Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Л. Выготский






• По: В. Козлов. «Истоки осознания».

• По: Ш. Гавэйн. «Созидающие визуализации».

Необходимость идти вглубь. Однако все, что описано в предыдущем разделе — это далеко не все в вопросе анализа судьбоносных характеристик вашего «я». И вовсе не потому, что мы использовали только два теста. А оттого, что в основном только лишь плавали по поверхности вашего сознания, даже не решаясь нырнуть вглубь, в бессознательное. Конечно, без специальных «технических (психотехнических!) средств» подобное погружение обычно оказывается невозможным. Точно так же, даже при хорошей физической форме вы вряд ли сможете нырнуть глубже пары десятков метров (а многие не погрузятся и метров на пять). Для того, чтобы более свободно чувствовать себя в водной стихии, человечество сначала создало весьма сложные (и отгораживающие его от этой самой стихии) устройства, типа водолазных костюмов, подводных лодок, батисфер и батискафов. А после, обнаружив, что все это стесняет движения и является очень неудобным в использовании, изобрело (в лице Ж. Кусто) акваланг. Так вот, то, что я вам хочу сейчас преложить — прожек- тивные тесты, в которых особенности вашей психики будут, как на экран в кинотеатре, «проецироваться» на некий неопределенный материал, — это нечто похожее на акваланг. Акваланг для исследования океана вашего бессознательного — вот только жаль, что только поверхностного его слоя...

Писхогеометрический тесг С. Деллингер. Первое, с чем вы сейчас познакомитесь, так это с созданной

С. Деллингер психогеометрией как системой анализа типологии личности на основе (прежде всего, но не только) выбора субъектом какой-либо геометрической фигуры — техникой психогеометрии С. Деллингер.

 

Выберите и вы — одну из этих «геометрий» — ту, которую вы предпочитаете (не важно, почему). А выбрав, прочитайте доминирующие особенности вашей личности и поведения1.

«Квадрат: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение правш, инструкций, аналитичность мышления, внимательность к деталям, ориентация на факты, пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность, практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие, профессиональная эрудиция, слабый политик, узкий круг друзей и знакомых.

Треугольник: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу, прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность, импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность, нетерпеливость, великолепный политик, остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.

Прямоугольник: изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность, любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость, нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность, новые друзья, имитация поведения других людей («примерившие ролей»), тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям.

Овал: высокая потребность в общении, контакт- ность, доброжелательность, забота о другом, щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция, спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность, доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность, слабый политик, болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому, склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.

Зигзаг: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция, одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее, позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность, непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения, стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, душа компании, остроумие, безалаберность в финансовых вопросах».

Психогеометрия по М. Аткинсон. А теперь продолжим психогеометрию — но уже на другой основе. Во время прохождения мною Мастерского курса НЛП, наш тренер — директор ВС NLP Neuro- Lingvistic Programming Institute М. Аткинсон — где- то уже в конце обучения, предложила нам немного другой тест, в котором нужно было не просто выбрать одну из геометрических фигур, но еще и про- ранжировать их — как бы расставить по степени предпочтений (техника психогеометрии М. Аткинсон). Нам тогда были предложены следующие фигуры.

После того, как мы завершили свою расстановку (а вы — завершили?), М. Аткинсон, во-первых, пояснила нам психологический смысл каждого из символов

• автономия, интегрированность внутри себя, целостность своего «Я»;

базис, фундамент, основание;

взаимоотношения и взаимодеиствия;

действие, энергия, порыв;

стремление к новизне, уход от скуки.

А во-вторых, сообщила, что порядок расположения фигур интерпретируется так:

• -ая позиция — то, у чему мы стремимся и на что сразу обращаем внимание;

• ая позиция — то, что мы делаем (у нас получается) легко и без усилий;

• ая позиция — то, что управляет нашим вниманием в определенный (данный) период времени;

• ая позиция — то, откуда мы черпаем энергию и где находятся интересы и текущие проблемы;

• ая позиция — то, что мы не замечаем.

Закончим, однако, на этом с геометрией и перейдем... нет, не к алгебре, а, скорее, к живописи. Потому как дальнейшую работу по анализу своего «Я» на уровне, скажем так, «ближнего» бессознательного, вы будете выполнять с помощью проективных тестов «Автопортрет», «Дом — Дерево — Человек» и «Несуществующее животное».

Тест «Автопортрет». Инструкция к технике «Автопортрет» выглядит следующим образом1.

На чистом листе бумаги нарисуйте самого себя, занятого какой-нибудь работой. Вы можете нарисовать себя одного, или с членами вашей семьи, или с коллегами по учебе, работе. Старайтесь изображать людей полностьюне рисуйте карикатуры или плоский контур. Интерпретацию читайте после завершения рисунка.

Интерпретируется этот тест на основании анализа элементов рисунка, того, как именно они нарисованы. В данном случае я привожу интерпретации, взятые из вышеупомянутой книги В. Столяренко.

Голова. Рисунок большой головы обычно предполагает большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом. Рисунок маленькой головы ооычно отражает чувство интеллектуальной или социальной неадекватности.

Глаза. Большие глаза на рисунке обычно предполагают подозрительность. Они также выражают озабоченность и гиперчувствительность по отношению к общественному мнению. Глаза с длинными ресницами кокетливость, демонстрация себя. Маленькие или закрытые глазапогруженность в себя, тенденция к интраверсии.

Рот. Выделенный рот предполагает возможную затрудненность с речью или примитивные оральные тенденции. Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении. Рот клоуна вынужденная приветливость.

Зубы. Четко вырисованные зубы проявляют агрессивность.

Уши и нос. Большие уши предполагают чувствительность к критике, уши маленькие стремление не принимать никакой критики. Акцент па нос предполагает наличие сексуальных проблем. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии.

Руки. Руки символизируют контакт личности с окружающим миром. Скованные руки предполагают жесткую, обязательную, замкнутую личность. Вяю опущенные руки предполагают неэффективность. Хрупкие, слабые руки предполагают физическую или психологическую слабость, потребность в опеке, зависимости. Длинные сильные руки предполагают амбициозность и сильную вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки или отсутствие рук предполагают чувство неадекватности. Руки за спиной или в карманах — чувство вины, неуверенности в себе. Рука как боксерская перчаткавытесненная агрессия. Пальцев на руке больше пятиагрессивность, амбиция. Пальцы сжаты в кулакпротест, бунтарство.

Ноги. Длинные ноги означают потребность в независимости. А вот рисунок без ног может означать нестабильность и отсутствие опоры, а также робость.

Поза. Если человек нарисован так, что виден его затылок это проявление замкнутости. Голова в профиль, тело в анфаспроявление тревоги, вызванное социальным окружением. Если нарисован человек, сидящий на краешке стула, можно предположить желание человека найти выход из ситуации, страх одиночества. Человек в бегежелание скрыться от кого-либо.

«Дом — Дерево — Человек». Инструкция к технике «Дом ~ ДеревоЧеловек» аналогична вышеописанной.

Нарисуйте дом, дерево и человека в полный рост, причем постарайтесь изобразить на рисунке какое- то действие. Не рисуйте карикатуру человека. Интерпретацию читайте после завершения рисунка.

Интерпретация эта выглядит следующим образом1.

Дерево

Дерево как таковое символизирует жизненную энергию, и ваше общее стремление к жизни определяется толщиной ствола и веток. Если дерево занимает на рисунке значительное место, это говорит об огромной энергии и позитивном подходе к жизни.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.