Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогическая деятельность в мире профессий




Деятельность учителя стала предметом рассмотрения в педагогиче­ской психологии не случайно: она начало всех начал, точка отсчета для изменения психических качеств ребенка в образовательных учреж­дениях. С учителя начинается, по образному выражению А. Г. Асмоло-ва, «психозойская эра» человечества, поскольку все новообразования по своей сути психогенные и инициируются конкретными людьми, учившимися в школе и получившими от своих учителей импульс преобразования.

У педагога много возможностей повлиять на будущее опосредо­ванным образом — через своих учеников. Вот как описывает своего учителя М. В. Остроградского В. А. Панаев:

Всякий воспитанник с нетерпением ждал счастия и достижения великой чести — слушать лекции Остроградского. Слушать его было истинным наслаждением, точно читались нам высокопоэтические произведения. Он был не только великий математик, но, если так можно выразиться, и философ-геометр, умевший поднимать дух слушателя на основе поло­жительного отношения к себе. Ясность и краткость его изложения были поразительны1.

С каким же наслаждением слушали ученики своих педагогов, про­буждавших жажду учения!

Я. А. Коменский в «Великой дидактике» проводит аналогии меж­ду солнцем и учителем, подчеркивая их значимость в жизни людей. Привлекая детей к школе, педагог помогает стремлению человека к развитию и совершенствованию.

Профессия учителя появилась, когда устройство общества потре­бовало создания школы — места, где детям передавали опыт предше­ствующих поколений по определенным стандартам и выработанным

1 Панаев В. А. Воспоминания // Русская старина. — 1893. — Июль-ноябрь. — Т. 79. — С. 79-80.


нормативам; когда оказалось важным, чему, как и зачем учить. Одна­ко у педагогической деятельности более давняя история: с появлени­ем цивилизации детей учили труду, навыкам культурного общежи­тия.

Профессия педагога относится по классификации Е. А. Климова к типу «человек—человек». Это означает, что в деятельности учите­ля принципиальным является умение влиять на другого человека. Тот и составляет предмет учительского труда. Влияние на другого с целью становления и развития его личности — цель деятельности пе­дагога. Подобно иным видам деятельности, педагогическая имеет свои форму и содержание, цель и средства ее достижения. К. Д. Ушин-ский в работе «Человек как предмет воспитания» (1867) обозначает предмет труда учителя — воспитание, обучение и знание различных сторон человека.

Психологией труда еще на заре ее становления (в 1920-е гг.) были поставлены вопросы о производственной дееспособности, общий смысл которых заключался в определении основных способностей к выполнению того или иного вида деятельности. Педагогическая об­ласть доступна далеко не каждому.



Чтобы понять многие проблемы, возникающие в труде учителя, необходим интеграционный подход, в первую очередь — использова­ние знаний из медицины, физиологии, психологии труда и социологии. Выполнение человеком конкретной деятельности обусловливается комплексом внутренних и внешних факторов, которые и необходимо выявить.

Любой трудовой сфере соответствует своя профессиограмма, сущ­ность которой — в установлении ряда требований, предъявляемых профессией к качествам специалиста, его возможностям и способно­стям. В профессиограмме педагога указываются:

♦ квалификация, психологические особенности и способности, на­
правленность деятельности на воспитание и обучение;

♦ мотивация и стремление к профессиональному росту;

♦ критерии оценки результатов труда — нормы, лимит затрат вре­
мени, квалификационные разряды;

♦ средства, при помощи которых осуществляется деятельность (учеб­
ные кабинеты, учебные экскурсии, спортивный зал и др.);

♦ условия выполнения деятельности, параметры рабочего места (про­
странственные, гигиенические, эстетические);

♦ организация труда: график работы, режим труда;


282 Глава 7. Психология педагогической деятельности


Педагогическая деятельность в мире профессии 283


 


распределение заданий, совместная деятельность (кто и с кем вы­
полняет задания администрации школы, какова работа с родите­
лями);

♦ должностные инструкции, определяющие обязанности директора
образовательного учреждения, его заместителей, классных руко­
водителей, учителей -предметников;



♦ учебная нагрузка;

♦ льготы, премии, общественное признание труда учителя;

♦ соответствие деятельности каждого учителя уставу школы и пр.

Немаловажное значение имеют мотивация педагога и его направ­ленность (в том числе и в процессе общения) на достижение целей воспитания и обучения. Ниже мы остановимся подробнее на этом. В ракурсе психологии труда специальность педагога имеет ряд тре­бований: выносливости, многомерности (обучение детей, работа с ро­дителями, воспитательные технологии, связь с общественностью, осу­ществление преемственности детского сада и школы, школы и про­фессиональных лицеев, школы и вуза и пр.).

Особенно следует подчеркнуть в характеристике профессиональ­ной пригодности педагога необходимость соответствующих физиче­ских данных и состояния здоровья. Например, такие качества, как психическая нестабильность, отсутствие хорошего здоровья у учителя физкультуры свидетельствуют о его профессиональной непригодности.

Остановимся на понятии профессиональных психологических и личностных полей. Каково их значение для понимания психологии педагогической деятельности?

Идея профессиональных полей принадлежит А. П. Беляевой и озна­чает предметную область трудовой деятельности. Соотношение объ­екта и субъекта позволяет говорить о новой психологической реаль­ности — профессиональном психологическом поле. Это предметная область активности личности, направленная на преобразование окру­жающего («очеловечивание» среды).

В профессиональном поле гуманитарного типа отражены аспекты:

♦ профессиографические (абстрактное описание профессиограмм со­
гласно справочнику профессий);

♦ экономические (затраты на обучение и реализацию профессио­
нальных структур);

♦ юридические (права и обязанности педагога, работника культу­
ры, менеджера);


♦ трудовые (цели, продуктивность, структура, отклонения, наруше­
ния и др.).

Психологический анализ профессий гуманитарного типа выявля­ет ряд параметров:

♦ гуманизм (личностный подход к человеку, вовлеченному в совме­
стную деятельность), эмпатию, стремление помочь (интеграцион­
ные показатели);

♦ импровизацию, перевоплощение в образ другого, быстроту эмо­
циональных реакций, саморегуляцию, адекватность принимаемых
решений;

♦ коммуникативные навыки и умения, фасцинацию, способность
предвидеть последствия коммуникативных ошибок (коммуника­
тивные показатели);

♦ наличие профессиональных знаний и умений (дидактические струк­
туры).

Профессиональное психологическое поле включает и личностное поле специалиста — индивидуальное сочетание данных параметров1.

На наш взгляд, личностное поле специалиста проявляется в не­скольких чертах, к которым относятся:

♦ интерес к профессиональной деятельности;

♦ достаточность профессиональных умений;

♦ выраженность склонностей;

♦ соответствие склонностей конкретной профессиональной деятель­
ности;

♦ ориентация на избегание неудач;

♦ достаточно развитые коммуникативные умения;

♦ оптимально развитая рефлексия;

♦ критичность в оценке своих возможностей;

♦ расширение профессиональных интересов.

В педагогической профессии все это сказывается в продуктивности и индивидуальном стиле или квалификационном уровне деятельности.

Анализ литературы показывает: психологическое и личностное по­ля, несмотря на существование разнообразных авторских подходов,

1 Исследования профессиональных психологических полей проводились в лаборато­рии психологии диагностики, формирования и коррекции личности (Институт профтехобразования РАО) в 1997-1999 гг. под нашим руководством.


284 Глава 7. Психология педагогической деятельности


Педагогическая деятельность в мире профессии 285


 


можно выявлять посредством определенных показателей и описы­вать. Например, это реально сделать в рамках квалификационного уровня специалиста гуманитарного профиля и, в частности, учителя. Среди подобных параметров такие, как:

♦ знания в области своего предмета;

♦ отношение к предметам;

♦ чувство нового;

♦ содействие в развитии интереса учащихся к предмету;

♦ умение планировать свою работу;

♦ знание психолого-педагогических основ обучения;

♦ педагогический такт;

♦ умение оценивать качество знаний, умений и навыков;

♦ индивидуальный подход к учащимся1.

По мнению Н. В. Кузьминой, продуктивность (качество) педаго­гической деятельности отражается в динамике изменений — от не­продуктивного (минимально репродуктивного) до высокопродуктив­ного уровня. На начальном этапе учитель сообщает коллегам, что он делает, затем стремится учесть их запросы, далее пытается структу­рировать учебную деятельность детей.

Высокий уровень предполагает, что педагог владеет стратегией фор­мирования системы знаний, умений и навыков учащихся по препода­ваемому предмету, а последний (высший) этап — умение превратить свой предмет в средство формирования личности ученика и его по­требности в саморазвитии2.

Рост продуктивности деятельности или педагогического мастер­ства — это необходимый показатель качества работы учителя. На уро­ке, например, это проявится:

♦ в четкости определения целей и задач урока;

♦ творческом применении методов обучения в соответствии с уров­
нем развития учащихся;

♦ предвидении трудностей усвоения материала и оказании помощи
детям;

♦ проявлении интенсивной работоспособности учеников;

1 Квалификационный уровень молодого и опытного педагога // Директор школы. —
2001. - № 16.

2 Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производствен­
ного обучения. - М, 1990. - С. 13.


 

♦ комплексном использовании знания о психологии детей, созда­
нии комфортной атмосферы в классе;

♦ обогащении методики ведения урока новыми сведениями из сфе­
ры психологии и педагогики;

♦ проявлении культуры и других психических новообразований (из­
менении особенностей мышления, речи, памяти, эмоционально-
волевой сферы и пр.).

Важным показателем продуктивности педагогической деятельно­сти является соответствие между затраченными усилиями и резуль­татами работы. Иногда учитель добивается последних за счет боль­ших нагрузок учеников по его предмету в ущерб качеству обучения по другим дисциплинам, что нарушает целостность учебного процесса.

Таким образом, у профессии педагога те же признаки, что и у иных видов деятельности человека, включенных в профессиональные пред­метные поля. Однако у нее есть и отличительное свойство: она пред­полагает постоянное воздействие на детей, осуществляемое в процессе освоения ими социокультурного опыта, организованном учителем. Этого возможно добиться только при условии, что присутствуют оп­ределенные личностные свойства: эмпатия, фасцинация, рефлексия, адаптация и реадаптация (в осложненных условиях — при кризисе и социальной нестабильности).

Психология педагогической деятельности имеет отношение к пе­дагогическому общению и сотрудничеству с учащимися. Важными аспектами являются также психологические основы организации раз­личных форм обучения, создание новых технологий обучения и вос­питательных систем, психологические свойства деятельности, ее струк­тура и компоненты (умения, навыки). Подробнее остановимся на не­которых особенностях психологии педагогической деятельности.

Специфика рефлексии учителя заключается в том, что свои мыс­ли, манеру поведения, эмоциональные состояния он превращает в предмет специального рассмотрения и практического преобразова­ния. Прежде всего это понимание и знание педагогом самого себя и выяснение того, насколько окружающие его дети и взрослые знают и понимают его личностные реакции и представления.

Структурные компоненты педагогической рефлексии таковы (ука­зывается на основе материалов О. В. Калашниковой):

♦ способность познать себя в профессиональной деятельности;

♦ самооценка успешности профессиональной деятельности;


286 Глава 7. Психология педагогической деятельности

отношение к себе как субъекту профессиональной деятельности;

♦ самоактуализация как проектирование будущей профессиональ­
ной деятельности.

Таким же профессионально значимым свойством личности педа­гога является эмпатия, или сопереживание. Это умение поставить себя на место другого человека и способность быть отзывчивым. Че­ловек принимает чувства другого, словно они его собственные. Если учитель научится откликаться на переживания учеников, он много­го может добиться и избежать эмоциональной глухоты и черство­сти.

И. М. Юсупов полагает, что «функциональными механизмами эм-патийного понимания выступают эмоционально-когнитивная децен-трация субъекта и его идентификация с эмпатируемым объектом. Ре­зультатом понимания является субъективная уверенность в адекват­ности воссозданных паттернов и внутренней сущности познаваемого объекта. В онтогенезе личности ее эмпатийный потенциал подвер­жен как спонтанной динамике, так и произвольной регуляции. Уси­ление эмпатийного потенциала связано с общим личностным ростом и формированием социального интеллекта. Эмпатия выступает как системообразующий фактор в ряду активных структурных качеств педагога и способствует эмоционально-когнитивной и социальной де-центрации будущего учителя»1.


.

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2020 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал