тон (позитивный, негативный, нейтральный).

Иные особенности (кинестетическая модальность)

Материал, из которого возможно сделано слово:

мягкий ши твердый ;

«колющийся» ши гладкий ;

теплый ши холодный ;

легкий ши тяжелый ;

тотный ши «разряженный»;

с гладкой ши шершавой поверхностью.

Запах или вкус:

ассоциируется ли запах или вкус с изображением слова ?

Я немного отредактировал этот контрольный список исходя из собственной практики и того, что вы уже кое-что знаете о субмодальностном редактировании. Хотелось бы также добавить, что в работе со стрессовыми словами ради превращения их в магические вам следует шире привлекать другие субмодальности наших репрезентаций опыта — те, которые отмечены ранее в этой главе.

Ну а в какую сторону следует изменять стрессовые слова? Лично я считаю, что лучше всего использовать здесь уже известный вам алгоритм субмо- дальностного перепрограммирования:

• определение желаемого (связанного со словом) состояния,

• поиск или выявление слова, которое это состояние выражает и

• последующий перенос субмодальностей

Но Бессер-Зигмунд («Магические слова. Пособие по психологической самозащите») рекомендует

другой подход, и, уважая ее авторство, я привожу здесь некоторые из ее «Подсказок» — но со своими комментариями.

• Представьте себя владельцем рекламного агентства, который собирается создать логотип и/или оформить рекламный щит некой фирме, название которой случайно совпадает со стрессовым для вас словом. И логотип, и рекламный щит должны быть выполнены таким образом, чтобы как можно больше людей — не исключая и вас — испытали сильное желание узнать побольше об этой фирме и стать ее клиентами (а лучше — ощутили то, что хотели бы ощущать вы в связи с видоизмененным стрессовым словом).

• Вообразите себе, будто японец или китаец, не владеющий русским, приезжает в ваши края в свой отпуск. Первое, что он там увидит — это рекламный щит с вашим стрессовым словом (уже видоизмененным!), каковой и воспринимает как рекламу или название фирмы. Сделайте этот щит таким, чтобы уже на основе одного лишь зрительного восприятия этот самый японец или китаец решил: тут, вероятно, что-то совершенно сногсшибательное и первым делом я загляну именно сюда (или испытал то новое чувство, которое вы создаете для бывшего стрессового слова).

• Начните обращать внимание на то, как изображаются слова в окружающем вас мире: в рекламных объявлениях, оформлении витрин и т.д. и т.п. Возможно, многое из увиденного вы сможете использовать в качестве эталона в своей собственной работе по преобразованию слов.

Формирование новых представлений о себе. На

основании использования возможностей субмодаль- ностного перепрограммирования создано множество техник нейролингвистического программирования. И ежели всего того, что изложено ранее, вам все еще мало для «судьбоносного самосовершенствования», тогда я предлагаю вам еще несколько психотехнологий, позволяющих усовершенствовать себя еще больше. Первая из них — техника создания нового представления о себе — предназначена для как бы замены ярлыков, которые мы привычно носим на себе даже не задумываясь о том, кто (обычно родители), когда (скорее всего в раннем детстве) и зачем (обычно дабы уберечь нас от ложных путей и направить на путь истинный) нам их навесил. Все эти ярлыки (типа: «Я никто» или «Я неудачник») по определению (или содержанию) имеют отношение к

Образу Самого Себя (точнее — к «убежденческой» части ОСС) и потому безусловно нуждаются в коренной (альтернативной!) трансформации по вышеупомянутой психотехнологии.

«Часть 1

Шаг 1. Сформулируйте ограничивающее представление о себе. Например: «Я не заслуживаю того, что хочу», или «Я не способен».

Шаг 2. Подумайте о чем-то, что вызывает у вас сомнение (колебание между верно неверно).

Шаг 3. Сравнить по контрасту нежелательное представление о себе и сомнение, фиксируя различия в субмодальностмх: размер, яркость, цвет, четкость, расположение, рамка, фон, движение, другие различия.

Шаг 4. Проверьте по очереди каждую субмодальность из списка различий, чтобы обнаружить, какие из них оказывают наибольшее влияние. После проверки верните каждую субмодальность в прежнее состояние.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.