Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б. Грасиан






• «Чистка» вашего окружения

Навязчивости, фобии и психотравмы. Вообще-то, речь сейчас пойдет об окружении. О том самом, которое составляет непосредственную среду нашей жизнедеятельности (всех ее многочисленных условий и обстоятельств). И которое, к сожалению, далеко не всегда позволяет нам быть эффективными и счастливыми — причем чаще всего потому, что мы таковыми в них чувствовать себя ну просто никак не можем. И тщимся хоть как-то поменять это свое окружение (начисто забывая мудрость поговорки «хорошо везде, где нас нет»), а поменяв, искренне недоумеваем, почему это мы и здесь, в новых условиях и обстоятельствах, совершенно по-старому, не можем стать эффективными и счастливыми... А все ведь не просто, а очень даже просто. Если понять, что достают нас не некие зловредные элементы нашего окружения, а наши представления о них, каковые в НЛП именуются «картами» (если забыли, что сие такое, перечитайте «Основные условия и посылки»). И для того, чтобы обрести и сохранить в любых (подчеркну: в любых!) ситуациях эффективность и счастливость, надо просто-напросто поменять нали- чиствующие у нас (и, похоже, неудачные) «карты» этих самых ситуаций. В полном соответствии с английской поговоркой, согласно которой неприятность —- это неправильно понятое приключение, а приключение — правильно понятая неприятность. Но на совершенно другом, куда как более мощном, нежели обыденное увещевание, психотехнологическом уровне.

Сразу же предупреждаю: работать мы будем не со всем окружением (ишь чего захотели!), а только с теми его элементами, «карты» которых превратились в нечто, безумно и бесконечно достающее нас. В те самые навязчивые состояния, фобии и психотравмы, которые, искажая «карты» реальности, не дают нам в этой самой реальности быть эффективными и счастливыми. Конечно, некоторым может показаться, что все эти напасти как бы не имеют особого отношения к главной теме нашей книги: перепрограммированию собственной судьбы. Так вот, пусть эти некоторые перекрестятся. Сейчас я поясню, почему. Скажите, у вас дома есть ковры?

Да? Тогда ответьте мне: а вы их чистите — достаточно регулярно или хотя бы тогда, когда этого уже просто никак нельзя не делать? Тоже да? Ну тогда что же вы удивляетесь тому, что в эти опус и главу я включил раздел о навязчивых состояниях, фобиях и психотравмах? Ведь они — так самая пыль, забивающая уже не ковер и легкие, но нашу голову; не дающая легко и жить и дышать; а заодно еще и искажающая чистое зеркало нашего восприятия, сиречь туннеля реальности. Ведь какое бы сильное желание самосовершенствоваться вы не испытывали, вам не удастся отменить известный психологический «закон фигуры и фона», согласно которому если нечто в нашем восприятии и сознании становится «фигурой», все остальное уходит в «фон». А это значит, что когда, например, в вашей голове вертится какая-то навязчивая мысль, именно она оказывается «фигурой» для вашего сознания, а все судьбоносное самосовершенствование уходит в «фон». Так что отнеситесь ко всему, описанному далее, максимально серьезно. Тем более, что работа с нижеописанными психотехнологиями послужит как бы хорошей тренировкой, необходимой для использования последующих — более сложных техник НЛП...

Для начала возьмем типичную ситуацию из серии «не могу об этом не думать!» Скажите, сколько раз некоторое проблемное событие, мысль или чувство накрепко застревало в вашей голове и мучило вас неограниченно долго, несмотря на все ваши истерические вопли «не вспоминать!» — «не думать!», обращенные к самому себе? Ладно, не считайте, а то собьетесь. Своеобразные микронавязчивости, постоянно возвращающиеся по поводу имевших место или будущих травмирующих нас ситуаций — тревога, досада, страх, обида, гнев, стыд и/или вина (нужное подчеркнуть, недостающее вписать) — являются постоянными спутниками нашей жизни. Так называемые проблемные состояния и ситуации, с ними связанные. Избавиться от них путем полезных советов самому себе (типа «не стоит об этом беспокоиться!») практически невозможно. Так что давайте посмотрим, чем здесь может помочь «самоперепро- граммирование в режиме НЛП».

Для начала вспомним, что любая неприятность кодируется нашим мозгом либо в визуальной (чаще всего), либо в аудиальной (значительно реже) модальностях, к коим присовокупляются «кинестети- чески-модальные» чувства и ощущения (которые, однако, могут выступать и как самостоятельные). Первенствует здесь безусловно визуальная репрезентация, в которой неприятные или проблемные воспоминания или представления отражаются либо в

виде отдельно взятого образа («картинка»), либо в виде серии статичных образов («фотороман» — но один из образом все равно остается ключевой «картинкой»), либо в виде динамичной последовательности образов («кинофильм»).

Образы эти могут быть или ассоциированными (вы видите ситуацию как бы из своих глаз) или диссоциированными (вы видите в ней себя — как бы со стороны). Так вот, «ассоциированность» в фиксации неприятности, означает вашу психотравматическую вовлеченность в нее. Так что первое, что вам всегда нужно делать — так это мысленно как бы выйти, вышагнуть из образа неприятной ситуации, оставив, однако, там себя самого, более молодого. То есть диссоциироваться и посмотреть на все произошедшее или случившееся со стороны.

Простые техники избавления от навязчивостей. Однако одного только диссоциирования от проблемной ситуации может оказаться явно недостаточно — особенно если она будет репрезентироваться не только (и не столько) визуально, но и (сколько) кинестетически (неприятные ощущения) и даже ау- диально («жуткие» звуки и слова — например, «Позор Иванову!»). В этом случае вам может помочь очень простая техника избавления от проблемных состояний и микронавязчивостей, основанная на «аудиалке» и «кинестетике».

Однако обратите внимание: в НЛП мы прежде всего (и более всего) занимаемся, так сказать, нересурсными навязчивостями — то есть теми, которые в буквальном смысле отнимают у вас силы. А разрушая их, зачастую не просто убираем эту самую «нересурсность», но и, путем своеобразного переноса, создаем необходимые для будущих успехов ресурсы. Как именно, вы сейчас поймете из нижеприведенного описания техники «походка уверенности и силы».

Представьте полный или частичный VAK вашей проблемной ситуации или состояния (просто вспомните о том неприятном, что возвращается вновь и вновь или о «свежей» неприятности, которую вы не ходите сделать навязчивым воспоминанием и для самого себя опишите, что вы при этом видите, слышите и чувствуете). «Повспоминав» достаточно для того, чтобы почувствовать себя не ахти как, отбросьте воспоминание.

Теперь примите позу уверенности и силы (вашу собственную или чью-нибудь Шварценеггера, Петра Первого работы Церетели и т.п.). Вспомните какую-нибудь бодрую мелодию, которую вы в состоянии воспроизвести (очень хорошо «работает» здесь входной марш из кинофильма «Цирк»). И, вновь представив VА К своей проблемной ситуации или состояния, в позе уверенности и силы под напеваемую вами бодрую мелодию начните энергично шагать на месте или куда-то вдаль.

Делайте это в течении одной двух минут, после чего проверьте результат. Скорее всего, VAK проблемной ситуации попросту развалится. Если нет или недостаточно, повторяйте пункт 2 до тех пор, пока это не произойдет.

Для того, чтобы «вышибить» себя из навязчивых нересурсных состояний можно воспользоваться не только «позой-движением-песней», но и чем угодно другим — ресурсным. Например, дыханием, как это предлагается сделать в так называемой технике «дыхание жизни».

Найдите в своем субъективном опыте повторяющееся нересурсное состояние и поймите, в связи с какими внешними и внутренними обстоятельствами вы его вызываете. (Попутно выясните, как.)

Выделите VAK-описание состояния, определите паттерн дыхания.

Выделите запускающий это состояние внешний или внутренний сигнал.

Выберите в своей прошлой личной истории ресурсное состояние, которое было бы уместно в обстоятельствах, до сих пор вызывающих предыдущее, нересурсное состояние.

Создайте VAK-описание ресурсного состояния, определите паттерн дыхания.

Вновь войдите в контакт с первым состоянием, мысленно дойдите до сигнала запуска и измените паттерн дыхания на ресурсный.

Поддерживая новый паттерн дыхания, переживите еще раз всю ситуацию и ей подобные в прошлом и будущем.

Однако что особенно интересно, так это то, что ресурсом для вашего нересурсного фрагмента бытия или состояния может быть нечто, лично вам не принадлежащее. Например, некий природный феномен типа водопада, прибоя, огня и тому подобного, как это предлагается в технике способы работы с ситуациями, не связанными с сильными негативными переживаниям[и2.

«1. Воссоздайте зрительный образ ситуации, связанной с малоэффективным поведением. Напоминаю, что в образе могут присутствовать не только элементы зрительной модальности, но и звуки и ощущения.

Найдите природное явление, которое обладает необходимым для вас качеством. Имеется в виду качество, позволяющее стать эффективным в проблемной ситуации.

Поместите зрительный образ проблемной ситуации на первом плане, а образ природного явления за ним, на втором плане. Оба образа расположите на одной линии прямо перед вами. Далее вам остается только созерцать природное явление сквозь разворачивающиеся на первом плане события проблемной ситуации. Это делается три или пять раз подряд.

Может возникнуть взаимодействие образов первого и второго планов. В данном случае шаг процедуры заканчивается, когда в результате трансформации образов возникает некоторое стабильное изображение. Возможен вариант, когда изменения образа приобретают циклический, повторяющийся характер. Либо скорость трансформации изображения становится значительно меньше, чем на этапе бурных преобразований. Это также указывает на завершение данного шага процедуры.

Теперь мысленно проиграйте проблемную ситуацию от начала до конца. В оценке изменений ориентируйтесь на свои переживания. Но окончательная проверка результативности процедуры произойдет в реальной жизни».

Теперь можно вернуться к визуальной модальности и расширить собственное восприятие — дабы извлечь из своей неприятности урок и смысл, а заодно и (если она до сих пор не разрешена) отыскать альтернативы и решения. Дело в том, что наш драгоценный и горяче любимый мозг, в полном соответствии с принятыми в этом мире правилами «игры в реальность» позволяет нам в этой самой реальности видеть только то, что соответствует ее (реальности) «карте». А в «карте» этой могут ну напрочь не быть (просто «не влазят»). Ведь даже в обычном — хорошем — состоянии мы обычно созерцаем не реальность, а только то, что допустили из нее в наше поле осознавания многочисленные «фильтры» типа репрезентативных систем (если вы визу ал, до вас не вполне дойдет аудиальная и кинестетическая информация) и субмодальностных ограничений (если вас мотивирует яркое и блестящее, вы равнодушно отвернетесь от тусклого и матового) — и массы других, о которых я просто не могу вам сейчас рассказать. В результате поле («карта») нашего восприятия оказывается зачастую суженным до нельзя, и в него просто «не влазят» свойства, альтернативы и решения, которые позволили бы нам с блеском выйти из трудной ситуации, связанной с нашим окружением или просто проблемой. Однако мы вполне можем существенно расширить наше сознание и осознавание, воспользовавшись техникой переферийного процесса 1.

Делается это так.

Вспомните ситуацию, которая была или является в каком-нибудь смысле проблемной для Вас. Увидьте ее в виде картины или фильма.

Сфокусируйтесь на ощущениях вашего тела. Как вы себя ощущаете вспоминая эту ситуацию?

Просмотрите картину или фильм вновь. В картине увидьте себя со стороны. Фильм же превратите в серию маленьких, объемных черно-белых картинок, заключенных в рамку.

Просмотрите картину или фильм опять. Увидьте себя в них и установите периферийное зрение. Для этого сделайте рамку при помощи рук, а затем раздвиньте ее в стороны так, чтобы краешками глаз видеть свои руки. Не смотрите прямо на периферию продолжайте смотреть перед собой.

Просмотрите эти картинки или фильм снова

и диссоциированно, и так, как если бы вы были внутри опыта (то есть не видя себя самого ). Сохраняя периферийное зрение, связь с телом и замечая сходство и различия. Спросите себя «Чьи ценности я использую?» «Чему я могу научиться?» Если ценности, которые вы используете, ваши собственные, спросите себя «Как я могу стать другим в будущемЪ

По М. Аткинсон, результатом такого процесса является то, что люди часто создают «Большую, более полную картину». И буквально начинают видеть отношения главного объекта своего внимания с другой точки зрения. Между элементами человеческого опыта возникает как бы больше баланса и все его составляющие выстраиваются в перспективу.

Я почти всегда начинаю с этой или аналогичной техники — во всех случаях, когда мне кажется, что клиент как-то неполно или искаженно воспринимает что-то из окружения или просто — свою проблему (а если это действительно проблема, он обязательно воспринимает ее неполно и искаженно). Прошу пациента вспомнить и «увидеть свою проблему» — не важно как. Определить, что именно он увидел — отдельную картину, несколько картин («фотороман») или фильм. И показать мне размеры этих самых изображений — отдельной картины, серии картин или же «экрана», на котором он видит этот «фильм» своей проблемы.

А дальше (хотя особенно в тех случаях, когда размеры эти небольшие) приступаю к вышеописанной технике. Предлагаю клиенту вытянуть руки и

глядя прямо перед собой начать их разводить до тех пор, пока он еще может их видеть. И сохраняя такой вот странный характер своего взгляда, когда экран восприятия в результате осуществления действа стал не просто широким, но панорамным, снова вспомнить «картинки» или «фильм» проблемы и заново их рассмотреть или просмотреть — входя в это «изображение» и выходя из него.

После этого остается только поинтересоваться тем, что произошло. Кое у кого картинка или фильм просто исчезают, а на место проблемы приходит решение. У других происходит видоизменение образа проблемной ситуации, и они начинают видеть то, что раньше было «скрыто за кадром». И все без исключения обретают возможность исследовать свою проблему более широко, трезво и беспристрастно...

Система быстрого разрушения, буквальный реф- рейминг и сведение рук. Все вышеописанные психо- технологии были посвящены работе с серьезными нересурсными навязчивостями. Однако в нашей жизни, а точнее, в голове, зачастую наличисгвует «мусор», для уборки которого вовсе не обязательно использовать мощный пылесос — вполне достаточным оказывается простого веника. В качестве такового я рекомендую вам систему техник быстрого разрушения, рекомендованных блестящими и очень «плодовитыми» энэлперами К. и С. Андреас («Измените свое мышление — и воспользуйтесь результатами»). Однако прежде чем приступить к ней, на всякий случай проведите тщательную экологическую проверку. Как справедливо указывают вышеупомянутые авторы, разрушение создает амнезию, а ваши мысленные картины (фильм) могут быть каким-либо образом полезны для вас (например, содержать информацию о том, чего не стоит делать в будущем). Если это так, то будет лучше если вы сначала выделите полезную информацию и поместите ее в какую-нибудь новую картину (вернитесь-ка к технике расширения восприятия!). Или просто воспользуйтесь каким-либо иным, не создающим амнезии, вмешательством.

А теперь о том, что можно сделать в этой самой системе техник быстрого разрушения проблемных состояний и навязчивости (справедливости ради укажу, что в вышеупомянутой книге они называются просто «Разрушение»).

Во-первых, примените растрескивание. Это то, что происходит с закаленным стеклом, (например, с лобовым стеклом машины), когда оно разбивается. Так что представьте, что тревожащий вас зрительный образ как бы нарисован на лобовом стекле, «врежьте» по нему (стукните как следует молотком или кирпичем) и с удовольствием посмотрите, как оно разбивается и распадается. Если надо, повторите это несколько раз, дабы «растрескать» неприятное воспоминание полностью и навсегда.

Во-вторых, просмотрите свои картинки «шиворот-навыворот». Как и Андреас, я не знаю, что при этом происходит. Но всякий раз когда я предлагал сделать это своим пациентам, они обязательно получали что-то полезное. Обычно фильм или картинка как бы выворачивались, и все, находящееся в центре, внезапно перемещалось (автоматически, а не осознанно!) наружу: а все, что было по краям, «сплющивали» в центре. Бывало и так, что внезапно, само собой, «картинки» переворачивались кверху ногами, а фильм начинал идти «задом-наперед». Однако чтобы не происходило, терапевтический эффект был налицо: навязчивость уменьшалась или просто исчезала.

В-третьих, поместите «картинку» на воображаемый экран и представьте, что проекционная лампа прожигает дырку в этом и всех прочих кадрах. Если хотите, то можете просто сожгите экран вместе с образом.

В-четвертых, для разрушения картины можно также просто

поворачивать ее как в калейдоскопе;

смывать как акварель или рисунок на тротуаре под дождем;

увидеть образ в зеркале, которое разбиваетея, или в водоеме, поверхность которого приходит в волнение.

И т.д. и т.п. — словом, делайте все, что вам придет в голову, дабы образ исчез или видоизменился.

Однако я не советую вам усердствовать с уничтожением — особенно, если речь идет о каких-то крупных или серьезных воспоминаниях, пусть даже они остались неприятными или навязчивыми. Ведь это — ваш собственный бесценный опыт. Драгоценный опыт вашей жизни. Который следует не уничтожать, а переосмысливать — в полном соответствии с библейским указанием на необходимость отделения зерен от плевел. Что вы вполне можете осуществить, применив, например, технику «буквальный рефрейминг» Р. Бэндлера, также описанную в книге К. и С. Андреас «Измените свое мышление — и воспользуйтесь результатами».

Как справедливо отмечают эти авторы, вообще- то в нейролингвистическом программировании термин «рефрейминг» используется для обозначения словесного переформулирования чего-то, в результате это «что-то» приобретает иной смысл и содержание. Помните, например, как Том Сойер «замотиви- ровал» мальчишек покрасить за него забор? Это был классический рейрейминг, который он, кстати, осу

ществил одной-единственной фразой: «Часто ли мальчикам достается красить заборы?»

Однако К. и С. Андреас напоминают нам, что буквально «рефрейминг» означает «изменение рамки» (т.е. является визуальным, а не аудиальным словом). Может именно поэтому эффектом процесса рефрейминга обычно действительно выступает чисто визуальное же помещение проблемного события в какую-нибудь новую рамку или фон. Но можно сделать это и без «словесных выкрутас» — просто и буквально по рекомендациям К. и С. Андреас и с помощью техники буквального рефрейминга.

Подумайте о ситуации, при мысли о которой вы чувствуете себя плохо. Это может быть все, что угодно: старое воспоминание, нынешняя проблемная ситуация или ограничение, а может быть и что что-нибудь еще.

Тщательно рассмотрите визуальную часть своего проблемного опыта, затем мысленно шагните из него назад, так, чтобы вы видели себя в этой ситуации (диссоциируйтесь ). Если вы не сможете создать эту диссоциацию осознанно, и просто «почувствуйте», что проделываете это или притворитесь, что сделали.

Теперь поместите вокруг этой картины большую золотую раму в стиле барокко примерно в два метра шириной. И отметьте, как это изменяет ваше восприятие проблемной ситуации.

Если изменения недостаточны, поэкспериментируйте. Используйте овальную рамку, какие употреблялись много лет назад для старых семейных портретов; раму из нержавеющей стали с острыми краями или цветную пластиковую рамку.

После того, как рама выбрана, поразвлекай- тесь, украшая «картину» и пространство вокруг нее. Музейное яркое освещение, приподнятое над картиной, «проливает иной свет на предмет», нежели тусклая свеча, стоящая на подставке под ней. Видение реальной обрамленной картины среди других картин на стене в музее, или в чьем-то чужом доме, может создать совершенно «другую перспективу». Если хотите, то даже просто мысленно выберите знаменитогоили не очень — - художника и превратите свою картину в полотно, исполненное этим художником или в его стиле.

А что делать, если некая ситуация не то, чтобы очень уж навязчива, но все равно неприятна? Как что делать — ну конечно же работать, но, возможно, немножко по-другому. Например, используя технику сведения рук.

Стандартная поза начала этой техники следующая: руки согнуты в локтях, ладони вверх (как если бы у вас в руках был поднос с тарелками).

Проблемная ситуация. Выберите проблемную ситуацию. Создайте для нее визуальный образ и положите его на руку. Выбор руки (правая левая) принципиального значения не имеет. Если затрудняетесь, можно спросить себя:

«С какой рукой у меня ассоциируется данная ситуация?» или

«На какую руку мне хочется положить этот образ?»

В крайнем случае, просто положите негативный образ на левую руку, а позитивный на правую, или наоборот.

Ресурсы. Какие ваши ресурсы: чувства, состояния, эмоции, ценности, способности могут помочь вам справиться с этой проблемой? Эти ресурсы могут быть совершенно не связаны с данной ситуацией. Представьте себя, полным этих ресурсов (каждого по-отдельности), ощутите их и любым образом как бы «опредметьте» их, «увидев» на что они похожи. Положите все это на другую руку. При этом учтите, что того, что лежит на ресурсной руке, должно быть в 1, 5-2 раза больше, чем то, что лежит на проблемной.

Интеграция. Когда вы поймете, что ресурсов у вас действительно больше, чем того, что лежит на левой («негативной») руке, попросите свои руки сойтись. Они должны сойтись сами, без вашей физической помощи. Просто наблюдайте за этим процессом как бы со стороны. Ладони должны сойтись и плотно сжаться.

Если руки долго «не идут», можно свести их, но очень медленно (за 2-3 минуты). Иногда при сведении рук возникает как бы «подушка» область «сгущенного воздуха»приблизительно при расстоянии 15-20 см между руками (внешне это выглядит, как будто человек сжимает в руках упругий мяч). Здесь надо приложить моральные, а не физические усилия, ибо это и есть работа.

Проверка работоспособности. Представьте себя в этой ситуации в недалеком будущем. (Если вы работали с прошлой ситуацией, просто попробуйте вспомнить ее.) Как изменятся ваше поведение и состояние? Желательно представить не менее трех случаев в разных контекстах.

«Глазодвигательное» избавление от проблемных состояний. Скажите, а после того, как вы прочитали о всем этом сонме методов быстрого избавления от микронавязчивостей, проблемных состояний и неприятных воспоминаний (малой толике из существующих

в нейролингвистическом программировании), не возникло ли у вас «мечта-идея» (как говаривал один из героев В. Золотухина) о неком едином или интегральном методе, каковой можно было бы использовать если не во всех, то многих случаях наличия в нашей психике всяческих неприятностей? Если да, то, как говорят в Одессе, «их есть у меня». Универсальный метод «перенастройки» своего мозга во всех случаях психических и физических недомоганий.

Базируется он на движениях глаз и той связи, каковая имеется между положением наших очей и соответствующим им режимам работы мозга. О том, что такая — весьма прямая — связь существует, впервые выяснили именно специалисты по нейролингвистическому программированию. Но, наверное, они слегка подзабыли о возможностях обратной связи, отчего в самостоятельную психотехнологию «глазодвигательное перепрограммирование» оформил совсем другой автор (о нем, а точнее о ней, вы узнаете дальше). О том, что если режим работы вашего мозга задает положение наших глаз, то изменение этого самого положения запросто может изменить данный режим!

Разработала данный метод американка Ф. Шапиро — кстати, изначально не имевшая никакого отношения ни к нейролингвистическому программированию, ни даже просто к психотерапии.

На создание этой психотехнологии ее подтолкнула жизненная необходимость: в тридцать шесть лет он заболела раком молочной железы. После операции по поводу этой болезни Шапиро — литературовед по образованию — никак не могла избавиться от ночных кошмаров и дневных страхов и тревог. Пока не обнаружила, что можно значительно уменьшить их, если интенсивно двигать глазами в разных направлениях. И после долгих экспериментов над собой и другими она «оформила» психотехнологию, каковая, как вы уже поняли, нынче официально называется техника десенсибилизации посредством движения глаз (ДПДГ).

Полная схема использования ДПДГ выглядит следующим образом1.

Подумайте о своей неприятности и сосредоточьтесь на образе, который представляет либо всю ее, либо наиболее травмирующую вас часть. Желательно, чтобы в этом образе присутствовал полный VAKD, хотя это и не обязательно.

Определите или сформулируйте утверждения, характерные для вашего отрицательного самоопределения т.е. той негативной мысли-самооценки, которая сопровождает эту неприятность (или которую вы из нее вынесли), например Я бессилен (на)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.